Работа с информационными ресурсами общества. Образовательные информационные ресурсы
учебно-методический материал по информатике и икт (10 класс)

Фалева Ольга Васильевна

Практическая работа по информатике для студенттов 1 курса СПО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа

Тема: Работа с информационными ресурсами общества. Образовательные информационные ресурсы

Продолжительность занятия: 4 часа.

Цель работы: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью.

Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: персональный компьютер с выходом в Интернет.

Литература, информационное обеспечение:

  1. Е.В.Михеева Информатике: учебное пособие для студентов учреждений сред.проф.образования М: Издательский центр «Академия», 2011.
  2. Е.В.Михеева Практикум по информатике: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования М: Издательский центр «Академия», 2012.
  3. http://www.phis.org.ru/informatica/ - сайт Информатика.
  4. http://www.ctc.msiu.ru/ - электронный учебник по информатике.
  5. https://sites.google.com/site/okotsitomsk/informatika/1-2-etapy-razvitia-tehniceskih-sredstv-i-informacionnyh-resursov

Теоретический материал:

Информационные ресурсы. Образовательные информационные ресурсы 

Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».

«Информационный ресурс– это знания, представленные в проектной форме», такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным.

Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова.

ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.

ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.

Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.

Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.

Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:

  • тематика хранящейся в них информации;
  • форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
  • доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;
  • принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной, архивной, научно-технической;
  • источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;
  • назначение и характер использования информации – массовое региональное, ведомственное;
  • форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
  • вид носителя информации – бумажный, электронный.

Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.

При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Выделяют следующие субъекты информационной деятельности:

  • субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы- преподаватель, студент);
  • субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);
  • субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);
  • субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).

К образовательным электронным ресурсам относят:

  • учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),
  • учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),
  • научно-методические (диссертации, кандидатские работы),
  • дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции,
  • системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),
  • электронные полнотекстовые библиотеки; электронные периодические издания сферы образования; электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования, электронные архивы выпусков.

Задание 1.

  1. Загрузите Интернет.
  2. В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».
  3. Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.
  4. Охарактеризуйте любые три.

Задание 2.

Найти в Интернет закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» и выделить определения понятий:

  • информация;
  • информационные технологии;
  • информационно-телекоммуникационная сеть;
  • доступ к информации;
  • конфиденциальность информации;
  • электронное сообщение;
  • документированная информация.

Задание 3.

С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:

  1. Укажите время утверждения григорианского календаря.
  2. Каков диаметр атома?
  3. Укажите смертельный уровень звука.
  4. Какова температура кипения железа?
  5. Какова температура плавления ртути?
  6. Укажите скорость обращения Луны вокруг Земли?
  7. Какова масса Земли?
  8. Какая гора в России является самой высокой?
  9. Дайте характеристику народа кампа.
  10. Укажите годы правления Ивана I.
  11. Укажите годы правления Екатерины I.
  12. Укажите годы правления Ивана IV.
  13. Укажите годы правления Хрущева Н.С.
  14. В каком году был изобретен первый деревянный велосипед?

Форма отчета: представить выполненные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История возникновения информационных ресурсов общества.

Презентация рассказывает о различных носителях информации, начиная с древности  до современности. Может применяться как на уроках, так и во внеурочной деятельности в начальной школе и среднем зве...

Презентация по теме "Информационные ресурсы общества"

Презентация используется в качестве сопровождения объяснения нового учебного материала, изложенного в учебном пособии Тереховой У.И. (1 курс)...

Самостоятельная работа по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Самостоятельная работа по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" для студентов СПО 1 курса....

Информационные ресурсы общества. Информационные услуги и продукты

Презентация к уроку "Информационные ресурсы общества. Информационные услуги и продукты"....

Каталог цифровых (электронных) образовательных ресурсов и образовательных Интернет-ресурсов

Каталог цифровых образовательных ресурсов (при организации дистанционного обучения)...

Методическая разработка на тему« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Изучение информационных интернет-технологий актуально в современном мире. Это обусловлено стремительно развивающимися технологическими процессами и новыми, постоянно меняющимися, ориентирами современн...