Электронное пособие по географии 7 класс Африка
электронный образовательный ресурс по географии (7 класс)
Для работы с электронным пособием скопируйте слайды 2 части и вставте в часть 1 в логической последовательности.
Приятного использования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Электронное пособие по географии 7 класс 1 часть | 1.97 МБ |
Электронное пособие по географии 7 класс 2 часть | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АФРИКА «Африка — неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли — латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт африканцев...» (В. Корочанцев).
СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИКА ПРИРОДА МАТЕРИКА Население и политическая карта Физико-географическое положение История открытия, исследования Рельеф, полезные ископаемые климат Внутренние воды Природные зоны Проблема охраны природы Состав и размещение населения Политическая карта Страны Требования к знаниям и умениям
Требования к знаниям и умениям Учащиеся должны знать: 1 Влияние физико-географического положения материка на его природу. 2. Роль Д. Ливингстона в исследовании Африки, а также вклад русских и советских ученых в современное изучение материка. 3. Основные черты строения и рельефа материка. 4. Особенности климате и размещение климатических поясов на материке, примеры влияния морских течений, рельефа и господствующих ветров на формирование климатических условий отдельных территорий. 5. Основные черты природных зон: особенности погодных условий в них, характерных представителей растительного и животного мира, характер изменений их человеком, возможные отрицательные последствия этих изменений. 6. Основные речные системы и крупные озера Африки, характерные особенности их природы. 7. Основные народы Африки, примеры влияния природных условий на особенности их хозяйственной деятельности и быта. 8. Положения на карте наиболее крупных объектов природы материка (рельефа, гидросети) и наиболее крупных стран. Учащиеся должны уметь: Выбирать карты нужного содержания в зависимости от учебной задачи и устанавливать на основе их анализа главные черты компонентов природы и природных комплексов. 2. На основе физической карты составлять характеристику географического положения материка. 3. На основе физической карты составлять характеристику поверхности материка, устанавливать связь между современным рельефом и строением путем сопоставления соответствующих карт. 4. На основе климатических карт давать характеристику климатических условий в различных климатических поясах Африки. 5. Пользуясь картой «Плотность населения», анализировать размещение населения на материке, сопоставляя соответствующие карты, объяснять взаимосвязь между плотностью населения и природными условиями отдельных территорий. 6. Выявлять особенности природы отдельных стран, основные проблемы состояния природы и необходимости ее охраны на основе географических карт и других источников знаний. 7. Показывать на карте названные в программе географические объекты, в том числе страны и их столицы.
Прием определения географического положения материка План (отражает содержательную часть знаний) Состав приема (отражает систему действий, соответствующих пунктам плана) Положение материка на градусной сетке: Определить положение материка на градусной сетке: а)по отношению к экватору и начальному меридиану а)положение относительно экватора и нулевого меридиана, в каком полушарии находится и в какой его части. б)положение по широте и протяжённость с севера на юг б)между какими градусами широты расположен, координаты крайних северной и южной точек, протяжённость с севера на юг в градусах и в километрах в)положение по долготе и протяжённость с запада на восток в)между какими градусами долготы расположен, координаты крайних западной и восточной точек, протяжённость с запада на восток в градусах и в километрах Положение материка относительно других объектов: Определить положение относительно других объектов: а)относительно других материков а)какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются б)относительно океанов б)океаны, образованные ими моря, заливы и проливы, омывающие материк, характер береговой линии.
Географическое положение Экватор пересекает Африку почти посередине. Следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный меридиан пересекает Африку на западе. Поэтому большая ее часть лежит в восточном, а меньшая - в западном полушариях материка на градусной сетке: по отношению к экватору и нулевому меридиану С З В Ю
по широте и протяженность с севера на юг Африка расположена между 37 0 с. ш. и 35° ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками. Крайняя северная точка — м. Бен-Секка—37° с. ш.; крайняя южная точка — м. Игольный — 35° ю. ш. Протяженность с севера на юг по 20° в. д. составляет (32° +35°) × 111 км = 67° × 111 км = 7 437 км 37 0 35 0 0 0 Положение
по долготе и протяженность с запада на восток Африка расположена между 17 0 з. д. и 51° в. д., пересекается. Крайняя западная точка — м. Альмади—17° з. д.; крайняя восточная точка — м. Рас-Хафун — 51° в. д. Протяженность с запада на восток по экватору составляет (43° -9°) × 111 км = з4° × 111 км = 3774 км 0 0 Положение м. Рас-Хафун м. Альмади
Положение относительно других объектов: Мозамбикский пролив Суэцкий канал Индийский океан Атлантический океан 1. материков Африка расположена очень близко от Евразии, на юго-западе от нее. Отделяется узким Суэцким перешейком, по которому проложен Суэцкий канал С З В Ю
Положение относительно океанов Мозамбикский пролив Красное море Суэцкий канал Гибралтарский пролив Средиземное море Гвинейский залив Баб-эль-Мандебский пролив Аденский залив Индийский океан Атлантический океан С севера Африка омывается Средиземным морем и отделена от Европы очень узким Гибралтарским проливом; с запада — Атлантическим океаном, который образует в экваториальной части большой Гвинейский залив; с востока — водами Индийского океана и Красного моря. Береговая линия материка слабо изрезана
История исследования Африки. Дата Исследователь Событие XXVIII в до н.э. Ханну (Египет) Путешествие – плавание в Пунт (Сомали) 600-595 гг. до н э Финикийские моряки Плавание вокруг Африки 1352-1353 Ибн Баттута Пересечение Сахары до реки Нигер и обратно 1486 Диего Кан (Португалия) Открытие устья реки Конго 1488 Бартоломеу Диаш (Португалия) Открытие мыса Доброй Надежды 1497-1499 Васко да Гама (Португалия) Плавание вокруг Африки в Индию. Завершение открытия берегов. 1795-1806 Мунго Парк (Англия) Исследование реки Нигер 1840-1871 Давид Ливингстон (Англия) Пересечение Южной Африки. Открытие верховьев реки Конго и водопада Виктория 1871-1877 Генри Стэнли (США) Плавание вокруг озёр Танганьика и Виктория и от истока до устья реки Конго. Открытие реки Кагера и массива Рувензори 1880-1883 В. В. Юнкер (Россия) Исследование водораздела Нил – Конго. К схеме
Прием характеристики рельефа материка План Состав приема Преобладающая форма рельефа по высоте 1. По шкале высот определить преобладаю щую форму рельефа (горы или равнины) и их взаимное размещение 2.Преобладающие виды равнин по высоте 2. а) По шкале высот определить преобла дающие виды равнин, назвать и показать наиболее крупные из них, определить, в какой части материка находятся, в ка ком направлении протягиваются. б) Определить, какие виды равнин занимают меньшую площадь, где расположены 3.Преобладающие виды гор по высоте 3. а) Назвать и показать крупные горные системы. б) По шкале высот определить, какие горы по высоте преобладают, в какой части материка они расположены, в каком направлении протягиваются, их протяженность, самые высокие вершины Главная учебно-познавательная задача заключается в формировании у учащихся приёма составления характеристики рельефа материка на основе физ. карты.
Рельеф, полезные ископаемые Восточно-Африканское плоскогорье рельеф равнины горы Атлас (с -з. ) Капские (юг) Драконовы (юг, ю –в ) Большая часть материка платформа Складчатые области Магматические,метаморфические Осадочные
Танзания. Пейзаж на Восточно –Африканском плоскогорье.
Вулкан Килиманджаро – высшая точка Африки.
Горы Атлас
Капские горы. Южная Африка.
Южная Африка. Драконовы горы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Климатические пояса Африки Климатический пояс – это территория, отличающаяся характерным для неё типом климата. 0
Задания по теме 1. Географический диктант 2. Тест для проверки 1. В рельефе Африки преобладают: а) низменности; б) возвышенности и плоскогорья; в) низкие горы; г) высокие горы. 2. Более высокая часть Африки: а) северная; б) южная; в) западная; г) восточная. 3. В восточной части материка находится крупнейший на Земле: а) разлом; б) горная страна; в) низменность; г) плоскогорье. К схеме
Климат Прием определения географического положения климатического пояса План Состав приема 1 . Положение на градусной сетке 1.Определить положение на градусной сетке: между какими градусами широты и долготы находится, на какое расстояние протягивается 2. Положение относительно других объектов. 2. Определить положение относительно других объектов: а) в какой части материка находится и приблизительно какую его площадь занимает; б) как расположен относительно омывающих материк океанов, морей, крупных форм рельефа, других климатических поясов и т. д. экваториальный субэкваториальный тропический субтропический тропический субтропический субэкваториальный 0 20 40 60 20 20 20 40 40
Характеристика климатических поясов План 1. Формирующие воздушные массы. 2. Средняя температура воздуха в январе, в июле. 3. Годовая амплитуда температур. 4. Годовое количество осадков, их распределение по сезонам. Охарактеризуйте климатические особенности субтропического пояса. Модель характеристики Экваториального, Субэкваториального, Тропического поясов Задание
Влияние различных факторов на климат отдельных территорий 1. Объясните, где и почему в Африке выпадает наибольшее количество осадков? 2. Почему суровая пустыня Намиб образуется на побережье Атлантического океана?. 3. На каком склоне Драконовых гор и почему выпадает большое количество осадков? 4. Почему полуостров Сомали – одна из самых сухих территорий Африки? К схеме
Внутренние воды Нил Конго Нигер Замбези Крупнейшие реки Речная и озёрная сеть в Африке распределена неравномерно. Расположение поверхностных и подземных вод зависит от геологического строения, рельефа и климата.
Внутренние воды Оз. Чад 26000 км 2 Оз. Ньяса 30800 км 2 Оз. Танганьика 34000 км 2 Оз. Виктория 68000 км 2 Крупнейшие озера Африки К схеме
Основные природные зоны АФРИКИ экваториальные леса Саванны и редколесья Тропические пустыни Высотная поясность Жестколистные вечнозелёные леса и кустарники
Влажные экваториальные леса (гилея) Возможные последствия уничтожения данного леса произрастающего на почвах толщиной в 2 – 3 см. ? От чего же зависит Богатство и многообразие? Удивительно Неплодородны
Животные экваториального леса. ГОРИЛЛА (Gorilla gorilla) - обитает в Африке. Это самые крупные антропоиды. Длина тела самцов достигает 180 см, масса тела 250 кг и более.
ЛЕОПАРД (Panthera pardus) - хищное млекопитающее семейства кошачих. Распостранен по всей Африке, исключая Сахару. Животные экваториального леса.
Саванна – это высокотравяная степь Занимает 40% Африки Черта природы сезонность Сезон дождей Сухой сезон Почва и растительность зависят от продолжительности сезона дождей Травы от 2-3 до 7-9м., редкостоящие деревья Травы выгорают, Деревья сбрасывают листву Субэкваториальный климат – смена ЭВм и ТВм
Животный мир саванн СЛОН АФРИКАНСКИЙ (Loxodonta africana) - млекопитающее семейства слонов отряда хоботных, эндемик Африки. - самое крупное из современных наземных животных. Масса старых самцов достигает 7,5 т, а высота в плечах — 4 м (в среднем самцы имеют массу 5 т, самки — 3 т).
Гну ( лат. Connochaetes) — крупное копытное животное, обитающее в Африке, один из двух видов одноимённого рода. Животный мир саванн
Животный мир саванн ЛЕВ (Panthera leo) - млекопитающее семейства Кошачьих, отряд Хищных. Самый крупный из наземных хищников Африки. Его самцы достигают в длину 180—240 см, не считая хвоста (60—90 см). Масса льва от 180 до 227 кг.
Животный мир саванн ГЕПАРД ( Acinonyx jubatus) представляет собой совершенно особый приспособительный тип. Этот зверь настолько своеобразен, что выделяется в отдельное подсемейство. Жертв он сперва скрадывает, а затем преследует, развивая на короткой дистанции (до 500 м) огромную скорость — до 110 км/ч.
Животный мир саванн Жираф (лат. Giraffa camelopardalis) — млекопитающее из отряда парнокопытных, семейства жирафовых. Самое высокое из ныне живущих млекопитающих: высота его от земли до лба достигает 4,8—5,8 м Масса взрослого самца около 750 кг
Животный мир саванн НОСОРОГ - семейство млекопитающих отряда непарнокопытных. В Африке есть два вида - белый носорог (после слона это самое крупное млекопитающее весом в 2300-3600 кг. и черный носорог.
Животный мир саванн Африканский страус - птица семейства Страусовых, отряда Страусообразных. Это самые крупные современные птицы. Высота достигает 270 см, вес 70-90 кг.
Распределение животных в саванне Богатство животного мира саванны уникально. Как такое количество диких и домашних травоядных животных может сосуществовать в этой зоне? К схеме
Проблемы охраны природы 1. Интенсивное сокращение площади влажных экваториальных лесов. 2. Опустынивание и, как следствие этого явления, катастрофические засухи. 3. Необходимость охраны животного мира, расширение и совершенствование сети национальных парков и заповедников. 4. Загрязнение окружающей среды.
Африка: влажные экваториальные леса 1. Какова роль влажных экваториальных (дождевых) лесов в природе Африки и Земли в целом? 2. Какие последствия имеет вырубка лесов? 3. Что образуется на месте вырубок? 4. В своем первоначальном виде дождевые леса можно сохранить лишь на большой площади. Почему? 5. Как вернуть леса Африке? Посмотри рисунок и сам ответь на вопросы:
Африка: саванны Как изменяют природу саванны основные хозяйственные занятия ее жителей? 3. Какие стихийные явления возникают в саванне в результате деятельности человека и как они влияют на природу саванны? 4. Какие меры борьбы по сохранению саванны вы можете предложить? 2. Каковы основные направления этих изменений? подумай
Африка: тропические пустыни как ты думаешь? 1. Какие причины приводят к росту пустыни Сахары? 2. Какие последствия имеет это явление? 3. Можно ли остановить Сахару? Как? 4. Почему, несмотря на энергичные меры ряда стран, пустыня продолжает расти? К схеме
Состав населения Население Африки составляет 933 млн. человек. Представители коренного населения
негроидная монголоидная европеоидная самбо мулаты метисы Рассовая принадлежность населения К схеме
План Состав приема Названия государства и его столицы Определить названия государства, его столицы, показать на карте Географическое положение государства: Определить географическое положение государства на градусной сетке: на градусной сетке определить, в какой части материка между какими градусами широты и долготы находится, какова протяженность, приблизительные размеры в сравнении с другими государствами относительно других, объектов, в том числе природных, других государств определить расположение относительно океанов, морей, крупных речных систем, других государств Политическая карта Прием определения географического положения государства К схеме
Страны Африки (Алжир) Берберы, европейцы Алжирские арабы Алжир расположен на северо-западе Африки между 37 и 18° с. ш. (наибольшая протяженность с севера на юг составляет около 2000 км) и между 8° з. д. и 10° в. д., т. е. протягивается с запада на восток. В своей южной части Алжир пересекается Северным тропиком, значит, он расположен в зоне тропического и субтропического климата. Алжир — одна из крупных стран Африки На севере Алжир омывается водами Средиземного моря, не имеет крупных речных систем. Граничит со следующими государствами: Марокко, Западной Сахарой, Мавританией на западе, Мали на юго-западе, Нигером на юго-востоке, Ливией и Тунисом на востоке К схеме
Правильно! МОЛОДЕЦ!
Неправильный ответ! Надо бы повторить тему!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное пособие ГИА по русскому языку в 9 классе
Электронное пособие ГИА по русскому языку в 9 классе состоит из 2 разделов:1) дидактический материал учителю, 2)раздаточный материал к урокам....
Электронное пособие к обобщающему уроку физики в 8 классе по теме "Магнитное поле".
Материал к уроку включает в себя презентацию, подборку вуидеосюжеитов, а также текстовые документы ....
Электронное пособие по алгебре для учеников 7 класса по теме "Степень и ее свойства"
Данная работа предназначена для учеников 7 класса для лучшего понимания и осваивания материала по теме «Степень и ее свойства». Целью работы является создание элект...
Электронное пособие "Тесты по алгебре для 7 класса"
Тесты по всем темам алгебры 7 класса, выполненные в программе MS Excel....
Электронное пособие по html-конструированию. 9 класс. Информатика
Электронное пособие по html-конструированию. 9 класс. Информатика....
Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)
Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма...
Проектное занятие по русскому языку по теме "Простое предложение. Создание электронного пособия пособия"
Практико-ориентированный проект по русскому языку по теме «Простое предложение». В нём охватывается изучение теоретических сведений и практическая работа, что по...