Урок - презентация по внеурочной деятельности "Жизнь в океане",
план-конспект по географии
Одна из главных целей урока - развивать знания обучающихся об условиях жизни в океане с глубиной;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
" Жизнь в океане" | 30.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность по географии 5 класс
«Жизнь в океане»
Цели урока:
Образовательные:
● развивать знания обучающихся об условиях жизни в океане с глубиной;
Развивающиеся:
● формировать исследовательский подход при изучении темы;
● продолжить развитие умения выделять главное при работе с моделью, презентацией;
● развивать умения анализировать, обобщать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи;
● совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля;
● стимулировать любознательность.
Воспитательные:
● воспитывать бережное и экономное отношение к биоресурсам, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного, развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при проведении исследования.
Оборудование: учебные столы поставлены в виде трех кораблей, презентация. У каждого ученика: дневник исследователя, модель - самодельное устройство «батискафа», схема глубинных зон, тест. В группе: определитель морских обитателей, план работы, карточки – выводы. Конверты с фигурками для проведения рефлексии.
Формируемые компетенции:
- учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, заполнять дневник на основе исследовательской работы,
- информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию,
- развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при проведении практической работы.
Формы организации работы детей: групповая работа (просмотр презентации, практическая работа). Индивидуальная работа (выполнение теста).
Проблемное обучение (решение проблемных вопросов).
Формы организации работы учителя: организует эмоциональный настрой обучающихся, обобщает ранее полученные знания, организует беседу по слайдам, анализирует и дополняет ответы детей, создает проблемные ситуации.
Компьютерная презентация к уроку позволяет обучающимся:
1.Получить знания об условиях жизни в океане с глубиной.
2.Получить знания о новых понятиях: планктон, нектон, бентос.
3.Получить представление о живых представителях океана.
4.Провести рефлексию своих знаний.
Межпредметная связь: биология, география, экология, литература, русский язык, физика.
Ход урока.
« - Взгляни на океан, профессор, разве это не живое существо?..»
Из беседы капитана Немо и профессора Аронакса.
« Картина видимой природы определяется водой».
В. И. Вернадский
1.Изучение нового материала:
«Вы совершите путешествие в страну чудес! Смена впечатлений взволнует ваше воображение. Вы не устанете изумляться виденному... Я хочу еще раз окинуть взглядом все, что мной изучено в морских глубинах, не однажды, мною исследованных! Вы будете участником моих научных занятий... - и Мировой океан раскроет перед нами свои тайны!»
Ж.Верн
Итак, отправиться в путешествие в морские глубины вас приглашает Ж.Верн и герои его романа «20 000 лье под водой». Вооружившись знаниями по географии, окружающему миру, литературе узнаем много нового и интересного. Но в начале давайте посмотрим небольшой фрагмент видеофильма.
* Показ фрагмента видеофильма*
Океан полон жизни и тайн, поражающих воображение. Многие из них не раскрыты до сих пор. Большой вклад в изучение жизни в Мировом океане внесли Тур Хейердал и Жак Ив Кусто.
*Учащиеся рассказывают об исследователях морских глубин*
При исследовании морских глубин и сейчас еще находят организмы, неизвестные науке. Жизнь в океане всепроникающа. Она существует на дне Марианского желоба, на глубине 11 тыс.м, и даже там, где образуется новая земная кора.
Условия жизни в океане от полюсов до экватора, от поверхности до максимальных глубин очень различны. Что же влияет на распространение организмов в безбрежных водах океана?
*-Как вы считаете, какое самое важное условие существования организмов в океане?*
Свет - первое условие существования в воде зеленых водорослей, которыми питаются другие организмы. В воде света меньше, чем в воздухе, с глубиной освещенность уменьшается. Поэтому наиболее населена верхняя 50-метровая толща воды.
Распределение жизни в океане зависит от следующих условий:
1.свет
(далее записи идут по мере объяснения учителя)*
Однако и в толще воды организмы распространены неравномерно. Ближе к берегу их больше, чем в открытом океане. На дне океана также больше организмов обитает на малых прибрежных глубинах.
*-Как вы думаете, почему?
2.наличие питательных веществ
- Какие еще условия влияют на распределение живых организмов в океане?
3.температура воды
4. соленость и плотность воды
5. количество растворенного кислорода, давление
6.течения*
Все эти условия по-разному сочетаются на огромных пространствах океана. Например, в районах подъема глубинных вод поверхностный слой удобряется питательными веществами, что создает благоприятные условия для жизни. Подъему и перемешиванию вод способствуют штормовые ветры, течения.
*- Мы с вами определили условия необходимые живым организмам для существования в океане, а теперь давайте совершим подводное путешествие и выясним какие области жизни можно выделить в океане в зависимости от этих условий и какие группы морских организмов там представлены?
Все последующие данные мы с вами будем заносить в таблицу:
Области жизни в океане | Группы морских организмов | Представители животного и растительного мира |
1. поверхность воды | 1. планктон (греч. блуждающий) - пассивно перемещающиеся (течениями) водоросли и животные | 1. рачки, медузы, криль, диатомеи и планктонные водоросли. |
2. вся водная толща | 2. нектон (греч. плавающий) -активно передвигающиеся организмы | 2. рыбы, китообразные, млекопитающие, моллюски -осьминоги, кальмары; черепахи |
3. дно океана | 3. бентос (греч. глубина) -организмы, живущие на дне | 3. бурые и красные водоросли, ракообразные, морские звезды, моллюски, актинии придонные рыбы |
А помогут нам совершить это погружение герои романа Ж. Верна «20000 лье под водой»*
Пришло время выполнить исследовательскую работу, спустившись на дно океана в «Батискафах». Перед вами стоят следующие задачи:
В океане выделяют три области жизни и три группы морских организмов по образу жизни. К первой относят поверхность воды, а группу организмов ее населяющих называют планктон - от греч. блуждающий - пассивно перемещающиеся (течениями) водоросли и животные (учащиеся заносят данные в таблицу). Большинство организмов, образующих планктон, очень малы, многие видны лишь под микроскопом. Планктон - основная пища большинства обитателей океана, в том числе таких, как усатые киты, не говоря уже о рыбах.
*-Что же увидели капитан Немо и его пассажиры?
Ученик зачитывает отрывок романа: «В первые минуты погружения, когда солнечные лучи золотили воду, за бортом бурлила жизнь. Мы могли наблюдать множество живых организмов: от мельчайших водорослей до гигантских медуз. Однако, проходя различные водные слои, нельзя не заметить, что населены они неравномерно. Наиболее заселена глубина до 50 метров.»
-Давайте с вами вспомним и запишем, какие же представители растительного и животного мира обитают на поверхности океана?*
Вторая область жизни в океане - это толща воды, группа организмов ее населяющая называется - нектон, что в переводе с греческого означает плавающий. Эти организмы активно передвигаются в океане и не зависят от морских течений и ветров. Эта группа организмов более разнообразна (учащиеся заполняют таблицу).
*Вот как описал свои впечатления профессор Аранакс, член экспедиции капитана Немо.
Ученик зачитывает отрывок романа: «Рыбы резвились, плескались, соперничая красотой расцветки, блеском чешуи и юркостью. Я заметил зеленого губана, барабульку, отмеченную двойной черной полосой, бычка белого, с фиолетовыми пятнами на спине и закругленным хвостом, японскую скумбрию, чудесную макрель с серебряной головой и голубым телом, блистательных лазуревиков, одно название которых заменяет все описания, спарид рубчатых, с разнообразными плавниками, голубым и желтым, спарид полосатых, с черной перевязью на хвосте, мурену, род змеевидного угря, с маленькими живыми глазками и широким ощеренным зубами ртом, всего не перечислишь...»
-Какие внешние признаки можно отметить у рыб - обитателей небольшой глубины? Каких еще, кроме рыб, обитателей толщи воды можно увидеть? Учащиеся называют представителей и записывают в таблицу. *
К третьей области жизни относят дно океана, а организмы ее населяющие называют - бентос (с греческого-глубина). Глубины океанов заселены мало, но не безжизненны, хотя на большой глубине нет даже водорослей. Практически в полной темноте, под большим давлением, в холодной воде плавают удивительные на вид рыбы. Питаются они остатками организмов, «падающих» из верхних слоев воды, или поедают друг друга.
*- Давайте послушаем записи из судового журнала капитана Немо. Учащийся зачитывает отрывок из романа: «Погружаясь, мы прошли отметку 200 метров, океанские глубины сменили свой цвет с бирюзового на темно-синий, солнечные лучи почти не проникают на такую глубину. Стали пропадать наши спутники - стайки морских рыб. Мы опускались все глубже и глубже. И вот, на глубине примерно 500 м, угас последний луч света. Наступила кромешная тьма... Капитан Немо приказал включить прожекторы, и мы с удивлением обнаружили, что и здесь есть жизнь. Внимательно приглядевшись, мы заметили некоторые особенности глубоководных существ: у рыб-хищников были огромные пасти, светящиеся изнутри, почти все существа лишены окраски, и у многих плохо развиты глаза».
- Почему они такие? На какие особенности внешнего вида ты обратил внимание? Какие еще организмы живут на дне? Учащиеся записывают ответы в таблицу*
2.Закрепление и итог урока.
Таким образом, мы доказали, что жизнь в океане присутствует во всех его частях: от поверхности до больших глубин, от побережий до центральных частей. Определили условия, влияющие на распределение жизни в океане. А теперь, чтобы закрепить полученные сегодня знания, выполним следующее задание. Капитан Немо, проведя огромное количество времени под водой, собрал огромную коллекцию, состоящую из обитателей океана, и вот сейчас ему принесли новых представителей морской фауны. Тебе предстоит определить, какой образ жизни они ведут, чем питаются, какие условия необходимы им для жизни, в какой области океана они обитают и к какой группе морских организмов относятся. (Учитель показывает рисунки с изображением не очень известных животных, а учащиеся характеризуют их.)
А теперь, в завершении урока, давайте посмотрим отрывок фильма о жизни в океане. *Показ отрывка видеофильма
Области жизни в океане | Группы морских организмов | Представители животного и растительного мира |
1. поверхность воды | 1 | 1.
|
2. вся водная толща | 2. | 2. |
3. дно океана | 3. | 3. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"
Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока: урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...
Урок-презентацияпо теме:" Корни. Корневые системы"
Урок изучения новой темы...
Интегрированный урок (английский язык + география) «Обобщающий урок по географии материков и океанов»
Интеграция обеспечивает развитие навыков и умений иноязычной речевой деятельности; познавательных способностей учащихся через интеллектуальное и эмоциональное воздействие художественного произве...
Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане"
Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане" разработана для обучающихся со слуховой депривацией в условиях перехода на СФГОС ОО....
КАРТЫ для онлайн уроков и внеурочной деятельности (ПКМ, РФ, Амурской области, материков и океанов…) Часть 1
КАРТЫ для онлайн урокови внеурочной деятельности (ПКМ, РФ, Амурской области,материков и океанов…) часть 1...
КАРТЫ для онлайн уроков и внеурочной деятельности (ПКМ, РФ, Амурской области, материков и океанов…)часть 2
КАРТЫ для онлайн урокови внеурочной деятельности (ПКМ, РФ, Амурской области,материков и океанов…)часть 2...
КАРТЫ для онлайн уроков и внеурочной деятельности (ПКМ, РФ, Амурской области, материков и океанов…) часть 3
КАРТЫ для онлайн урокови внеурочной деятельности (ПКМ, РФ, Амурской области,материков и океанов…) часть 3...