РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ "Пространство и время" 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс)
Рабочая программа по географии «Пространство и время» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО, пункт 18.2.2), зарегистрированного приказом Минобрнауки РФ (зарегистрированного Минюстом России от 01.02.2011г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 41.72 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ
«Пространство и время»
6 класс
Учитель географии
высшей квалификационной категории
Бессонова Светлана Алексеевна
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии «Пространство и время» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО, пункт 18.2.2), зарегистрированного приказом Минобрнауки РФ (зарегистрированного Минюстом России от 01.02.2011г.)
Программа разработана на основании документов:
1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897), зарегистрированного Минюстом России от 01.02.2011 за номером 19664
3. Приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
4. Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год (утверждены приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2012г № 1067, зарегистрированным в Минюсте России 20.01.2013г., регистрационный номер 26755);
5. СанПиНа 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
6. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937)
Модернизация системы образования, переход на новые образовательные стандарты предполагают не только обновление содержания образования, но и пересмотр целей образования и разработку новых механизмов их достижения. Сегодня важно не просто дать обучающемуся определенный объем знаний, а организовать образовательный процесс таким образом, чтобы обучающийся самостоятельно овладел какими-либо способами деятельности, которые он в последующим сможет применить в жизни. Изучение географии должно иметь прикладной характер.
Идея данного курса возникла не случайно, а на основе анализа данных о путешествиях россиян по разным странам и регионам мира. С развитием индустрии организованного туризма возник и так называемый самостоятельный («дикий») туризм.
Цель– расширение знаний по географии через создание виртуального проекта - экономически обоснованного туристического маршрута по странам Европы. При создании маршрута обучающиеся проявляют творческую индивидуальность, развивают аналитические, речевые и эстетические навыки.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить знания обучающихся о странах;
- Обогатить представление обучающихся о жизни в разных странах;
- Включить обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность.
Развивающие:
- Способствовать развитию у обучающихся навыков организации самостоятельных путешествий;
- Развивать познавательные возможности шестиклассников;
- Развивать познавательные умения работы с информацией (сбор, хранение и использование), навыки систематизации информации.
- Развивать логическое и образное мышление;
- Формировать социокультурную компетентность, умение общаться и совместно решать творческие задачи;
- Устанавливать межпредметные связи: с математикой, иностранным языком, историей, биологией и т.д.
Воспитательные:
- Воспитывать инициативу, самостоятельность и активность;
- Воспитывать чувство ответственности перед коллективом;
- Воспитывать этику взаимоотношений, культуру общения.
Вклад учебного курса в общее образование:
Вклад географических знаний в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
- целостного восприятия мира формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
- комплексного представления о среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных странах;
- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
В программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по географии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренные стандартом и основной образовательной программой Школы.
I. Планируемые результаты:
- интеллектуальное развитие детей;
- формирование и развитие УУД;
- проектная деятельность;
- формирование навыков научно-интеллектуального труда;
- развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
- формирование опыта практической преобразовательной деятельности;
- овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования.
- по итогам работы в данном направлении проводятся защита презентаций, защита проектов.
Планируемые результаты изучения курса
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Ученик научится:
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• составлять описания географических объектов;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• строить простые планы местности;
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра
Результаты освоения материала
Особенность курса состоит в том, что он завершится вполне реальным, осязаемым практическим результатом – виртуальным проектом по разработке маршрута путешествий по странам Европы. Критериями оценивания будет являться экономическая привлекательность маршрута (при минимуме затрат - максимум впечатлений).
В ходе занятий обучающиеся, работая самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. Урочная деятельность позволяет осуществить индивидуальный подход, позволяет обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.
У обучающихся появляется возможность использовать полученные знания по географии вне школы, выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.
II. Содержание
- Обсуждение темы, целей и задач;
- Создание перечня источников получения информации;
- Составление перечня Интернет-ресурсов;
- Знакомство с картами региона;
- Знакомство со странами региона;
- Анализ предстоящей деятельности. «Куда и зачем ехать»
- Знакомство с правилами оформления работы в Word
- Знакомство с правилами оформления презентации в PowerPoint
- Узнать происхождение названия стран
- Знакомство с географическим положением страны
- Знакомство с площадью, численностью населения стран
- Знакомство с рельефом, климатом, водами стран
- Выбор маршрута для путешествия
- Решение «транспортного вопроса» (сравнительный анализ скорости и ценовой доступности разных видов транспорта)
- Особенности отелей, апартаментов, хостелов.
- Сравнительный анализ комфортности и цен на проживание.
- Подбор материала теме “Достопримечательности стран”.
- Составление экскурсионной программы
- Составление «Словаря путешественника». Составление вопросно-ответного диалога с использованием «Словаря путешественника»
- Знакомство с валютой стран, курсом валют
- Обсуждение различий в услугах связи разных операторов.
- Возможность доступа к информации Интернет
- Встреча с людьми, побывавшими за границей Составление презентации «Отправляясь в путешествие»
- Составление сметы путешествий
- Меры предосторожности в путешествии
- Проведение рекламной акции маршрутов путешествий
- Определение рисков в реализации проекта и пути их устранения.
- Составление списка сувениров, которые можно привезти из страны Создание слайд-шоу об европейских странах
- Знакомство с особенностями профессии экскурсовода, правилами проведения экскурсии
- Обзор литературы, лучших фильмов о стране
- Игра «географическая копилка»
- Игра «Поле чудес»
- Подведение итогов работы.
Виды универсальных учебных действий, формируемые у обучающихся:
Познавательные (ПУУД): умения поиска и отбора необходимой информации, умения первичной обработки информации, умения творческой переработки текста; картографические умения; умения представления информации в виде презентации;
Регулятивные (РУУД): умения целеполагания, планирования, рефлексии, самооценивания;
Коммуникативные УУД (КУУД): умения публичного выступления, умения вступления в диалог, аргументация своей точки зрения, умения общения в группе;
Личностные УУД (ЛУУД): осознание личностного значения изучаемой темы, формирование адекватной самооценки.
III. Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия | Содержание деятельности | Формирование УУД | ||
Вводное занятие | Обсуждение темы, целей и задач | РУУД, ЛУУД, КУУД | ||||
Источники информации | Создание перечня источников получения информации | ПУУД: умения поиска и отбора необходимой информации | ||||
Интернет-ресурсы | Составление перечня Интернет-ресурсов | ПУУД: умения поиска и отбора необходимой информации в Интернете | ||||
Карта рассказывает... | Знакомство с картами региона | ПУУД: картографические умения | ||||
Игра «Цепочка стран» | Знакомство со странами региона | ПУУД, КУУД | ||||
Страна, в которой я хотел бы побывать | Анализ предстоящей деятельности. «Куда и зачем ехать» | РУУД, ЛУУД, КУУД | ||||
Правила оформления текстового материала проекта | Знакомство с правилами оформления работы в Word | ПУУД | ||||
Правила создания презентации | Знакомство с правилами оформления презентации в PowerPoint | ПУУД | ||||
Топонимика стран | Узнать происхождение названия стран | ПУУД: умения первичной обработки информации | ||||
Положение страны на карте Европы | Знакомство с географическим положением страны | ПУУД: картографические умения | ||||
«Визитная карточка» стран | Знакомство с площадью, численностью населения стран | ПУУД: умения первичной обработки информации | ||||
Природные особенности стран | Знакомство с рельефом, климатом, водами стран | ПУУД: умения поиска и отбора необходимой информации | ||||
Маршрут путешествия | Выбор маршрута для путешествия | ПУУД: умения творческой переработки текста | ||||
«Транспортный вопрос» | Решение «транспортного вопроса» (сравнительный анализ скорости и ценовой доступности разных видов транспорта) | ПУУД: умения творческой переработки текста | ||||
Места проживания | Особенности отелей, апартаментов, хостелов. Сравнительный анализ комфортности и цен на проживание | ПУУД: умения первичной обработки информации | ||||
Достопримечательности стран | Подбор материала теме “Достопримечательности стран” | ПУУД, ЛУУД | ||||
Достопримечательности стран | Подбор материала теме “Достопримечательности стран” | ПУУД, ЛУУД | ||||
Экскурсионная программа | Составление экскурсионной программы | ПУУД, КУУД, ЛУУД | ||||
Языки региона. Игра «Пойми меня» | Составление «Словаря путешественника». Составление вопросно-ответного диалога с использованием «Словаря путешественника» | ПУУД, КУУД | ||||
Финансы. Валюты стран. Курс валют | Знакомство с валютой стран, курсом валют | ПУУД | ||||
Связь, Интернет | Обсуждение различий в услугах связи разных операторов. Возможность доступа к информации Интернет | ПУУД, КУУД | ||||
Родственники рассказывают... | Встреча с людьми, побывавшими за границей | ЛУУД, КУУД | ||||
«Отправляясь в путешествие» | Составление презентации «Отправляясь в путешествие» | ПУУД | ||||
Смета путешествия | Составление сметы путешествий | ПУУД | ||||
«Все свое берем с собой» | Меры предосторожности в путешествии | ПУУД: умения первичной обработки информации | ||||
Рекламная акция | Проведение рекламной акции маршрутов путешествий | КУУД: умения публичного выступления | ||||
Риски путешествий | Определение рисков в реализации проекта и пути их устранения | ПУУД: умения первичной обработки информации | ||||
Сувениры для друзей | Составление списка сувениров, которые можно привезти из страны | ПУУД, ЛУУД, КУУД | ||||
Фоторепортаж о путешествии | Создание слайд-шоу об европейских странах | ПУУД | ||||
Особенности профессии экскурсовода. Конкурс «Лучший экскурсовод» | Знакомство с особенностями профессии экскурсовода, правилами проведения экскурсии | ЛУУД | ||||
Книги, фотоальбомы, фильмы о стране | Обзор литературы, лучших фильмов о стране | ПУУД: умения первичной обработки информации | ||||
Игровое занятие | Игра «географическая копилка» | КУУД, ЛУУД | ||||
Игровое занятие | Игра «Поле чудес» | КУУД, ЛУУД | ||||
Заключительное занятие | Подведение итогов работы, рецензия на маршруты путешествия других групп | РУУД |
Требования к уровню подготовки учащихся
- Уметь работать с текстовым редактором
- Уметь анализировать и отбирать информацию
- Уметь делать устные сообщения
- Уметь ориентироваться по карте
- Уметь составлять презентацию
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Методические пособия,
Интернет-ресурсы
Галопом по Европам
Галопом по Европам - данный фразеологизм возник в качестве насмешки и издевательства над многочисленными туристами, которые в XIX веке огромными толпами осуществляли путешествия по так называемым заграничным местам, причем делали они это настолько быстро, что им даже не удавалось насладиться природной красотой и колоритом. Но в дальнейшем они так расхваливали все «увиденное», что все только диву давались.
В 1928 году великий писатель Максим Горький в одном из своих выступлений также использовал данное выражение, что еще больше закрепило его в простом народе. Ну и сегодня его часто используют в богеме общества, которая также хвалится своими познаниями мира и многочисленными путешествиями по всему миру.
Галопом по Европам. /Иронический/. Не вдаваясь в детали, наспех, поверхностно (делать что-либо). Ср.: на скорую руку; на живую нитку; на живую руку; с противоположным значением: вдоль и поперек.
- Компьютер.
Для организации урочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в школе имеются следующие условия: занятия в школе проводятся в одну смену, имеется столовая, библиотека, компьютерный класс. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Русский язык" 6 класс, базовый уровень по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской
Рабочая программа составлена на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 класс". Авторы-составители М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. Программа рассчитана на 6 часов в неделю...
Рабочая программа по курсу "Биология. Животные" 8 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Пояснительная записка, тематическое планирование курса, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа учебного курса «Алгебра. 8-9 классы» в классах с углубленным изучением предметов физико-математического цикла
Программа реализуется на основе УМК (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., учебник Алгебра -8,9)....
Рабочая программа учебного курса математики в 5 классе на основе авторской программы С.М. Никольского, М.К. Потапова, Н.Н. Решетникова, А.В. Шевкина «Математика. 5-6 классы»
Пояснительная записка, содержание курса, тематическое планирование...
Рабочая программа учебного курса математики в 8 классе. Программа разработана для преподавания курса математики по учебнику алгебры под редакцией С. А. Теляковского и учебнику геометрии под редакцией Атанасяна Л.С.
Пояснительная записка, содержание курса, тематическое планирование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА изучения курса математики 5-6 классов при работе по учебникам «Математика, 5 класс», «Математика, 6 класс» авторов И.И.Зубаревой, А.Г. Мордковича (УМК «Практика Развивающего Обучения (ПРО)»)
Рабочая программа по математике для 5-6 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра...