Работа с информационными ресурсами общества. Образовательные информационные ресурсы
учебно-методический материал по информатике и икт (10 класс)
Практическая работа по информатике для студенттов 1 курса СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_informatsionnymi_resursami_obshchestva._obrazovatelnye_informatsionnye_resursy.docx | 28.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа
Тема: Работа с информационными ресурсами общества. Образовательные информационные ресурсы
Продолжительность занятия: 4 часа.
Цель работы: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью.
Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: персональный компьютер с выходом в Интернет.
Литература, информационное обеспечение:
- Е.В.Михеева Информатике: учебное пособие для студентов учреждений сред.проф.образования М: Издательский центр «Академия», 2011.
- Е.В.Михеева Практикум по информатике: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования М: Издательский центр «Академия», 2012.
- http://www.phis.org.ru/informatica/ - сайт Информатика.
- http://www.ctc.msiu.ru/ - электронный учебник по информатике.
- https://sites.google.com/site/okotsitomsk/informatika/1-2-etapy-razvitia-tehniceskih-sredstv-i-informacionnyh-resursov
Теоретический материал:
Информационные ресурсы. Образовательные информационные ресурсы
Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».
«Информационный ресурс– это знания, представленные в проектной форме», такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным.
Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова.
ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.
ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.
Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.
Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.
Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:
- тематика хранящейся в них информации;
- форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
- доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;
- принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной, архивной, научно-технической;
- источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;
- назначение и характер использования информации – массовое региональное, ведомственное;
- форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
- вид носителя информации – бумажный, электронный.
Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.
При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Выделяют следующие субъекты информационной деятельности:
- субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы- преподаватель, студент);
- субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);
- субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);
- субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).
К образовательным электронным ресурсам относят:
- учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),
- учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),
- научно-методические (диссертации, кандидатские работы),
- дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции,
- системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),
- электронные полнотекстовые библиотеки; электронные периодические издания сферы образования; электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования, электронные архивы выпусков.
Задание 1.
- Загрузите Интернет.
- В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».
- Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.
- Охарактеризуйте любые три.
Задание 2.
Найти в Интернет закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» и выделить определения понятий:
- информация;
- информационные технологии;
- информационно-телекоммуникационная сеть;
- доступ к информации;
- конфиденциальность информации;
- электронное сообщение;
- документированная информация.
Задание 3.
С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:
- Укажите время утверждения григорианского календаря.
- Каков диаметр атома?
- Укажите смертельный уровень звука.
- Какова температура кипения железа?
- Какова температура плавления ртути?
- Укажите скорость обращения Луны вокруг Земли?
- Какова масса Земли?
- Какая гора в России является самой высокой?
- Дайте характеристику народа кампа.
- Укажите годы правления Ивана I.
- Укажите годы правления Екатерины I.
- Укажите годы правления Ивана IV.
- Укажите годы правления Хрущева Н.С.
- В каком году был изобретен первый деревянный велосипед?
Форма отчета: представить выполненные задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История возникновения информационных ресурсов общества.
Презентация рассказывает о различных носителях информации, начиная с древности до современности. Может применяться как на уроках, так и во внеурочной деятельности в начальной школе и среднем зве...
Презентация по теме "Информационные ресурсы общества"
Презентация используется в качестве сопровождения объяснения нового учебного материала, изложенного в учебном пособии Тереховой У.И. (1 курс)...
Информационное общество его информационные ресурсы
Разработка ученицы 11 класса...
Самостоятельная работа по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
Самостоятельная работа по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" для студентов СПО 1 курса....
Информационные ресурсы общества. Информационные услуги и продукты
Презентация к уроку "Информационные ресурсы общества. Информационные услуги и продукты"....
Каталог цифровых (электронных) образовательных ресурсов и образовательных Интернет-ресурсов
Каталог цифровых образовательных ресурсов (при организации дистанционного обучения)...
Методическая разработка на тему« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Изучение информационных интернет-технологий актуально в современном мире. Это обусловлено стремительно развивающимися технологическими процессами и новыми, постоянно меняющимися, ориентирами современн...