Страны богатые и бедные
презентация к уроку по географии (10 класс)
ВВП на душу населения более 6000 долларов в год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strany_bogatye._konferentsiya.ppt | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СТРАНЫ БОГАТЫЕ - СТРАНЫ БЕДНЫЕ. ПРОПАСТЬ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ? . Север – Юг. Проблема отсталости
«Визитная карточка» стран мира Экономически развитые страны «СЕВЕР» В настоящее время ООН относит 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. ВВП на душу населения более 6000 долларов в год
«Визитная карточка» стран мира Экономически развитые страны «СЕВЕР» I группа «Большая семерка» США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада 50% мирового валового продукта 25% с/х продукции ВВП на душу населения 20 – 30 тысяч долларов в год II группа Менее крупные страны Западной Европы ВВП на душу Населения 20 – 30 тыс. долларов в год III группа Внеевропейские Страны Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль ВВП – до 20 тысяч долларов в год IV группа (формирующиеся) Страны Юго-Восточной Азии Южная Корея. Сингапур, Тайвань ВВП – до 10 тысяч долларов в год и более
«Визитная карточка» стран мира Экономически развивающиеся страны «ЮГ» К развивающимся странам относятся 150 стран и территорий, в которых проживает около 3/5 мирового населения. Эти страны расположены на территории Азии, Африки, Латинской Америки и Океании. Развивающиеся страны называют «Третьим миром». ВВП на душу населения до 6000 долларов в год и выше
«Визитная карточка» стран мира Экономически развивающиеся страны «ЮГ» I группа «ключевые страны» Индия, Мексика, Бразилия. Экономические лидеры «третьего мира», но ВВП на душу населения ниже, чем в экономически развитых странах, до 1000 долларов II группа НИС Латинской Америки Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др. ВВП на душу населения более 1000 долларов III группа НИС Зарубежной Азии I – Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг. II – Малайзия, Таиланд, Индонезия. III – Вьетнам. Мьянма, Лаос. ВВП на душу населения до 10 000 долларов и более
«Визитная карточка» стран мира Экономически развивающиеся страны «ЮГ» IV группа Нефтеэкспор- тирующие страны Сауд. Аравия. Кувейт, Катар, Иран, ОАЭ ВВП на душу населения более 10 000 долларов V группа Классические развивающиеся страны, отстающие в своей развитии. Эфиопия, Намибия. Ботсвана и другие страны Африки. ВВП на душу население менее 1000 долларов VI группа Наименее развитые страны. «Четвертый мир» Афганистан, Непал. Бутан, Гаити, Мозамбик, Нигер, Судан, Чад и др. (всего около 40 государств) ВВП на душу населения менее 300 долларов.
Определение уровня экономического и социального развития мира КР = Х 1 + Х 2 + Х 3 + Х 4 Y 1 + Y 2 + Y 3 + Y 4 _______________ , где (в процентах к средне- мировому показателю – 100%) Х 1 - валовой внутренний продукт на душу населения в год; Х 2 - ожидаемая продолжительность жизни при рождении; Х 3 – среднее потребление калорий; Х 4 – среднее потребление белков; Y 1 – общий коэффициент рождаемости; Y 2 – общий коэффициент смертности; Y 3 – коэффициент младенческой смертности; Y 4 – доля неграмотного населения старше 15 лет.
Определение уровня экономического и социального развития мира КР США = 336 + 115 + 133 + 145 ___________________ 58 + 86 + 23 + 8 = 4,2 КР России = 76 + 107 + 123 + 141 __________________ 52 + 107 + 47 + 8 = 2,1 КР Сьерра-Леоне = 14 + 63 + 70 + 141 _________________ 170 + 234 + 405 + 333 = 0,2 КР = Х 1 + Х 2 + Х 3 + Х 4 _______________ Y 1 + Y 2 + Y 3 + Y 4
«Кто есть кто» в мировой экономике Масштабы экономики страны или региона Уровень экономического развития страны или региона
Масштабы экономики Определяются валовой продукцией (ВВП), т.е. по тому, сколько она производит. Мировой ВВП на начало ХХ I века составлял более 30 трлн. долларов
Доля регионов в мировом ВВП Европа 1/3 Америка 1/3 Азия 1/3 Прочие регионы 1 – 2%
Масштабы экономики регионов и крупнейших стран мира 6,2 0,8 1,0 1,4 0,7 3,0 2,6 1,2
Уровень экономического развития Для его определения используют данные о размерах ВВП в расчете на душу населения: ВВП делится на количество жителей.
$ 35 200 Швейцария $ 33 350 Япония $ 28 800 США $ 20 200 ОАЭ $ 37 800 Люксембург $ 17 500 Кувейт $ 16 150 Катар $ 13 050 Багамские О-ва $ 3750 Суринам $ 3050 Россия $ 2050 Тунис $ 50 ДР Конго
Система показателей, характеризующая уровень экономического развития Уровень экономического развития Производительность труда Конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке Доля наукоемкой продукции в экспорте Доля наукоемких производств В промышленности
Стран максимально высокого уровня развития – более 10. Стран высокого уровня развития - около 20. Стран среднего уровня развития - около 40. Все остальные страны имеют низкий уровень развития экономики.
Параметры отсталости Отсталость выступает в разных формах: В социальной сфере; В сфере производства; В сфере быта
Различия в доходах между наиболее богатыми и бедными 20% населения мира 30:1 32:1 45:1 59:1 64:1 74:1 1960 1970 1980 1989 2000 2005
Распределение мирового дохода и экономическое неравенство 82,7% 20% самые богатые 11,7% 2,3% 1,9% 1,4 % 20% - беднейшие
Бедность абсолютная. Бедность относительная.
Главные критерии «шкалы» отсталости ВНП на душу населения. Доля обрабатывающей промышленности в ВНП. Коэффициент грамотности населения в возрасте старше 15 лет - не свыше 100 – 200 долларов - До 10 процентов - До 20 процентов
Проблема голода По данным ООН на планете систематически голодают около 500 миллионов человек, а около 1 миллиарда испытывают явный недостаток в пище. Характерно такое явление как «скрытый голод»
Причины голода Природные условия Низкий технический, научный, химический уровень сельского хозяйства Сложная демографическая ситуация
Научная концепция «Центр – Периферия» «Центр» 25 – 30 стран. площадь 1/5 суши. Население 15 % от мирового. Мировая продукция – более 50%. Тип экономики – информационная (постиндустриальная). Ведущие позиции – США, Япония, Германия и др. страны Западной Европы
Научная концепция «Центр – Периферия» «Периферия» В состав входит около 50 стран (с населением 700 млн. человек), которые по классификации ООН относятся к наименее развитым странам. Преобладает потребительское сельское хозяйство, почти нет обрабатывающей промышленности. 2\3 населения – неграмотно. ВВП – 50 – 200 долларов.
Научная концепция «Центр – Периферия» «Полупериферия» Это промежуточная группа стран, в которой сочетаются черты современности и отсталости. Находятся на индустриальной стадии развития. Сюда входят НИС Азии, нефтеэкспортирующие страны, «продвинутые» страны Латинской Америки, Азии и Африки и страны с переходной экономикой.
«Центр» «Полупериферия» «П е р и ф е р и я» Информационная экономика Индустриальная экономика Аграрная экономика
Ответьте на вопросы: Сколько самых богатых стран в мире? Приведите примеры. Их ИЧР (КР) 2.Сколько самых бедных стран в мире? Приведите примеры. Их ИЧР (КР) 3. Анализируя показатели доходов самых богатых и самых бедных стран, какие можно сделать выводы? 4. Как вы думаете, какие изменения могут произойти в ближайшей перспективе в составе стран, относимых к центру, полупериферии, периферии? 5. Страны богатые. Страны бедные. Пропасть увеличивается? Уменьшается?
Ресурсы Гладкий Ю. Н. Лавров С. Б. Глобальная география. 11 класс: Учеб. Для общеобразоват. учебных заведений.-5-е изд.,перераб.-М.:-Дрофа,2006. Горохов С.А. Нефтедобывающие страны Персидского залива. /ж. География в школе, 2005, 2 . Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира. 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2005. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. –М., Просвещение, 2006. Мартынов В.Л. Определение уровня экономического и социального развития государств мира./ж.География в школе,1997, 6. Сахнова Ж.Д. Проблемы ликвидации бедности по странам мира./ж.География в школе, 2002, № 8. Сохраним наш мир: Учеб. Пособие по экологии для шк.: Пер. с англ.; перераб. доп. Под ред. А.А.Агеева.- Волгоград 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Разрыв между богатыми и бедными"
Участие в конкурсе было интересным, так как нам предлагалось создать мини-проекты на актуальные темы современности. Я не долго размышляя, выбрала именно эту тему, просто потому что она достаточно слож...
План-конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Богатые и бедные"
Методическая разработка урока по обществознанию в 8 классе по теме "Богаты и бедные"....
Презентация на тему "Социология богатых и бедных"
В презентации раскрывается материал для проведения урока или конференции, выступления на семинаре по социологии или экономике....
Презентация на тему "Социология богатых и бедных"
В презентации раскрывается материал для проведения урока или конференции, выступления на семинаре по социологии или экономике....
"Социальное неравенство. Богатые и бедные" схема конспекта урока по обществознанию
Представлен подробный конспект урока по разделу "Экономическая сфера общества". Материал будет полезен аттестующимся учителям обществознания....
Внеклассное чтение - как один из способов повышения мотивации к изучению богатого культурного наследия англо-говорящих стран
В статье говорится об огромном значении уроков внклассного чтения в процессе обучения английскому языку. Данные уроки способствуют приобщению обучающихся к духовной культуре других народов и повышают ...
Презентация "Обществознание" 8 класс "Богатые и бедные"
Презентация 8 класс Обществознание - "Богатые и бедные"...