Конспект урок 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс)
Тема «География межотраслевых комплексов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_9_klass.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме
«География межотраслевых комплексов» 9 класс
Цели урока: Обобщить и закрепить знания о составе МОК, факторах и принципах размещения предприятий.
Оборудование: карты «Политико-административная карта России», раздаточный материал, контурная карта, атласы.
Ход урока:
1.Организационный момент
2. Контроль знаний и умений
2.1 Задание «Расшифруй аббревиатуру»
КМА (Курская магнитная аномалия),
АПК (агропромышленный комплекс),
ТЭЦ (теплоэлектроцентраль),
НИИ (научно-исследовательский институт),
ВПК (военно-промышленный комплекс),
ЦУП (центр управления полетом),
НПЗ (нефтеперерабатывающий завод),
ВВП (валовый внутренний продукт),
ЛЭП (линия электропередач),
ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство),
БАМ (Байкало-Амурская магистраль).
2.2 Блиц-опрос
1. Хозяйство, сложившееся исторически в границах государства (народное хозяйство).
2. Часть населения страны, которая способна работать (трудовые ресурсы).
3. Занятое население, работающее в народном хозяйстве, и безработные, ищущие работу и готовые к труду (экономически активное население).
4. Самый крупный промышленный комплекс по объёму производимой продукции - ТЭК - более 20%. Назовите его отраслевой состав (топливная промышленность, электроэнергетика, транспортировка). На современном этапе развития России основную часть её богатства составляет (природно-ресурсный капитал или природные ресурсы).
5. Череповец, Старый Оскол, Липецк, Новокузнецк, Магнитогорск, Чусовой - это центры… (чёрной металлургии).
6. Зерноуборочные комбайны производят в районах выращивания зерна (Ростов-на-Дону, Красноярск), льноуборочные - в местах произрастания льна (Бежецк). Назовите фактор размещения этих предприятий (потребительский).
7. Одной из общих проблем обрабатывающей промышленности является низкая доля современной продукции. Назовите другие проблемы (устаревшее оборудование, дефицит квалифицированных кадров).
8. Почему машиностроение и химическая промышленность являются одним из звеньев АПК? (для с/х дают машины, оборудование, удобрения, средства защиты растений)
9. Они могут пастись на горных склонах, преодолевать большие расстояния, круглогодично находиться на пастбищах. Их часто разводят на землях, не пригодных для других отраслей сельского хозяйства. Назовите этих животных (овцы).
10. 16 декабря 2009 года был пущен новый скоростной экспресс (250 км/час) по маршруту Санкт-Петербург - Москва. Как он называется? (Сапсан)
11. Основой науки являются научные кадры. По числу занятых в науке Россия является одним из мировых лидеров. Какая проблема характерна для российских научных кадров и почему? ("старение", слабый приток молодёжи - снижение престижа профессии, низкая заработная плата)
12. Почему в России доля продуктов питания иностранного производства составляет более 40%, а доля импортной одежды - 75%? (недостаточный уровень развития сельского хозяйства, машиностроения, химической, текстильной промышленности).
2.3 Работа с карточками
Задание № 1
Задача АПК ... (обеспечение населения России продовольствием).
АПК состоит из 3-х звеньев:
задача 1-го звена ... (производство средств производства для с/х);
задача 2-го звена ... (собственно сельское хозяйство);
задача 3-го звена ... (заготовка, хранение, переработка, доставка и реализация с/х продукции).
Основное звено АПК - сельское хозяйство, которое состоит из ... (животноводства), и ... (растениеводство).
Особенности сельского хозяйства:
1) ... (зависимость от природных условий);
2) ... (сезонность производства);
3) ... (земля - средство труда и предмет труда).
Земли, которые используются в сельском хозяйстве, называются ... (сельскохозяйственные угодья). Большую часть продукции дает ... (растениеводство (55% от стоимости всей производимой в стране сельхозпродукции), а остальные дает ... (животноводство). Ведущие культуры - ... (зерновые): 50% сбора дает ... (пшеница), второе место по сбору занимает ... (ячмень).
К техническим культурам относятся ... (культуры, которые используются, как сырье для отдельных отраслей промышленности). Это ... (лен-долгунец), ... (подсолнечник), ... (сахарная свекла).
Задание № 2
Транспортный комплекс
Транспортный комплекс входит в коммуникативную систему. Ее задача - обеспечить ... (перемещение в пространстве людей, информацию, энергию, грузы).
Самый дешевый вид транспорта по грузообороту ... (морской), самый дорогой - ... (авиационный).
Самая густая транспортная сеть в ... (европейской) части страны. Самая длинная в мире железная дорога - ... (Транссибирская): Москва - Челябинск - Новосибирск - Иркутск - Владивосток.
Автомобильный транспорт - один из самых дорогих. Причины дороговизны в ... (плохих дорогах, низком качестве отечественных автомобилей, малом числе автомобилей с дизельными двигателями и автомобилей высокой грузоподъемности).
Морской транспорт имеет ряд проблем:
1) потеря портов и части флота, после ... (распада СССР),
2) ... (изношенность судов).
Первое место в грузообороте занимают порты ... (Тихоокеанского бассейна). Это порты ...(Восточный), ... (Владивосток), ... (Находка). На втором месте - ... (Балтийский бассейн). Это порты ... (Санкт-Петербург),... (Выборг), ... (Калининград).
2.4. Определите правильность утверждений (да, нет).
1. В структуре топливно-энергетического баланса России преобладает уголь (нет).
2. Транспортировка электроэнергии входит в состав топливно-энергетического комплекса (да).
3. Россия занимает первое место в мире по запасам в мире (нет).
4. В России основная часть электроэнергии производится на ГЭС (нет).
5. Производство шин входит в состав химической промышленности (да).
6. Большая часть руд цветных металлов расположена за Уралом (да).
7. В черной металлургии преобладают комбинаты с комплексной переработкой сырья (да).
8. Добыча серы и солей входят в состав химической промышленности (да).
9. На размещение АЭС оказывает влияние потребительский фактор (да).
10. На размещение предприятий тяжелого машиностроения большое влияние оказывает топливный фактор (нет).
2.5. Работа в контурной карте
Указать на контурной карте
- Города-центры научного комплекса (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск).
- Города-центры металлургии (Липецк, Старый Оскол, Череповец).
- Центры калийных удобрений (Соликамск, Березняки).
- Крупные морские порты (Находка, Восточный, Владивосток).
- Российская «лесопилка» (Архангельск).
2.5. Тест
1. В крупных городах размещают:
а) ТЭС; б) ГЭС;
в) ТЭЦ; г) АЭС.
2. ГЭС строят с учетом наличия:
а) источников дешевой энергии;
б) трудовых ресурсов;
в) природных условий.
3. Металлургические заводы полного цикла размещают с учетом:
а) сырьевой базы;
б) квалифицированных кадров;
в) источников дешевой энергии.
4. На источники дешевой энергии ориентируются при размещении:
а) ГЭС;
б) алюминиевых заводов;
в) медеплавильных заводов.
5. Наличие квалифицированных кадров имеет важное значение при размещении:
а) авиационного завода;
б) тракторного завода;
в) завода горно-шахтного оборудования.
6. Судостроительный завод строят с учетом наличия:
а) металлургической базы;
б) потребителя;
в) квалифицированных кадров.
7. Установите соответствие:
Предприятие Факторы размещения
а) сахарный завод; 1. энергетический;
б) целлюлозно-бумажный комбинат; 2. трудовой;
в) алюминиевый завод; 3. водный;
г) часовой завод; 4. сырьевой.
8. При строительстве предприятия по производству калийных удобрений учитывают:
а) наличие сырья;
б) потребитель;
в) источник дешевой энергии.
9. Специализация и кооперирование – важные факторы размещения:
а) часового завода; б) текстильного комбината;
в) завода синтетического волокна; г) завода фосфорных удобрений.
10. К металлоемкому машиностроению относятся:
а) авиационный завод;
б) часовой завод;
в) завод горно-шахтного оборудования.
Ответы: 1-в; 2-в; 3-а; 4-в; 5-а; 6-б; 7- 1-в, 2-г, 3-б, 4-а; 8-а; 9-а; 10-в.
3. Домашнее задание:
Повторить:
1) принципы размещения предприятий разных МОК;
2) термины темы: «География межотраслевых комплексов»;
3) географическую номенклатуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект мастер -класса по математике в 5 классе " Управление мыслительной деятельностью при решении математических заданий""
В любой области деятельности нужны инициативные люди, способные предлагать нестандартные решения. Сейчас основная задача школы состои...
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии
Надеюсь, что данный материал поможет педагогам -хореографам расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...
Конспект мастер-класса по специальности гитара с учащейся IV класса
Методическая разработка мастер-класса по подготовке к конкурсому выступлению на основе личностно-ориентированной педагогической технологии с анализом работы над произведениями А.Иванова-Крамского "Ах ...
План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"
Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах " на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...
Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)
Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...
Конспект урока "Класс Млекопитающие, или Звери". 7 класс.
одробный коспект урока....