1. Орг. момент | 0-02 | Приветствует обучающихся. Приветствует детей: Доброе утро, друзья мои! Я очень рад войти в приветливый наш класс. И для меня уже награда – внимание ваших глаз. Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успехов на уроке! И этот урок мы проведем под девизом «Путешествие продолжается…» Слайд №1
Знакомит с организацией учебной деятельности на уроке: - Перед Вами лист самоконтроля, /Приложение 3/ с помощью которого определяется успешность работы каждого. Помимо самооценки, представлены виды работ, которые подлежат обязательному оцениванию. Подпишите свои оценочные листы.
| Приветствуют учителя
Настраиваются на самостоятельную работу
Подписывают оцен. листы. Проверяют наличие необходимого к уроку и выставляют отметку по с/о |
Планирование учебного сотрудничества (К)
Организация рабочего места (Р) |
2. Актуализация знаний | 03-05
| Наш урок мы проведём под девизом: «Путешествие продолжается…» На каком материке мы с вами путешествовали? (Африка). Давайте вспомним, что мы знаем об Африке («Игра в мяч» слова: Сахара, вади, Нил, Мадагаскар, + 58 0, Виктория, Танганьика, Килиманджаро, Конго, Чад, саванна, джунгли, самум, пигмеи, Кагера, оазис, финиковая пальма и т.д)
| Формулируют высказывания, передавая мяч по цепочке (одно правильное высказывание -один балл), затем подсчитывают и записывают в лист самопроверки.
| Осознанное построение речевого высказывания (П)
|
3. Определение темы, постановка цели, определение задач | 06-10
| -А как вы думаете, о каком материке сегодня у нас пойдёт речь? - Сейчас я вам прочитаю стихотворение Г. Усовой, а вы прослушаете его внимательно и определите о каком материке пойдет речь на нашем уроке: Это -страна наоборот. Там кошкам в пищу достаются змеи, Она располагается под нами, Рождаются зверята из яиц, Там, очевидно, ходят вверх ногами, И там собаки лаять не умеют. Там наизнанку вывернутый год. Деревья сами лезут из коры, Там расцветают в октябре сады, Там кролики страшней, чем наводненье Там в январе, а не в июле лето, Спасает юг от северной жары, Там протекают реки без воды Столица не имеет населения. (Они в пустыне пропадают где-то) Там в зарослях следы бескрылых птиц, Это- страна наоборот! - Догадались о каком материке идёт речь? (Австралия)
-А что мы должны знать о каждом материке, который изучаем? (кто его открыл, геологическое строение, рельеф, климат и внутренние воды, растительный и животный мир,…). - Как одним выражением назовете вы все эти подпункты? (Особенности (Компоненты) природы Австралии) Итак, тема нашего урока? «Особенности природы Австралии». Предлагаю записать тему урока на оценочном листе
/приложение 1 Презентация к уроку./ Организует работу по тексту стихотворения «Австралия»: Посмотрите на стихотворение на обороте оценочного листа. Здесь нет ни одной выдуманной строчки. Мысленно ответьте на вопрос: А можете ли вы объяснить все факты, изложенные в данном стихе или рассказать об Австралии? Предлагает отметить на оценочном листе: По пятибалльной системе оцените имеющиеся знания по Австралии и поставьте себе отметку на оценочном листе в строку №3 «Уровень знаний по теме «Австралия на начало урока»
Работа со стихотворением: -Работаем дальше по тексту стихотворения: найдите главную примечательность (ключевую фразу) по тексту стиха о материке Австралия и, посовещавшись в паре, сформулируйте проблему. Акцентирует внимание: Итак, проблемный вопрос: Австралия- страна наоборот? Или же это обычный материк. Спрашивает: Чтобы ответить на проблемный вопрос, какую поставим цель на уроке: Уточняет цель урока: Выяснить в чём уникальность Австралии.
Какие задачи мы должны решить, чтобы ответить на этот проблемный вопрос? Для этого разделим класс на три команды Определить 1) особенности физико-географического положения 2) особенности климата 3) выяснить в чём заключается уникальность Австралии как континента
| Высказывают предположения.
Отвечают: Австралия.
Записывают «Особенности природы Австралии»
Читают стихотворение
Определяют уровень знания и выставляют отметку по с/о
Предположительно отвечают: За что Австралию- называют страной наоборот?
Отвечают: Выяснить: Австралия- страна наоборот
Предположительно отвечают: Познакомиться с особенностями природы материка Австралия.
Отвечают: ЗНАТЬ: Особенности природы Австралии Отвечают: УМЕТЬ: Использовать источники географической информации |
Формирование адекватной с/о (Р)
Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему (Р)
Определять цель учебной деятельности, планирование работы (Р)
|
4. Изучение нового материала
| 11-20
| Исследование материка. Прослушаем сообщения ученика.
Организация работы по группам. Определяет алгоритм определения географического положения материка, особенностей природы и уникальности континента.
1 группа « Географы»: анализируют физическую карту полушарий, отвечают на вопросы карточки, фиксируют объекты на контурной карте.
2 группа «Исследователи»: анализируют физическую карту Австралии, отвечают на вопросы карточки, фиксируют объекты на контурной карте. 3 группа «Путешественники»: анализируют физическую карту Австралии и текст учебника, отвечают на вопросы карточки, фиксируют объекты на контурной карте
Подводит итог по проделанной работе
| Опережающее задание: рассказ об истории открытия Австралии.
Составляют алгоритм действий определения географического положения материка
Делают вывод о географическом положении относительно экватора, 0 меридиана, рассчитывают протяженность материка. Определяют крайние географические точки материка и их координаты. Определяют моря, океаны, заливы омывающие материк. Дают объяснение что такое «Большой Коралловый риф» и определяют его местонахождение.
Изучают береговую линию материка, определяют степень изрезанности береговой линии, определяют ближайшие материки и острова.
Работают по группам с инструкционными картами.
Выполняют работу в инструкционных картах, отчитываются устно о результатах работы.
| Умение работать с разными источниками информации, переводить информацию из одного вида в другой (П)
Познавательные – работа с информацией
Коммуникативные
Поиск и выделение необходимой информации, анализ компонентов с целью выделения особенностей ( П)
Поиск и отбор информации, развитие умения работать с разными источниками информации (П) Умение организовывать сотрудничество в поиске и сборе информации(К) Выявление причинно-следственных связей (П) Умение строить логическую цепочку рассуждений(П) Формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной деятельности (Л) Формирование коммуникативной компетентности (Л) Умение работать с разными источниками информации, переводить информацию из одного вида в другой (П) Сравнение полученного результата с ожидаемым (Р) Поиск и отбор информации, ее анализ Смысловое чтение (П)
|
6. Применение знаний Решение проблемы | 22-33 | Я вам предлагаю совершить виртуальную экскурсию уже знатоками этого материка. Вы внимательно просмотрите видеофрагмент, чтобы расширить свои знания. Перед вами на оценочном листе таблица, в левом столбце текст стихотворения Галины Усовой «Австралия», в котором нет ни одной придуманной строчки. Ваша задача, обсудив в группе, на правой половинке таблицы за 3 минуты кратко попытаться объяснить факты, изложенные в стихотворении, написав 1 предложение, фразу, или же просто указать о ком идёт речь в данной строке.
Организует проверку задания – совместное обсуждение стихотворения по строчкам
Обращает внимание на проблему: А теперь вы можете ответить проблемный вопрос: Австралия- страна наоборот? Или же это обычный материк?
| Смотрят видеофрагмент Обсуждают в группе Выполняют задание «Австралия» на обороте оценочного листа
Объясняют факты
Отвечают с опорой на факты стихотворения: Австралия-это страна наоборот, т.к. .. | Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему (Р) Осознание уникальности Австралии (Л) Самоконтроль результата (Л)
|
7. Первичное закрепление знаний. | 34-38 | Игра «Светофор». На партах обучающихся лежат карточки красного, жёлтого, и зелёного цвета. Если ответ правильный вы поднимаете зелёную карточку, если сомневаетесь в ответе - жёлтую, а если ответ неверный - красную. 1) Австралия – самый маленький материк (+) 2) Австралия расположена во всех полушариях (-) 3) Австралию омывает два океана (+) 4) Австралия – страна наоборот (+) 5) Австралия полностью лежит в восточном полушарии (+) 6) На юге Австралию омывает Гвинейский залив (-) 7) Австралию открыл Васко да Гама (-) 8) В переводе на русский язык слово «Австралия» означает «южный» (+) 9) Австралия является самым маленьким обломком Гондваны (+) 10) Большая часть Австралии лежит в северном полушарии (-)
| Воспринимают информацию.
Выполняют действия. |
Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью (Р)
|
8. Рефлексия. Оценивание | 39-44 | Организует работу оценочному листу: А) Оцените по 5-ти бальной системе собственную работу в группе: как участвовали в обсуждении, соблюдали ли принципы сотрудничества. Б) Обсудите вклад каждого члена группы в общее дело по этим же критериям оцените друг друга. В) Изучите оценочный лист. Везде ли совпали отметки по самооценке и отметка. Если нет - задумайтесь. Г) Подсчитайте заработанные баллы за урок – сумма отметок.
>9 баллов | 8-6 баллов | < 5 баллов | «5» | «4» | «3» |
Возвращаемся к задачам урока. Посмотрите на те задачи, которые мы ставили в начале урока. Скажите решили мы их? Выясняет: Узнали об особенностях природы Австралии? Умеем использовать источники географической информации? Отмечает хорошую работу учащихся Спасибо вам за урок! Оцените его, пожалуйста. У вас на столе смайлики. Если урок был для вас интересным, информация — полезной и понятной, то поднимите весёлый смайлик, если у вас остались вопросы — то задумчивый, а если считаете, что время напрасно потрачено — то грустный.
|
Выставляют отметку (с/о) на оценочном листе
Взаимооценивают друг друга
Подводят итог по оценочному листу
Отвечают на вопросы учителя, поднимают смайлики |
Умение рассуждать, делать выводы, анализировать (П) Принимать разные точки зрения на проблемы, суждения одноклассников( К) Умение выделить и осознать, что усвоено и что доработать - (Р) Умение осуществлять саморефлексию (Р) |