Рабочая программа детского объединения "Умелые руки"
рабочая программа по теме
Рабочая программа "Умелые руки" предназначена для работы с детьми начальных классов во внеурочное время. Программа состоит из нескольких разделов, где можно работать с разными материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_umelye_ruki.rar | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Ачитского городского округа «Ачитский центр дополнительного образования детей» | |
ПРИНЯТО методическим объединением Протокол № ____ от «____» _____________2013 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ______________ (ф.и.о. руководителя) «____»__________________2013г. |
Рабочая программа детского объединения «УМЕЛЫЕ РУКИ» на 2013-2014 учебный год Составитель: Ачит 2013 г. |
- Оглавление
1 | Пояснительная записка | 3 - 8 |
2 | Учебно-тематический план | 9 - 12 |
3 | Содержание программы | 13 - 15 |
4 | Учебно – методическое обеспечение программы | 16 |
5 | Список информационных источников | 17 |
6 | Сведения об авторе | 18 |
7 | Аннотация | 19 |
8 | Приложения | 20 |
- Пояснительная записка
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.
Задачи программы
Обучающие:
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
В программу включены следующие разделы:
- Работа с природным материалом.
- Работа с бумагой
- Изделия из ниток
- Работа с бросовым материалом
- Работа с тканью и лоскутом
- Работа с солёным тестом
- Вязание крючком.
- Творческий проект
- Выставки, экскурсии, праздники.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
- Исторический аспект
- Связь с современностью
- Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
- Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
- эскиз
- воплощение в материале
- выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках.
Формы и методы
Приоритет отдается активным формам преподавания:
- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
- Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация,
Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Организация деятельности .
Программа работы творческого объединения рассчитана на одногодичное обучение. Объединение комплектуется из учащихся 1-4 класса Количество детей в группе для освоения программы – 8-10 человек.
Режим работы кружка – 2 занятие в неделю по 2 часа.
Структура программы
Программа кружка «Умелые руки» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Условия реализации программы
- Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.
- Занятия будут проходить в после урочное время в кабинете начальных классов.
- Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.
- Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы
Дидактический материал:
журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из лоскутов и техник вышивания. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в детском объединении воспитанник получит знания:
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
- о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.);
- о народных промыслах;
- в области композиции, формообразовании, цветоведения;
- о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись;
- об особенностях лепных игрушек;
- о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома) сочетание аппликации с вышивкой;
- о вышивке лентами;
- о проектной деятельности.
Воспитанник сможет научиться:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- лепить на основе традиционных приемов игрушки, применять разные формы лепки;
- работать в программе Power Point.
Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки и конкурсы.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Объединение «Умелые руки» (4 часа в неделю)
№ п/п | Раздел. Тема. | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теоретич. часы | Практич. часы | |||
1 | Вводное занятие. Знакомство с программой. Правила ТБ и ОТ. | 2 | 2 | |
Работа с природным материалом | 14 | 2 | 12 | |
2 | Что такое природный материал, что из него можно сделать? Экскурсия в лес. «Как заготовить природный материал». | 1 | 1 | |
3 | Аппликация из семян. | 2 | ||
4 | Аппликация из сухих листьев | 2 | ||
5 | Изготовление животных из шишек. | 2 | ||
6 | Виды соломы и изделия из неё. Подготовка соломы к работе. | 1 | 1 | |
7 | Игрушки из соломы. «Петушок». | 2 | ||
8 | Кукла – оберег. | 2 | ||
Работа с бумагой | 40 | 8 | 32 | |
9 | Как родилась бумага, её виды и свойства. Подготовка бумаги к работе. | 1 | 1 | |
10,11 | Аппликация из салфеток «Подарок Маме». | 4 | ||
12 | Игрушка из комочков «Весёлая гусеница». | 2 | ||
13,14 | Объёмная композиция «Мельница». | 1 | 3 | |
15,16 | Украшение для интерьера «Кувшинки». | 1 | 3 | |
17,18 | Цветы из бумаги «Розы и тюльпаны». | 1 | 3 | |
19,20 | Букет из конфет «Крокусы и розы» | 1 | 3 | |
21,22 | Газетные трубочки и изделия из них. Заготовка трубочек для изделий. | 1 | 1 | |
23,24,25 | Ваза из газетных трубочек. | 1 | 5 | |
27,28,29 | Корзина роз. | 1 | 5 | |
Изделия из ниток. | 12 | 3 | 9 | |
30 | Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические). Заготовка ниточной крошки. | 1 | 1 | |
31 | Аппликация из ниточной крошки. | 2 | ||
32,33 | Куклы «Мартинички и Неразлучники» | 1 | 3 | |
34,35 | Игрушки из помпонов «Снеговик». | 1 | 3 | |
Работа с бросовым материалом. | 12 | 4 | 8 | |
36 | Что можно сделать из бросового материала. Подготовка материала к работе. | 1 | 1 | |
37,38 | Карандашница из пластиковых бутылок | 1 | 3 | |
39 | Шкатулка для мелочей. | 1 | 1 | |
40,41 | Ваза из бутылки. | 1 | 3 | |
Работа с тканью и лоскутом. | 10 | 3 | 7 | |
42 | Из истории лоскутной техники «Лоскутки, лоскутики…» Подготовка шаблонов и материала к работе. | 1 | 1 | |
43 | Знакомство с напёрстком и видами швов. | 2 | ||
44 | Прихватка «Цветок». | 1 | 1 | |
45,46 | Коврик на стул | 1 | 3 | |
Работа с соленым тестом | 14 | 4 | 10 | |
47 | Технология изготовления солёного теста и поделки из него. | 1 | 1 | |
48,49 | Ваза с фруктами. | 1 | 3 | |
50,51 | «Ёжик». | 1 | 3 | |
52,53 | «Матрёшка» | 1 | 3 | |
Вязание крючком
| 18 | 5 | 13 | |
54 | Инструменты и материалы. Правила Т.Б и О.Т. Подготовка пряжи и ниток к работе. | 1 | 1 | |
55 | Вязание «Косичка из воздушных петель». | 2 | ||
56,57 | Аппликация из «косичек» воздушных петель. | 1 | 3 | |
58 | Вязание «столбиков без накида» и «столбиков с накидом» | 1 | 1 | |
59,60 | Круговое вязание прихваток. | 1 | 3 | |
61,62 | Вязаные цветы и украшения. | 1 | 3 | |
Творческий проект. | 4 | 2 | 2 | |
63 | Этапы проекта. Требования к оформлению проекта. | 2 | ||
64 | Защита проекта. | 2 | ||
65 | Выставка, экскурсия. Экскурсия в АЦ ДОД. | 2 | 2 | |
Итого | 128 | 35 | 93 |
Содержание программы.
Вводное занятие (2 часа).
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий .
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Работа с природным материалом (14 часов).
Что такое природный материал? Что из него можно сделать, как правильно заготовить. Сочетание разного природного материала. Аппликации из сухих листьев. Подбор фигур на тему. Аппликации из цветов и семян
растений. Вырезание деталей. Наклейка плоскостью на основание бумаги, картона.
Изготовление композиций из засушенных листьев и семян.
Изготовление животных из шишек.
Виды соломы и изделия из неё. Подготовка соломы к работе. Безопасность труда при заготовке соломы.
Игрушки из соломы.
Работа с бумагой (40 часов).
Рассказ «Из истории бумаги». История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Особенности работы с клеем, этапы наклеивания.
Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с аппликацией (из бумаги, салфеток). Изготовление аппликаций по образцу.
Объёмные игрушки и композиции из салфеток и бумаги.
Цветы и украшения для интерьера из бумаги.
Газетные трубочки и изделия из них. Подготовка газетных трубочек к работе.
Изделия из ниток (12 часов)
Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические). Заготовка ниточной крошки.
Аппликация из ниточной крошки. Увеличение и перенос рисунка.
Подготовка ниток для изделий. Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Из истории нитяных кукол «Мартинички».
Куклы «Мартинички и Неразлучники». Оформление кукол.
Как приготовить помпоны из ниток. Шаблоны для помпонов. Игрушки из помпонов «Снеговик».
Работа с бросовым материалом (12 часов).
Что можно назвать «бросовым материалом», как подготовить материал к работе. Правила Т.Б. и О.Т. при работе .
Что можно сделать из ненужных вещей. Разнообразие поделок из бросового материала.
Изделия из пластиковых бутылок, бутылочек и баночек. Особенности работы с клеем, этапы наклеивания.
Изделия из стеклянных бутылок и банок. Оформление таких изделий «шнуром», «декупаж», покраска изделий.
Работа с тканью и лоскутом (10 часов).
Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций). Как изготовить «шаблоны» для работы .
Знакомство с наперстком. Правила техники безопасности при работе с иголками, ножницами. Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».
Изготовление прихваток из лоскутков (по образцу).
Шитье коврика из лоскутков различной ткани.
Работа с солёным тестом (14 часов).
Правила работы с солёным тестом, изготовление теста, вспомогательные предметы и материалы для работы. Показ простейших форм.
Правила техники безопасности.
Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).
Аппликация на картоне по желанию детей.
Лепка игрушек «Ёжик» и «Матрёшка».
Вязание крючком (18 часов).
Инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы. Отличительные особенности вязания крючком.
Общие сведения о вязании крючком Виды крючков, строение. Общие правила по охране труда.
Правильное положение крючка в руке. Набор петель. Косичка из воздушных петель. Аппликация из воздушных петель. Вязание столбика без накида и с накидом. Принципы образования начального ряда. Кромочная петля. Способы вязания. Закрытие петель. Закрепления последнего ряда. Способы закрытия петель.
Вязание круга. Вязание цветов и украшений.
Творческий проект(4 часа).
Этапы разработки проекта. Требования к оформлению проектов. Защита проекта.
Учебно-методическое обеспечение
- Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
- Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru
- Компьютерные презентации по темам
- Папки-копилки по темам.
Список информационных источников
- Гусакова М. Аппликации. М: Просвещение, 1982г.
- Гурбина Е.А. Занятия по прикладному искусству, В: «Учитель», 2010г
- Гульянц Э.К. и др. Что можно сделать из природного материала. М: Просвещение, 1991г
- Зимина Н.В. Шедевры из солёного теста, ООО ТД «Мир книги» 2009г
- Кузьмин М., Максимова М. «Лоскутки», 1998
- Конышева Н.М. Чудесная мастерская, М: Ассоциация XXI век, 2000г
- Конышева Н.М. Наш рукотворный мир, М: Ассоциация XXI век, 2001г
- Конышева Н.М. Умелые руки, М: Ассоциация XXI век, 2002г
- Конышева Н.М. Секреты мастеров, М: Ассоциация XXI век, 2003г
- Маркелова О.Н. Технология организации кружковой работы в школе, В: «Учитель», 2010г
- Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Книга для учителя начальных классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение , 1985г
Сведения об авторе.
Аннотация
Рабочая программа представляет собой документ, характеризующий деятельность педагога дополнительного образования, в том числе инновационную деятельность, работу с семьей, проведение массовых мероприятий, содержательного досуга с детьми.
В разработке программы использованы следующие нормативно-правовые документы: Закон РФ «Об образовании» (Ст. 26 «Дополнительное образование»), Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Конвенция о правах ребёнка, Конституция Российской Федерации,
Данная программа соответствует Типовому положению, то есть обеспечивает личностное развитие, создает условия для профессионального самоопределения и творческого досуга детей, помогает адаптации их к жизни в обществе; предполагает формирование общей культуры; организацию содержательного досуга; способствует удовлетворению потребностей детей в занятиях, в общении.
Настоящая программа разработана с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа кружка "Умелые руки"
мною была разработана рабочая программа кружка "Умелые руки для учащихся среднего звена основной школы...
рабочая программа кружка "Умелые руки"
цель программа - научить детей вязать спицами, крючком, дать основные и начальные понятия...
Рабочая программа кружка "Умелые руки"
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Умелые руки» по технологии для учащихся 5-8 классов
Программа кружка по технологии для учащихся 5-8 кл....
Рабочая программа кружка "Умелые руки"
Цель кружка:удовлетворить интерес школьников к столярной работе и развить его досознания потребностей участвовать в общественно-полезном труде, по оформлению и оборудованию школы, пришкольной территор...
Рабочая программа кружка "Умелые руки"
Программа кружка по технологии для мальчиков 5-8 классов...
Рабочая программа кружка "Умелые руки" 5-8 класс
Программа кружка "Умелые руки" разработана в соответствии с ФГОС...