Внутренее строение Земли. Земная кора в литосфере
олимпиадные задания по географии (6 класс) по теме

Урок географии для учащихся 6 классов

учитель Дайдаева С.М.

Тема: «Внутреннее строение Земли. Земная кора в литосфере».

Цели:

образовательные

  • сформировать представление о внутреннем строении Земли;
  • ознакомить детей  с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро;
  • дать представление о способах изучения земной коры.

развивающие:

  • продолжить развитие умения работать с картами атласа;
  • работать с текстом учебника;
  • самостоятельно мыслить;
  • добывать знания путем сравнения, формировать умение строить схемы.

воспитывающие:

  • продолжить формировать научное мировоззрение о Земле.

 

Оборудование: атласы, Физическая карта мира, таблица «Внутреннее строение Земли».

План урока

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы урока.
  3.  Повторение ранее изученного материала.
  4. Изучение нового материала.
  5. Работа с учебником.
  6. Закрепление нового материала .
  7. Итог урока.
  8. Домашнее задание.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnutrennee_stroenie_zemli.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии для учащихся 6 классов

учитель Дайдаева С.М. 

Тема: «Внутреннее строение Земли. Земная кора в литосфере».

Цели: 

образовательные:  

  1. сформировать представление о внутреннем строении Земли;
  2. ознакомить детей  с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро;
  3. дать представление о способах изучения земной коры.

развивающие: 

  1. продолжить развитие умения работать с картами атласа;
  2. работать с текстом учебника;
  3. самостоятельно мыслить;
  4. добывать знания путем сравнения, формировать умение строить схемы.

воспитывающие: 

  1. продолжить формировать научное мировоззрение о Земле.

Оборудование: атласы, Физическая карта мира, таблица «Внутреннее строение Земли».

План урока

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы урока.
  3.  Повторение ранее изученного материала.
  4. Изучение нового материала.
  5. Работа с учебником.
  6. Закрепление нового материала .
  7. Итог урока.
  8. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Оргмомент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

                - Здравствуйте! Садитесь.

- В 1 полугодии мы с вами уже изучили тему «План и карта»,а вот дальше будем изучать оболочки Земли в такой последовательности «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера», «Биосфера».

II. Сообщение темы урока (на доске) 

«Внутреннее строение Земли. Земная кора в литосфере».

Мы подошли к теме «Литосфера», но её изучать не начнём, пока не проверим, как вы запомнили уже изученную ранее.

III. Повторение ранее изученного материала

        Вопросы:

1. Что такое масштаб? Какие виды его вы знаете?

2. Определите название объекта с координатами 28 ю. ш. и  138 в. д. (Озеро Эйр – Норт.)

3. Вычислите расстояние от северного географического полюса до экватора.(90 умножить на 111 км  равно 9990).

4. Какой город расположен выше?

Нью-Дели  или  Пекин;  Мехико  или  Бразилиа.

IV. Изучение нового материала

1. Геосфера (построение схемы «Строение Земли»)

Вступительное слово учителя. Главной особенностью строения Земли является то, что она состоит из несколько вложенных друг в друга геосфер (оболочек; от греч. «гео» - «земля» и «сфера» - «шар»)

СХЕМА на доске и в тетради.

                                                                      Геосферы

литосфера           биосфера

(земная кора; от        (область Земли, где

греч. «литос» - «камень»)        развивается  жизнь;                              

                                                                                                                          «биос» - «жизнь»)

                  гидросфера              атмосфера

        (водная оболочка Земли;        (воздушная оболочка

        от греч. «гидро» - «вода»)            Земли; от греч.

        «атмос» - «пар»)

2. Внутреннее строение Земли. (Работа с  таблицей, рисунком учебника, заполнение таблицы)

         Невозможно познать Землю, не изучив ее оболочек. Первая оболочка, которую будем изучать – это литосфера.

         Литосфера – земная кора.

В земной коре выделяют три основных слоя (рисунок 77 на стр. 75 «Внутреннее строение Земли»).

Земная кора

Мантия

Ядро

Размеры

5-75 км

2900 км

3500 км

Составные части

Материковая

Океаническая

Верхняя мантия

Нижняя мантия

Внешнее ядро

Внутреннее ядро

Состояние

твердая

Особое (вязкое)

Внешнее – жидкое

Внутреннее - твердое

Температура

небольшая

Высокая –

2000 °С

Очень высокая – 2000-5000 °С

Способы изучения

Наблюдение, дистанционный (с космоса),

бурение скважин

Геофизические

Сейсмология

Ребята, давайте составим определение новому понятию, что мы назовём ЛИТОСФЕРОЙ? (после вариантов детей. На доске учитель предлагает свой)

- Предлагаю записать в тетрадь, это понятие очень важное.

Литосфера – это твердая оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии.

        3. Изучение земной коры.

        Бурение Кольской сверхглубокой скважины началось в 1970году, ее глубина до 12-15км. Подсчитайте, какую часть земного радиуса это составляет.

R Земли = 6378км (экваториальный)

               =6356 км (полярный) или меридиональный    

                530-531 часть экваториального.

        Глубина самой глубокой в мире шахты в 4 раза меньше. Несмотря на многочисленные исследования, мы еще очень мало знаем о недрах собственной планеты.

4. Земная кора в литосфере.

 «Что  это такое – земная кора?

Ну как объяснить вам доходчиво, точно?

Её представляю я пенкой молочной

На кухне кастрюлька для каши стоит,

А в ней молоко вместе с манкой кипит

От центра кастрюлькиного тонкого днища

Идёт теплота, теплотища, жарища.

А в центре планеты ядро наблюдаем

Оно фантастическим жаром пылает

Вот булькает вязкая манная каша

По ней пузырьки беспокойные пляшут.

А ведь на поверхности нашей Земли

Такие события быть бы могли

Когда мы кастрюльку свою выключаем,

Процесс остывания в ней наблюдаем,

Вот каша остыла, и, значит, - ура-

Получится пенка – (земная кора)

Но если включить потихоньку опять,

То можно такое подчас наблюдать:

Кора, то есть пенка, разорвана снова,

И тут создаётся потолще основа

А рядом  с разорванным пенкинным краем

Вулканчики каши мы вновь наблюдаем»

                                                               

Земная кора

материковая

океаническая

Толщина

до 70км в горах

30-40км под равнинами

5-10км под океанами

Количество слоёв

3 слоя:

осадочный чехол

слой гранита

слой базальта

2 слоя:

осадочный чехол

слой базальта

Возраст

более старая

более молодая, формируется в районе вершин океанических хребтов.

V. Работа с учебником 

        Строение литосферы рис. 80 на стр. 77

Нарушения слоев земной коры рис. 82 на стр.78 и её колебательные движения.

        

VI. Закрепление нового материала

1. Определите, о какой оболочке Земли идет речь:

  1. Толщина от 5 до 70км; верхняя оболочка Земли; состоит из материковой и океанической частей (земная кора)
  2. В переводе с латыни “покрывало”; толщина около 2900км; состояние вещества особое: твердое и пластичное (мантия)
  3. Ближе всего к центру; температура вещества +4000 С+5000 С Земли; основной элемент состава – железо (ядро)

2.Укажите верное определение: литосфера – это… (оболочка, состоящая из земной коры и верхней части мантии).

3. Землю по ее внутреннему строению иногда сравнивают с куриным яйцом. Что хотят показать этим сравнением?  

VII. Итог урока. Оценивание ответов учащихся и работу в целом.

VIII. Домашнее задание: § 20 - 21, дать определение  к словам на рис.82.

Приложение

- Какая оболочка Земли называется литосферой? 

(Литосфера - твердая оболочка Земли.  Литосфера - твердая каменистая оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть подстилающей ее верхней мантии Земли, расположенную выше астеносферы. Мощность литосферы составляет от 50 до 200 км. Верхняя часть литосферы состоит из осадочных горных пород. Под ними лежат гранитный и базальтовые слои. На поверхности литосферы находится почва).

- Что такое гидросфера?

(Гидросфера - водная оболочка земли. Гидросфера - водная оболочка Земли, включающая все воды, находящиеся в жидком, твердом и газообразном состояниях. Гидросфера включает воды океанов, морей, подземные воды и поверхностные воды суши. Некоторое количество воды содержится в атмосфере и в живых организмах.  Свыше 96% объема гидросферы составляют моря и океаны, около 2% - подземные воды, около 2% - льды и снега, около 0,02% - поверхностные воды суши).

- Атмосфера? 

(Атмосфера (от. др.-греч. ἀτμός — пар и σφαῖρα — шар) — газовая оболочка (геосфера), окружающая планету Земля. Внутренняя её поверхность покрывает гидросферу и частично земную кору, внешняя граничит с околоземной частью космического пространства).

- Биосфера? 

(Биосфера - область обитания живых существ. Биосфера - область существования и функционирования ныне живущих организмов, охватывающая нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, поверхность суши и верхние слои литосферы. Учение о биосфере развито академиком В.И.Вернадским. Биосфера включают в себя живые организмы и среду их обитания. В состав биосферы входят живое, биокосное и косное вещества. Биосфера - самая крупная экосистема земного шара, которая делится на экосистемы более низкого иерархического уровня. Биосфера характеризуется большим кругом биотического обмена веществ).

 Изучение земной коры.

Бурение Кольской сверхглубокой скважины началось в 1970году, ее глубина до 12-15км. Подсчитайте, какую часть земного радиуса это составляет.

R Земли = 6378км (экваториальный)

               =6356 км (полярный) или меридиональный    

530-531 часть экваториального.

Глубина самой глубокой в мире шахты в 4 раза меньше. Несмотря на многочисленные исследования, мы еще очень мало знаем о недрах собственной планеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Литосфера.Внутреннее строение Земли"

Показано: схема внутреннего строения Земли, географические задачи. задания для закрепления нового материала....

Внутреннее строение Земли, Состав земной коры.

Сценарий урока разработан для 6 класса. На конкретном примере показывается строение Земли. На уроке активизируется самостоятельная работа обучающихся....

Презентация к уроку "Земная кора и литосфера" 5 класс УМК "Сферы"

Презентация к уроку "Земная кора и литосфера"  5 класс  УМК "Сферы"...

Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли

География, 5 класс, раздел "Земная кора"...