Зачем нам география?
план-конспект урока по географии (5 класс)
Урок позволяет оценить значимость географической науки в современном мире; подвести учеников к осознанию идеи о том, что география — одна из древнейших наук и вместе с тем современнейшая, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_nam_geografiya._5_kl.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1 (5 класс)
Тема: Зачем нам география и как мы будем её изучать.
Цели урока:
- познакомить учащихся с новым предметом — географией;
- раскрыть особенности содержания курса;
- показать практическое значение географии на разных этапах развития общества;
- выяснить, какие задачи решает география;
- ознакомить с методами географической науки;
- познакомить учащихся с новым учебником и требованиями учителя.
Учебная литература: УМК серии «Полярная звезда»
- Академический школьный учебник География 5- 6 класс Москва «Просвещение» 2015 Авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина
- Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В.В. Николина. География. Мой тренажер. М.: Просвещение. 2015
- А.В. Матвеев. География результаты: карта прохождения рабочей программы.
Оборудование: физическая карта полушарий, политическая карта полушарий, портреты великих географов, атласы, контурные карты, учебник, рабочая тетрадь «Мой тренажер».
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: География.
Способы действий учащихся: ознакомиться с текстом и внетекстовыми компонентами учебника, атласа, тренажера; изучить особенности построения разделов и параграфов; вступить в диалог с целью определения значимости географии для себя и общества.
Ценностный компонент урока: оценить значимость географической науки в современном мире; осознание идеи о том, что география — одна из древнейших наук и вместе с тем современнейшая, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества.
Работа с учебником: знакомство с новым учебником и способами работы с ним.
Тип урока: вводный, изучение нового материала
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1.Создание проблемной ситуации 2 минут | Изучим ваш личный опыт. Запись на доске «Наш географический опыт». Ответы на поставленные вопросы мы будем записывать на доску. Что мы знаем о географии? Слайд 2) Вопросы... - С чем или с кем вы связываете географию? - Что хотели бы узнать, изучая географию? - Какие книги, журналы уже читали? - Какие видели телепередачи и кинофильмы географического содержания? | Осмысливают сказанное, анализируют, обобщают, выдвигают гипотезы. С помощью учителя делают вывод, что «белых пятен» на карте не осталось, тогда зачем же нужна наука география? Таким образом, школьники формулируют проблему урока: зачем нужно изучать географию? | Овладение навыками применения имеющихся знаний в различных жизненных ситуациях. | В ходе урока учащиеся получают представление о географии, как науке, о значении географических знаний в современной жизни и роли географии в жизни общества; усваивают понятия «география», «информация». | П: Самостоятельно формулируют тему и цели урока; учатся работать в группах. Развитие познавательного интереса. Развитие УУД: осмысливание, анализ, обобщение, выдвижение гипотез. |
2. Знакомство учебником 5 минут | Академический школьный учебник «География» Серия «Полярная звезда» Учебник ваш главный помощник в изучении географии. Учебник имеет символ «Полярная звезда», который будет служить ориентиром и поможет выделять самое главное в параграфе, т.к. полярная звезда всегда была главным ориентиром для первых путешественников. Начнем путешествовать с «Полярной звездой» | Работа со шмуцтитулом. Рассмотривают и самостоятельно изучают «Введение». Отвечают на вопросы: что означает слово «география» и кто дал название науке «география». Знакомятся с именами Страбон и Эратосфен. | Смыслообразование. | Иметь элементарные представления о географии как науке. | Формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и умений. Формирование УУД: выдвижение версий, изложение своего мнения. |
3. Работа с учебником 5 минут | На разных этапах развития географии различными были её содержание и задачи. | Читают фрагмент §1 «Зачем купцу география?». Делают вывод. | Личностное самоопределение. | Формирование первичных представлений о том, что главным «двигателем» расширения географического кругозора в прошлом была торговля. | Проведение исследования «Откуда в ваш дом поступили продукты питания» (провести опрос членов своей семьи) |
5 минут | Современная география занимается не только описанием сложных процессов на Земле, но и их объяснением, составлением прогнозов. | Читают фрагмент §1 «Зачем нам география» и выделяют главную мысль каждого абзаца. | Смыслообразование. | Проведение опроса своих родных и близких о роли географии в жизни общества. Анализ полученных результатов. | Р: Формирование представлений о методах географической науки. |
2 минуты | Какие задачи и методы у науки географии? | Дополняют схему «Задачи современной науки географии» (работают в тетради) | Раскрыть методы и задачи географической науки | Формирование представлений о роли географии в развитии знаний о Земле. | Формирование способностей к самостоятельному приобретению знаний и практических умений. |
4. Работа с электронным тренажёром 5 минут | Знакомство с разделом «стоп-кадр». Учимся с «Полярной звездой» | Работа с тренажёром (Электронное приложение к учебнику География. 5-6 классы. «Полярная звезда») по теме урока. | Корректно отстаивать свою позицию. | Анализируют, классифицируют свои знания, делают выводы, излагают свое мнение. | Р: Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету. К: Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. |
5. Самостоятельная работа учеников с рубрикой «Шаг за шагом» 5 минут | Учитель предлагает подумать над вопросом: как работать с учебником, чтобы достичь успеха. | Делают выводы о том, как каждый ученик должен работать с учебником, чтобы достичь успеха. | К: Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. Умение вести диалог. | Умение работать в группе, вычитывать необходимую информацию, представлять информацию в виде текста, умение понимать позицию другого, корректировать свое мнение, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. | |
6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике 5 минут | Учитель спрашивает: так как же мы теперь ответим на вопрос: зачем нам нужно изучать географию? | Делают выводы в соответствии с целью. Например, географию нам нужно изучать, для решения современных проблем людей: перенаселение, нехватка ресурсов, экологические проблемы и т.д. Географию нам нужно изучать, для того, чтобы больше знать и природе различных стран, о том, как природу лучше использовать. | Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира | Овладение знанием о роли географической науки. | Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью. Формирование УУД: умение делать выводы в соответствии с целью. |
7. Оценка своей работы учеников на уроке. 5 минут | Учитель предлагает оценить свою работу по усвоению темы данного урока, заполнив таблицу «Я знаю», «Я умею», «Мне интересно». | Учатся оценивать степень и способы достижения цели, аргументировано оценивать свои поступки. | Нравственно-этическое оценивание своей деятельности | Отмечают, что нового узнали на уроке. | УУД: формирование умения оценивать собственные действия. |
8.Итог урока 2 минуты | Учитель предлагает оценить, что узнали дети на уроке нового. | Оценивают свою работу с позиций полученных на уроке новых знаний. Выполняют задание «Это я знаю» (письменно) | Нравственно-этическое оценивание себя. Самоопределение, смыслообразование. | Познание научной картины мира. | УУД: умение слушать других, при необходимости менять свою точку зрения, умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. |
8.Домашнее задание 2 минуты | §1. Исследования «Откуда в ваш дом поступили продукты питания» и опрос своих родных и близких о роли географии в жизни общества. | Оценивают себя, выбирают задание. | УУД: умение понять причины своего неуспеха и находить пути выхода из него. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачем людям украшения
Зачем людям украшения. Алмазный фонд...
Разработка урока в 9 классе "Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?»"
Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингви...
Презентация "Зачем нужно тире?"
подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему...
Урок по Основам православной культуры:Зачем творить добро?
Урок создан на основе методических рекомендаций к учебнику А.В. Кураева "Основы Православной культуры", 4-5.Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от ...
Дидактический театр "Зачем биологу математика"
Цель мероприятия: зачем биологу математика, зачем математику медицина, зачем биологу физика, зачем физику лирика, зачем лирику биология? На эти и другие вопросы отвечает содружество биологии с математ...
Тематическое мероприятие "Зачем планету губит СПИД?"
Тематическое мероприятие посвещается Всемирному Дню борьбы со СПИДом. В разработке находятся: мероприятие, памятка и интерактивная игра "Зачем планету губит СПИД"....
Статья "Зачем нам английский?" Автор: Бычкова Ю.С.
Работая в детском саду и начальной школе, сталкиваешься с рядом проблем недопонимания необходимости изучения иностранного языка с пятилетнего возраста. Логопеды, психологи, воспитатели в о...