рабочая программа-"Детский театр мод-Костюм изничего"
учебно-методический материал по теме
работа о создание кружка швейного направления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
federalnoe_agentstvo_po_obrazovaniyu90.docx | 82.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Кабанское управление образования
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Байкало-Кударинский Дом детского творчества»
«Утверждаю»
Директор ДДТ
________________О.Б.Ильинова
Вторушина И.Е
Образовательная программа
«Детский театр мод «Костюм из ничего»
Для детей 10-16 лет
Срок реализации-3 года
Кудара
2012
Пояснительная записка
Мода и Костюм - проявляет развитие личности ребенка, его индивидуальных способностей посредством интеграции различных видов деятельности в условиях детского развития; его профессиональной ориентации и социальной адаптации в обществе через профессиональную деятельность.
И хотя сами понятия "театр" и "мода" различны по своей сути, для детскогомышления они легко объединились в единое целое. Ведь дети по своей натуре фантазеры. И вот уже появляется новая идея, которая воплощается в созданную детскими руками коллекцию. Рождается спектакль с музыкальным и световым оформлением, где раскрывается искусство юного художника, мастерство портнихи,
талант актрисы-манекенщицы. Всё как у взрослых профессионалов в «театре» и в «моде»: режиссеры и кутюрье, актеры и манекенщицы, художники и стилисты, костюмеры и портные, технический персонал….
Театр моды – творческий коллектив, постоянно думающий над созданием новых эскизов, коллекций костюма с использованием различных современных технологий и нетрадиционных материалов.
Искусство воспитания – это стремление выявить то, что имеет человек « заложенным в зародыше», не толкать его Природу туда, куда она не стремится…
Актуальность программы. Долгие годы, лишенные права выбора, мы, наконец, получили возможность разнообразить свой гардероб предложениями многочисленных «бутиков», магазинчиков и рынков. Мода со страниц зарубежных журналов и каталогов шагнула на улицы российских городов. Выразить себя в одежде пытается и стар, и млад. Молодежная среда рождает целые течения, демонстрирующие свой имидж, свои представления о моде, целенаправленно обращающие на себя всеобщее внимание. Стремлению выглядеть ярко, эффектно и индивидуально способствуют и реклама, и средства массовой информации.
Однако человек сведущий понимает, что одним стремлением наше отношение к моде и одежде ограничить нельзя. Нужны знания и умения. Сегодня недостаточно подражать имиджу модной топ- или фотомодели. Задача, поставленная самой жизнью, гораздо серьезнее и глубже.
Веление времени - познав себя, найти свой индивидуальный и неповторимый образ; выработать собственный стиль, рожденный гармонией внутреннего «я» личности и его внешнего проявления в одеж де и в облике в целом.
Программа дополнительного образования детей «Детский театр моды» в полной мере способствует этому.
К числу наиболее актуальных проблем относятся:
- Создание условий для творческого развития и потенциала ребенка;
- Обеспечение развития к знаниям и творчеству;
- Обеспечение положительных эмоций ребенка;
- Создание условий культурного и профессионального самоопределения, творческого развития личности ребенка, ее интеграции в систему мировой моды и отечественной…
Театр мод- это симбиоз театра и моды, режиссуры, сценографии и хореографии с модой, подиумом, нестандартным восприятием осмыслением тенденций в одежде; когда костюм не просто предоставляется, как на вешалке, а обыгрывается. Наряды такие, что в здравом уме не наденешь, но впечатляет. Элементы создаваемых образов можно, конечно, использовать в повседневной одежде…
Программа по дополнительному образованию детей театра мод, являясь прикладной, носит как практико-ориентированный характер, так и культурно- национальный характер, и направлена на формирование у обучающихся стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное, желание изучать театральное мастерство, историю своего края. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для знакомства учащихся с основными вопросами теории моды, законами художественной формы, цветового решения и спецификой текстильных материалов, технологией изготовления швейных изделий и сценических костюмов, приобщает детей к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора в области дизайна современной одежды.
Новизна данной программы заключается в овладение новыми инфокоммуникационными и интерактивными технологиями в процессе создания своих костюмов. Программа объединяет в одно целое такие понятия как образование, мода, искусство творчество.
Поможет учащимся воссоздать целостность картины изделий, сформировать видение красоты родного края и национальности в костюме и коллекции. Также приобщение к истории родной местности способствует к пониманию сохранения и возрождения костюма своего народа…
Данная образовательная программа ставит целью:
- Приобщение детей к миру культуры костюма через создание и постановку театрализованных представлений коллекций моделей одежды, что способствует формированию художественного вкуса и социальной адаптации подростка.
- Развитие творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению
В соответствии с целью. Поставленной данной образовательной программы, выделяется ряд педагогических задач:
- формировать и совершенствовать знания, умения и навыки сценического искусства, швейного мастерства, основываясь на исторический и современный опыт музыкальных театров, театров мод, работы режиссеров- постановщиков шоу-бизнеса.
- ознакомить учащихся с некоторыми теоретическими положениями основ дизайна, научить создавать дизайн-проекты в форме эскиза.
- развивать у ребенка такие качества как эстетический вкус, аккуратность, последовательность в работе, умение доводить начатое дело
до конца, видеть перспективу своего труда, стремиться к достижению намеченной цели. - расширять общий и интеллектуальный кругозор детей.
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка, фантазию, индивидуальность, самостоятельное мышление, творческую инициативу.
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание; Развивать положительные эмоции и волевые качества;
Педагогическая целесообразность программы
Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.
Комплексная, профессионально-ориентированная программа в контексте заданной цели, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики. Она предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение подростков отличается практической и гуманитарной направленностью.
Принципы обучения:
- Интегративный принцип преподавания своей дисциплины
- Саморазвитие учащегося- дать возможность работать самостоятельно
- Формирование знаний, силой закона( законы моды, основы конструирования и моделирования, пошива изделий)
- Проектирование идей- от начало до конца( художественное оформление- рисунок, азбука моды)
- Целостность и системность полученных знаний и навыков
- Мотивация познавательной деятельности- формирование учебно – познавательного мотива самим учащимся при помощи приемов мотивации: занимательности и продуктивности деятельности в работе
- Создание комфортных условий для активной, творческой деятельности учащихся
- Блочно- модульная система обучения , основанная на технологии швейного производства X. И. Махмутова. Конструируем, моделируем, шьем. - М., Просвещение, 1994; основы художественного моделирования И. В. Ерзенкова. Искусство красиво одеваться. - Рига, фирма ИМПАКТ, 1992.Л. В. Орлова. Азбука моды. - М., Просвещение, 1989.
Содержание образовательной программы.
Как много может рассказать любознательному человеку интересного, поучительного, иногда забавного и неожиданного привычное, постоянно употребляемое слово “одежда”. В течение всей истории существования человечества люди создавали для себя одежду, внося свой вклад в этот многовековой процесс. Именно этот вид творчества был, наиболее близок большинству людей, т. к. в нем каждый мог проявить сво? мастерство, фантазию, понимание прекрасного. И в наши дни, когда подростков окружает многообразие различных стилей одежды, когда мода меняется очень быстро и очень трудно бывает создать индивидуальный, неповторимый образ, тема гармоничного сочетания элементов костюма и аксессуаров, причёски и макияжа очень актуальна в воспитании девочек, девушек, будущих матерей, хранительниц семейного очага, будущих деловых женщин.
Мода – изменчивая, капризная, необузданная, динамичная, воплощение наших грез и мечтаний. Мода – это глянцевый блеск журналов, это изящные модели, невесомо идущие по подиуму. Кто не хотел бы быть похожим на девушку с обложки последнего журнала моды? Но, мало обладать внешностью и фигурой модели, нужно также уметь держать осанку и показать одежду так, чтобы она выглядела "объемно" и зритель понял ее идею и назначение. Здесь большую роль играет уже внутренняя красота модели, ее артистизм, владение искусством мимики и жеста. Поэтому мода и театр – понятия близкие и очень гармоничные, так как они приобщают нас к миру искусства: искусства игры, поэзии, сотворения костюма. Именно театр дает возможность проявить себя неординарным личностям. Поэтому не только стандартные модели могут демонстрировать одежду, а также и миниатюрные, но обладающие творческими способностями и владеющие актерским мастерством.
Создание новых моделей одежды превосходный способ самовыражения это хороший способ испытать свои творческие способности. Это увлекательное занятие, к тому же это занятие приносит большое удовлетворение от полученных результатов..
Образовательная программа призвана подготовить воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности, профессиональному самоопределению и последующему овладению различными профессиями, эстетическому отношению к окружающему, чувству коллективизма, ответственности. В программе одна тема лаконично переходит в другую, поэтому дети постепенно знакомятся с технологией пошива изделий, а также с профессиями, связанными с миром моды.
Отличительные особенности программы
Отбор текстовых и наглядных материалов в рамках данной программы обусловлен его актуальностью и целенаправленностью в воспитательном пространстве данного образовательного учреждения, художественной ценностью объединения, воспитательной направленностью и педагогической целесообразностью.
Программа имеет модульный принцип построения. Все образовательные модули взаимосвязаны,
благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов творческой деятельности, необходимых для достижения обучающимися общего положительного результата и достижения цели программы. Использование проектно-исследовательских образовательных технологий, связанных с поиском новых совершенных форм, конструктивных решений, нестандартного использования материалов при создании костюма;
Проработка вопросов диагностики результативности образовательного процесса;
Организация разнообразных форм образовательных мероприятий, нацеленных на
выявление личностных достижений обучающихся (конкурс мастерства, конкурс декоративных поделок. конкурс авторских моделей и аксессуаров).
Данная программа включает следующие модули:
I Раздел «Основы пошива и конструирования» предусматривает не только приобретение профессиональных навыков учащихся, но и изучение истории появления первых изделий родного края- на примере семейских и казачьих обрядов, как семей основателей родного поселения.
Предлагает изучение от самого первых работ до работ нашего времени; наглядные примеры- вид и правила правильного выполнения работы.
II Раздел «И платье тоже пляшет( Основы дизайна) » Платье- это вид плечевого изделия. Его зарисовка при помощи шаблона. Отрезные и не отдизайнарезные по линии талии платья. Конструирование и моделирование платьев. Сборки, рюши и оборки из шелковой ткани. Разработка выкроек. Разработка выкроек одного фасона, но на несколько размеров .Помимо работы на бумаги есть и практическая работа — пошив платья (сарафана) или блузы из шелковой ткани или концертного костюма. Такие незначительные дополнения не нарушают целостность изложения программного материала, а лишь дополняют его, дают возможность всем детям одной группы расширить познания в производстве одежды.
III Раздел « Пора на подиум» позволяет раскрыть ребенку секреты модельного и дизайнерского дела, отношение как к личности, так и к природе. Позволяет учащимся познакомится с модой, быть готовым к работе манекенщицами в специализированной группе « Подиум» и к участию в демонстрации коллекций театра моды. В качестве итога показывают свою версию демонстрации любой модели в сопровождении музыки на подиуме.
Все модули между собой взаимосвязаны, на данном этапе работы детского творческого объединения находятся в постоянной разработке и сборе методического и практического материала для работы в разных группах. результатом такой деятельности, направленной на достижение целей программы, является коллективная работа всего творческого объединения- показы коллекций( подиумная работа), участие в различных конкурсах поделок.
Вид программы по целевой направленности:
Общекультурная, национально- региональная, помогает ввести учащихся в пространство художественного воображения, они раскрепощают, снимают или смягчают многочисленные проблемы общения подростков, проблемы, связанные с семьей и школой.
Участие в деятельности объединения, действующего на территории образовательного учреждения, показы сшитых коллекций и участие в конкурсах, дает возможность набраться опыта работы, поверить в свои силы и возможности, приобрести навыки профессии в процессе творческой деятельности, быть в центре событий родного поселения.
По тематической направленности:
Художественно- проектная, ведь мода и дизайн синтезирует в себе проектирование изделий, изобразительное искусство, прикладное творчество и многое другое.; и поэтому призвано развивать в нас художественное и проектное направление. Проживая художественный образ на сцене( показ коллекций), в эскизе и в изделии, ребенок понимает суть своей работы глубже, работать ему намного понятней и интересней, потому что он не только уловил смысл, но и вжился в свой образ…
По доминирующим формам организации:
Работа в группах, помогает организовать учащихся по интересам и способностям.
Групповая работа привлекает участников возможностью лучше узнать друг друга, сравнить себя с ними, расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа дает возможность учащимся объединиться по интересам; обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения; воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива; предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивания, аргументации, но в то же время требует терпимости к чужой точке зрения; позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем стимулирует дух соревнования и соперничества.
При работе над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы. Это важно, особенно при выполнении такой объёмной работы, как создание коллекции одежды.
По нормативным срокам реализации:
Курс рассчитан на 3 года обучения. Общее количество часов – 432 (по 144ч в год). На практические занятия отводится подавляющее количество учебных часов (не менее 70% всего учебного времени).
По возрастному уровню детей, для которых предназначена программа, предлагает возраст школьников- от 10 до 16 лет(18)
Это самый трудный возраст ребенка, так как каждый формируется как индивидуальная личность. в тоже время самый интересный в плане развития межличностного общения и эмоционально насыщенный. Подросток любознателен, он познает мир через общение с окружающими, с науками, с природой , с искусством, с социальной средой- ищет пути решения многих не решенных для него вопросов.
Позитивная деятельность, направленная на развитие многих значимых сторон жизни подростка очень важна для него и для его социального становления, как гражданина страны, формирования интеллектуального, творческого и культурного человека. Участие в коллективной деятельности- помогает подростку самоутвердиться и самовыразиться, проявить свою индивидуальность. Избавиться от многих комплексов.
Обучение на занятиях осуществляется на основе метода проектов. В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся. Проектный подход изначально ориентирован на самостоятельную работу школьников — индивидуальную, групповую или коллективную.
Реализация данной программы решает и вопрос занятности свободного времени подростка во внеурочное время. Занятия проходят во второй половине дня, когда учебный процесс завершен и многих подростков появляется свободное время ,которым каждый распоряжается по- своему усмотрению. Творческое объединение дает возможность организовать свое свободное время интересно и с пользой для себя.
Набор детей в Театр мод проводится в течение всего учебного года
Знания, Умения и Навыки, приобретаемые в процессе занятий.
Логическое завершение, итог всей учебной деятельности системы «детский театр моды» - создание спектакля, основанного на демонстрации коллекции модной одежды.
Появление спектакля - увлекательный процесс, развивающий и навыки режиссуры, постановки, создания декораций, подбора музыкального оформления. Это демонстрация творческих способностей и одновременно пропаганда модной эстетичной одежды, сделанной руками учащихся в соответствии с их представлениями о модных образах, силуэтах, формах, о моде в целом. Это яркое историческое путешествие, повествующее о проблемах моды и возможных путях ее развития, обрамленное изысканной рамой из музыки, театрального действа, хореографии и цвета.
К концу 1-го года обучения учащиеся должны
Знать:
- усвоить правила по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами, швейной машиной и электрическим утюгом;
- овладеть навыком снятия мерок с фигуры и правильной их записи;
- уметь строить чертежи прямой юбки, шорт, брюк;
- уметь кроить вышеназванные изделия;
- уметь демонстрировать готовые изделия.
Иметь понятия:
- терминология портного
- чертежи и конструкция
- общение в коллективе
Уметь:
- направлять свою фантазию по заданию
- мыслить творчески
- вооплащать свою идею в изделии
Приобрести навыки:
- общение с потенциальным клиентом
- элементарного внимания и усидчивости
- коллективного творчества
А также избавиться от стеснительности, боязни общества, приобрести общительность с сверстниками, ответственность перед коллективом
К концу 2-го года обучения учащиеся должны
Знать:
- устранять простейшие неполадки в швейной машине;
- снимать мерки с конкретной фигуры;
- строить чертежи основы блузки (или платья);
- производить простейшее моделирование;
- кроить и шить изделия на себя;
- демонстрировать изготовленные изделия
Иметь понятия:
- терминология оборудования
- элементы моделирования
- изготовление на себя
Уметь:
- снимать мерки по любой комплекции тела
- различать неполадки при работе
- выкраивать самостоятельно
Приобрести навыки:
- портного в изготовление изделий
- свободного общения с ровесниками и с клиентами
- моделирования изделия
К концу3-го года обучения учащиеся должны
Знать:
1.Основы дизайна и теории моды;
2.Основные моменты истории костюма;
3.Основные понятия и термины, использующиеся в художественном проектировании;
4.Категории, свойства и средства композиции;
5.Этапы проектирования коллекции одежды, основные тенденции в современной моде;
Уметь:
1.Использовать знания средств и свойств композиции на практике;
2.Разработать проект по изготовлению коллекции костюмов на заданную тему;
3.Точно и аккуратно выполнять все этапы создания костюма;
4.Свободно оперировать полученными знаниями в реальной жизни.
Иметь понятия:
- моделирование по готовому чертежу основы;
- выкройка более сложной по конструкции модели;
- разработать и сшить модель более сложного фасона на себя;
- продемонстрировать модель в подиумном показе.
Приобрести навыки:
- дизайна в изделии
- изготовления костюма
- проектирования и композиции коллекции
1год обучения
Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего часов | В том числе на | |
теорию | практику | |||
РазделI | Основы пошива и конструирование | |||
1. 2. | Вводное занятие Конструирование, моделирование и пошив изделий МодульI-изготовление летнего платья МодульII-изготовление народного семейского наряда МодульIII-изготовление народного казачьего наряда | 2 70 | 1 15 | 1 55 |
РазделII | И платье тоже пляшет(Основы дизайна) | |||
3 4 5 6 | Основы художественного моделирования Азбука моды Цветоведение Рисунок МодульI-эскиз платья для лета МодульII-эскиз семейского наряда МодульIII- эскиз казачьего наряда | 18 20 5 7 | 5 12 1 3 | 13 8 4 4 |
РазделIII | Пора на подиум | |||
7 8 9 10 | Дефиле Основы театрального мастерства Сценическая пластика Косметика, макияж и основы грима МодульI- я сам себе стилист( основы макияжа) МодульII- гора справа, обрыв слева( пластические действия при дефиле) МодульIII- ходим как королева( подиумный шаг, дефиле) | - 5 8 6 | - 1 3 5 | - 4 5 1 |
Итого: 144: теория-60,практика-84
2 год обучения
Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего часов | В том числе на | |
теорию | практику | |||
РазделI | Основы шитья и конструирования( три модуля) | |||
1. 2. 3. | Вводное занятие Конструирование, моделирование и пошив изделий Основы художественного моделирования | 4 80 26 | 2 20 4 | 2 60 22 |
РазделII | И платье тоже пляшет(Основы дизайна- три модуля) | |||
4. 5. 6. 7. | Азбука моды Цветоведение Дефиле Основы театрального мастерства | 20 8 16 22 | 8 2 8 8 | 12 6 8 14 |
РазделIII | Пора на подиум( три модуля) | |||
8. 9. 10. 11. | Сценическая пластика Рисунок Косметика и макияж Основы грима и визажа | 10 10 12 8 | 2 4 4 3 | 8 6 8 5 |
Итого:216 :теория-63,практика-153
3 год обучения
Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего часов | В том числе на | |
теорию | практику | |||
РазделI | Основы шитья и конструирования( три модуля) | |||
1. 2. | Вводное занятие Конструирование, моделирование и пошив изделий | 4 80 | 2 20 | 2 60 |
РазделII | И платье тоже пляшет( три модуля) | |||
3. 4. 5. 6. 7. 8. | Основы художественного моделирования Азбука моды Рисунок Дефиле Цветоведение Основы театрального мастерства | 26 20 8 16 22 10 | 4 8 2 8 8 2 | 22 12 6 8 14 8 |
РазделIII | Пора на подиум( три модуля) | |||
9. 10. 11. | Сценическая пластика Косметика и макияж Основы грима и визажа | 10 12 8 | 4 4 3 | 6 8 5 |
Итого:216 : теория-63, практика-153
Содержание образовательной программы на 1 год обучения
№ блока | Содержание | час | цель | Практическая деятельность | час | сроки |
1 | Вводное занятие « С чего все начинается» | Дать представление- что такое театр мод и когда все началось, возникновение, первые термины в кружке. | Основные особенности, дать представление терминов- театр, мода и одежда | 2 | ||
2 | Конструирование, моделирование и пошив изделий | Способствовать мышлению и вниманию. Усвоение техники безопасности, умение кроить и шить изделия. швейные машины, назначение, принцип действий. | Альбомы с наглядным материалом, крой и шитье изделий, эскизирование моделей.схема заправки верхней и нижней ниток, приемы работы на швейной машине, машинные швы, их назначение и техника исполнения. Профессии швейного производства, линейка закройщика | 70 | ||
3 | Основы художественного моделирования. | Дать развитие творческого потенциала, свободное эскизирование, знание классификации ассортимента современной одежды, | Классификация одежды, понятия «стиль», «образ», виды моделирования, композиция костюма, Специфика художественного моделирования, профессия художник- модельер | 18 | ||
4 | Азбука моды | Овладение материалом для самого себе- преодоление своих страхов, знакомство с модой, авторы и соавторы. Мода для одного или тысяч | Журналы, вырезки и теоретический материал. Мода для всех- доклады, изучение стилей в одежде; планирование моды, мода на подиуме. | 20 | ||
5 | Сценическая пластика | Снятие психологических комплексов, представление движений в воображение и мышление образами | Образцы видеоматериалов. Фотографии. Рисунки, теоритический материал, понятие- правильная осанка. Типы осанок и их характеристики. Роль лечебного массажа для исправления неправильной осанки. Домашний тест- контроль. | 8 | ||
6 | Дефиле | Дать понятие слова-дефиле и подиумного шага | Альбом с фотографиями Видео. Наглядный пример. техника подиумного шага. Основные позиции. | 8 | ||
7 | Основы театрального мастерства | Дать волю проявления фантазии, изучение понятий- мышечный контроль и внутреннего зрения | Видеообразцы и наглядный пример. Теоретический материал. Дать понятие « мышечного контроля», перенос центра тяжести и точки опоры тела, способы мгновенной ориентировки | 0 | ||
8 | Цветоведение | Изучит цветосочетание оттенков и цветов. Цвет- основа языка живописи, богатства цвета | Альбом с образцами. Инструменты, изображение цветого круга, цвет и его свойства, основные цвета и дополнительные. Настроение в цвете, оттенки и палитра художника. | 5 | ||
9 | Рисунок | Изучить графику- как основы стилизации в изображение эскизов изделий | Образцы готовых работ. Фотографии. Альбом с образцами. Материалы, инструменты. Графика- язык и основа всех видов ИЗО. Язык графики –линия, точка, пятно. Применение их в создание образа. | 7 | ||
10 | Косметика | Понятие «косметика». История развития косметики, искусство ухаживать за собой. | Наглядные образцы, альбомы с изображениями макияжа. Основные типы кожи- уход за ними. Виды макияжов | 6 |
Содержание образовательной программы на 2год обучения
№ блока | Содержание | час | цель | Практическая деятельность | час | сроки |
1 | Вводное занятие « Повторение» | Развить память, повторение предыдущего материала | Основные особенности, записи в тетрадь, организационные вопросы, задачи и планы работы | 2 | ||
2 | Конструирование, моделирование и пошив изделий | Усвоение техники безопасности, умение кроить и шить изделия, на несколько размеров. Работа с неполадками в машине. | Альбомы с наглядным материалом, крой и шитье изделий, эскизирование моделей. Свойства тканей, краткие сведения о производстве тканей. Профессии с тканями. Краткие сведения. Изучение воротников, застежек, карманов и плечевых изделий | 72 | ||
3 | Основы художественного моделирования. | Понятие фигуры и ее пропорции, пробное рисование эскиза- коллекция | Моделирование с учетом возраста, характера и телосложения. Изучение понятие – моделей одежды ,форма и содержание одежды, форма и силуэт; форма и поверхность, масса изделия, форма и обьем | 26 | ||
4 | Азбука моды | Овладение материалом для самого себе- преодоление своих страхов, разрушение стилей- поиск себя. Изобилие моды | Журналы, вырезки и теоретический материал. Мода для всех- доклады, демонстрация моделей одежды, сшитой учащимися. | 0 | ||
5 | Сценическая пластика | Снятие психологических комплексов, представление движений в воображение и мышление образами, проведение теста на правильную осанку и пластику | Образцы видеоматериалов. Фотографии. Рисунки, теоретический материал, работа на сцене; Пластика и костюм, и эмоции- взаимосвязь всего. Изучение мимики, жестикуляции и языка жестов | 8 | ||
6 | Дефиле | Дать понятие слова и подиумного шага( повторение). Своеобразие дефиле, походка. Типы походок | Альбом с фотографиями Видео. Наглядный пример,работа впаре, группой, массой. Обработка движения одной линии в шаге; Положение рук, головы без музыки и под музыку по одному. Распределение пространства и лини. | 0 | ||
7 | Основы театрального мастерства | Дать волю проявления фантазии, групповое фантазирование | Видеообразцы и наглядный пример. Теоретический материал, упражнения, импровизации., изучение сценического внимания | 22 | ||
8 | Цветоведение | Изучит цветосочетание оттенков и цветов, сочетание по принципу гармония и контраста | Альбом с образцами. Инструменты, изображение цветого круга, орнамент и геометрия, аппликация и цвет, понятие росписи и история возникновения | 0 | ||
9 | Рисунок | Изучение пропорций человека, « золотое сечение». | Образцы готовых работ. Фотографии. Альбом с образцами. Материалы, инструменты., наброски человеческого тела, в движение и на месте. Стилизация фигуры. | 6 | ||
10 | Косметика, грим и макияж | Понятие «косметика». Виды макияжов, определение типа кожи | Наглядные образцы, альбомы с изображениями макияжа, практика наложения макияжа. Цели и задачи сцен. Грима и история возникновения. Театральная косметика | 8 |
Содержание образовательной программы на 3год обучения
№ блока | Содержание | час | цель | Практическая деятельность | час | сроки |
1 | Вводное занятие « Повторение» | Развить память, повторение предыдущего материала | Основные особенности, записи в тетрадь, организационные вопросы, задачи и планы работы, повторение предыдущего года | 2 | ||
2 | Конструирование, моделирование и пошив изделий | Усвоение техники безопасности, умение кроить и шить изделия, на несколько размеров. Работа с неполадками в машине. | Альбомы с наглядным материалом, крой и шитье изделий, эскизирование моделей. Свойства тканей, краткие сведения о производстве тканей. Профессии с тканями. Краткие сведения. Изучение воротников, застежек, карманов и плечевых изделий( повторение теории)специфика художника- модельера построение чертежа основы изделий. | 72 | ||
3 | Основы художественного моделирования. | Понятие фигуры и ее пропорции, пробное рисование эскиза- коллекция | Моделирование с учетом возраста, характера и телосложения. Изучение понятие – моделей одежды ,форма и содержание одежды, форма и силуэт; форма и поверхность, масса изделия, форма и оббьем. Художественное оформление одежд, иллюстрация готовых коллекций одежды, изучение фактуры материалов. | 24 | ||
4 | Азбука моды | Овладение материалом для самого себе- преодоление своих страхов, разрушение стилей- поиск себя. Изобилие моды | Журналы, вырезки и теоретический материал. Мода для всех- доклады, демонстрация моделей одежды, сшитой учащимися., изучение словаря моды, определение своего образа, путей его достижения | 0 | ||
5 | Сценическая пластика | Снятие психологических комплексов, представление движений в воображение и мышление образами, проведение теста на правильную осанку и пластику | Образцы видеоматериалов. Фотографии. Рисунки, теоретический материал, работа на сцене; Пластика и костюм, и эмоции- взаимосвязь всего. Изучение мимики, жестикуляции и языка жестов(повторение) характеристика движений человека, пластика образа модели | 6 | ||
6 | Дефиле | Дать понятие слова и подиумного шага( повторение). Своеобразие дефиле, походка. Типы походок | Альбом с фотографиями Видео. Наглядный пример, работа в паре, группой, массой. Обработка движения одной линии в шаге; Положение рук, головы без музыки и под музыку по одному. Распределение пространства и лини.( повторение). Изучение выпада и демонстрация выпада. Шаг-композия с выпадом в сторону | 8 | ||
7 | Основы театрального мастерства | Дать волю проявления фантазии, групповое фантазирование | Видеообразцы и наглядный пример. Теоретический материал, упражнения, импровизации., изучение сценического внимания, пластические этюды, темпоритм, особенности характера сценического характераю. | 10 | ||
8 | Цветоведение | Изучит цветосочетание оттенков и цветов, сочетание по принципу гармония и контраста | Альбом с образцами. Инструменты, изображение цветого круга, орнамент и геометрия, аппликация и цвет, понятие росписи и история возникновения( повторение теории) изучение росписи тканей. | 9 | ||
9 | Рисунок | Изучение пропорций человека, « золотое сечение». | Образцы готовых работ. Фотографии. Альбом с образцами. Материалы, инструменты., наброски человеческого тела, в движение и на месте. Стилизация фигуры. Окончательная эскизировка фигуры на формате в одиночном виде и в коллекции | 13 | ||
10 | Косметика, грим и макияж | Понятие «косметика». Виды макияжов, определение типа кожи | Наглядные образцы, альбомы с изображениями макияжа, практика наложения макияжа. Цели и задачи сцен. Грима и история возникновения. Театральная косметика( повторение, практика- демонстрация на показе ) | 0 |
Методика обучения.
Программа разработана с учетом трех основных компонентов деятельности современного педагога:
- гуманизации педагогического процесса;
- индивидуализации и дифференцированный подход;
- демократизация, что предлагает возможность педагога в рамках программы достичь поставленных
целей и решить педагогические задачи, актуальные в данной социально- культурной ситуации, сложившиеся в условиях образовательного учреждения; а также дать возможность каждому учащемуся- раскрыть свои способности, реализоваться в творческой деятельности, самоутвердиться как личность и как член коллектива
Самое главное для педагога в работе с ребенком- это умение направить ребенка на такую деятельность, чтоб они ощутили свою самодеятельность, успешность, удовольствие от общения друг с другом, и от работы.
Основными методами реализации данной программы можно считать:
- метод конструирования, включая моделирование
- метод театрализации показа изделий
- метод стилизации и дизайна
Суть метода стилизации и дизайна, и театрализации показа изделий состоит в соединение цвета, мелодий, рисунка и природы, раскрывающих образ в разных вариантах, которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам композиции. Благодаря обучению кройки и шитья воспитанники осваивают различные виды рукоделия, что дает детям возможность приобрести положительный опыт и использовать его не только как хобби, но и для развития профессиональной направленности.
Темы работы с воспитанниками, являются актуальными и целесообразными в данное время. Каждая тема (раздел) включает вариативность содержания в зависимости от направлений моды и новых технологий обработки швейных материалов, от требований современных педагогических технологий. Такая структура программы позволяет оперативно приспосабливать её ко времени проведения различных конкурсов, праздников и мероприятий.
Основные формы работы:
- Учебно- практические занятия. Итоговые занятия:
- Кройка и шитье,
- Конструирование и моделирование,
- Стилизация.
- Репетиции показов одежды( коллекций);
- Проведение студийных конкурсов конкурсов-конкурс мастерства, конкурс стилистов, конкурс авторских моделей;
- Участие в различных выставках;
- Проведение мастер- класса по изготовлению модных аксессуаров;
- Спектакли- показы, подготовление и проведение праздников моды;
- Индивидуальные занятия- работа над образом своего изделия и над собой.
Различные формы работы направлены на сплочение детей в один сплоченный, работоспособный коллектив, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере
Творчества.
Диагностика
Диагностика основана на выявление и развитии в учащихся объединения творческих способностей, умения работать в коллективе. Конструирование и моделирование; кройка и шитье; стилизация и дизайн. Это основные элементы по которым педагог осуществляет диагностику. Диагностика осуществляется в начале и в конце учебного года.
Уровень творческих способностей определяется по 5-ти бальной системе
ФИО | Год | ||||||||||
Начало учебного года | Конец учебного года | рейтинг | |||||||||
Конструирование | Кройка и шитье изделий | Стилизация изображений | Моделирование | Навыки дизайнера | Конструирование | Кройка и шитье изделий | Стилизация изображений | Моделирование | Навыки дизайнера | ||
Методическое обеспечение программы
Данная программа может быть реализована как в кружковой, так и в студийной работе, с детьми возраста 10-18 лет; в образовательных школах- как дополнительный досуг детей, в учебных учреждениях инновационного типа и в различных детских творческих центрах.
Для возможности реализации образовательной программы необходимо наличие соответствующего помещения- кабинет ,оснащенный специальным оборудованием( швейные машины ручного и электро приводного типа), утюжильные предметы. Актовый зал с выдвижным подиумом, магнитофон.
Наличие первичного навыка шитья изделий простого типа, эскизного моделирование( владение первичными основами рисунка), стилизации предметов.
Для достижения поставленных целей необходимо иметь в наличие ткани, различную фурнитуру(разные виды и размеры пуговиц, молний и застежек; а также декоративная фурнитура- бусы, разные брожки, бисер и паетки).
Так же желательно иметь возможность записывать свои достижения в области показа изделий на видеоматериал, проводить различные виды фотоссесий.
В ходе занятий учащиеся получают навыки работы над художественно- эстетическим образом в пространстве моды, учатся улавливать особенность той или иной задачи, навыки коммуникативной культуры. Учатся искусству перевоплощения с помощью участия в создание подиумных показов изделий, воспитывают в cебе стремление к творческой самоарелизации и самосовершенствование.
В ходе общения и целенаправленной совместной деятельности учащиеся получают и развивают в себе навыки делового и неформального общения как в группах, так и в коллективе в целом, получают чувство коллективизма. Развивают образное мышление и фантазию, потребность трудиться.
Воспитательная и творческая работа через работу в группах, через творчество и сотворчество воздействует на личность, способствует ее становлению и развитию.
Дидактические материалы по направлению портновской, дизайнерской деятельности,
Необходимые для работы по кружку.
- Видео материал и фото материал подиумных работ( показов) известных модельеров и стилистов, миниатюр и миниспектаклей и др;
- Аудио записи музыки разных стилей и эпох;
- Методические работы по направлениям в программе ( конструирование, моделирование, кройка и шитье, оборудование, стилизация и рисунок, макияж и косметика).
- Разработка педагога для обеспечения образовательной программы ( планы, конспекты);
- Конференции проектно- исследовательских работ в области культуры костюма, художественные советы и просмотры работ;
- Материалы по диагностике( анкеты, диагностические карты, вопросники)- диагностические материалы развития детей
Материально-техническое обеспечение:
- Кабинет для занятий, столы, стулья, оборудование;
- Зал с выдвижным подиумом;
- Магнитофон;
- Ткани, приспособления для шитья;
- Шкаф для хранения книг и технических средств обучения;
- Костюмы и аксессуары.
Материальное обеспечение для каждого учащегося:
- Форма для занятия( платок- косынка, фартук, ножницы, сантиметровая лента);
- Тетрадь для записей;
- Альбом для зарисовок.
Результативность программы
Формирование у детей основ целостной эстетической культуры невозможно без развития исторической памяти. Огромная роль в этом развитии принадлежит декоративному народному искусству, которое наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народами формы эстетического отношения к миру. Искусство – это великая память народа. Все, что нам оставили наши предки, должно войти в нашу жизнь, стать частью нас самих. Высокое назначение народного искусства заключается в эмоционально-нравственной силе его воздействия на человека. Оно является хранителем народной мудрости, которая впитала в себя опыт тысячелетий. Из поколения в поколение в нем передаются не просто приемы ремесла, а мировоззрение народов, их духовная культура. Соприкасаясь с произведениями народного искусства, дети становятся чище, благороднее. Возникновение чувства радости от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра.
Региональный компонент является средством формирования гражданского и эстетического мировоззрения подрастающего поколения Региональный компонент в программе реализуется через изучение народного творчества народов.
Культурно- эстетическое развитие учащихся, эмоционально- целостное отношение их к традиционной культуре и искусству находится в прямой зависимости от умения:
– познание детей с историей возникновения одежды, с направлениями современной моды;
– работа с тканью, пользоваться необходимыми инструментами, лекалами, строить выкройку, пользоваться журналами, производить раскрой, выполнять примерку и отделку изделия;
– умение пользоваться швейной машиной;
– знание основ законов моделирования;
– совершенствование необходимых навыков в области конструирования, моделирования и пошива одежды;
– умение выполнять эскиз моделей, набросок.
В процессе занятий творческого объединения учащееся приобретают знания об основах конструирования и моделирования одежды, первые навыки шитья, умение создавать стилизацию, эскизирование моделей. Коллекций одежды.
Процесс отслеживания результативности происходит на учебных занятиях в течение всего года, а также на открытых занятиях и итоговых уроков.
После прохождения программы учащееся будут знать:
- правила техники безопасности и поведения на занятиях;
- о дизайне и шитье как о виде искусства;
- основные элементы кройки и шитья изделий;
- основы конструирования и моделирования изделий;
- основы стилизации и рисунка.
После прохождения программы учащееся будут уметь:
- шить одежду;
- приобрести основные навыки при шитье одежды
- пользоваться чертежами;
- сметать изделие, подготовить к примерке;
- грамотно и аккуратно обрабатывать узлы изделия;
- пользоваться инструментами и швейными машинами со знанием техники безопасности;
- передать своим изделиям эмоциональный настрой;
- правильно вести себя в обществе, взаимно уважать друг друга, сотрудничать.
После прохождения программы учащееся будут иметь навыки:
- выполнения эстетического качества изделий;
- выполнения изготовления сложного изделия;
- самостоятельного изготовления изделий;
- выполнение качественной обработки;
- совместной деятельности в общественной жизни детского объединения.
Главный результат открытие творческого развития каждого учащегося , его раскрепощение, выявление индивидуальности каждого.
Способы определения результативности.
Основная функция контроля диагностическая, т.е. точно знать на каких этапах обучения, какой уровень усвоения материала данной темы(основанная на наблюдениях педагога). В основном используется текущий контроль, где широко используется наблюдение за деятельностью воспитанника и итоговый контроль, где оценивается готовое изделие (вопросники, тестовые задания, кроссворды и др).
Критерии оценки освоения образовательной программы
1 год обучения.
- наличие устойчивого интереса и желания к занятиям;
- приобретение навыков шитья;
- передавать изделиям свой эмоциональный настрой;
- приобретение навыков эскизирования моделей;
- создание театрализованного образа, демонстрация готовых изделий.
2 год обучения.
- самостоятельно создавать композиции костюма, со знанием стиля, композиции, художественного образа;
- выполнять поузловую обработку отдельных деталей;
- правильно читать чертежи и использовать их в построении;
- устранять дефекты в одежде;
- использовать декоративно-художественное оформление в одежде;
- знать основы моделирования;
- знать европейские стандарты маркировки, размеров.
Результаты знаний и умений демонстрируются в показах “Театра мод”, выставках работ кружковцев.
3 год обучения.
- самостоятельно создавать композиции костюма, со знанием стиля, композиции, художественного образа;
- конструировать модели;
- выполнять самостоятельно технологическую обработку деталей;
- использовать декоративно-художественное оформление в одежде;
- знать и использовать основы моделирования;
- уметь двигаться модельным шагом;
- знать предназначение макияжа и уметь наносить его.
Результаты знаний и умений демонстрируются в показах “Театра мод”, выставках работ воспитанников.
Уровни освоения образовательной программы.
Теоретические знания , практические художественно -артистические навыки по итогам прохождения различных модулей и Программы в целом оцениваются по трем уровням :
- высокий уровень – хорошие знания в области культуры костюма и способность донести полученную информацию до окружающих ; практические и художественно - артистические навыки развиты хорошо , четко выражены , владение ими проявляется стабильно в заданиях разного уровня сложности ;
- средний уровень – владение информацией в области культуры костюма , но не способность донести её до окружающих , владение практическими и художественно - артистическими навыками выражено достаточно хорошо , но упражнения повышенного уровня сложности вызывают затруднения в процессе освоения и выполнения ;
- низкий уровень – слабое владение теоретическими сведениями , практические и художественно - артистические навыки выражены нечетко , владение ими проявляется эпизодически или не проявляется совсем .
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
В рамках программы предусмотрен анализ и обсуждение членами коллектива качества пошива, посадки на фигуре, эстетических свойств изготовленных моделей. Преподаватель оценивает достижения каждого воспитанника по основным показателям:
– Эстетические качества моделей.
– Сложность изготовления модели.
– Качество обработки изделия.
– Самостоятельность изготовления.
– Демонстрация моделей одежды.
– Участие в общественной жизни детского объединения.
Итоги подводятся в середине и в конце учебного года в ходе промежуточной и итоговой диагностики.
Готовые творческие работы воспитанники демонстрируют на выставках и демонстрациях моделей.
Контроль результатов учебного процесса является обязательным компонентом процесса обучения. Данная Программа предполагает все три вида контроля:
- текущий (в форме устного опроса, беседы),
- периодический контроль (письменный опрос, практическая работа),
- итоговый контроль – оценка конечного результата пройденного курса комбинированным методом (устный опрос, письменный опрос, практическая работа, проведение открытых уроков).
Список литературы
Р. И. Егорова и др. Учись шить. - М., Просвещение, 1989.
А. М. Литвина, И. С. Леонидова, А. Ф. Турчановская. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. -М., Легкая индустрия, 1972.
X. И. Махмутова. Конструируем, моделируем, шьем. - М., Просвещение, 1994.
И. В. Ерзенкова. Искусство красиво одеваться. - Рига, фирма ИМПАКТ, 1992.
Л. В. Орлова. Азбука моды. - М., Просвещение, 1989.
И. В. Ерэенкова. Искусство красиво одеваться. - Рига, ИМПАКТ, 1992.
А. Сорина. Тайны и секреты женской одежды. - Ростов-на Дону, «ФЕНИКС», 1999.
К Спенсер. Выбери свой стиль - для женщин. - М., ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
К. Спенсер. Выбери свой стиль - для мужчин. - М., ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
Дополнительная литература:
Журналы- Бурда и Веста, а также различные брошюрки по ДПИ , видеоматериалы, иллюстрации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа детского объединения "КВН театр"
Рабочая программа детского объединения "КВН - театр" 6 год обучения. Программа "КВН- театр" авторская (авторы- Пугачева Е.А. и Космодемьянская З.А) дипломант 3 степени областного этапа 8 Всероссийског...
Рабочая программа кружка Театр моды "Жемчужина"
Программа кружка «Театр моды «Жемчужина» имеет художественно-эстетическую направленность. Весь процесс обучения носит творческий, исследовательский, информативный и воспитательный характер....
Рабочая программа кружка "Театр, где играют дети"
Рабочая программа кружка "Театр, где играют дети"...
Дополнительная общеобразовательная программа "Детский театр - средство эстетического и нравственного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей"
Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в осмыслении явлений жизни и природы. Занятия искусством совершенствуют человеческий вкус и чувства, позволяют корректировать с...
рабочая программа "Детский музыкальный театр"
рабочая программа с КТП "Детский музыкальный театр"...
Рабочая программа лингвокультурологического театра-студии "Нэрын гэршэ"
Программа лингвокультурологического Театра-студии «Нэрын гэршэ» имеет художественно-эстетическую направленность. Она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуал...