География по ФГОС
статья по географии (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Использование технологической карты на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как составить технологическую карту урока: основные разделы | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Хамматова Н.В., учитель географии высшей категории
МОСШ №2 г.Белоярский
2015
Применение технологических карт урока в работе учителя географии
С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Новая система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков (ЗУН) и ставит главной задачей развитие личности ученика. Формулировки Стандарта II поколения указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Главной же частью ядра ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД) которые разделены на личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Формирование у учащихся в процессе обучения УУД требуют принципиальных изменений деятельности учителя реализующего новый стандарт. В современном образовании акцент ставится на обеспечение становления личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей, на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках географии теперь будут выглядеть несколько иначе. На уроках георафии предлагается наряду с усвоением конкретных знаний, научить преобразовывать и применять освоенный обучающимися опыт для получения нового знания. Научить работать с картами, текстами, рисунками, графиками, таблицами и схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения.
Без географических знаний невозможно стать образованным современным человеком т.к.:
- в школе география служит опорным предметом для смежных дисциплин: физики, химии, биологии и т.д.
- в послешкольной жизни – получение специальности, в ряде которых необходим высокий уровень образования связанный с применением знаний, полученных на уроках : экономист, геолог ,климатолог, археолог, топограф, этнограф и т.д.
- изучение географии способствует экологическому воспитанию человека, пониманию красоты и ценности окружающего мира, осознанию своего места в этом мире.
Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовки к современному уроку, чтобы реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта?
По моему мнению, наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.
Технологическая карта урока позволяет учителю:
- увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса географии.
- полностью отразить последовательность всех осуществляемых этапов урока, приводящих к намеченному результату;
- корректировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
- согласовывать действия учителя и ученика;
- организовать самостоятельную и практическую деятельность школьников в процессе обучения.
Технологическая карта урока позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС;
- сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;
- спроектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год;
- спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- соотнести результат с целью обучения;
- обеспечить повышения качества образования.
Повышение качества образования происходит за счет того, что:
· учебный процесс по освоению темы, раздела, курса проектируется от цели до результата;
· организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность учащихся;
· обеспечиваются условия для применения ЗУН в практической деятельности.
Предлагаю свой пример технологической карты урока географии в 6 классе.
Технологическая карта урока.
Тема урока : Искусственные водоёмы. Загрязнение гидросферы.
Класс-6
Учебник Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П.
География- начальный курс.
Учитель географии - Хамматова Н.В.
Тип урока- комбинированный.
Цели по содержанию
1.Обучающие:сформировать у учащихся представление о видах искусственных водоёмов.
Продолжить формирование умения работать с географической картой.
2.Развивающие:развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу.
3.Воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности. Способствовать формированию экологического мышления. Воспитывать любовь и заботу к окружающему миру.
Планируемые результаты обучения.
Предметные
Знать виды искусственных водоёмов, определения каналов и водохранилищ.
Уметь показывать каналы и водохранилища на карте, работать в контурной карте, анализировать, сравнивать.
Метапредметные
Регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности.
Познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение.
Личностные: сформировать мотивации к обучению и целенаправленной деятельности. Взаимоконтроль, самооценка, умение общения ,умение задавать вопросы.
Используемые технологии:
Проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.
Методы:
Частично-поисковый, беседа, практическая работа, репродуктивный, рефлексивный.
Данная технологическая универсальна и может использоваться при изучении любой темы.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап проверки знаний. | Повторение пройденного материала. | Провести опрос, обозначить критерии оценивания | Отвечают на вопросы, осуществляют взаимоконтроль. | Умение Оформить свои мысли. |
Этап мотивации учебной деятельности. | Создать благоприятный настрой на работу. | Постановка вопроса: Что мы сегодня будем делать? | Формулируют тему урока и предполагаемые цели урока. | Личностные: Уметь: мотивировать себя на целенаправленную деятельность. |
Этап актуализации. | Актуализация опорных знаний. | Учитель задаёт вопросы: о чём сегодня будем говорить на уроке? | Планируют свою работу на уроке. | Коммуникативные: Уметь оформить свои мысли в устной форме. |
Этап воспроизведения имеющихся знаний. | Осуществление метапредметных связей. | Учитель задаёт вопрос: какие каналы есть в нашем городе? | Учащиеся зачитывают небольшие сообщения. | |
Этап самостоятельной работы по эталону. | Выявление качества уровня усвоения знаний, а также выявление недостатков в результате практической деятельности. | Учитель даёт задание. | Учащиеся выполняют его, используя карту. | Познавательные: умение работать по алгоритму, анализ полученной информации. Регулятивные: умение осуществлять контроль своей деятельности. |
Этап получения новых знаний. | Изучение нового материала. | Учитель даёт новые определения. | Записывают их в тетрадь. | Познавательные :умение получать новую информацию. |
Этап построения вопроса. Выход из проблемной ситуации. | Постановка проблемного вопроса. Включение учащихся в деятельность. | Формулирует проблемный вопрос. | Анализ полученной информации. | Познавательные: умение работать с полученной информацией. |
Этап включения в систему знаний и повторение. | Дать оценку работы класса и отдельных учащихся. | Предлагают свой вариант выполнения домашнего задания. | Выполнение задания, осуществление взаимоконтроля. | Анализ полученной информации, подведение итогов. Коммуникативные: умение работать в паре. |
Информация о домашнем задании. | Обеспечение понимания детей целей и способов выполнения Д.З. | Задаёт д.з. | Записывают в дневник д.з. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
0ткрытый урок географии по ФГОС 5 класс "Реки."
Разработка урока по теме "Реки" в 5 классе по новым стандартам с технологической картой....
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...
Тематическое планирование уроков географии по ФГОС для 6 класса
Тематическое планирование уроков географии 6 класса к учебнику "География" авторов Е.М.Домогацких и Н.И.Алексеевского составлено в соответствии с Федеральным государственным стандартом общего образова...
Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...