Школьное географическое общество как педагогический ресурс
опыты и эксперименты по географии (6, 7, 8, 9, 10 класс)

Владимир Николаевич Кочетков

1. Ге1. География - предмет, требующий обязательного и постоянного практического подкрепления. Полноценную географическую практику ученик может получить только вне кабинета, в естественных условиях. Программа для общеобразовательных учреждений 6-11 классов, предусматривает такие практические занятия, но они ограничиваются тремя часами в начальном курсе географии (4%), и часом в курсе 9-го класса (1,5% от общего количества программных часов), а к 10 классу вообще сводятся к нулю. Считаю этот факт причиной снижения интереса к предмету и как следствие, снижения качества географических знаний. Необходимо вспомогательное звено, способное, с одной стороны, привлечь дополнительный интерес детей к предмету, с другой - связать теорию с практикой, подтверждая тем закон усвоения знаний (по Б.Ц. Бадмаеву: «Знания формируются в процессе применения их к практике»). Таким связующим звеном в Сурской школе стало Школьное географическое общество 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kochetkov21-prez.ppt1.95 МБ
Файл opyt.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт учителя географии Кочеткова Владимира Николаевича, МОУ СШ р.п. Сурское

Слайд 2

Структура деятельности Школьного географического общества Учебная деятельность Экспедиционная деятельность Педагогическая цель – создать условия для овладения географическими знаниями на практике. Задачи: Создание «географического» актива в школе; формирование мотивации к изучению географии; организация экспедиционной и учебно-исследовательской деятельности; сбор и обработка краеведческих сведений; создание мультимедийных и бумажных карт и путеводителей. Учебно-исследовательская деятельность Использование (перенос) накопленных практических навыков в учебную деятельность Медицинский контроль Подготовка к экспедиции (разработка маршрута; выбор направлений деятельности каждого участника;) физическая Экспедиция о владение предметными навыками: в процессе профессионально-деловой игры; разновозрастные группы Однодневные экспедиции Многодневные экспедиции Освоение регионального компонента; мотивация работы в компьютерных программах 1.сбор материала; 2.камеральная обработка материала; 3.обобщение материалов исследования Зарубежные экспедиции

Слайд 3

Экспедиции ШГО В экспедициях принял о участие более 600 человек; В учебно –исследовательской деятельности приняло участие более 100 человек; Общий километраж экспедиций составил около 30 тыс. км в том числе по России, Европе, Америке более 15 тыс. км., по Ульяновской области и соседним регионам 15 тыс. км Руководитель ШГО Кочетков В.Н. совершил поэтапное кругосветное путешествие на велосипеде по Азии, Европе, Северной Америке, Австралии, Южной Америке (пройдено более 100 тыс. км)

Слайд 4

Экспедиция Урок Учебно-исследовательская работа навык Применение навыка тема «Растительный мир»; «Почвы» (доклад, презентация); помощь отстающему Применение навыка Дендролог Работы, связанные с географическим краеведением Почвовед Везде, где требуется умение работать с картографическим материалом; создание карт схем Эколог Топограф изучения качества воды родников, измерения уровня радиации тема «План и карта»; «Географическая карта»; помощь отстающему Этнограф Биолог (орнитолог, энтомолог, ихтиолог) Гидролог тема: «Окружающая среда»; «Загрязнение окружающей среды» Тема: «Организмы на Земле» тема: «Гидросфера» Знакомство с предметами быта и традиционного искусства; сбор преданий и воспоминаний старожилов тема: «Население» (доклад, презентация) Межпредметные связи Методическая помощь учителей биологии, химии, информатики Работа в компьютерных программах

Слайд 5

Географический актив ШГО Актив осознанно участвуют в работе ШГО Внешний слой ориентируются на поведение, важна сама внешняя принадлежность к ШГО Ядро «идеологи» ШГО Наставничество; корректировка общения; выбор «специализации»; подготовка к конференциям, форумам, исследованиям; подготовка конференций, выбор направлений исследований Ученик-«специалист»; «первый номер» на уроке-проекте; участие в исследовательской деятельности; на конференциях, форумах, Помощник «специалиста»; техническая поддержка на выступлениях; «второй номер» на уроке-проекте Мотивация желание общения; увидеть «мир»; получить оценку со стороны сверстников; проверить себя; интерес к географии; истории, биологии; любовь к природе ;

Слайд 6

Участие в школьных, районных, областных, всероссийских экологических, географических, краеведческих конференциях. Участие во встречах с учениками школ района и области, выступления на областной ассоциации учителей географии, отчёты на заседаниях регионального отделения РГО. Более 150 публикаций в журналах:«Краеведение в школе» - ИПК ПРО; «Физкультура и спорт»,Москва; «Вестник детско-юношеского туризма в России», Москва; «География в школе», Москва; «Вольный ветер», Москва;«Мономах», Ульяновск; «Туризм, отдых, спорт», Ульяновск; «Карамзинский сад», Ульяновск. Участие в съёмках десяти документальных фильмов, в том числе: «Экстрим по-сурски», Ульяновск, реж. С. Моргунова «Учитель географии», Ульяновск, реж. Н.Гуркина; «Сурский Колумб», Самара, реж. С.Кочергина; «Если хочешь быть здоров, постарайся», Москва, реж. Ю.Богатырёв; «Уроки Владимира Кочеткова», Москва, реж. С.Толкачёв.



Предварительный просмотр:

«Школьное географическое общество как педагогический ресурс». (Пояснение к презентации)

1. ШГО существует в школе с 1998 года. Цель создания: формирование условий для подкрепления географических знаний на практике. Исходя из цели, были определены педагогические, практические и воспитательные задачи.

Работа ШГО складывается из следующих видов деятельности: учебной, учебно-исследовательской и экспедиционной. В организационную часть экспедиционного направления ШГО входит отработка базовых туристских навыков, основ медицинской и физической подготовки. Годовой ход работы Общества выглядит так: активная часть экспедиционной деятельности и отработка на практике предметных навыков длится с апреля по октябрь, сбор материала для учебно-исследовательских работ совпадает с экспедиционным периодом, камеральная обработка результатов исследований и использование материала на уроках – в течение всего учебного года.

Стержнем работы ШГО является экспедиционная деятельность. Экспедиции это своего рода центр притяжения детей, они помогают вовлечь в работу учеников разного уровня подготовки, и способствуют популяризации всей географической деятельности в школе, поэтому своё выступление я начну с характеристики этого вида деятельности.

2. В год проходит 30 экспедиций разной продолжительности: однодневные (чаще всего) и многодневные. Транспорт – велосипед, это помогает планировать маршруты до 60-80 км в день. Маршрут такой протяжённости позволяет познакомиться с разнообразными природными территориями, даже в пределах одного района. В комплексных краеведческих велоэкспедициях принимают участие ежегодно 40 человек (15% от численности общей и старшей школы), а всего за время работы ШГО в экспедициях участвовало около 600 человек.

По Сурскому району и Ульяновской области учениками школы пройдено около 15 тысяч километров. Географическая цель - всестороннее изучение состояния памятников природы, как наиболее сохранившихся участков природных зон. Наблюдение за некоторыми из них (в частности, за «Кувайской тайгой»), ведётся в течение 10 лет. Кроме того целью экспедиций по области и России является создание интерактивной географической видеокарты Ульяновской области и прилегающих территорий. Экспедиции по России перекрыли весь район от Ладоги и Балтийского моря до Урала. Планируем проложить маршрут до Каспийского и Чёрного морей.

В США и Европе комплексно изучалась работа национальных парков, работа информационных центров. Везли флаг Ульяновской области и страны, рассказывали об области и о России в СМИ и в частных беседах. Во время подготовки дети специально изучали иностранный язык и традиции тех стран, по территориям которых проходил маршрут. В настоящее время планируется экспедиция в Китай и Монголию. Только настоящее уважение к людям других национальностей, религий, традиций помогает планировать любые маршруты и преодолевать километры, и существование ШГО помогает решить и эти вопросы, причём и далеко за рубежом, и в родном районе (оттого, как ты себя поведёшь, так тебя и встретят).

Несколько слов о том, как проходит экспедиция. Разрабатывается маршрут, намечаются цели и задачи самой экспедиции и каждого участника. Любой экспедиции предшествует обязательная физическая подготовка, основой которой являются рекомендации В.С. Преображенского. Без медицинского осмотра детей не пускаю. Критерием оценки состояния являются сигналы утомления и комфорта. Занятия проводятся в аэробном режиме, на частоте пульса 120 – 130 ударов в минуту.

3. Следующее о чём хочу рассказать, это процесс овладения предметными практическими умениями и навыками во время экспедиционного этапа, и перенос выработанных умений и навыков на урок. Экспедиция рассматривается как вид деятельности с элементами профессионально-деловой игры. С детьми мы выявляем географические направления, в которых они хотели бы работать во время подготовки к экспедициям в пути и по возвращении. Такими направлениями (мы их называем «специализации», а учеников, соответственно - специалистами), могут быть составные части физической и социальной географии, а так же смежных предметов – биологии, химии, истории. Это почвовед, дендролог, этнограф, топограф, эколог и т.д. Так как в экспедиции любой продолжительности и значимости основной целью является географическое и краеведческое исследование, такое распределение ролей кажется наиболее целесообразным. В экспедиции элементы  игры проявляются в следующем: я беру на себя роль консультанта, а по профессиональным вопросам дети обращаются к соответствующему «специалисту» - ученику. Это непременное условие игры. То есть, назвался дендрологом – держи марку, изучай древесные растения, или почвы, если ты почвовед. В том случае, если ему самому нужна моя консультация (такое бывает часто), он обращается ко мне, вместе мы находим ответ, но отвечает ученикам на поставленный вопрос, в конечном итоге, ученик-специалист всё равно сам. Причём я стараюсь подвигнуть его на поиск самостоятельного ответа, вызывая необходимость работы со справочниками, что развивает способность к самообразованию.

Кроме того, в экспедиции практикуем проведение географических игр. Примеры. Игра «Штурман» способствует закреплению навыков работы с топографической картой. По карте намечается маршрут на день, затем ученик, исполняющий роль штурмана и берущий на себя обязанности проводника просчитывает расстояния и по компасу и карте ведёт группу. Каждый из участников экспедиции - штурман на определённом участке маршрута. Штурманов может быть и двое и трое – интерес к игре велик. Игра «Лесовик», цель которой - определение видового состава древесных и кустарниковых пород, в том числе реликтовых видов. На участке леса (20х20 метров), нужно выявить наибольшее количество древесных и кустарниковых пород, собрать образцы, определить названия. У вечернего костра подводим итоги, обмениваемся мнениями и собственными открытиями.

      Наработанные в экспедициях предметные навыки мы переносим на урок, и самый простой вариант подобного переноса – это объяснительно-иллюстративный урок с элементами деятельностного подхода. «Ученики-специалисты» сопровождают объяснение учителя короткими видео-фото презентациями, видео-фото гербариями и собственными комментариями, основанными на материале собранном лично в краеведческих экспедициях: почвовед раскрывает тему «Почвы» на примере почв Сурского района; дендролог демонстрирует видеогербарий, видео-фотопрезентацию о видовом составе древесной растительности района или каких-то его участков (тема «Растительный мир») и т.д., то есть саму структуру урока задаёт учитель, но ученик выступает соавтором урока.

Возможность наиболее активно использовать материал и навыки, наработанные в экспедициях, даёт урок-проект. Проектная деятельность предусматривает работу в группах по 3-4 человека, где один – член ШГО, предоставляет собранный в экспедиции материал (фото, видео, результаты опроса местных жителей и проч.), остальные участники группы собирают материал в библиотеках, музеях, статуправлениях. Пример – урок по теме «Особенности национального состава населения Ульяновской области (Поволжья)». В краеведческом музее собирается информация об истории народности, в статуправлении прослеживается естественное движение населения, специалист-этнограф оформляет собранные в экспедиции фотографии, обработанные записи бесед, видеосюжеты. Законченная работа оформляются в виде презентации, дополняется видеофильмами, картосхемами. По итогам работы разных групп проводится «круглый стол».

Игровой метод позволяет привлечь интерес не только к предмету, но и к ШГО. Элементы игр «Брейн-ринг», или «Передай дальше» предусматривает наличие двух и более команд и одна из них обязательно из членов ШГО. О теме игры и о составе команд сообщаю заранее, это заставляет более серьёзно готовиться и тех, и других. Одни стараются удержать планку ученика-географа, другие – одержать над ними верх.

Следующий вид деятельности ШГО – учебно-исследовательская. Изучение географии области и Сурского района даёт основную долю учебно-исследовательских работ. Выбираем темы, имеющие не только учебное, но и практическое значение. Например: в Сурском районе давно назрела необходимость создания полноценной экологической карты. Создание карты требует изучения качества воды родников, измерения уровня радиации, изучения лесонасаждений и поиск новых экологических троп. Над её созданием трудится несколько групп исследователей-школьников, используется методическая помощь учителей химии и биологии, а сама работа переросла в проект «Зелёная зона». Кроме полевых исследований на местности, проект предполагает работу с краеведческими методическими пособиями, картографическим материалом (лесохозяйственными и топографическими картами и схемами), музейным материалом и таксационным описанием Сурского лесхоза.

Другой пример. В зарубежных поездках, как я уже сказал, изучалась работа национальных парков и информационных центров. Используя этот уникальный опыт и собранный на протяжении нескольких лет краеведческий материал, мы включились в областной проект «Начни с себя», и создали бумажные и электронные путеводители и туристические карты Сурского района, обложки к тетрадям и т.п. То есть, непременным условием учебно-исследовательской деятельности ШГО всегда является практический результат (для детей очень важно подержать в руках продукт деятельности).

Следующий вид деятельности, о котором хочу упомянуть – создание видео-фото гербариев, электронных туристических карт, обработка видеоматериала и создание учебных видеозарисовок, активно используемых на уроках, (в частности на объяснительно-иллюстративном уроке). Подобный вид деятельности мотивирует их на работу в компьютерных программах Pour Point, Photoshop, Corel Drool и Pinnacle Studio, и позволяет опять же говорить о существовании межпредметных связей.

4. Следующее, с чем хочу познакомить – это устройство, или структура коллектива ШГО. Мне больше нравится называть его так: «географический актив школы».

Различаю постоянный и сменный состав. Поясняю. Дети, которые участвуют в наиболее дальних экспедициях и на протяжении сезона овладевают предметными навыками-специализациями, образуют основной, или постоянный состав. Большая группа учеников, не попадающих в основной состав по каким-то причинам (скажем, по семейным обстоятельствам, или не прошедших медкомиссию), но способных работать с архивным, музейным, статистическим материалом, и участвовать в однодневных экспедициях, образуют сменный состав ШГО. Они активно включаются в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, и, благодаря им, процент активных членов Общества возрастает вдвое. 

Следующий пункт – результаты работы и достижения учеников и ШГО в целом. Результат разнообразный. В учебной деятельности – качество знаний не опускается ниже 70%; в районных олимпиадах призовые места разыгрываются между членами ШГО.  

5. В учебно-исследовательской деятельности: созданы бумажные и электронные путеводители пешеходных, автомобильных и велосипедных маршрутов по Сурскому району. Перед региональным отделением Русского географического общества мы вышли с инициативой создания путеводителей по Ульяновской области, а перед Министерством Образования с предложением выпустить тетради с краеведческим сюжетом на обложке. Опубликованы статьи в Ульяновской википедии на сайте РГО (статьи «Сура», Никольская гора», «Кезьминский замок», «Кувайская тайга»).

        В зарубежных поездках – участие в многочисленных встречах в учебных заведениях средней и высшей школ, круглых столах, публикации в СМИ.

Важным воспитательным результатом считаю существование негласного кодекса поведения. Принципы просты: старшие помогают младшим, сильные слабым; личные достижения приветствуются, индивидуальные качества не подавляются. В неофициальной обстановке обсуждаем принципы кодекса. Кодекс стал инструментом воспитания и самовоспитания (слышал, как дети сами без моего присутствия обсуждают его и используют в жизни для выбора поступка).

 На базе ШГО в апреле 2013 года создано первое в области районное отделение Русского географического общества.

Важным результатом считаю факт: из 600 прошедших через ШГО, только двое потерялись, остальные не только получили образование, но и нашли свою дорогу в жизни. Для кого-то география стала профессией. Пример тому – Виталий Швецов, специалист управления геодезии Северо-запада России в СПБ, Дмитрий Соловьёв, аспирант кафедры экологии УлГУ, Голикова Анна, выпускница (Дарем) Durham University, Северная Англия, организатор велосипедного географического клуба в Блумсбери (Англия).

На общешкольных, районных, зональных, региональных конференциях докладываем о результатах работы основных направлений деятельности ШГО. Опыт работы публиковался в сборнике «Краеведение в школе» - ИПК ПРО; в журналах «География в школе»; «Вестник детско-юношеского туризма в России», в журнале «Физкультура и спорт» (60 методических публикаций), освещается на моей личной странице в Интернете, а так же в книгах «На край Земли», «Когда оживают легенды», «Урок географии». Книги – победители областных и всероссийских конкурсов, как произведения, способствующие нравственному и патриотическому воспитанию подростков. О результатах работы ШГО снято 10 документальных фильмов и прошло несколько десятков программ на телеканалах ГТРК «Волга», «Культура», «Первом», РЕН ТВ, НТВ; «ПЯТЫЙ»; записи на областных и российских радиоканалах. Мои предложения о новой системе тестирования школьников по физподготовке были заслушаны на II Международном форуме «Россия – спортивная держава» в 2011 году, опубликованы в журнале Физкультура и спорт №10, 2011 год. Без работы ШГО этого бы не получилось.

В заключение несколько слов о себе. Являюсь организатором и руководителем ШГО. Совершаю собственное одиночное поэтапное кругосветное путешествие на велосипеде. Пройдено более 100 тыс. км по Азии, Европе, Австралии, Северной и Южной Америке, Африке, причём два последних путешествия организованы региональным отделением РГО. Цель собственных путешествий - популяризация географии, попытка выйти за рамки представлений о труде и возможностях учителя обычной школы. Цель - привлечение к себе - учителю повышенного внимания, а значит, и интереса учеников, возможность провести их известным мне маршрутом, заинтересовать предметом как таковым. Аспирант кафедры педагогики УлГПУ (научный руководитель С.Д. Поляков), член Союза журналистов с 2007 г., член Союза писателей с 2009 г., член РГО с 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Русское географическое общество вчера и сегодня

Путешествия – один из древнейших методов познания окружающего мира.       Для географии в прошлом он был, по сути, важнейшим, когда только показания очевидцев, побывавших...

170 лет РУССКОМУ ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ОБЩЕСТВУ

Презентация может быть использована к  уроку географии и внеклассным мероприятиям.В августе 2015 г. исполнилось 170 лет со дня основания Русского географического общества  (сайт РГО). Это од...

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...

Работа Школьного географического общества

Школьное географическое общество Существует в Сурской средней школе с 1998 года. С 2011 года работает в сотрудничестве с региональным отделением РГО (Председатель А.И. Золотов, координатор работы...

Работа с информационными ресурсами общества. Образовательные информационные ресурсы

Практическая работа по информатике для студенттов 1 курса СПО...