Внутренее строение Земли. Земная кора в литосфере
олимпиадные задания по географии (6 класс) по теме
Урок географии для учащихся 6 классов
учитель Дайдаева С.М.
Тема: «Внутреннее строение Земли. Земная кора в литосфере».
Цели:
образовательные:
- сформировать представление о внутреннем строении Земли;
- ознакомить детей с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро;
- дать представление о способах изучения земной коры.
развивающие:
- продолжить развитие умения работать с картами атласа;
- работать с текстом учебника;
- самостоятельно мыслить;
- добывать знания путем сравнения, формировать умение строить схемы.
воспитывающие:
- продолжить формировать научное мировоззрение о Земле.
Оборудование: атласы, Физическая карта мира, таблица «Внутреннее строение Земли».
План урока
- Оргмомент.
- Сообщение темы урока.
- Повторение ранее изученного материала.
- Изучение нового материала.
- Работа с учебником.
- Закрепление нового материала .
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnutrennee_stroenie_zemli.docx | 30.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии для учащихся 6 классов
учитель Дайдаева С.М.
Тема: «Внутреннее строение Земли. Земная кора в литосфере».
Цели:
образовательные:
- сформировать представление о внутреннем строении Земли;
- ознакомить детей с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро;
- дать представление о способах изучения земной коры.
развивающие:
- продолжить развитие умения работать с картами атласа;
- работать с текстом учебника;
- самостоятельно мыслить;
- добывать знания путем сравнения, формировать умение строить схемы.
воспитывающие:
- продолжить формировать научное мировоззрение о Земле.
Оборудование: атласы, Физическая карта мира, таблица «Внутреннее строение Земли».
План урока
- Оргмомент.
- Сообщение темы урока.
- Повторение ранее изученного материала.
- Изучение нового материала.
- Работа с учебником.
- Закрепление нового материала .
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока.
I. Оргмомент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
- Здравствуйте! Садитесь.
- В 1 полугодии мы с вами уже изучили тему «План и карта»,а вот дальше будем изучать оболочки Земли в такой последовательности «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера», «Биосфера».
II. Сообщение темы урока (на доске)
«Внутреннее строение Земли. Земная кора в литосфере».
Мы подошли к теме «Литосфера», но её изучать не начнём, пока не проверим, как вы запомнили уже изученную ранее.
III. Повторение ранее изученного материала
Вопросы:
1. Что такое масштаб? Какие виды его вы знаете?
2. Определите название объекта с координатами 28 ю. ш. и 138 в. д. (Озеро Эйр – Норт.)
3. Вычислите расстояние от северного географического полюса до экватора.(90 умножить на 111 км равно 9990).
4. Какой город расположен выше?
Нью-Дели или Пекин; Мехико или Бразилиа.
IV. Изучение нового материала
1. Геосфера (построение схемы «Строение Земли»)
Вступительное слово учителя. Главной особенностью строения Земли является то, что она состоит из несколько вложенных друг в друга геосфер (оболочек; от греч. «гео» - «земля» и «сфера» - «шар»)
СХЕМА на доске и в тетради.
Геосферы
литосфера биосфера
(земная кора; от (область Земли, где
греч. «литос» - «камень») развивается жизнь;
«биос» - «жизнь»)
гидросфера атмосфера
(водная оболочка Земли; (воздушная оболочка
от греч. «гидро» - «вода») Земли; от греч.
«атмос» - «пар»)
2. Внутреннее строение Земли. (Работа с таблицей, рисунком учебника, заполнение таблицы)
Невозможно познать Землю, не изучив ее оболочек. Первая оболочка, которую будем изучать – это литосфера.
Литосфера – земная кора.
В земной коре выделяют три основных слоя (рисунок 77 на стр. 75 «Внутреннее строение Земли»).
Земная кора | Мантия | Ядро | |
Размеры | 5-75 км | 2900 км | 3500 км |
Составные части | Материковая Океаническая | Верхняя мантия Нижняя мантия | Внешнее ядро Внутреннее ядро |
Состояние | твердая | Особое (вязкое) | Внешнее – жидкое Внутреннее - твердое |
Температура | небольшая | Высокая – 2000 °С | Очень высокая – 2000-5000 °С |
Способы изучения | Наблюдение, дистанционный (с космоса), бурение скважин | Геофизические Сейсмология |
Ребята, давайте составим определение новому понятию, что мы назовём ЛИТОСФЕРОЙ? (после вариантов детей. На доске учитель предлагает свой)
- Предлагаю записать в тетрадь, это понятие очень важное.
Литосфера – это твердая оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии.
3. Изучение земной коры.
Бурение Кольской сверхглубокой скважины началось в 1970году, ее глубина до 12-15км. Подсчитайте, какую часть земного радиуса это составляет.
R Земли = 6378км (экваториальный)
=6356 км (полярный) или меридиональный
530-531 часть экваториального.
Глубина самой глубокой в мире шахты в 4 раза меньше. Несмотря на многочисленные исследования, мы еще очень мало знаем о недрах собственной планеты.
4. Земная кора в литосфере.
«Что это такое – земная кора?
Ну как объяснить вам доходчиво, точно?
Её представляю я пенкой молочной
На кухне кастрюлька для каши стоит,
А в ней молоко вместе с манкой кипит
От центра кастрюлькиного тонкого днища
Идёт теплота, теплотища, жарища.
А в центре планеты ядро наблюдаем
Оно фантастическим жаром пылает
Вот булькает вязкая манная каша
По ней пузырьки беспокойные пляшут.
А ведь на поверхности нашей Земли
Такие события быть бы могли
Когда мы кастрюльку свою выключаем,
Процесс остывания в ней наблюдаем,
Вот каша остыла, и, значит, - ура-
Получится пенка – (земная кора)
Но если включить потихоньку опять,
То можно такое подчас наблюдать:
Кора, то есть пенка, разорвана снова,
И тут создаётся потолще основа
А рядом с разорванным пенкинным краем
Вулканчики каши мы вновь наблюдаем»
Земная кора | ||
материковая | океаническая | |
Толщина | до 70км в горах 30-40км под равнинами | 5-10км под океанами |
Количество слоёв | 3 слоя: осадочный чехол слой гранита слой базальта | 2 слоя: осадочный чехол слой базальта |
Возраст | более старая | более молодая, формируется в районе вершин океанических хребтов. |
V. Работа с учебником
Строение литосферы рис. 80 на стр. 77
Нарушения слоев земной коры рис. 82 на стр.78 и её колебательные движения.
VI. Закрепление нового материала
1. Определите, о какой оболочке Земли идет речь:
- Толщина от 5 до 70км; верхняя оболочка Земли; состоит из материковой и океанической частей (земная кора)
- В переводе с латыни “покрывало”; толщина около 2900км; состояние вещества особое: твердое и пластичное (мантия)
- Ближе всего к центру; температура вещества +4000 С+5000 С Земли; основной элемент состава – железо (ядро)
2.Укажите верное определение: литосфера – это… (оболочка, состоящая из земной коры и верхней части мантии).
3. Землю по ее внутреннему строению иногда сравнивают с куриным яйцом. Что хотят показать этим сравнением?
VII. Итог урока. Оценивание ответов учащихся и работу в целом.
VIII. Домашнее задание: § 20 - 21, дать определение к словам на рис.82.
Приложение
- Какая оболочка Земли называется литосферой?
(Литосфера - твердая оболочка Земли. Литосфера - твердая каменистая оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть подстилающей ее верхней мантии Земли, расположенную выше астеносферы. Мощность литосферы составляет от 50 до 200 км. Верхняя часть литосферы состоит из осадочных горных пород. Под ними лежат гранитный и базальтовые слои. На поверхности литосферы находится почва).
- Что такое гидросфера?
(Гидросфера - водная оболочка земли. Гидросфера - водная оболочка Земли, включающая все воды, находящиеся в жидком, твердом и газообразном состояниях. Гидросфера включает воды океанов, морей, подземные воды и поверхностные воды суши. Некоторое количество воды содержится в атмосфере и в живых организмах. Свыше 96% объема гидросферы составляют моря и океаны, около 2% - подземные воды, около 2% - льды и снега, около 0,02% - поверхностные воды суши).
- Атмосфера?
(Атмосфера (от. др.-греч. ἀτμός — пар и σφαῖρα — шар) — газовая оболочка (геосфера), окружающая планету Земля. Внутренняя её поверхность покрывает гидросферу и частично земную кору, внешняя граничит с околоземной частью космического пространства).
- Биосфера?
(Биосфера - область обитания живых существ. Биосфера - область существования и функционирования ныне живущих организмов, охватывающая нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, поверхность суши и верхние слои литосферы. Учение о биосфере развито академиком В.И.Вернадским. Биосфера включают в себя живые организмы и среду их обитания. В состав биосферы входят живое, биокосное и косное вещества. Биосфера - самая крупная экосистема земного шара, которая делится на экосистемы более низкого иерархического уровня. Биосфера характеризуется большим кругом биотического обмена веществ).
Изучение земной коры.
Бурение Кольской сверхглубокой скважины началось в 1970году, ее глубина до 12-15км. Подсчитайте, какую часть земного радиуса это составляет.
R Земли = 6378км (экваториальный)
=6356 км (полярный) или меридиональный
530-531 часть экваториального.
Глубина самой глубокой в мире шахты в 4 раза меньше. Несмотря на многочисленные исследования, мы еще очень мало знаем о недрах собственной планеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли"
Разработка урокадля 6 класса....
Презентация "Литосфера.Внутреннее строение Земли"
Показано: схема внутреннего строения Земли, географические задачи. задания для закрепления нового материала....
Внутреннее строение Земли, Состав земной коры.
Сценарий урока разработан для 6 класса. На конкретном примере показывается строение Земли. На уроке активизируется самостоятельная работа обучающихся....
Презентация к уроку "Земная кора и литосфера" 5 класс УМК "Сферы"
Презентация к уроку "Земная кора и литосфера" 5 класс УМК "Сферы"...
Комбинированный урок с элементами модульной и информационно-коммуникационной технологий в 5 классе «Земная кора и литосфера».
Приводится план-конспект комбинированного урока географии в 5 классе...
Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли
География, 5 класс, раздел "Земная кора"...
Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли
План-конспект урока....