Внутреннее строение Земли
план-конспект урока по географии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Внутреннее строение Земли»
Цели:
Образовательные:
Сформировать у учащихся знания о внутреннем строении Земли, о горных породах и минералах слагающих земную кору;
Дать представления о земной коре.
Развивающие:
Продолжить развитие умений устанавливать с уже изученным материалом, выделять основное, систематизировать и обобщать учебный материал.
Воспитательные:
Воспитание ответственного отношения к себе, стремления к творческой, познавательной деятельности.
Тип: изучение нового материала
Вид: проблемно-исследовательский
Методы: объяснительно-иллюстративный с элементами эвристической беседы, с использованием мультимедийной техники, проектной деятельности, групповой работы, тестовых заданий.
Задачи:
Задачи обучения.
- Сформировать знания о внутреннем строении Земли, о горных породах и минералах слагающих земную кору.
- Расширить знания о внутренних оболочках Земли.
- Продолжить формировать умения работать с текстом учебника.
- Продолжить ознакомление с особенностями процесса научного познания, этапами и методами исследовательской деятельности.
Задачи развития.
- Совершенствовать умение работать с учебными материалами, выделять необходимое и главное, сравнивать и анализировать.
- Развивать умения формулировать проблему, определять тему и цель, осуществлять сбор, обработку и интерпретацию данных, доказательно излагать свои выводы.
- Развивать интерес к предмету и процессу познания.
Задачи воспитания.
- Приумножать знания о внутреннем строении Земли, о горных породах и минералах слагающих земную кору.
- Формировать географическую картину мира.
- Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
- Воспитать чувство любви к Родине и ее природе.
Ход урока
- Организационный этап.
- Мотивирование к учебной деятельности.
Цель:
- создать мотивацию к учебной деятельности на уроке;
- определить содержательные рамки урока.
Учитель: Мы продолжаем изучение Земли. А начать урок я хочу со слов Юрия Гагарина, первому из людей, увидевшего космос. «Самым красивым зрелищем был горизонт - окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от чёрного неба. Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно- голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-чёрному».
- Кем является Юрий Гагарин?
Учащиеся 12 апреля 1961 года он облетел вокруг Земли и первым увидел её со стороны
Учитель: Учёные, изучая Землю, пришли к выводу, что наша планета состоит из нескольких оболочек, которые очень отличаются друг от друга. Что же это за оболочки?
Учащиеся: Атмосфера. Гидросфера. Биосфера. Литосфера.
Учитель: Почему о внутреннем строении Земли люди знают меньше, чем о космическом окружении нашей планеты?
- Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
Цель:
- тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
- мотивировать к пробному действию, организовать его самостоятельное выполнение и обоснование;
- организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения.
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, что находится внутри Земли?
- О земной коре?
- О горных породах и минералах, слагающих земную кору?
Учащиеся: Земля состоит из внутренних оболочек: земной коры, мантии и ядра. Наиболее доступна для изучения земная кора, которая состоит из разных пород.
Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрим эти внутренние оболочки нашей планеты. Итак, мы подошли к определению темы нашего сегодняшнего урока. Тема урока «Внутреннее строение Земли». Давайте определим задачи, на которые мы будем сегодня давать ответы.
- Какая внутренняя оболочка составляет большую часть объема Земли? (установить размеры внутренних оболочек Земли)
- Чем отличаются друг от друга? (описывать внутреннее строение Земли)
- Какие горные породы слагают земную кору?
IV. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
- выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Анализ ошибок при выполнении задания. Корректировка.
V.Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
- организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
- построить проект выхода из затруднения.
Учитель: уточним тему урока «Внутреннее строение Земли». Составим план действий.
- Выполнить задания;
- Проанализировать результат;
- Сформулировать вывод.
- Оформить алгоритм.
Учитель: Сегодня мы пополним наши знания о внутреннем строении Земли и все свои наблюдения вы должны занести в таблицу. Прослушаем информацию о внутренних оболочках и заполним таблицу «Внутреннее строение Земли».
Внутренние оболочки Земли | Характеристика оболочек Земли | ||
| состояние | температура | давление |
VI. Реализация построенного проекта. Групповая работа.
Центральный этап урока – научить устанавливать причинно-следственные связи между природными компонентами, параллельно формируя представления о внутренних оболочках Земли (выводы заносятся таблицу). Сейчас вы будете работать в группах по составленному плану. Какие правила необходимо соблюдать в группе? (слайд 10)
Правила работы в группе
|
Учитель: Итак, вы заполнили информацию в таблице. Давайте дадим характеристику и определения внутренним оболочкам Земли.
- Ядро - это _________________________________________________. Характеристика ядра.
- Мантия - это ______________________________________________. Характеристика мантии.
- Земная кора - это __________________________________________. Характеристика земной коры.
Учитель: Обратим внимание на строение и состав земной коры. Земная кора под океанами и материками сильно различается. Принято выделять 2 вида земной коры.
Вид земной коры | Толщина | Состав (слои) |
|
|
|
|
|
|
Учитель: Земная кора состоит из горных пород. Как вы считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: Оказывается, всё зависит от условий образования горных пород. Ведь то, что мы наблюдаем, сегодня не существовало вечно, с момента остывания и затвердевания планеты Земля, а является результатом долгой очень динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: “Какая может быть жизнь у неживых камней?” – Самая настоящая, – отвечу я, так как горные породы живут, рождаются и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение литосферы.
Учитель:
В начале, возникли породы из магмы,
Они пеpвоpодные самые как бы,
Тяжелый гpанит, в глубине остывал,
Базальт на повеpхности лавою стал.
Поpоды весьма симпатичные,
Увесистые, магматичные.
Учащиеся: рассматривают магматические горные породы, Определяют их свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые.
Учитель:
Hо прочность - не вечность,
И вот что случается:
Породы выветриванием pазpушаются,
Дpобятся на глыбы, обломки, пески,
Выносятся водами быстpой pеки,
Река их по pуслу таскает,
Обкатывает, отлагает.
А там, где гоpячие воды стpуятся,
Там в них минеpалы совсем pаствоpяться.
Когда же pаствоp остывает,
То соль из него оседает.
А в толще моpской или в темном болоте,
Вы массу остатков животных найдете,
А также, pастений отмеpших остатки,
Они обpазуют поpоды-осадки.
(Все то, что pазpушено, пеpеотложено,
Осело солями, остатками сложено.)
Учащиеся: рассматривают осадочные горные породы. Определяют свойства: мягкие, рыхлые, сыпучие, в некоторых можно заметить органические остатки.
Учитель:
о вот, под давлением, магма опять,
Стpемится земную коpу pазоpвать,
И в месте такого втоpжения,
Hаметятся, вдpуг, пpевpащения:
Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит,
Был мел, очень мягкий, вдpуг мpамоp лежит.
Такие поpоды, весьма спецефические,
Зовутся геологами метамоpфические.
Учащиеся: рассматривают метаморфические горные породы. Определяют свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые.
Учитель: Учащиеся заносят в тетради схему "Происхождение горных пород".
Учитель: Вы уже немного устали и поэтому мы прервемся на небольшую паузу, чтобы отдохнуть и немного отвлечься.
Физкультминутка «Руки за спину, головки назад».
Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх)
Головки опустим - на парту гляди.
(Вниз)
И снова наверх - где там муха летит?
(Вверх)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам)
И снова читаем. Немного еще
Учитель: Молодцы. А теперь продолжаем работать.
VII. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель: Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова.
- Из каких оболочек состоит Земля?
Земля устроена хитро,
Сложней любой игрушки:
Внутри находится … (ядро),
Но ядро не от пушки.
Затем, представьте, … (мантия)
Лежит внутри Земли,
Но не такая мантия,
Что носят короли.
Затем … (земная кора)…
Выбрались мы на поверхность – Ура!
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
- организовать самопроверку и самооценку учащимися полученных знаний и умений.
Какие утверждения верны:
- Земная кора самая тонкая оболочка Земли;
- Мантия – верхняя твердая оболочка Земли;
- Земная кора находится в центре нашей планеты;
- Ядро состоит в основном из железа и никеля;
- Рельеф - это неровности земной поверхности.
(1,4,5)
IX. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
- организовать тренинг применения нового способа действий.
Учитель:
- Земная кора.
- Мантия.
- Ядро.
А) ближе всего к центру Земли
Б) толщина от 5 до 70 км.
В) в переводе с латыни «покрывало»
Г) температура вещества около 6 тыс. градусов
Д) верхняя оболочка Земли
Е) толщина около 2900 км.
Ж) состояние вещества особое: твердое и пластичное
3) состоит из материковой и океанической частей.
Учитель: Люди используют минералы и горные породы в хозяйственной деятельности и называют их полезными ископаемыми.
Какие полезные ископаемые вы знаете? Как их используют?
Используется данные полезные ископаемые в различных отраслях хозяйства: в горнодобывающей промышленности, химической, металлургии, используются как ювелирные украшения. Несомненно, данная деятельность человека оказывает влияние на экологическую ситуацию в данном районе.
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
- зафиксировать в речи алгоритм действий при характеристики природных условий района;
- зафиксировать затруднения, которые остались и способы их преодоления;
- оценить собственную деятельность на уроке.
Учитель:
- Какова была цель сегодняшнего урока?
- Достигли цели? Докажите.
- У кого были трудности и в чем?
- Справились ли вы с трудностями?
- Кто может сказать, что в течение урока он находился в учебной деятельности?
- Оцените свою работу с помощью вопросов анкеты. (Слайд 19).
Анкета для учеников.
Уважаемый коллега!
Ответь, пожалуйста, на нижеперечисленные вопросы. Постарайся, чтобы твои ответы были искренними, честными и полными.
- Твое отношение к сегодняшнему уроку (выбери вариант ответа):
а) отличный, интересный, захватывающий;
б) хороший, содержательный, заставляющий работать;
в) нормальный обычный;
г) скучный, работа без интереса;
д) бесполезный, совсем не интересный.
е) твой вариант ответа ____________________________________
________________________________________________________
- Какая цель стояла перед тобой на уроке.
________________________________________________________
________________________________________________________
- Достигнута ли цель урока.
________________________________________________________
________________________________________________________
- Чему новому ты научился на уроке.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
- Какие были главные трудности на уроке?
________________________________________________________
________________________________________________________
- Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил себе? ________
- Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил учителю? ____
Спасибо за сотрудничество!
Домашнее задание .
◙(обязательное) параграф 20,
☺(дополнительное) С. 98 Подумайте.
☼(творческое) составить кроссворд по теме «Горные породы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Внутреннее строение Земли"
Презентация к уроку по природоведению в 5 классе "Внутреннее строение Земли"....
"Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли"
Разработка урокадля 6 класса....
Урок "Внутреннее строение Земли"
Урок географии в 6 классе.Урок проводится в форме путешествия по станциям: "Знания", "Исследовательская", "Итоговая".На уроке формируетсяпредставление о внктреннем строении ЗемлиКоасс работает с больш...
Внутреннее строение Земли 6 класс
Цели:образовательные: · сформировать представление о внутреннем строении Земли;· ознакомить детей с...
Презентация "Литосфера.Внутреннее строение Земли"
Показано: схема внутреннего строения Земли, географические задачи. задания для закрепления нового материала....
Внутренее строение Земли. Земная кора в литосфере
Урок географии для учащихся 6 классов учитель Дайдаева С.М. Тема: «Внутреннее строение Земли. Земная кора в литосфере». Цели: образовательные: сформировать представление о внутренн...
открытый урок по природоведению "Внутреннее строение Земли"
Открытый урок во время педагогического марафона по природоведению....