Реализация технологии смыслового чтения
методическая разработка по географии
Презентация опыта работы по технологии смыслового чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_45_konf.pptx | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Главная обучающая задача смыслового чтения состоит в том, чтобы совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст
Растить Читателя, который понимает текст, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.
В основе технологии лежат стратегии Предтекстовая деятельность Текстовая деятельность Послетекстовая деятельность
Предтекстовая деятельность - на стадии вызова, актуализации имеющихся знаний по теме, пробуждения познавательной активности, создания мотивации к чтению и для приучения школьников к углубленной самостоятельной работе. Методические приемы: -Мозговой штурм. -Ориентиры предвосхищения содержания. -Вопросно-ответные упражнения -Поставь проблему. -Предложи решение. -Прогноз и впечатления. -Алфавит за круглым столом и др.
Притча о кустах и деревьях. Один лесничий решил навести порядок в лесу. Он рассуждал так, лес - это деревья. Значит, лишнее в лесу всё, кроме деревьев. Кусты и трава – лишнее: ведь их корни сосут из земли воду, отнимают её у деревьев. Опавшие листья, бурелом, валежник – лишние: ведь они засоряют лес и мешают ему расти. По приказу лесничего лес стали чистить, убирать. Они сожгли все листья, и вырубили кустарники, Чисто и просторно стало в лесу. На земле нет ни соринки. Главный лесничий ходит и любуется. Вот теперь, думает в лесу порядок.
Можно ли Россию назвать страной лесов ?
Прочитайте стих, составьте к нему географический комментарий. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. -Зачитайте строчки, в которых звучат породы деревьев. Почему встречаются и хвойные и лиственные породы деревьев?
Рассмотрите схему какое определение раскрывает данная схема. Вспомните, что такое ПК, прочитав текст учебника стр.104. Назовите ключевые слова этого текста.
Тайга Прочитайт . Прочитайте цитату, выделите ключевые слова. « Кому приходилось бывать среди типичной тайги, например, в дремучем пихтово-еловом лесу, тот, конечно, испытывал особенное ощущение, вызываемое его угрюмой, и величественной картиной, увеличиваемое еще своеобразным гулом ветра, скользящего между плотной хвоей… Но впечатление сильнее у того, кто знает, что, проникая в такую тайгу, например, из березового леса, он переступает из современной нам обстановки в обстановку уже в те отдаленнейшие времена, когда на земле не было еще нынешнего могущественного властелина ее – человека» (Крылов – «Флора Западной Сибири»)
Тайга - Используя текст учебника стр.112-113, карту атласа стр.20-21 сравните тайгу Русской равнины, Западной Сибири, Восточной Сибири и заполните таблицу со сравнительной характеристикой. компоненты Русская равнина Западная Сибирь Восточная Сибирь рельеф холмистый, низменность Плоский, низменность плоскогорье климат Умеренно-континентальный Континентальный Резко-континенталь - ный . Суровая зима. воды Увлажнение избыточное, болота Увлажнение избыточное, болота вечная мерзлота почва Подзолистая (мало) Подзолистая (Плодородные) Мерзлотно-таежные Растительность Ель, сосна обычная, пихта Ель, сосна сибирская(кедр), пихта, лиственница лиственница животные Бурый медведь, лось, рысь, белка, соболь, бурундук, волк, лисица, дятел, глухарь, рябчик, клест.
Текстовая деятельность - работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Управление процессом чтения: выдвижение гипотезы о смысле читаемого в структуре текста; ее подтверждение/опровержение в процессе чтения; контекстуальная и смысловая догадка о соотношении читаемой в данный момент части с текстом в целом; размышление во время чтения о содержании текста; собственная оценка понимания прочитанного и др. Методические приемы: -Работа с географическими понятиями -Верные/неверные утверждения -Путешествие по содержанию. -Карта осмысления и запоминания событий.
Послетекстовая деятельность - на данном этапе работы с учебным текстом используемые педагогом методы и приемы позволяют применить содержание освоенного текстового материала в разных интеллектуальных ситуациях, формах применения, областях социально значимого знания. Методические приемы: -Паутина обсуждения. -Пирамида фактов. -Где ответ? -«Тонкие» и «толстые» вопросы к тексту. -Вопросы после текста. -Аннотация – реферат – пересказ. - Взаимовопросы . - Синквейн . -
Приспособленность растений и животных к условиям обитания: Способны переносить длительный холод… Противостоит снегам… Окраска… Широкие лапы… Зимний сон… Густой мех…
«Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать - точным» Бекон.
Читательская компетенция – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни и служат залогом его жизненного успеха, а значит и эффективного функционирования общества.
«обучить детей осваивать учебный материал новыми, более эффективными средствами и способами для управления собственной учебной и образовательной деятельностью» возможно посредством технологии смыслового чтения, многообразие приемов которой учитель должен систематически использовать применительно к содержанию текста, теме и этапу урока.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология смыслового чтения в контексте ФГОС ООО на примере разных учебных предметов
Материалы семинара...
Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...
Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в курсе «Экономической географии России»
Технология смыслового или продуктивного чтения – ведущая составляющая современной школы. Ее активное применение на уроках педагогами различных школьных курсов предопределено требованиями обществ...
Реализация стратегий смыслового чтения на уроках в основной школе.
...осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентац...
Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в 5-6 классе на примере учебника Издательства «Просвещение».
В данной статье приведены примеры практической реализации технологии смыслового чтения на уроках географии через возможност...
Реализация технологии смыслового чтения при подготовке обучающихся к ГИА по русскому языку и литературе
Как применять приёмы смыслового чтения при работе с заданиями ОГЭ и ЕГЭ...
Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"
Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...