Школьное географическое общество как педагогический ресурс
опыты и эксперименты по географии (6, 7, 8, 9, 10 класс)
1. Ге1. География - предмет, требующий обязательного и постоянного практического подкрепления. Полноценную географическую практику ученик может получить только вне кабинета, в естественных условиях. Программа для общеобразовательных учреждений 6-11 классов, предусматривает такие практические занятия, но они ограничиваются тремя часами в начальном курсе географии (4%), и часом в курсе 9-го класса (1,5% от общего количества программных часов), а к 10 классу вообще сводятся к нулю. Считаю этот факт причиной снижения интереса к предмету и как следствие, снижения качества географических знаний. Необходимо вспомогательное звено, способное, с одной стороны, привлечь дополнительный интерес детей к предмету, с другой - связать теорию с практикой, подтверждая тем закон усвоения знаний (по Б.Ц. Бадмаеву: «Знания формируются в процессе применения их к практике»). Таким связующим звеном в Сурской школе стало Школьное географическое общество
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kochetkov21-prez.ppt | 1.95 МБ |
opyt.docx | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структура деятельности Школьного географического общества Учебная деятельность Экспедиционная деятельность Педагогическая цель – создать условия для овладения географическими знаниями на практике. Задачи: Создание «географического» актива в школе; формирование мотивации к изучению географии; организация экспедиционной и учебно-исследовательской деятельности; сбор и обработка краеведческих сведений; создание мультимедийных и бумажных карт и путеводителей. Учебно-исследовательская деятельность Использование (перенос) накопленных практических навыков в учебную деятельность Медицинский контроль Подготовка к экспедиции (разработка маршрута; выбор направлений деятельности каждого участника;) физическая Экспедиция о владение предметными навыками: в процессе профессионально-деловой игры; разновозрастные группы Однодневные экспедиции Многодневные экспедиции Освоение регионального компонента; мотивация работы в компьютерных программах 1.сбор материала; 2.камеральная обработка материала; 3.обобщение материалов исследования Зарубежные экспедиции
Экспедиции ШГО В экспедициях принял о участие более 600 человек; В учебно –исследовательской деятельности приняло участие более 100 человек; Общий километраж экспедиций составил около 30 тыс. км в том числе по России, Европе, Америке более 15 тыс. км., по Ульяновской области и соседним регионам 15 тыс. км Руководитель ШГО Кочетков В.Н. совершил поэтапное кругосветное путешествие на велосипеде по Азии, Европе, Северной Америке, Австралии, Южной Америке (пройдено более 100 тыс. км)
Экспедиция Урок Учебно-исследовательская работа навык Применение навыка тема «Растительный мир»; «Почвы» (доклад, презентация); помощь отстающему Применение навыка Дендролог Работы, связанные с географическим краеведением Почвовед Везде, где требуется умение работать с картографическим материалом; создание карт схем Эколог Топограф изучения качества воды родников, измерения уровня радиации тема «План и карта»; «Географическая карта»; помощь отстающему Этнограф Биолог (орнитолог, энтомолог, ихтиолог) Гидролог тема: «Окружающая среда»; «Загрязнение окружающей среды» Тема: «Организмы на Земле» тема: «Гидросфера» Знакомство с предметами быта и традиционного искусства; сбор преданий и воспоминаний старожилов тема: «Население» (доклад, презентация) Межпредметные связи Методическая помощь учителей биологии, химии, информатики Работа в компьютерных программах
Географический актив ШГО Актив осознанно участвуют в работе ШГО Внешний слой ориентируются на поведение, важна сама внешняя принадлежность к ШГО Ядро «идеологи» ШГО Наставничество; корректировка общения; выбор «специализации»; подготовка к конференциям, форумам, исследованиям; подготовка конференций, выбор направлений исследований Ученик-«специалист»; «первый номер» на уроке-проекте; участие в исследовательской деятельности; на конференциях, форумах, Помощник «специалиста»; техническая поддержка на выступлениях; «второй номер» на уроке-проекте Мотивация желание общения; увидеть «мир»; получить оценку со стороны сверстников; проверить себя; интерес к географии; истории, биологии; любовь к природе ;
Участие в школьных, районных, областных, всероссийских экологических, географических, краеведческих конференциях. Участие во встречах с учениками школ района и области, выступления на областной ассоциации учителей географии, отчёты на заседаниях регионального отделения РГО. Более 150 публикаций в журналах:«Краеведение в школе» - ИПК ПРО; «Физкультура и спорт»,Москва; «Вестник детско-юношеского туризма в России», Москва; «География в школе», Москва; «Вольный ветер», Москва;«Мономах», Ульяновск; «Туризм, отдых, спорт», Ульяновск; «Карамзинский сад», Ульяновск. Участие в съёмках десяти документальных фильмов, в том числе: «Экстрим по-сурски», Ульяновск, реж. С. Моргунова «Учитель географии», Ульяновск, реж. Н.Гуркина; «Сурский Колумб», Самара, реж. С.Кочергина; «Если хочешь быть здоров, постарайся», Москва, реж. Ю.Богатырёв; «Уроки Владимира Кочеткова», Москва, реж. С.Толкачёв.
Предварительный просмотр:
«Школьное географическое общество как педагогический ресурс». (Пояснение к презентации)
1. ШГО существует в школе с 1998 года. Цель создания: формирование условий для подкрепления географических знаний на практике. Исходя из цели, были определены педагогические, практические и воспитательные задачи.
Работа ШГО складывается из следующих видов деятельности: учебной, учебно-исследовательской и экспедиционной. В организационную часть экспедиционного направления ШГО входит отработка базовых туристских навыков, основ медицинской и физической подготовки. Годовой ход работы Общества выглядит так: активная часть экспедиционной деятельности и отработка на практике предметных навыков длится с апреля по октябрь, сбор материала для учебно-исследовательских работ совпадает с экспедиционным периодом, камеральная обработка результатов исследований и использование материала на уроках – в течение всего учебного года.
Стержнем работы ШГО является экспедиционная деятельность. Экспедиции это своего рода центр притяжения детей, они помогают вовлечь в работу учеников разного уровня подготовки, и способствуют популяризации всей географической деятельности в школе, поэтому своё выступление я начну с характеристики этого вида деятельности.
2. В год проходит 30 экспедиций разной продолжительности: однодневные (чаще всего) и многодневные. Транспорт – велосипед, это помогает планировать маршруты до 60-80 км в день. Маршрут такой протяжённости позволяет познакомиться с разнообразными природными территориями, даже в пределах одного района. В комплексных краеведческих велоэкспедициях принимают участие ежегодно 40 человек (15% от численности общей и старшей школы), а всего за время работы ШГО в экспедициях участвовало около 600 человек.
По Сурскому району и Ульяновской области учениками школы пройдено около 15 тысяч километров. Географическая цель - всестороннее изучение состояния памятников природы, как наиболее сохранившихся участков природных зон. Наблюдение за некоторыми из них (в частности, за «Кувайской тайгой»), ведётся в течение 10 лет. Кроме того целью экспедиций по области и России является создание интерактивной географической видеокарты Ульяновской области и прилегающих территорий. Экспедиции по России перекрыли весь район от Ладоги и Балтийского моря до Урала. Планируем проложить маршрут до Каспийского и Чёрного морей.
В США и Европе комплексно изучалась работа национальных парков, работа информационных центров. Везли флаг Ульяновской области и страны, рассказывали об области и о России в СМИ и в частных беседах. Во время подготовки дети специально изучали иностранный язык и традиции тех стран, по территориям которых проходил маршрут. В настоящее время планируется экспедиция в Китай и Монголию. Только настоящее уважение к людям других национальностей, религий, традиций помогает планировать любые маршруты и преодолевать километры, и существование ШГО помогает решить и эти вопросы, причём и далеко за рубежом, и в родном районе (оттого, как ты себя поведёшь, так тебя и встретят).
Несколько слов о том, как проходит экспедиция. Разрабатывается маршрут, намечаются цели и задачи самой экспедиции и каждого участника. Любой экспедиции предшествует обязательная физическая подготовка, основой которой являются рекомендации В.С. Преображенского. Без медицинского осмотра детей не пускаю. Критерием оценки состояния являются сигналы утомления и комфорта. Занятия проводятся в аэробном режиме, на частоте пульса 120 – 130 ударов в минуту.
3. Следующее о чём хочу рассказать, это процесс овладения предметными практическими умениями и навыками во время экспедиционного этапа, и перенос выработанных умений и навыков на урок. Экспедиция рассматривается как вид деятельности с элементами профессионально-деловой игры. С детьми мы выявляем географические направления, в которых они хотели бы работать во время подготовки к экспедициям в пути и по возвращении. Такими направлениями (мы их называем «специализации», а учеников, соответственно - специалистами), могут быть составные части физической и социальной географии, а так же смежных предметов – биологии, химии, истории. Это почвовед, дендролог, этнограф, топограф, эколог и т.д. Так как в экспедиции любой продолжительности и значимости основной целью является географическое и краеведческое исследование, такое распределение ролей кажется наиболее целесообразным. В экспедиции элементы игры проявляются в следующем: я беру на себя роль консультанта, а по профессиональным вопросам дети обращаются к соответствующему «специалисту» - ученику. Это непременное условие игры. То есть, назвался дендрологом – держи марку, изучай древесные растения, или почвы, если ты почвовед. В том случае, если ему самому нужна моя консультация (такое бывает часто), он обращается ко мне, вместе мы находим ответ, но отвечает ученикам на поставленный вопрос, в конечном итоге, ученик-специалист всё равно сам. Причём я стараюсь подвигнуть его на поиск самостоятельного ответа, вызывая необходимость работы со справочниками, что развивает способность к самообразованию.
Кроме того, в экспедиции практикуем проведение географических игр. Примеры. Игра «Штурман» способствует закреплению навыков работы с топографической картой. По карте намечается маршрут на день, затем ученик, исполняющий роль штурмана и берущий на себя обязанности проводника просчитывает расстояния и по компасу и карте ведёт группу. Каждый из участников экспедиции - штурман на определённом участке маршрута. Штурманов может быть и двое и трое – интерес к игре велик. Игра «Лесовик», цель которой - определение видового состава древесных и кустарниковых пород, в том числе реликтовых видов. На участке леса (20х20 метров), нужно выявить наибольшее количество древесных и кустарниковых пород, собрать образцы, определить названия. У вечернего костра подводим итоги, обмениваемся мнениями и собственными открытиями.
Наработанные в экспедициях предметные навыки мы переносим на урок, и самый простой вариант подобного переноса – это объяснительно-иллюстративный урок с элементами деятельностного подхода. «Ученики-специалисты» сопровождают объяснение учителя короткими видео-фото презентациями, видео-фото гербариями и собственными комментариями, основанными на материале собранном лично в краеведческих экспедициях: почвовед раскрывает тему «Почвы» на примере почв Сурского района; дендролог демонстрирует видеогербарий, видео-фотопрезентацию о видовом составе древесной растительности района или каких-то его участков (тема «Растительный мир») и т.д., то есть саму структуру урока задаёт учитель, но ученик выступает соавтором урока.
Возможность наиболее активно использовать материал и навыки, наработанные в экспедициях, даёт урок-проект. Проектная деятельность предусматривает работу в группах по 3-4 человека, где один – член ШГО, предоставляет собранный в экспедиции материал (фото, видео, результаты опроса местных жителей и проч.), остальные участники группы собирают материал в библиотеках, музеях, статуправлениях. Пример – урок по теме «Особенности национального состава населения Ульяновской области (Поволжья)». В краеведческом музее собирается информация об истории народности, в статуправлении прослеживается естественное движение населения, специалист-этнограф оформляет собранные в экспедиции фотографии, обработанные записи бесед, видеосюжеты. Законченная работа оформляются в виде презентации, дополняется видеофильмами, картосхемами. По итогам работы разных групп проводится «круглый стол».
Игровой метод позволяет привлечь интерес не только к предмету, но и к ШГО. Элементы игр «Брейн-ринг», или «Передай дальше» предусматривает наличие двух и более команд и одна из них обязательно из членов ШГО. О теме игры и о составе команд сообщаю заранее, это заставляет более серьёзно готовиться и тех, и других. Одни стараются удержать планку ученика-географа, другие – одержать над ними верх.
Следующий вид деятельности ШГО – учебно-исследовательская. Изучение географии области и Сурского района даёт основную долю учебно-исследовательских работ. Выбираем темы, имеющие не только учебное, но и практическое значение. Например: в Сурском районе давно назрела необходимость создания полноценной экологической карты. Создание карты требует изучения качества воды родников, измерения уровня радиации, изучения лесонасаждений и поиск новых экологических троп. Над её созданием трудится несколько групп исследователей-школьников, используется методическая помощь учителей химии и биологии, а сама работа переросла в проект «Зелёная зона». Кроме полевых исследований на местности, проект предполагает работу с краеведческими методическими пособиями, картографическим материалом (лесохозяйственными и топографическими картами и схемами), музейным материалом и таксационным описанием Сурского лесхоза.
Другой пример. В зарубежных поездках, как я уже сказал, изучалась работа национальных парков и информационных центров. Используя этот уникальный опыт и собранный на протяжении нескольких лет краеведческий материал, мы включились в областной проект «Начни с себя», и создали бумажные и электронные путеводители и туристические карты Сурского района, обложки к тетрадям и т.п. То есть, непременным условием учебно-исследовательской деятельности ШГО всегда является практический результат (для детей очень важно подержать в руках продукт деятельности).
Следующий вид деятельности, о котором хочу упомянуть – создание видео-фото гербариев, электронных туристических карт, обработка видеоматериала и создание учебных видеозарисовок, активно используемых на уроках, (в частности на объяснительно-иллюстративном уроке). Подобный вид деятельности мотивирует их на работу в компьютерных программах Pour Point, Photoshop, Corel Drool и Pinnacle Studio, и позволяет опять же говорить о существовании межпредметных связей.
4. Следующее, с чем хочу познакомить – это устройство, или структура коллектива ШГО. Мне больше нравится называть его так: «географический актив школы».
Различаю постоянный и сменный состав. Поясняю. Дети, которые участвуют в наиболее дальних экспедициях и на протяжении сезона овладевают предметными навыками-специализациями, образуют основной, или постоянный состав. Большая группа учеников, не попадающих в основной состав по каким-то причинам (скажем, по семейным обстоятельствам, или не прошедших медкомиссию), но способных работать с архивным, музейным, статистическим материалом, и участвовать в однодневных экспедициях, образуют сменный состав ШГО. Они активно включаются в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, и, благодаря им, процент активных членов Общества возрастает вдвое.
Следующий пункт – результаты работы и достижения учеников и ШГО в целом. Результат разнообразный. В учебной деятельности – качество знаний не опускается ниже 70%; в районных олимпиадах призовые места разыгрываются между членами ШГО.
5. В учебно-исследовательской деятельности: созданы бумажные и электронные путеводители пешеходных, автомобильных и велосипедных маршрутов по Сурскому району. Перед региональным отделением Русского географического общества мы вышли с инициативой создания путеводителей по Ульяновской области, а перед Министерством Образования с предложением выпустить тетради с краеведческим сюжетом на обложке. Опубликованы статьи в Ульяновской википедии на сайте РГО (статьи «Сура», Никольская гора», «Кезьминский замок», «Кувайская тайга»).
В зарубежных поездках – участие в многочисленных встречах в учебных заведениях средней и высшей школ, круглых столах, публикации в СМИ.
Важным воспитательным результатом считаю существование негласного кодекса поведения. Принципы просты: старшие помогают младшим, сильные слабым; личные достижения приветствуются, индивидуальные качества не подавляются. В неофициальной обстановке обсуждаем принципы кодекса. Кодекс стал инструментом воспитания и самовоспитания (слышал, как дети сами без моего присутствия обсуждают его и используют в жизни для выбора поступка).
На базе ШГО в апреле 2013 года создано первое в области районное отделение Русского географического общества.
Важным результатом считаю факт: из 600 прошедших через ШГО, только двое потерялись, остальные не только получили образование, но и нашли свою дорогу в жизни. Для кого-то география стала профессией. Пример тому – Виталий Швецов, специалист управления геодезии Северо-запада России в СПБ, Дмитрий Соловьёв, аспирант кафедры экологии УлГУ, Голикова Анна, выпускница (Дарем) Durham University, Северная Англия, организатор велосипедного географического клуба в Блумсбери (Англия).
На общешкольных, районных, зональных, региональных конференциях докладываем о результатах работы основных направлений деятельности ШГО. Опыт работы публиковался в сборнике «Краеведение в школе» - ИПК ПРО; в журналах «География в школе»; «Вестник детско-юношеского туризма в России», в журнале «Физкультура и спорт» (60 методических публикаций), освещается на моей личной странице в Интернете, а так же в книгах «На край Земли», «Когда оживают легенды», «Урок географии». Книги – победители областных и всероссийских конкурсов, как произведения, способствующие нравственному и патриотическому воспитанию подростков. О результатах работы ШГО снято 10 документальных фильмов и прошло несколько десятков программ на телеканалах ГТРК «Волга», «Культура», «Первом», РЕН ТВ, НТВ; «ПЯТЫЙ»; записи на областных и российских радиоканалах. Мои предложения о новой системе тестирования школьников по физподготовке были заслушаны на II Международном форуме «Россия – спортивная держава» в 2011 году, опубликованы в журнале Физкультура и спорт №10, 2011 год. Без работы ШГО этого бы не получилось.
В заключение несколько слов о себе. Являюсь организатором и руководителем ШГО. Совершаю собственное одиночное поэтапное кругосветное путешествие на велосипеде. Пройдено более 100 тыс. км по Азии, Европе, Австралии, Северной и Южной Америке, Африке, причём два последних путешествия организованы региональным отделением РГО. Цель собственных путешествий - популяризация географии, попытка выйти за рамки представлений о труде и возможностях учителя обычной школы. Цель - привлечение к себе - учителю повышенного внимания, а значит, и интереса учеников, возможность провести их известным мне маршрутом, заинтересовать предметом как таковым. Аспирант кафедры педагогики УлГПУ (научный руководитель С.Д. Поляков), член Союза журналистов с 2007 г., член Союза писателей с 2009 г., член РГО с 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)
Понятие "школьное краеведение" по своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...
Русское географическое общество вчера и сегодня
Путешествия – один из древнейших методов познания окружающего мира. Для географии в прошлом он был, по сути, важнейшим, когда только показания очевидцев, побывавших...
170 лет РУССКОМУ ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ОБЩЕСТВУ
Презентация может быть использована к уроку географии и внеклассным мероприятиям.В августе 2015 г. исполнилось 170 лет со дня основания Русского географического общества (сайт РГО). Это од...
«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).
В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...
Работа Школьного географического общества
Школьное географическое общество Существует в Сурской средней школе с 1998 года. С 2011 года работает в сотрудничестве с региональным отделением РГО (Председатель А.И. Золотов, координатор работы...
Работа с информационными ресурсами общества. Образовательные информационные ресурсы
Практическая работа по информатике для студенттов 1 курса СПО...