Рабочая программа "География" 10-11 класс (профиль)
рабочая программа по географии (10 класс)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.Н. Холиной «География. Профильный уровень. 10-11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
“Школа № 777 имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова”
СОГЛАСОВАНО На Методическом совете ГБОУ Школа № 777 Протокол № ___ от «___»________2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа № 777 ________________ Е.А. Савина от «____» ___________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География» профильный уровень
для среднего общего образования
Класс: 10-11
Срок реализации программы 2 года
Автор(ы)-составитель (и): | Дубровина И.Б., |
Учитель первой категории |
Москва 2018
Планируемые результаты
Главной целью обучения является формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.
Одной из важнейших воспитательных задач курса является обучение учащихся навыкам умений, необходимых для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира.
Подобный подход способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения.
Кроме того, система домашних и классных заданий предполагает развитие у учащихся навыков самостоятельного добывания знаний и информации. Этому способствует работа с научными и публицистическими текстами, реферирование, анализ информации по картам (картосхемам) учебника и атласа, работа с контурной картой, картографирование социально-экономических показателей, анализ территориальной статистики, поиск территориальной экономической статистики в СМИ и Интернете, поиск необходимой информации в смежных науках (например, в школьных учебниках и атласах по истории и экономике).
Система уроков направлена на формирование коммуникативной компетенции — умения излагать свою точку зрения и отстаивать ее, а также умения излагать материал устно и письменно, умения сотрудничать и работать в группе, умения выслушать собеседника.
В результате изучения данного курса учащийся будет уметь:
1.позиционировать себя, свой регион и страну в контексте общемирового развития;
2.понимать взаимосвязи и взаимозависимости в социально-экономическом развитии стран, регионов, территорий, пространственную логику их развития;
3.осознавать взаимозависимость макроэкономических показателей, уровня и качества жизни;
4.оценивать степень взаимовлияния экономики, политики, культуры;
5.пользоваться (искать и анализировать) статистической информацией;
6.пользоваться современными методами пространственного анализа;
7.представлять результаты собственных исследований в виде мультимедиапрезентации и защищать свою точку зрения;
8.критически осмысливать публикации в СМИ и Интернете.
Перечень формируемых компетенций, знаний, умений и навыков
В ходе изучения курса формируются следующие компетенции и навыки:
1.самостоятельно добывать знания и информацию (предусмотрена работа с научными и публицистическими текстами, реферирование);
2.расширять знания по «каналам углубления» за пределами текста учебника;
3.составлять диаграммы, графики, картосхемы и картодиаграммы;
4.картографировать социально-экономические показатели;
5.анализировать информацию по картам (картосхемам) учебника, атласа, Интернета;
6.сравнивать уровень социально-экономического развития стран и территорий и выбирать наиболее значимые показатели для классификаций и типологий;
7.анализировать и интерпретировать социально-экономические показатели;
8.искать информацию в СМИ и Интернете, в смежных науках (в школьных учебниках и атласах по истории и экономике);
9.применять средства Microsoft Office и персональный компьютер для решения практических задач;
10.участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, привлекая конкретные факты и пользуясь логикой законов пространственного развития экономики.
Развитие навыков позволяет решать конкретные практические задачи данного курса, такие как:
- Оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения экономических объектов.
- Оценка геополитического положения России (в исторической ретроспективе).
- Оценка уровня социально-экономического развития страны через систему показателей.
- Выделение типов стран по методике многопризнаковой классификации.
- Построение демографических пирамид и оценка экономических последствий изменения демографической структуры населения стран.
- Оценка стадии демографического перехода (по странам и регионам мира).
- Оценка влияния доли городского населения на уровень социально-экономического развития страны.
- Оценка сформированности систем городского расселения (с использованием правила «ранг—размер») и разработка оптимальных систем расселения.
- Анализ ценообразования на землю в конкретном городе (по функциональным зонам).
- Функциональное и экологическое зонирование территории города.
- Выбор оптимального места жительства в городе для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.
- Оценка уровня социально-экономического развития страны по показателям структуры экономики.
- Оценка факторов размещения промышленных предприятий.
- Анализ статистики по внешней торговле в динамике (объемы, география и товарная структура экспорта и импорта) по странам и регионам мира.
- Проведение многопризнакового и однопризнакового районирования.
- Выбор наиболее существенных признаков для районирования.
- Оценка качества административно-территориального деления и нарезки округов для голосования.
18.Оценка распределения национального дохода между районами страны: построение кривой Лоуренса и картографирование.
Содержание учебного предмета
При составлении тематического планирования материал был распределён следующим образом:
10 класс. Общее распределение тем.
Раздел 1. География в современном мире- 8ч
География: от визуальных открытий и сбора фактов — к поискам законов размещения. Пространство как объект изучения географии. И. Кант и классификация наук.
Законы размещения.
Географические исследования: традиционные — экспедиционный, картографический, описательный методы; современные — моделирование, территориальная матрица статистических данных, районирование, геоинформационные системы, космические снимки, системы подспутникового позиционирования.
Фактор географического положения, абсолютные и относительные пространственные ресурсы.
Модель Тюнена, парадигма экономической географии.
Раздел 2. Политическая карта мира: государства и границы- 26ч
Этапы формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад. Колониальный список ООН.
Объекты политической карты мира. Независимые государства, самопровозглашенные (непризнанные) государства, несамоуправляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты).
Формы государственного устройства и правления.
Организация территории государства (унитаризм и федерализм).
Территория и границы государств. Территориальные споры. Геополитика.
Международные политические организации. ООН.
Раздел 3. Богатство и бедность: типы стран - 14 ч
Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира — абсолютные, относительные, индекс развития человеческого потенциала. Источники статистических данных для сопоставлений различных стран.
Типологии и классификации Всемирного банка, Международного валютного фонда, географические типологии. Многопризнаковые классификации: методика и области применения.
Типы стран современного мира.
Анаморфированное картографическое изображение.
Раздел 4. Население и культура- 21 ч
Численность населения мира (переписи, оценки и прогнозы). Динамика численности населения (гипотеза Т. Мальтуса, модель демографического перехода). Закономерности размещения. Демографическая политика. Экономически активное население. Хозяйственное освоение и социальные конфликты.
География культуры. Языковые семьи и группы. Расы и этносы. Национальные меньшинства и этническая дискриминация. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева.
Религии народов мира: ареалы происхождения и современного распространения. Религиозные конфликты. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь.
Историко-культурные районы мира: причины формирования территориальных различий в культуре.
Раздел 5. Городские и сельские поселения- 18 ч
Урбанизация как мировой процесс. Взаимосвязь урбанизации и уровня социально-экономического развития страны. Границы и пределы роста города. Оптимальные размеры города.
Функции городов в системе расселения. Город и окружающая среда. Системы расселения и их регулирование.
Экономическая структура и микрогеография города. Рынок городских земель. Функциональные зоны. Внутригородские различия в цене на жилье, арендной плате, земельной ренте.
Раздел 6. Устойчивое развитие - 11 ч
Районирование и административно-территориальное деление. Географические границы.
Основы электоральной географии. Нарезка округов для голосования.
Закономерности пространственного экономического развития (центр — периферия, пространственные закономерности распространения нововведений, «полюса роста»).
Региональное неравенство, экономическая эффективность и территориальная справедливость в странах различных социально-экономических типов (в том числе в России). Региональная политика и методы ее проведения в странах различных социально-экономических типов.
Региональный монополизм и региональная политика.
Проблемы устойчивости экономического развития (энергетическая, сырьевая, экологическая) и проблема устойчивости общественного развития (демографическая, продовольственная, мира и разоружения и др.).
Киотский протокол.
Итоговый урок по курсу 10 класса – 1ч
Повторение- 4ч.
Резерв- 2ч.
11 класс. Общее распределение тем.
Актуализация знаний по курсу географии в 10 классе- 1 ч.
Раздел 7. Мировое хозяйство- 56ч
Структура (экономическая и отраслевая) мирового хозяйства. Снижение доли сельского хозяйства и рост сферы услуг в ВВП и числе занятых. Динамика размещения хозяйства в исторической ретроспективе.
Оптимальная территориальная структура: концепция поляризованного ландшафта. Модели размещения отраслей национального хозяйства.
Первичный сектор: сельское хозяйство и добывающая промышленность.
География сельского хозяйства (системы земледелия и животноводства). Природная основа географических различий в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Центры происхождения культурных растений и современные ареалы выращивания. Современная география сельскохозяйственного производства. Страны — основные производители продукции животноводства и земледелия. Тенденции развития сельского хозяйства мира. Продовольственная проблема. «Зеленая революция».
Добывающие отрасли. Экономическая оценка природных ресурсов (экономика природопользования). Лесное хозяйство и рыболовство.
Вторичный сектор. Факторы размещения промышленности: общественные и природные. Закономерности размещения отраслей промышленности.
Современные тенденции развития и размещения промышленности мира. ТНК.
Обрабатывающие отрасли. Экологические последствия развития промышленности.
Третичный сектор: сфера услуг. Мировая транспортная система (грузовой и пассажирский транспорт). Главные транспортные магистрали мира.
Связь. Финансово-кредитная сфера. Закономерности развития туризма. Рекламный бизнес. Образование. Офшорные районы мира.
Международное разделение труда. Экономическая интеграция. Мировая торговля. Основные торговые пути древности и современности.
Особенности специализации в мировой экономике регионов мира. Страны — лидеры мировой торговли. Внешняя торговля стран различных социально-экономических типов, географическая и товарная структура экспорта (импорта).
Стадии экономической интеграции. Основные интеграционные объединения стран мира.
Раздел 8. Региональная характеристика мира- 42ч
Повторение-3 ч
Резерв- 3ч.
Таким образом, разделы «Городские и сельские поселения», «Устойчивое развитие», которые в авторской программе рассматриваются в 11 классе, были перенесены в 10 класс.
В раздел «Мировое хозяйство» была добавлена тема «Мировые природные ресурсы» и расширена тема «Закономерности размещения промышленности» за счёт рассмотрения отдельных отраслей промышленности, что позволит учащимся лучше ориентироваться в особенностях размещения отраслей промышленности, а также подготовит учащихся к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Так как выпускники старшей школы должны «уметь характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий», появилась необходимость включить раздел «Региональная характеристика мира», где рассматриваются регионы и некоторые страны мира. Знание особенностей стран и регионов мира необходимо для расширения кругозора учащихся и для формирования представлений о возможностях деловых и культурных контактов с данными странами. Кроме того, в части В (ЕГЭ), часто бывают задания, в которых по описанию надо узнать страну или регион мира.
Темы «Мировые природные ресурсы» и «Региональная характеристика мира» будет изучаться на основе учебника В.П. Максаковского для 10 класса. (Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение, 2016г.)
Практические работы, отражённые в планировании, рассчитаны на то, что они будут выполняться учащимися на уроке, получая необходимые консультации учителя.
10 класс. Практические работы.
№1. «Выбор места для строительства города»
№2. « Геополитическое положение РФ».
№3. « Составление многопризнаковой классификации стран региона».
№4. «Работа с демографическими пирамидами».
№5. «Размещение и рост городов».
№6 « Анализ сформированности систем расселения стран различных социально-экономических типов».
11 класс. Практические работы.
№1 «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира топливными ресурсами».
№2 «Планируем путешествие»
№3 «Сравнение субрегионов Азии»
№4 «Сравнительная характеристика Канады и Австралии»
№5 «Сравнительная характеристика стран Африки и Латинской Америки»
Тематическое планирование
В распределении количества часов произошли следующие изменения:
Раздел | Кол-во часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
География в современном мире. | 12+1 резерв | 8 |
Политическая карта мира: государства и границы. | 33+2 резерв | 26 |
Богатство и бедность: типы стран. | 25+1 резерв | 14 |
Население и культура. | 30+1 резерв | 21 |
Городские и сельские поселения. | 19+1 резерв | 18 |
Устойчивое развитие. | 18+2 резерв | 11 |
Мировое хозяйство. | 60+5 резерв | 56 |
Региональная характеристика мира. | 0 | 42 |
Повторение. | 0 | 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая авторская программа по физике для 11 класса(профиль), 175 час
Рабочая программа по физике на профильном уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования; Федерального закона от 01.12.2007 № 309-...
Рабочая программа по химии 8 (11) класс профиль
Статус документа Примерная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Примерная программа конкретизирует содержание станда...

Рабочая программа по биологии 10 -11 класс профиль
Данная рабочая программа составлена к УМК Н.И Сонина, А.А. плешакова, В.Б. Захарова, для учителей работающих в профильных классах на 3 часа в неделю....

рабочая программа по алгебре УМК Никольский 11 класс(профиль)
материал содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список доп.литературы для учителя и учащихся...

рабочая программа по обществознанию 8 класс профиль
рабочая программ по обществознанию, 8 класс, профильный уровень 68 ч. Л.Н. Боголюбов...

рабочая программа по обществознанию 9 класс профиль
рабочая прогамма по обществознанию 9 класс 68 ч. Л.Н. Боголюбов...

рабочая программа по обществознанию 10 класс профиль
рабочая программа по обществознанию, 10 класс, профильный уровень, 102 часа, 3 часа в неделю. Л.Н. Боголюбов...