Внутреннее строение Земли 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Аверченко Елена Александровна

 

Цели:

образовательные

·        сформировать представление о внутреннем строении Земли;

·        ознакомить детей  с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро;

·        дать представление о способах изучения земной коры.

развивающие:

·          продолжить развитие умения работать с картами атласа;

·          работать с текстом учебника;

·          самостоятельно мыслить;

·          добывать знания путем сравнения, формировать умение строить схемы.

воспитывающие:

·        продолжить формировать научное мировоззрение о Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_6_kl._vnutrennee_stroenie_zemli.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии в 6 классе

Тема: Внутреннее строение Земли.

Цели: 

образовательные:  

сформировать представление о внутреннем строении Земли;

ознакомить детей  с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро;

дать представление о способах изучения земной коры.

развивающие: 

продолжить развитие умения работать с картами атласа;

работать с текстом учебника;

самостоятельно мыслить;

добывать знания путем сравнения, формировать умение строить схемы.

воспитывающие: 

продолжить формировать научное мировоззрение о Земле.

Оборудование: атласы, Физическая карта мира, таблица «Внутреннее строение Земли».

              План урока.

Организационный момент; определение темы урока; формулировка целей урока; знакомство с планом проведения урока.

1. Активизация знаний за 5 класс.  2.Изучение нового материала.

3.Закрепление учебного материала.

4.Домашнее задание.

1. Геосфера (построение схемы «Строение Земли»)

Вступительное слово учителя. Главной особенностью строения Земли является то, что она состоит из несколько вложенных друг в друга геосфер (оболочек; от греч. «гео» - «земля» и «сфера» - «шар»)

СХЕМА на доске и в тетради.  

Геосферы

литосфера           биосфера

(земная кора; от        (область Земли, где

греч. «литос» - «камень»)        развивается  жизнь;                              

                                                                                                                          «биос» - «жизнь»)

                  гидросфера              атмосфера

        (водная оболочка Земли;        (воздушная оболочка

        от греч. «гидро» - «вода»)            Земли; от греч.

        «атмос» - «пар»)

2. Изучение нового материала

 Внутреннее строение Земли. (Работа с  таблицей, рисунком учебника, заполнение таблицы)

         Невозможно познать Землю, не изучив ее оболочек. Первая оболочка, которую будем изучать – это литосфера.

         Литосфера – земная кора.

В земной коре выделяют три основных слоя.

Земная кора

Мантия

Ядро

Размеры

5-75 км

2900 км

3500 км

Составные части

Материковая

Океаническая

Верхняя мантия

Нижняя мантия

Внешнее ядро

Внутреннее ядро

Состояние

твердая

Особое (вязкое)

Внешнее – жидкое

Внутреннее - твердое

Температура

небольшая

Высокая –

 2000 °С

Очень высокая – 2000-5000 °С

Способы изучения

Наблюдение, дистанционный (с космоса),

бурение скважин

Геофизические

Сейсмология

Ребята, давайте составим определение новому понятию, что мы назовём

ЛИТОСФЕРОЙ? (после вариантов детей. На доске учитель предлагает свой)

Предлагаю записать в тетрадь, это понятие очень важное.

Литосфера – это твердая оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии.

 Физкультминутка

Строение земной коры

 «Что  это такое – земная кора?

Ну как объяснить вам доходчиво, точно?

Её представляю я пенкой молочной

На кухне кастрюлька для каши стоит,

А в ней молоко вместе с манкой кипит

От центра кастрюлькиного тонкого днища

Идёт теплота, теплотища, жарища.

А в центре планеты ядро наблюдаем

Оно фантастическим жаром пылает

Вот булькает вязкая манная каша

По ней пузырьки беспокойные пляшут.

А ведь на поверхности нашей Земли

Такие события быть бы могли

Когда мы кастрюльку свою выключаем,

Процесс остывания в ней наблюдаем,

Вот каша остыла, и , значит, - ура-

Получится пенка – (земная кора)

Но если включить потихоньку опять,

То можно такое подчас наблюдать:

Кора, то есть пенка, разорвана снова,

И тут создаётся потолще основа

А рядом  с разорванным пенкинным краем

Вулканчики каши мы вновь наблюдаем»

Земная кора

  материковая                                                              океаническая 

   толщина                                                                       толщина

1. до 70км в горах                                              1. 5-10км под океанами

   30-40км под равнинами

2. 3 слоя:                                                              2. 2 слоя:

     осадочный чехол                                             осадочный чехол

     слой гранита                                                    слой базальта

     слой базальта

3. более старая                                                      3. более молодая, формируется            в районе вершин океанических хребтов.

Изучение земной коры. Работа с рис. 24 стр.40, текстом учебника.

Бурение Кольской сверхглубокой скважины началось в 1970году, ее глубина до 12-15км. Подсчитайте, какую часть земного радиуса это составляет.

R Земли = 6378км (экваториальный)

               =6356 км (полярный) или меридиональный    

530-531 часть экваториального.

Глубина самой глубокой в мире шахты в 4 раза меньше. Несмотря на многочисленные исследования, мы еще очень мало знаем о недрах собственной планеты.

3.Закрепление нового материала (Тест)

Определите, о какой оболочке Земли идет речь:

Земная кора

Мантия

Ядро

а/ ближе всего к центру Земли
б/ толщина от 5 до 70км
в/ в переводе с латыни “покрывало”
г/ температура вещества +4000 С+5000 С
д/ верхняя оболочка Земли
е/ толщина около 2900км
ж/ состояние вещества особое: твердое и пластичное
з/ состоит из материковой и океанической частей
и/ основной элемент состава – железо.
Ключ проверки:
1. б, д, з,
2. в, е, ж,
3. а, г, и.

1.Укажите верное определение: литосфера – это… (оболочка, состоящая из земной коры и верхней части мантии).

2. Землю по ее внутреннему строению иногда сравнивают с куриным яйцом. Что хотят показать этим сравнением?  

3. Зачем нужно изучать земную кору?

4. Какими способами это можно делать?

Итог урока

4.Домашнее задание: § 16, тетрадь, вопрос 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по географии в 6 классе "Внутреннее строение Земли"

Тема урока:  Внутреннее строение Земли.Цель урока: Сформировать представление о внутреннем строении Земли. ...

Урок "Внутреннее строение Земли" 5 класс по ФГОС

Знакомство с основными оболочками земли, строением литосферы, с методами изучения внутреннего строения Земли; работа со схемой «Внутреннее строение Земли»; работа с таблицей «Внутреннее строение...

Урок географии в 5 классе по теме "Внутреннее строение Земли. Полезные ископаемые"

Цели:способствовать формированию знаний о строении Земли, углубить и расширить знания обучающихся  о горных породах  и минералах, слагающих земную кору, их происхождении, разнообразных свойс...

презентация к уроку география в 6 классе,по теме Внутреннее строение Земли.

презентация  по географии 6 класс. тема : "Внутреннее строение Земли"...

Урок по географии 6 класс по теме "Внутреннее строение Земли"

Урок по географии 6 класс по теме "Внутреннее строение Земли" включает конспект занятия и презентацию, дополнительный материал....

Контрольная работа по теме "Внутреннее строение Земли" 5 класс

Контрольная работа направлена на закрепление и обобщение знаний учащихся по теме "Внутреннее строение Земли". Составлена на основе учебника географии 5 класс, автор А.А. Летягин, издательство "Вентана...