Урок география 5 класс "Соседи Солнца"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Пастушок Ирина Брониславовна

Урок по географии в 5 классе по теме "Соседи Солнца"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по географии в 5 классе по теме «Соседи Солнца»

Выполнила: Пастушок И.Б.

учитель географии

Технологическая карта урока

Предмет: география

Класс: 5

Дата: 12.11.18

Тема урока: «Соседи Солнца»

Тип урока: урок «открытия» нового знания (изучение новой темы)

Цели урока: 

Образовательные:

способствовать формированию знаний о планетах Солнечной системы, об отличительных признаках планет земной группы.

Развивающие:

Создать условия для развития познавательной активности, способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, развивать внимание, память, логическое мышление; развивать наблюдательность, умение внимательно слушать, развивать интерес к предмету.

Воспитательные:

 способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм, умение работать в группе.

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащиеся смогут: дать определение понятию Солнечная система, называть планеты земной группы и планеты-гиганты, давать характеристику планет земной группы по плану, называть общие признаки планет земной группы.

Метапредметные:

Продолжить формирование умений организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, овладение практическими умениями работы с учебником.

Личностные:

Задуматься и высказать своё отношение к ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира, об уникальности планеты Земля.

Словарь урока: Солнечная система, планета, планеты земной группы.

Ресурсы урока:

компьютер, проектор, учебник: География. Начальный курс- Баринова, Плешаков, Сонин. Издательство «Дрофа» Вертикаль.2014г.; материалы рабочей тетради к учебнику географии 5 класс (Сонин, Курчина); атласы; раздаточный материал для работы в группах; презентация.


Организационная структура урока

Этапы урока

(+ время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент (1мин.)

1.Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учащимися учителя

Самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности)

Приветствие учащихся

Контроль готовности учащихся к уроку

2. Мотивация (3 мин.)

Сегодня мы отправляемся в заочное путешествие. А чтобы узнать куда, отгадайте загадки

1.Эта желтая звезда

Согревает нас всегда,

Все планеты освещает,

От других звезд защищает.

(слайд 1-2)

2.Бегают вкруг огонечка

Шесть сыночков и две дочки,

Промелькнут года и дни,

Но не встретятся они.

(слайд 3-4)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Как называется планета, на которой мы живем?

- А можно ли Землю назвать соседкой Солнца?  Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок, демонстрирующий планеты Солнечной системы в атласе

- Назовите планеты, являющиеся ближайшими соседями Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс).

(слайд5)

- Теперь давайте уточним тему нашего урока.

( слайд 6)

Отгадывают загадки

Солнце

Планеты

Отвечают на вопрос: О Солнечной системе

Земля

Работают с атласом стр. 12-13, отвечают на вопрос, пользуясь схемой Солнечная система.

Формулируют тему урока, записывают в тетради

3 . Актуализация знаний. (4 минут)

Вопрос: Дети, а что вам известно о планетах?

А может этих знаний достаточно?

(предлагается выполнить задание- сопоставить названия планет и характеристики)

(слайд 7)

 Постановка проблемы

Что нужно узнать для решения проблемы?

(слайд 8)

Выполняют задание, затрудняются.

Говорят, каких знаний им недостает, где и как их добыть

Вспоминают нужную информацию, факты, которые связаны с формулировкой проблемы.

Отвечают на вопросы пользуясь рисунками в учебнике

4. «Открытие нового знания» (изучение новой темы.( 15 минут)

Физкультминутка:

Первичное закрепление

1 Используя текст учебника на стр.52,

-Сформулируйте понятие «Солнечная система», планета, запишите определения в тетрадь.

-Объясните, какое значение для планет  имеет Солнце?

-Сравните размеры планет и сделайте вывод.

2.Демонстрация видеоролика из электронного приложения к учебнику по теме: «Соседи Солнца» (1 мин.)

(слайд 9)

-Перечислите,  на какие группы делятся планеты.

-Назовите планеты, которые относятся к планетам земной группы. Заполните схему, используя рисунок учебника на стр. 52

(слайд 10-11)

«Игра на внимание»

Верное утверждение - руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок.

1.Юпитер-планета-гигант.

2.Земля - самая большая планета.

3.Нам известна лишь одна галактика.

4.Луна - естественный спутник Земли.

5.Марс - планета земной группы.

(слайд 12-17)

3. Характеристика планет

Вернемся к нашей проблеме. Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать?

Как вы считаете, планета Земля обладает всеми условиями для жизни? Какими?

- Знаем ли мы, есть ли что-то из перечисленных характеристик планеты Земля на других планетах? (Мы не знаем)

- Начинаем знакомство с планетами Солнечной системы земной группы

Работа в группах- заполнение таблицы- каждая группа свою строку ( см. приложение, столбцы соответствуют  разработанному плану.)

1 гр. Меркурий- учебник стр.53, п.1

2 гр. Венера – учебник стр.53, п.2

3 гр. Марс – учебник стр.54, п.4.

(слайд 18-19)

Характеристика планет

Название планеты

Размеры (диаметр)

Характер поверхности

Наличие атмосферы

Наличие спутников

Меркурий

Венера

Марс

Вывод (общие и отличительные признаки для планет земной группы):

Отчёт групп

(слайды 20,21,22)

- Опираясь на заполненную таблицу выделите общие отличительные признаки для планет земной группы. Проверка задания (слайд 23)

Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания, работая  индивидуально. Обсуждение  задания.

Просмотр видеоролика, заполнение схемы в тетради

Отвечают на вопросы

Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по новой теме.

Характеристику планет

Работа в группах, заполнение таблицы на раздаточных листах

Выступление групп, заполнение оставшихся колонок в таблице

Выполнение задания, проверка по слайду.

5. Включение нового знания в систему знаний ( закрепление) (9 минут)

1Тест. (слайд 24)

2. Пока мы с вами собирались в полёт, мне встретился мой старый знакомый фантазёр Петя.

В своем дневнике он описывал свои удивительные космические путешествия. В нём очень много ошибок. Сейчас я предлагаю вам послушать отрывки из его дневника и найти, то, что Петя выдумал, т. е. фактические ошибки.

(слайд 25)

3. Давайте вернёмся к нашей проблеме.

Сможем ли мы теперь ответить на этот вопрос.

Решают тест, взаимопроверка.

Нахождение ошибок фактических по тексту.

Обсуждение проблемы, ответ на проблемный вопрос, опираясь на полученные знания.

6. Домашнее задание (2 минуты)

1.§10, рабочая тетрадь стр. 26 № 3,4

2. Напишите мини сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала». Не надо давать характеристику планеты. Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала. ( по желанию)

Записывают Д.З. в дневник

7. Рефлексия и оценивание.( 3 минуты)

Лист самооценки

Фамилия и имя

Критерии оценивания

1.

На уроке чувствовал себя

Комфортно, все было понятно

Не комфортно, ничего не понял

2.

На уроке я узнал

Много нового

Ничего нового не узнал

3.

Оценка за таблицу

4.

Оценка за тест

5.

Свою работу на уроке я оцениваю на «5», «4», «3», «2»

6.

Итоговая оценка

Учитель выставляет оценки учащимся за урок и комментирует ответы учащихся.

  • Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.
  • Отметить учеников, которые хорошо работали с текстом.
  • Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.

Учащиеся заполняют лист самооценки.



Предварительный просмотр:

Характеристика планет

Название планеты

Размеры (диаметр)

Характер поверхности

Наличие атмосферы

Наличие спутников

Меркурий

Венера

Марс

Вывод (общие и отличительные признаки для планет земной группы):

Характеристика планет

Название планеты

Размеры (диаметр)

Характер поверхности

Наличие атмосферы

Наличие спутников

Меркурий

Венера

Марс

Вывод (общие и отличительные признаки для планет земной группы):



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, класс______________________________

Тест

1.Сколько планет входит в Солнечную Систему?

А)4

В)6

С)8

2.Сколько спутников имеет Марс?

А)1

В)2

С)3

3.Планета, самая близкая к Солнцу?

А) Меркурий

В) Венера

С) Земля

4.Планета Солнечной Системы, на которой есть жизнь?

А) Меркурий

В) Земля

С) Марс

5.На какой планете средняя температура -70 С?

А) Меркурий

В) Земля

С) Марс

6.Планета, названная в честь римской богини любви и красоты.

А) Меркурий

В) Венера

С) Марс

Оценка_______________

Фамилия, имя, класс_____________________________

Тест

1.Сколько планет входит в Солнечную Систему?

А)4

В)6

С)8

2.Сколько спутников имеет Марс?

А)1

В)2

С)3

3.Планета, самая близкая к Солнцу?

А) Меркурий

В) Венера

С) Земля

4.Планета Солнечной Системы, на которой есть жизнь?

А) Меркурий

В) Земля

С) Марс

5.На какой планете средняя температура -70 С?

А) Меркурий

В) Земля

С) Марс

6.Планета, названная в честь римской богини любви и красоты.

А) Меркурий

В) Венера

С) Марс

Оценка_______________



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, класс________________________________

Критерии оценивания

1.

На уроке чувствовал себя

Комфортно, все было понятно

Не комфортно, ничего не понял

2.

На уроке я узнал

Много нового

Ничего нового не узнал

3.

Оценка за таблицу

4.

Оценка за тест

5.

Свою работу на уроке я оцениваю на «5», «4», «3», «2»

6.

Итоговая оценка

Фамилия, имя, класс________________________________

Критерии оценивания

1.

На уроке чувствовал себя

Комфортно, все было понятно

Не комфортно, ничего не понял

2.

На уроке я узнал

Много нового

Ничего нового не узнал

3.

Оценка за таблицу

4.

Оценка за тест

5.

Свою работу на уроке я оцениваю на «5», «4», «3», «2»

6.

Итоговая оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Большой, как солнце, Балашов" - наш край в творчестве Б. Пастернака"

В 1917 г. Б. Пастернак гостил несколько дней в Балашове, Романовке, Мучкапе. В его книге "Сестра моя - жизнь" есть циклы стихотворений об этих населенных пунктах и времени, проведенном в них. Урок пос...

Презентация к уроку географии в 10 классе "Япония - страна восходящего Солнца"

Презентация к уроку "Япония - страна восходящего Солнца"...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока географии 11 класс "Япония - страна восходящего солнца"

Цели презентации •расширить представления о соседней державе – Японии;• выявить особенности географического положения, природы, населения, хозяйства и культуры Японии;•показать неразрывную связь ...

урок географии "Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне." 6 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Цель: Формирование представлений учащихся о Земле, Солнце, Луне.Задачи: Дать краткие сведения о Земле. Солнце, Луне. Коррекция навыка работы с рисунками и текстом учебника, творческой работы, использу...

Технологическая карта урока географии на тему: "Обращение Земли вокруг Солнца" 5 класс

Технологическая карта к уроку для 5 класса по географии (УМК В.П. Дронова)...

Урок географии в 5 классе по теме «Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда»

Урок географии в 5 классе по теме «Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда»...