Выступление "Рефлексия на современном уроке"
учебно-методический материал

Татьяна Геннадьевна Иванова

Выступление на методическом семинаре "Современный урок географии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon refleksiya_na_sovremennom_uroke.doc352.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель выступления: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексия.; дать представление о классификации рефлексии; показать конкретные варианты проведения рефлексии на урока; создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер-класса.

Оборудование: презентация, осенние листья, стикеры, маршрутные карты, карточки со словами рефлЕксия и рефлексИя

Перед началом выступления участникам раздаются стикеры. Ведущий просит прикрепить стикер  к тому цвету на экране, которое соответствует его настроению.

Вступительное слово.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно Вас видеть, очень  надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное  и полезное мероприятие.

Слайд 2.  Перед выступлением мы провели рефлексию настроения участников конкурса. 

Больше всего стикеров на ________ листочке, а это значит_________. (открывается шторка на слайде 2 презентации и участники определяют настроение собравшихся)

РЕФЛЕКСИЯ «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ»

Замечательно! продолжаем.

Слайд 3.  Подарим друг другу красивые осенние листочки. Улыбнёмся. (На слайде 3 красивый осенний пейзаж)

Посмотрите, пожалуйста, у Вас на столах есть карточки. Выберите карточку, где по вашему мнению правильно  отмечено ударение в напечатанном слове. Правильно. Это слово произносится рефлЕксия  (от позднелат. reflexio). О этом понятии мы сегодня будем говорить.

Тема моего мастер - класса " Рефлексия на современном уроке" и проходит он в рамках теоретико - практического семинара "Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС " .

Слайд 5 Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу “Знаю” по данной теме … и отложите лист. 

Таблица для слушателей.

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Рефлексия

 

 

 

Слайд 6. В словарях дается четкое определение данному понятию: рефлЕксия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя".

Слайд 7. Подумайте: Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса? Заполните третью графу таблицы  (т.е. мы ставим цели). Какие цели вы поставили?

Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.

Слайд 8

  • В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока
  • Применительно к урокам, рефлексия — это этап, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Слайд 9

  • В  ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Слайд 10

Для чего нужна рефлексия в учебном процессе?

 Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Слайд 11

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в.:

  • Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
  • Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
  • Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Слайд 12

  • Приоритетная цель современной образовательной концепции -  развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

Слайд 13

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала

Слайд 14,15

Виды рефлексии (сложная классификация)

Слайд 16,17. По  содержанию: символическая, устная и письменная

  • Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.).
  • Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.
  • Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы. Пример краткой  письменной рефлексии Слайд 18

На уроке я работал

активно/пассивно

Своей работой на уроке я

доволен/не доволен

Урок для меня показался

коротким/длинным

За урок я

не устал/устал

Моё настроение

стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был

понятен/не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен

Домашнее задание мне кажется

лёгким/трудным  интересным/не интересным

Слайд 19. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Слайд  20. Исходя из (функций) целей рефлексии, предлагаю следующую классификацию:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия содержания учебного материала;
  • рефлексия деятельности.

Слайд  21,22.  Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Вы все знаете, что рефлексию настроения целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности

Слайд  23,24. Здесь учителя применяют:

  • Карточки с изображением лица (грустного, веселого);
  • показ большого пальца вверх или вниз.
  • “Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось.
  • “Радостный гномик” – всё хорошо, “грустный гномик” – грустно.
  • Светофор.

Приемы обязательно должны соответствовать возрасту. В 5 классе я использую смайлики, с вами я провела прием «букет настроения».

Слайд 25.   Рефлексия деятельности.

Рефлексия деятельности приемлема на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Ученик  должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные.

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

Слайд 26 - 30. "Лесенка успеха" Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

“Лесенка успеха” – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

Слайд 31,32.  “Дерево успеха– зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

 Слайд 33. “Поезд” На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить “веселое личико” в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а “грустное личико” в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.                                                                                                            

Благодаря таким приемам всегда есть наглядная картина: что ребята поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Иногда при рефлексия деятельности можно применять «фразеологизмы или пословицы»

Шевелить мозгами

Слышать краем уха

Хлопать ушами

Ловить мух

Считать ворон

Биться  как рыба об лед

 

Слайд 34.  Рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексию содержания учебного материала удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов.

Так как обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность собственной работы и работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Приемы которые я использую:

Слайд  35.  «Незаконченное предложение» На интерактивной доске вывести слайд, где указаны варианты:

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

Выберите 2 – 3 предложения и закончите их

Слайд 36. " Три М". Назовите три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, и предложите одно действие, которое улучшит работу на следующем уроке.

Слайд 37. “Плюс-минус-интересно”. Этот прием позволяет взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

  • В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
  • В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
  • В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

+ (плюс)

- (минус)

(интересно)

 

 

 

 Следующий прием я вам предложила в начале мастер-класса

Слайд 38. Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

  • первая строка – название темы (одно существительное);
  • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
  • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
  • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение. Задание для учителей. Работа в группах. Составьте синквейн со словом РЕФЛЕКСИЯ,

Слайд 39.   Поставьте восклицательный знак в конце предложения

  1. Урок полезен, все понятно
  2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно
  3. Еще придется потрудиться
  4. Да трудно все-таки учиться

Слайд 40.   «Таблица фиксация знаний по теме»

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Слайд 41. В конце урока можно провести рефлексию "Острова".

Спасибо за внимание.  Прошу Вас дать символическую оценку  моему выступлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему "Современный урок в современной школе" на педагогических чтениях - 2012

В выступлении рассматривается актуальность данной темы на сегодняшний день, общие требования к современному уроку, основные пути совершенствования урока в современной школе....

Выступление на семинаре "Современный урок" (6 марта 2013 г.)

Текст данного выступления был озвучен на семинаре "Современный урок" 6 марта 2013 г....

Выступление на семинаре "Современный урок" 9 февраля 2015 г.

Текст выступления был озвучен на семинаре "Современный урок" 9 февраля 2015 г....

Выступление на педсовете "Современный урок в условиях реализации ФГОС"

Материал поможет для создания доклада по теме "Современный урок в условиях реализации ФГОС"...

Презентация к выступлению "Рефлексия на современном уроке"

Презентация к выступлению в рамках методического семинара "Современный урок географии"...

Приемы Рефлексии на современном уроке

Цели: повысить мотивацию к овладению разными приемами рефлексии, обобщение и распространение педагогического опыта.Задачи:  показать  варианты проведения рефлексии на уроках, создать условия...