РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ "Пространство и время" 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс)

Бессонова Светлана Алексеевна

Рабочая программа по географии «Пространство и время» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО, пункт 18.2.2), зарегистрированного приказом Минобрнауки РФ (зарегистрированного Минюстом России от 01.02.2011г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа41.72 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ

«Пространство и время»

6 класс

                                                                                                        Учитель географии

                                                                                                                                       высшей квалификационной категории

                                                                                                                             Бессонова Светлана Алексеевна

                                                                                           

Пояснительная записка.

        Рабочая программа по географии «Пространство и время» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО, пункт 18.2.2), зарегистрированного приказом Минобрнауки РФ (зарегистрированного Минюстом России от 01.02.2011г.) 

Программа разработана на основании документов:

1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897), зарегистрированного Минюстом России от 01.02.2011 за номером 19664

        3. Приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

        4. Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год (утверждены приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2012г  № 1067, зарегистрированным в Минюсте России 20.01.2013г., регистрационный номер 26755);

5. СанПиНа 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

        6. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937)

      Модернизация системы образования, переход на новые образовательные стандарты предполагают не только обновление содержания образования, но и пересмотр целей образования и разработку новых механизмов их достижения. Сегодня важно не просто дать обучающемуся определенный объем знаний, а организовать образовательный процесс таким образом, чтобы обучающийся самостоятельно овладел какими-либо способами деятельности, которые он в последующим сможет применить в жизни. Изучение географии должно иметь прикладной характер.

Идея данного курса возникла не случайно, а на основе анализа данных о путешествиях россиян по разным странам и регионам мира. С развитием индустрии организованного туризма возник и так называемый самостоятельный («дикий») туризм.

Цель– расширение знаний по географии через создание виртуального проекта - экономически обоснованного туристического маршрута по странам Европы. При создании маршрута обучающиеся проявляют творческую индивидуальность, развивают аналитические, речевые и эстетические навыки.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить знания обучающихся о странах;
  • Обогатить представление обучающихся о жизни в разных странах;
  • Включить обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность.

Развивающие:

  • Способствовать развитию у обучающихся навыков организации самостоятельных путешествий;
  • Развивать познавательные возможности шестиклассников;
  • Развивать познавательные умения работы с информацией (сбор, хранение и использование), навыки систематизации информации.
  • Развивать логическое и образное мышление;
  • Формировать социокультурную компетентность, умение общаться   и совместно решать творческие задачи;
  • Устанавливать межпредметные связи: с математикой, иностранным языком, историей, биологией и т.д.

Воспитательные:

  • Воспитывать инициативу, самостоятельность и активность;
  • Воспитывать чувство ответственности перед коллективом;
  • Воспитывать этику взаимоотношений, культуру общения.

Вклад учебного курса в общее образование:

Вклад географических знаний в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

  • целостного восприятия мира формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
  • комплексного представления о среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных странах;
  • умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
  • социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

В программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по географии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренные стандартом и   основной образовательной программой Школы.

I. Планируемые результаты:

  • интеллектуальное развитие детей;
  • формирование и развитие УУД;
  • проектная деятельность;
  • формирование навыков научно-интеллектуального труда;
  • развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
  • формирование опыта практической преобразовательной деятельности;
  • овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования.
  • по итогам работы в данном направлении проводятся защита презентаций, защита проектов.

Планируемые результаты изучения курса

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Ученик научится:

•        использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,  компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

•        анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

•        определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

•        составлять описания географических объектов;

•        представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

•        ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

•        строить простые планы местности;

•        различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

•        использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

•        проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра

Результаты освоения материала

Особенность курса состоит в том, что он завершится вполне реальным, осязаемым практическим результатом – виртуальным проектом по разработке маршрута путешествий по странам Европы. Критериями оценивания будет являться экономическая привлекательность маршрута (при минимуме затрат - максимум впечатлений).

В ходе занятий обучающиеся, работая самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. Урочная деятельность позволяет осуществить индивидуальный подход, позволяет обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.

У обучающихся появляется возможность использовать полученные знания по географии вне школы, выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.

II. Содержание

  • Обсуждение темы, целей и задач;
  • Создание перечня источников получения информации;
  • Составление перечня Интернет-ресурсов;
  • Знакомство с картами региона;
  • Знакомство со странами региона;
  • Анализ предстоящей деятельности. «Куда и зачем ехать»
  • Знакомство с правилами оформления работы в Word
  • Знакомство с правилами оформления презентации в PowerPoint
  • Узнать происхождение названия стран
  • Знакомство с географическим положением страны
  • Знакомство с площадью, численностью населения стран
  • Знакомство с рельефом, климатом, водами стран
  • Выбор маршрута для путешествия
  • Решение «транспортного вопроса» (сравнительный анализ скорости и ценовой доступности разных видов транспорта)
  • Особенности отелей, апартаментов, хостелов.
  • Сравнительный анализ комфортности и цен на проживание.
  • Подбор материала теме “Достопримечательности стран”.
  • Составление экскурсионной программы
  • Составление «Словаря путешественника». Составление вопросно-ответного диалога с использованием «Словаря путешественника»
  • Знакомство с валютой стран, курсом валют
  • Обсуждение различий в услугах связи разных операторов.
  • Возможность доступа к информации  Интернет
  • Встреча с людьми, побывавшими за границей Составление презентации «Отправляясь в путешествие»
  • Составление сметы путешествий
  • Меры предосторожности в путешествии
  • Проведение рекламной акции маршрутов путешествий
  • Определение рисков в реализации проекта и пути их устранения.
  • Составление списка сувениров, которые можно привезти из страны Создание слайд-шоу об европейских странах
  • Знакомство с особенностями профессии экскурсовода, правилами проведения экскурсии
  • Обзор литературы, лучших фильмов о стране
  • Игра «географическая копилка»
  • Игра «Поле чудес»
  • Подведение итогов работы.

Виды универсальных учебных действий, формируемые у обучающихся:

Познавательные (ПУУД): умения поиска и отбора необходимой информации, умения первичной обработки информации, умения творческой переработки текста; картографические умения; умения представления информации в виде презентации;

Регулятивные (РУУД): умения целеполагания, планирования, рефлексии, самооценивания;

Коммуникативные УУД (КУУД): умения публичного выступления, умения вступления в диалог, аргументация своей точки зрения, умения общения в группе;

Личностные УУД (ЛУУД): осознание личностного значения изучаемой темы, формирование адекватной самооценки.

III. Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема занятия

Содержание деятельности

Формирование УУД

Вводное занятие

Обсуждение темы, целей и задач

РУУД, ЛУУД, КУУД

Источники информации

Создание перечня источников получения информации

ПУУД: умения поиска и отбора необходимой информации

Интернет-ресурсы

Составление перечня Интернет-ресурсов

ПУУД: умения поиска и отбора необходимой информации в Интернете

Карта рассказывает...

Знакомство с картами региона

ПУУД: картографические умения

Игра «Цепочка стран»

Знакомство со странами региона

ПУУД, КУУД

Страна, в которой я хотел бы побывать

Анализ предстоящей деятельности. «Куда и зачем ехать»

РУУД, ЛУУД, КУУД

Правила оформления текстового материала проекта

Знакомство с правилами оформления работы в Word

ПУУД

Правила создания презентации

Знакомство с правилами оформления презентации в PowerPoint

ПУУД

Топонимика стран

Узнать происхождение названия стран

ПУУД: умения первичной обработки информации

Положение страны на карте Европы

Знакомство с географическим положением страны

ПУУД: картографические умения

«Визитная карточка» стран

Знакомство с площадью, численностью населения стран

ПУУД: умения первичной обработки информации

Природные особенности стран

Знакомство с рельефом, климатом, водами стран

ПУУД: умения поиска и отбора необходимой информации

Маршрут путешествия

Выбор маршрута для путешествия

ПУУД: умения творческой переработки текста

«Транспортный вопрос»

Решение «транспортного вопроса» (сравнительный анализ скорости и ценовой доступности разных видов транспорта)

ПУУД: умения творческой переработки текста

Места проживания

Особенности отелей, апартаментов, хостелов. Сравнительный анализ комфортности и цен на проживание

ПУУД: умения первичной обработки информации

Достопримечательности стран

Подбор материала теме “Достопримечательности стран”

ПУУД, ЛУУД

Достопримечательности стран

Подбор материала теме “Достопримечательности стран”

ПУУД, ЛУУД

Экскурсионная программа

Составление экскурсионной программы

ПУУД, КУУД, ЛУУД

Языки региона. Игра «Пойми меня»

Составление «Словаря путешественника». Составление вопросно-ответного диалога с использованием «Словаря путешественника»

ПУУД, КУУД

Финансы. Валюты стран. Курс валют

Знакомство с валютой стран, курсом валют

ПУУД

Связь, Интернет

Обсуждение различий в услугах связи разных операторов. Возможность доступа к информации  Интернет

ПУУД, КУУД

Родственники рассказывают...

Встреча с людьми, побывавшими за границей

ЛУУД, КУУД

«Отправляясь в путешествие»

Составление презентации «Отправляясь в путешествие»

ПУУД

Смета путешествия

Составление сметы путешествий

ПУУД

«Все свое берем с собой»

Меры предосторожности в путешествии

ПУУД: умения первичной обработки информации

Рекламная акция

Проведение рекламной акции маршрутов путешествий

КУУД: умения публичного выступления

Риски путешествий

Определение рисков в реализации проекта и пути их устранения

ПУУД: умения первичной обработки информации

Сувениры для друзей

Составление списка сувениров, которые можно привезти из страны

ПУУД, ЛУУД, КУУД

Фоторепортаж о путешествии

Создание слайд-шоу об европейских странах

ПУУД

Особенности профессии экскурсовода. Конкурс «Лучший экскурсовод»

Знакомство с особенностями профессии экскурсовода, правилами проведения экскурсии

ЛУУД

Книги, фотоальбомы, фильмы о стране

Обзор литературы, лучших фильмов о стране

ПУУД: умения первичной обработки информации

Игровое занятие

Игра «географическая копилка»

КУУД, ЛУУД

Игровое занятие

Игра «Поле чудес»

КУУД, ЛУУД

  1.      

Заключительное занятие

Подведение итогов работы, рецензия на маршруты путешествия других групп

РУУД

        Требования к уровню подготовки учащихся

  • Уметь работать с текстовым редактором
  • Уметь анализировать и отбирать информацию
  • Уметь делать устные сообщения
  • Уметь ориентироваться по карте
  • Уметь составлять презентацию

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение  

  • Методические пособия,

Интернет-ресурсы

Галопом по Европам 

Галопом по Европам - данный фразеологизм возник в качестве насмешки и издевательства над многочисленными туристами, которые в XIX веке огромными толпами осуществляли путешествия по так называемым заграничным местам, причем делали они это настолько быстро, что им даже не удавалось насладиться природной красотой и колоритом. Но в дальнейшем они так расхваливали все «увиденное», что все только диву давались.

В 1928 году великий писатель Максим Горький в одном из своих выступлений также использовал данное выражение, что еще больше закрепило его в простом народе. Ну и сегодня его часто используют в богеме общества, которая также хвалится своими познаниями мира и многочисленными путешествиями по всему миру.

Галопом по Европам. /Иронический/. Не вдаваясь в детали, наспех, поверхностно (делать что-либо). Ср.: на скорую руку; на живую нитку; на живую руку; с противоположным значением: вдоль и поперек.

  • Компьютер.

Для организации урочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в школе имеются следующие условия: занятия в школе проводятся в одну смену, имеется столовая, библиотека, компьютерный класс. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Русский язык" 6 класс, базовый уровень по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской

Рабочая программа составлена на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 класс". Авторы-составители М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. Программа рассчитана на 6 часов в неделю...

Рабочая программа учебного курса «Алгебра. 8-9 классы» в классах с углубленным изучением предметов физико-математического цикла

Программа реализуется на основе УМК (авторы  Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., учебник  Алгебра -8,9)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА изучения курса математики 5-6 классов при работе по учебникам «Математика, 5 класс», «Математика, 6 класс» авторов И.И.Зубаревой, А.Г. Мордковича (УМК «Практика Развивающего Обучения (ПРО)»)

Рабочая программа по математике для 5-6 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра...