Рабочая программа 8 класс география ФГОС 2018-19 уч.год
рабочая программа по географии (8 класс)

Ниязов Мансур Ниязович

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014 № 145-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ, от 02.05.2015 № 122-ФЗ);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологичекие требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 года, 25 декабря 2013 года).

1.2. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам; – образовательным программам начального  общего, основного общего и среднего общего образования от 30августа 2013 г. № 1015 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 28.05.2014 № 598);

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089);

- О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 (Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 N 69);

- Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ от 09 января 2014 № 2;

- Об утверждении федерального перечня учебников (Приказ Минобрнауки РФ то 31.03.2014 г. № 253).

  1. Писем Минобрнауки России:

- от 10.02.2011 № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».

1.4. Распоряжения Правительства Тюменской области:

- от 22.10.2012 №2162-рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей».

1.5. Приказы по МАОУ Осиновская СОШ:

- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 41-од от 28 мая 2018  «Об утверждении учебного плана на 2018-2019 учебный год»;

- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 60-од от 31.08.2018 «Об утверждении рабочих программ»;

-Основная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения Осиновская средняя    общеобразовательная школа Вагайского района Тюменской области за курсы основной общеобразовательной и средней общеобразовательной школы за 2016-2021 г. г., утвержденный приказом директора школы  № 102-од от 31.08.2016.;

Рабочая программа по биологии составлена на основании: Рабочая программа по биологии. 8 класс / Сост. Шестакова С.Н., – М.: ВАКО, 2017.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

 

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. -  М., Дрофа, 2015;

2.  Шестакова С.Н., Рабочая программа по биологии. 8 класс / Сост. – М.: ВАКО, 2017.

 

Общая цель биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предмет ном, с учетом требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели являются общими для основного общего и среднего (полного) общего образования. Они формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом. Цели изучения биологии в 8 классе:

 • формирование представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;

 • приобретение новых знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека как представителя органического мира;

 • овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами и справочниками; проводить наблюдения за своим организмом;

 • развитие познавательных качеств личности, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения особенностей анатомии, физиологии и гигиены человека, проведения наблюдений и экспериментов;

 • воспитание позитивного ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

 • создание условий для осознанного усвоения правил и норм здорового образа жизни;

 • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для сохранения и укрепления своего здоровья;

 • развитие представлений о жизни как величайшей ценности;

 • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными. Основные задачи обучения (биологического образования) в 8 классе:

 • знакомство с основами анатомии, физиологии и гигиены человека;

 • систематизация знаний о строении органов и систем органов организма человека;

 • формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебных исследований;

 • умение применять полученные знания в повседневной жизни;

 • развитие устойчивого интереса к изучению особенностей организма человека;

 • формирование основ экологических знаний,ценностного отношения к природе и к человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_kl_geografiya_fgos.docx61.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ВАГАЙСКОГО РАЙОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«Рассмотрено»                                                            «Согласовано»                                           «Утверждаю»

на заседании МО учителей языковедов                   Зам.директора по УВР                             Директор МАОУ Осиновская СОШ

МАОУ Осиновская СОШ                                        __________ Абушева В,С.                     ___________Л.М. Баширова

Руководитель МО ______Р.М.Азисова                    «31 » августа  2018г                                 Приказ № ______________

« 25 » майя  2018 г.                                                                                                                           от « 31 » августа  2018г

Протокол № ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

ДЛЯ 8 КЛАССА

НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составлена на основе основной образовательной                                                             Составитель:

программы основного общего образования и авторской                                                   Ниязов Мансур Ниязович,

издательской программы                                                                                                  учитель биологии и географии,

рабочая программа по географии.                                                                                     соответствие занимаемой должности.

8 класс / Сост. С.В. Бородина. – М.: ВАКО, 2016.

2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

 1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014 № 145-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ, от 02.05.2015 № 122-ФЗ);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологичекие требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 года, 25 декабря 2013 года).

1.2. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального  общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 28.05.2014 № 598);

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего,  основного общего и среднего (полного) общего  образования ( приказ Министерства  образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089);

- О внесение изменений в федеральный компонент государственных  образовательных стандартов начального общего,  основного общего и среднего (полного) общего  образования, утвержденный Приказом Министерства образования  Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089 (Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69);

-Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ от 09 января 2014 г. №2;

-Об утверждении федерального перечня учебников (Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. №253).

  1. Писем Минобрнауки России:

от 10.02.2011 № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;

  1.  Распоряжения Правительства Тюменской области:

- от 22.10.2012 №2162-рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей»;

1.5. Приказы по МАОУ Осиновская СОШ:

- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 41-од от 28 мая 2018  «Об утверждении учебного плана на 2018-2019 учебный год»;

- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 60-од от 31.08.2018 «Об утверждении рабочих программ»;

-Основная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения Осиновская средняя       общеобразовательная школа Вагайского района Тюменской области за курсы основной общеобразовательной и средней общеобразовательной школы за 2016-2021г г., утвержденный приказом директора школы  №102-од  от 31.08.2016;

Рабочая программа разработана на основании  программы: Рабочая программа по географии. 8 класс / Сост. С.В. Бородина. – М.: ВАКО, 2016.

Общие цели образования формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

 • познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);

 • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных

процессов, происходящих в России и мире;

 • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе развития, значения охраны окружающей

среды и рационального природопользования;

 • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства;

 • выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

 • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

 • формирование личностных основ российской гражданской идентичности. Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Содержание программы по географии на основной ступени обучения структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы. В процессе изучения блока «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих закономерностях развития земных оболочек, влияния природы на жизнь и деятельность людей; происходит развитие базовых знаний страноведческого характера. Блок «География России» – центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с обучающей идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины.

Общая характеристика учебного предмета изучение курса географии в 8 классе опирается на знания учащихся, полученные при изучении географии в 5–7 классах. Курс «География России» (8–9 классы) завершает изучение географии в основной школе, поэтому ему принадлежит особая роль в формировании у учащихся комплексного мышления и целостного восприятия территории, понимания

проблем взаимодействия человека и природы.

Цели обучения:

 • формирование целостной научной картины мира;

 • формирование эмоционально- и нравственно-ценностного отношения к миру;

 • формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства России;

 • воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам;

 • формирование личности, ответственно относящейся к природе своей страны.

Задачи обучения:

 • формирование географического образа своей страны как территории с уникальными природными условиями и ресурсами;

 • формирование представления о природе России как целостного географического региона и одновременно части глобального пространства;

 • формирование нравственно-ценностного отношения к окружающей среде;

 • развитие исследовательских умений и навыков;

 • развитие умения использовать географическую информацию в повседневной жизни.

Описание места учебного предмета  в учебном плане на основании  программы Рабочая программа по географии. 8 класс / Сост. С.В. Бородина. – М.: ВАКО, 2016 г. курс рассчитан на 70 часов, 2 часа в неделю.  Согласно учебному плану МАОУ Осиновская СОШ курс рассчитан на 68 часов, 2 часа в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного материала

Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

 • осознание российской гражданской идентичности и своей этнической принадлежности;

 • ответственное отношение к учению;

 • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 • постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

 • приобретение опыта участия в социально значимом труде;

 • развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

 • осознание ценности здорового образа жизни;

 • понимание основ экологической культуры.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

 • ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);

 • планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);

 • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

 • работать в соответствии с предложенным планом;

 • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

 • владеть основами самоконтроля и самооценки;

 • осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

 • участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;

 • оценивать работу одноклассников;

 • в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;

 • проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению;

 • критично относиться к своему мнению.

Познавательные УУД:

 • выделять главное, существенные признаки понятий;

 • устанавливать причинно-следственные связи;

 • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

 • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

 • классифицировать информацию по заданным признакам;

 • решать проблемные задачи;

 • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

 • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

 • создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

 • объяснять значение ключевых понятий курса;

 • работать с основными источниками географической информации;

 • определять географическое положение России и ее регионов;

 • определять время в различных пунктах страны;

 • называть и показывать основные географические объекты;

 • называть и объяснять географические закономерности и главные факторы различных природных процессов;

 • работать с контурной картой;

 • составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса по плану;

 • приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;

 • давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;

 • приводить примеры влияния компонентов природы на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

 • приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов;

 • объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

 • определять экологические проблемы природных регионов;

 • называть меры по охране природы.

Основное содержание обучения

В процессе изучения предмета «География» в 8 классе учащиеся осваивают следующие основные знания и выполняют практические работы.

Что изучает география России

Что изучает физическая география России. Почему необходимо изучать географию своей страны? Знакомство со структурой учебника и атласом.

Наша Родина на карте мира

Географическое положение России. Россия – крупнейшее по площади государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением

других стран. Географическое положение своего региона.

Моря, омывающие берега России. Какие моря омывают территорию России? Физико-географическая характеристика морей, омывающих территорию России.

Северный морской путь. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

Россия на карте часовых поясов. Местное время.

Поясное время. Линия перемены дат. Часовые пояса (зоны) на территории России. Исчисление времени в России. Как осваивали и изучали территорию России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Освоение Западной Сибири. Географические открытия русских в XVI – начале XVII в. Вклад М.В. Ломоносова в развитие географии. Открытия Нового времени (середина XVII–XVIII вв.). Открытия XVIII в. Исследования XIX–XX вв. Роль Русского географического общества в изучении территории России.

Административно-территориальное устройство

России. Федеральные округа. Субъекты Федерации.

Практическая работа № 1 «Характеристика географического положения России».

Практическая работа № 2 «Определение поясного времени в различных пунктах России».

РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы Особенности рельефа России. Рельеф и его влияние на компоненты природы. Крупные формы рельефа России и их размещение. Преобладающие формы рельефа в своей местности. Геологическое строение территории России. Строение литосферы. Зависимость размещения крупных форм рельефа от строения литосферы. Науки, изучающие литосферу. Геохронологическая таблица. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Минеральные ресурсы России. Распространение полезных ископаемых. Крупные бассейны и месторождения. Минерально-сырьевая база России. Минеральные ресурсы своего региона. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

Развитие форм рельефа. Рельефообразующие процессы. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере.

Практическая работа № 3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры».

Климат и климатические ресурсы

От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс: атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Влияние подстилающей поверхности. Распределение тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории России. Распределение осадков на территории нашей страны. Коэффициент увлажнения. Испаряемость. Разнообразие климата России. Типы климатов России: арктический, субарктический; умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса. Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные климатические явления. Климат своей местности.

Практическая работа № 4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории России».

Практическая работа № 5 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны».

Внутренние воды и водные ресурсы

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа: падение и уклон реки. Влияние климата на реки: половодье, межень, паводок. Стихийные явления, связанные с реками. Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Практическое использование болот. Важность сохранения водно-болотных угодий. Подземные воды. Охрана подземных вод. Ледники. Влияние ледников на природу. Многолетняя мерзлота: причины образования и границы распространения в России. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой. Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой.

Почвы и почвенные ресурсы

Образование почв и их разнообразие. Образование почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв. Закономерности распространения почв. Типы почв России. Почвы своей местности. Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего следует охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы своей местности.

Практическая работа № 6 «Выявление условий почвообразования основных типов почв. Оценка их плодородия».

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России. Растительный и животный мир. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России. Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль живых организмов в природе и в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир своей местности. Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия и природные ресурсы России. Особенности

размещения природных ресурсов.

Практическая работа № 7 «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса».

Практическая работа № 8 «Определение роли ООПТ в сохранении природы России».

РАЗДЕЛ II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

Природное районирование

Разнообразие природных комплексов России. Разнообразие природных территориальных комплексов (ПТК). Природные комплексы разных уровней. Физико-географическое районирование России. ПТК природные и антропогенные. Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей. Ресурсы морей. Природные зоны России. Природная зональность. Природные зоны нашей страны. Разнообразие лесов России. Характеристика лесных зон. Роль лесов в жизни человека. Необходимость охраны лесов.

Безлесные зоны на юге России. Степи. Полупустыни и пустыни. Хозяйственное использование безлесных зон. Высотная поясность. Влияние гор на компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость числа высотных поясов от географического

положения и высоты гор.

Практическая работа № 9 «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)».

Практическая работа № 10 «Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России».

Природа регионов России

Восточно-Европейская (Русская) равнина. История освоения. Особенности географического положения и природы Русской равнины. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Природные зоны: тундры и лесотундры, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни. Памятники природы Восточно-Европейской равнины: Карелия. Валдай. Волга. Селигер.

Природные ресурсы равнины: минеральные, водные, агроклиматические, лесные и рекреационные ресурсы. Проблемы рационального использования. Кавказ. Особенности географического положения и природы Северного Кавказа. Особенности природы высокогорий: пример «многоэтажности» природы; отличие климата высокогорий; местные ветры (фён, бора). Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ресурсы. Уникальный курортный регион России. Население Северного Кавказа. Урал. Особенности географического положения, история освоения. Природные ресурсы и своеобразие природы Урала. Растительный и животный мир. Части Урала: Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный Урал. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения и природы. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Разнообразие природных ресурсов равнины и условия их освоения. Восточная Сибирь. Состав территории и особенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы. Природные районы Восточной Сибири. Озеро Байкал. Природные

ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток. Особенности географического положения и природы. История освоения. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

Практическая работа № 11 «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности».

Практическая работа № 12 «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из регионов».

РАЗДЕЛ III. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Связь между природными условиями и здоровьем человека. Благоприятные условия для жизни и деятельности человека. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления, их причины и география. Меры борьбы со стихийными природными явлениями. Воздействие человека на природу. Влияние человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты. Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического прогноза. Россия на экологической карте мира. Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды. Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Влияние ландшафта на здоровье человека. География для природы и общества.  Взаимоотношения человека и географической среды. НТР – благо или причина экологического кризиса?

Практическая работа № 13 «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России».

Практическая работа № 14 «Характеристика экологического состояния одного из регионов России».

Практические работы

Практическая работа № 1 «Характеристика географического положения России».

Практическая работа № 2 «Определение поясного времени в различных пунктах России».

Практическая работа № 3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры».

Практическая работа № 4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории России».

Практическая работа № 5 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны».

Практическая работа № 6 «Выявление условий почвообразования основных типов почв. Оценка их плодородия».

Практическая работа № 7 «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса».

Практическая работа № 8 «Определение роли ООПТ в сохранении природы России».

Практическая работа № 9 «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)».

Практическая работа № 10 «Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России».

Практическая работа № 11 «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности».

Практическая работа № 12 «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из регионов».

Практическая работа № 13 «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России».

Практическая работа № 14 «Характеристика экологического состояния одного из регионов России».

                         

                                                           Таблица тематического распределения  часов

Название темы

Кол-во часов

1

Почему необходимо изучать географию своей страны? Знакомство со структурой учебника и атласом

1

2

Географическое положение России

1

3

Моря, омывающие берега России

1

4

Россия на карте часовых поясов

1

5

Как осваивали и изучали территорию России

1

6

Административно-территориальное устройство России

1

7

Обобщение и контроль знаний по теме «Наша Родина на карте мира»

1

8

Особенности рельефа России

1

9

Геологическое строение территории России

1

10

Минеральные ресурсы России

1

11

Развитие форм рельефа

1

12

От чего зависит климат нашей страны

1

13

Распределение тепла и влаги на тер ритории России. Разнообразие климата России

1

14

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы

1

15

Климат своей местности

1

16

Разнообразие внутренних вод России. Реки

1

17

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

1

18

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека

1

19

Образование почв и их разнообразие

1

20

Закономерности распространения почв

1

21

Почвенные ресурсы России

1

22

Растительный и животный мир России

1

23

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

1

24

Природно-ресурсный потенциал России

1

25

Обобщение и контроль знаний по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России»

1

26

Разнообразие природных комплексов России

1

27

Моря как крупные природные комплексы

1

28

Природные зоны России

1

29

Разнообразие лесов России

1

30

Безлесные зоны на юге России

1

31

Высотная поясность

1

32

Особенности географического положения Восточно-Европейской (Русской) равнины. История освоения

1

33

Особенности природы Восточно-Европейской равнины

1

34

Природные комплексы Восточно-Европейской равнины

1

35

Памятники природы Восточно-Европейской равнины

1

36

Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины. Проблемы рационального использования

1

37

Особенности географического положения Кавказа.

1

38

Особенности природы Кавказа

1

39

Особенности природы высокогорий

1

40

Природные комплексы Северного Кавказа

1

41

Природные ресурсы Северного Кавказа. Население

1

42

Особенности географического положения Урала. История освоения

1

43

Природные ресурсы Урала

1

44

Своеобразие природы Урала

1

45

Природные уникумы Урала

1

46

Экологические проблемы Урала

1

47

Особенности географического положения Западно-Сибирской равнины

1

48

Особенности природы Западно-Сибирской равнины

1

49

Природные зоны Западно-Сибирской равнины

1

50

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины

1

51

Особенности географического положения Восточной Сибири.

1

52

История освоения

1

53

Особенности природы Восточной Сибири. Климат

1

54

Природные районы Восточной Сибири

1

55

Байкал: история освоения, особенности природы, значение

1

56

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения

1

57

Особенности географического положения Дальнего Востока. История освоения

1

58

Особенности природы Дальнего Востока

1

59

Природные комплексы и природные уникумы Дальнего Востока

60

Природные ресурсы Дальнего Востока

1

61

Обобщение и контроль знаний по разделу «Природные комплексы России»

1

62

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

1

63

Воздействие человека на природу

1

64

Рациональное природопользование. Охрана природы

1

65

Россия на экологической карте мира. Экология и здоровье человека

1

66

География для природы и общества

1

67

Обобщение и контроль знаний по разделу «Человек и природа»

1

68

Итоговый контроль знаний по курсу

1

Календарно – тематическое планирование

                                                                                                   

 №

Название темы

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата по пану

Дата по факту

1

Почему необходимо изучать географию своей страны? Знакомство со структурой учебника и атласом

1

Стр.4-7 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

02.09

2

Географическое положение России

1

Параграф 1 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

04.09

3

Моря, омывающие берега России

1

Параграф 2 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

09.09

4

Россия на карте часовых поясов

1

Параграф 3 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

11.09

5

Как осваивали и изучали территорию России

1

Параграф 4 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

16.09

6

Административно-территориальное устройство России. Практическая работа № 1 «Характеристика географического положения России». Практическая работа № 2 «Определение поясного времени в различных пунктах России».

1

Параграф 5 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

18.09

7

Обобщение и контроль знаний по теме «Наша Родина на карте мира»

1

23.09

8

Особенности рельефа России

1

Параграф 6 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

25.09

9

Геологическое строение территории России

1

Параграф 7 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

30.09

10

Минеральные ресурсы России

1

Параграф 8 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

02.10

11

Развитие форм рельефа. Практическая работа № 3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры».

1

Параграф 9 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

07.10

12

От чего зависит климат нашей страны

1

Параграф 10  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

09.10

13

Распределение тепла и влаги на тер ритории России. Разнообразие климата России

1

Параграф 11,12  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

14.10

14

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Практическая работа № 4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории России». Практическая работа № 5 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны».

1

Параграф 13 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

16.10

15

Климат своей местности

1

21.10

16

Разнообразие внутренних вод России. Реки

1

Параграф 14  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

23.10

17

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

1

Параграф 15  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

05.11

18

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека

1

Параграф 16  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

06.11

19

Образование почв и их разнообразие

1

Параграф 17  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

11.11

20

Закономерности распространения почв

1

Параграф 18  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

13.11

21

Почвенные ресурсы России. Практическая работа № 6 «Выявление условий почвообразования основных типов почв. Оценка их плодородия».

1

Параграф 19  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

18.11

22

Растительный и животный мир России. Практическая работа № 7 «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса».

1

Параграф 20  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

20.11

23

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

1

Параграф 21 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

25.11

24

Природно-ресурсный потенциал России. Практическая работа № 8 «Определение роли ООПТ в сохранении природы России».

1

Параграф 22  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

27.11

25

Обобщение и контроль знаний по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России»

1

02.12

26

Разнообразие природных комплексов России

1

Параграф 23 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

04.12

27

Моря как крупные природные комплексы

1

Параграф 24  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

09.12

28

Природные зоны России

1

Параграф 25  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

11.12

29

Разнообразие лесов России

1

Параграф 26 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

16.12

30

Безлесные зоны на юге России

1

Параграф 27  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

18.12

31

Высотная поясность. Практическая работа № 9 «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)». Практическая работа № 10 «Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России».

1

Параграф 28  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

23.12

32

Особенности географического положения Восточно-Европейской (Русской) равнины. История освоения

1

Параграф 29  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

25.12

33

Особенности природы Восточно-Европейской равнины

1

Параграф 29  повторить

13.01

34

Природные комплексы Восточно-Европейской равнины

1

Параграф 30  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

15.01

35

Памятники природы Восточно-Европейской равнины

1

Параграф 31  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

20.01

36

Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины. Проблемы рационального использования

1

Параграф 32,33  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

22.01

37

Особенности географического положения Кавказа.

1

Параграф 34  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

27.01

38

Особенности природы Кавказа

1

Параграф 34 повторить

29.01

39

Особенности природы высокогорий

1

Параграф 35  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

03.02

40

Природные комплексы Северного Кавказа

1

Параграф 36  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

05.02

41

Природные ресурсы Северного Кавказа. Население

1

Параграф 36  повторить

10.02

42

Особенности географического положения Урала. История освоения

1

Параграф 37  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

12.02

43

Природные ресурсы Урала

1

Параграф 38 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

17.02

44

Своеобразие природы Урала

1

Параграф 39  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

19.02

45

Природные уникумы Урала

1

Параграф 40  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

24.02

46

Экологические проблемы Урала

1

Параграф 40 повторить

26.02

47

Особенности географического положения Западно-Сибирской равнины

1

Параграф 41  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

03.03

48

Особенности природы Западно-Сибирской равнины

1

Параграф 41   повторить

05.03

49

Природные зоны Западно-Сибирской равнины

1

Параграф 42  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

10.03

50

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины

1

Параграф 43  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

12.03

51

Особенности географического положения Восточной Сибири.

1

Параграф 44  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

17.03

52

История освоения

1

Параграф 44  повторить

19.03

53

Особенности природы Восточной Сибири. Климат

1

Параграф 45  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

31.03

54

Природные районы Восточной Сибири

1

Параграф 46  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

02.04

55

Байкал: история освоения, особенности природы, значение

1

Параграф 47 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

07.04

56

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения

1

Параграф 48 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

09.04

57

Особенности географического положения Дальнего Востока. История освоения

1

Параграф 49 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

14.04

58

Особенности природы Дальнего Востока

1

Параграф 50  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

16.04

59

Природные комплексы и природные уникумы Дальнего Востока

1

Параграф 51  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

21.04

60

Природные ресурсы Дальнего Востока. Практическая работа № 11 «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности». Практическая работа № 12 «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из регионов».

1

Параграф 52  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

23.04

61

Обобщение и контроль знаний по разделу «Природные комплексы России»

1

28.04

62

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

1

Параграф 53  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

30.04

63

Воздействие человека на природу. Урок трансформации.

1

Параграф 54  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

05.05

Парковые зоны

64

Рациональное природопользование. Охрана природы

Параграф 55  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

07.05

65

Россия на экологической карте мира. Экология и здоровье человека

1

Параграф 56,57  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

12.05

66

География для природы и общества. Практическая работа № 13 «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России». Практическая работа № 14 «Характеристика экологического состояния одного из регионов России».

1

Параграф 58  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

14.05

67

Обобщение и контроль знаний по разделу «Человек и природа»

1

19.05

68

Итоговый контроль знаний по курсу 8 класса

1

21.05

Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения образовательной деятельности

1. Бариновоа И.И. «География России. Природа. 8 класс» (М.: Дрофа, 2015).

2. Бородина С.В. Рабочая программа по географии. 8 класс / Сост. – М.: ВАКО, 2016.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение учебного предмета направлено на достижение следующих личностных результатов:

Личностные результаты

Формирование ответственного отношения к учебе; познавательного интереса к предмету; готовности к развитию и самообразованию;

навыков контроляи самоконтроля; формирование собственной целостной картины мира; развитие коммуникативной компетентности

в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя; постепенное

Выстраивание собственной целостной картины мира; развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве

со сверстниками в процессе учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Коммуникативные: выражать свою точку зрения; вести дискуссию.

Регулятивные: определять проблему и способы ее решения; владеть навыками анализа.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Применять методы информационного поиска.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

Познавательные: определять критерии для сравнения фактов и объектов; устанавливать приинно-следственные связи; работать с текстовым и нетекстовым компонентом

Предметные результаты :

Научиться называть методы получения географической информации; различные источники географической информации; объяснять значение географических знаний в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приводить примеры источников различной

географической информации. Научиться объяснять влияние географического положения и величины территории на природу и жизнь людей; называть крайние точки России; особенности географического положения России; страны, граничащие с Россией; приводить

примеры изменения значения границ во времени; показывать на карте границы и крайние точки России; приграничные страны; работать с тематическими и контурными картами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии ФГОС 6 класс. 35 ч

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений Герасимовой Т.П. ....

Рабочая программа по географии (ФГОС) 6 класс

Программа курса географии 6 класс составлена на основе: федерального государственного образовательного стандарта общего образования; требований к результатам освоения основной образовательной программ...

Рабочая программа по географии ФГОС 5-9 Класс

Рабочая программа по географии 5-9 класс ФГОС...

Рабочая программа по географии ФГОС 5-9 класс

Рабочая программа к учебнику "Полярная звезда" (автор А.И.Алексеев)...

Рабочая программа 7 класс география ФГОС 2018-19 уч.год

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: 1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" (с измен...