Индивидуализация обучения на уроках географии
презентация к уроку по географии
Презентация рассказывает о теоретических аспектах данной проблемы. В прзентации приводятся примеры разноуровневых заданий для учащихся из собственного опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualizatsiya_obucheniya_na_urokah_geografii.pptx | 228.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изменения, произошедшие за последние десятилетия в жизни нашей страны, ставят перед образованием новые цели. На смену жесткому авторитарному унифицированному образованию, дававший высокий уровень общих знаний, приходит образование, направления развития которому становится гуманизация , ориентация на развитие личности и учет индивидуальных особенностей в обучении, создание возможности для творчества.
Индивидуальность как неповторимое своеобразие личности каждого человека - субъекта своего развития - определяется совокупностью черт и свойств его психики, формирующихся под воздействием разнообразных факторов. Индивидуализация обучения – это: организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
При индивидуализации обучения педагоги опираются на: -отдельные свойства обучаемого, например силу и мобильность нервной системы учащегося; -ценностные ориентации учащихся, способности к вероятностному прогнозированию, различные виды памяти, интеллектуальность; -познавательные интересы учащихся; -уровни успеваемости; -национальную специфику
К индивидуальным развитиям учащихся в первую очередь следует отнести: 1. Обучаемость , т. е. общие умственные способности, а также специальные способности детей; 2. Учебные умения; З. Обученность , которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков; 4. Познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации).
Уровень усвоения учебного материала у учащихся различный Индивидуальные различия учащихся обнаруживаются и в уровнях работоспособности. По данному показателю можно выделить три группы детей: 1.С высокой работоспособностью - 35-36% 2. Со средней работоспособностю - 50-55% 3.С низкой работоспособностю - 5-15% Для эффективности обучения учащихся третьей группы нужен иной темп работы, чем для учащихся первой и второй групп. Индивидуальные различия проявляются и в типах мышления. У одних ребят преобладает практически-действенное мышление, у других - наглядно-образноё, у третьих - словесно-логическое. В процессе обучения важно учитывать и развивать все три вида мышления.
Мыслительная деятельность учащихся по уровню усвоения знаний. Примеры 1.Запоминание и непосредственное воспроизведение содержания изученного материала различной сложности Показывать (опознавать), называть, распознавать, узнавать, давать определение, пересказывать и т. д. Что? Где? Кто? Когда? Чему равно? Какой? Что такое? Приведите примеры...Подпишите ...Назовите...Покажите... и др. Что такое озеро? 2.Применение знаний в знакомой ситуации Измерять, объяснять, составлять что-то по готовой схеме Какой? Что характерно? Выполнение действий с четко обозначенными правилами. Применение знаний на основе алгоритма, схемы, соотносить, характеризовать, сравнивать, соблюдать правила и т. д. Какие черты? Расскажите...Опишите...Прочитайте график схему... Объясните, чем озеро отличается от реки, моря, водохранилища
3.Применение знаний в незнакомой ситуации, т. е. творчески. Предполагает использование в качестве ориентира какой-либо обобщенной идеи методологических знаний Составлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос, высказывать суждение, выделять существенные признаки, анализировать информацию, написать сочинение, давать отзыв или рецензию, приводить и обосновывать собственные примеры и оценки, искать необходимую информацию и др. Почему? Чем объяснить? Отчего зависит? Выявите...Оцените...Докажите... Как проявляется? Сравните... Что нужно сделать, чтобы... Составьте схему, диаграмму... и др. Почему Западная часть озера Балхаш пресная, а восточная -соленая? Как правильно называть Каспий – море или озеро?
Тема урока «План местности» Пример разноуровневых заданий Пример разноуровневых заданий 1. уровень Приведите примеры использования планов местности в практической деятельности человека 2. уровень В чем сходство и различие между планом местности и аэрофотоснимком? 3. уровень Дайте описание местности, используя план. 1. уровень Назовите основные и промежуточные стороны горизонта. Какими способами можно измерить расстояние на местности? 2. уровень Определите на местности стороны горизонта 3. уровень Постройте маршрут экскурсии с учетом заданного масштаба.
Применение в учебном процессе индивидуального подхода в обучение помогает учителю выполнить одну из важнейших задач, - повысить познавательный интерес к предмету, уровень работоспособности на уроке, уровень УЗН. Поэтому педагог должен знать о тех подходах, в которые нужно применять в школе, чтобы обучение было эффективным.
Список использованных источников Анцибор М.Н. Индивидуализация обучения как один из путей активации познавательной деятельности.: дисс . кан . пед . наук/ М.Н. Анцибор . -Тула, 1992.- 197с. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды/ М.Ю. Бабан - ский - М.: Академия, 2007- 341с. Блонский , П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения/ А. В. Петровского//М.: Педагогика, 1999- 312с Бутузов Н.Ф. Дифференцированное обучение- важное дидактической, средство эффективного обученияшкольников : Дис . канд. пед . наук/ Н.Ф. Бутузов-М.,1968,- 218с. Воропаев Н.И. Индивидуализация учебного процесса в многоуровневых учреждениях среднего профессионального образования: Дис . канд.пед.наук // Н.И. Воропаев - Новосибирск, 2003.- 228с. Гришаева Ю.М. Индивидуальный подход в формировании экологической культуры старшеклассников в условиях сельских школ: Дис . канд.пед.наук // Ю.М. Гришаева. - М., 2001.- 189с. Душина И.В. Методика преподавания географии/ В.И. Душина // М.: Аванта+ , 1999- 195с. Загвязинский В.И Теория обучения: современная интерпретация. / В.И. Загвязинский / - М.: Академия, 2008- 208с. Кузовая Т.И. Индивидуализация и дифференциация обучения в социалистической и капиталистических школах: Дис . кан . пед . Наук. И. Кузовая ,- Казань, 1988.- 265с. Николаева А. М. Индивидуальный подход в обучении естественным наукам ( психолого - методический аспект).: дис . канд. пен. наук / A.M. Николаева - М., 1999.- 269с. Мельниченко Я.И. Организация самостоятельной работы школьников на уроке /Я.И. Мельниченко// География в школе- 2007.-№8-С.39-43.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация обучения на уроках русского языка в основной школе
Эта публикация должна рассматриваться как попытка обобщить опыт работы в основной деревенской школе, где количество учеников примерно 30 - 40 человек, и один учитель, ведя предмет во всех класса...
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...
Индивидуализация обучения на уроках математики
В статье говорится о дифференцированном и индивидуальном подходе к содержанию изучаемого материала на уроках математики.Коротко рассказывается о технологиях личностно ориентированного обучения: ...
Индивидуализация обучения на уроках физики
В данной статье описывается применение метода ТИО (автор Ю. Макаров) на уроках физики...
Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках биологии.
В современном обществе всё более остро ощущается ценность и значимость каждой человеческой личности. По этой причине ведущими технологиями, направленными на личность, на её индивидуальность стан...
Технология индивидуализации обучения на уроках английского языка
В данной статье рассказывается о том, каким образом учитель может учитывать индивидуальные особенности и возможности учащихся на уроках английского языка, приводится пример индивидуальных заданий на о...
Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках географии.
Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках географии....