Внеклассное чтение - как один из способов повышения мотивации к изучению богатого культурного наследия англо-говорящих стран
статья по английскому языку на тему
В статье говорится об огромном значении уроков внклассного чтения в процессе обучения английскому языку. Данные уроки способствуют приобщению обучающихся к духовной культуре других народов и повышают интерес к чтению художественной литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Хандлос Ирина Юрьевна
Макарова Татьяна Михайловна
Учителя английского языка I кат.
МБОУ СОШ №55
Канавинского района
Г. Нижнего Новгорода
Тел. 89103938423
troyan-1971@mail.ru
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО
ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
СТРАН ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА НА УРОКАХ
ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
Изменения общественно-политических, экономических и социальных условий развития нашего общества в последнее десятилетие привели к смене ценностных ориентаций в образовании и воспитании. В центре процесса обучения находится ученик с его потребностями, способностями и возможностями, а сам процесс ориентирован на полное развитее личности обучающегося, его самостоятельности, способности принимать решения, на повышение конкурентоспособности на рынке труда.
Выпускник должен обладать для этого знаниями, навыками и умениями:
- осуществлять разные виды деятельности: устную, трудовую, эстетическую;
- уметь пользоваться новыми информационными технологиями;
- быть готовым к межкультурному сотрудничеству.
Хотим отметить, что сегодня английский язык приобретает всё большее значение, на английском языке говорят и пишут более, чем когда либо на другом языке.
Английский язык – не только учебный предмет. Английский язык – средство воспитания в школьниках чувства понимания культуры других народов.
Чтению произведений художественной литературы на уроках внеклассного чтения в нашей школе отводится масштабное значение. Иностранный язык выступает здесь, как средство приобщения обучающихся к духовной культуре других народов.
«Чтение шлифует интеллект и обостряет чувства» - Рогова Г.В.
Под домашним чтением мы понимаем обязательное для всех обучающихся дополнение к учебнику, чтение с целью извлечения содержательной информации. Изучив работы многих учёных, педагогов и методистов, учитывая собственный опыт, мы пришли к выводу, что домашнее чтение способствует:
- Лучшему усвоению языкового и речевого материала,
- Формирует самостоятельность мышления,
- Развивает логику, интеллект, познавательные интересы,
- Формирует художественный вкус,
- Учит анализировать, аргументировать и мыслить критически.
А согласно Закону и документам Министерства образования Российской Федерации, одной из целей изучения иностранного языка является развитие коммуникативной компетенции, одной из составляющих которой является – учебно-познавательная компетенция. А в основе внеклассного чтения как раз и заложено развитие познавательных навыков учащихся:
– умение самостоятельно конструировать свои знания,
- умение ориентироваться в художественном тексте,
- развитие критического мышления.
Эти уроки ориентированы на самостоятельную деятельность учеников и предполагают решение какой либо проблемы с использованием грамматических и лексических знаний. Была проведена диагностика. Креативность – способность творческого мышления ( по методике И.М. Лущихиной) базируется на активности. Были использованы тесты креативности мышления, метод бальных оценок, метод стимуляции творчества. Критическое мышление развивает личность ученика в первую очередь. Личность должна критически осмыслить обстоятельства и принять осмысленное решение на основе анализа соответствующей информации. Термин « критическое мышление» - готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправить свои ошибки.
Ни школу, ни общество не удовлетворяет уровень владения навыками чтения. В качестве причин называют в том числе лёгкий доступ к иным источникам информации, отвлекающим от процесса чтения. «Облегчённое» получение информации в этом случае, как правило, не требует активизации мыслительных процессов, выработки аналитических и критических навыков осмысления полученной информации. Развивать указанные навыки и умения возможно лишь, овладев читательскими навыками. Самостоятельное (домашнее чтение) является достаточно сложным видом деятельности. как для обучающихся, так и для учителей. Учитывая, что интерес детей к чтению (даже на русском языке) снижается, увлечь детей чтением становится всё сложнее.
Ведущая обучающая функция домашнего чтения заключается в развитии коммуникативных умений не только как одного из видов речевой деятельности, но и как особого вида человеческой деятельности. Чтобы заинтересовать, побудить к чтению, надо сам процесс представить как чудо – показать «в знакомом – незнакомое», в «обычном – необычное» изумить таящимся в нём богатством возможностей. Отсюда вытекают конкретные цели и задачи чтения художественной оригинальной литературы на изучаемом языке: оно, несомненно, способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление. Сегодня немало детей приходит в школу, умея читать, но не читая и не имея опыта слушать. И у детей, и у их родителей отсутствует интерес к книге, прежде всего к художественной литературе. Современные дети читают редко и мало, не всегда литературу хорошего качества. И для нас очень важно приобщить детей к чтению, выработать у них привычку читать, сформировать тягу к прекрасному, потребность в хорошем правильном языке. Полюбить книгу ребёнок сможет только в процессе свободного чтения, когда книга ему интересна, а само чтение не вызывает страха. Здесь важно:
- выбрать книгу
- учесть уровень языковой подготовки,
- возрастные интересы детей.
- одну для всех (желательно)
- если индивидуально – с аудио приложением.
Работа носит индивидуальный характер. Кураторство в течение года тоже индивидуально.
Ежегодно наши учащиеся принимают участие в школьных и межшкольных конкурсах. (конференции, кроссворды, презентации, аннотации, эссе, литературные гостиные, литературный морской бой, литературный брейн-ринг и т.д.). Годами уже отлажена систематическая работа в этом направлении, начиная с начальных классов. В1-4 классах – это чтение произведения и представление небольшой сценки от класса, которые дети демонстрируют на «Неделе английского языка». 5 классы – это литературный брейн-ринг, подготовка к которому начинается также в начале учебного года: детям предлагается список литературных произведений, прочитав которые, они участвуют в викторине на «Неделе английского языка» и выбирают любимого персонажа для представления его на «Параде литературных персонажей», которым заканчивается «Неделя..».
6 классы – это конкурс творческих кроссвордов на ватмане, которые во время «Недели английского языка вывешиваются по школе и любой ученик может проверить свою эрудицию.
7 классы – это конкурс «Ты тоже можешь быть писателем..» Каждому классу предлагается творческое задание: придумать свое развитие сюжета известного произведения и представить его на «Неделе английского языка».
8 классы – это литературный морской бой.
9 классы – литературные гостиные. ( в прошлом году это были Бернс и Шекспир).
В нашей работе мы ставим акцент, прежде всего, на творческие задания, улучшающие эстетический вкус школьников.
Предварительный просмотр:
Хандлос Ирина Юрьевна
Макарова Татьяна Михайловна
Учителя английского языка I кат.
МБОУ СОШ №55
Канавинского района
Г. Нижнего Новгорода
Тел. 89103938423
troyan-1971@mail.ru
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО
ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
СТРАН ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА НА УРОКАХ
ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
Изменения общественно-политических, экономических и социальных условий развития нашего общества в последнее десятилетие привели к смене ценностных ориентаций в образовании и воспитании. В центре процесса обучения находится ученик с его потребностями, способностями и возможностями, а сам процесс ориентирован на полное развитее личности обучающегося, его самостоятельности, способности принимать решения, на повышение конкурентоспособности на рынке труда.
Выпускник должен обладать для этого знаниями, навыками и умениями:
- осуществлять разные виды деятельности: устную, трудовую, эстетическую;
- уметь пользоваться новыми информационными технологиями;
- быть готовым к межкультурному сотрудничеству.
Хотим отметить, что сегодня английский язык приобретает всё большее значение, на английском языке говорят и пишут более, чем когда либо на другом языке.
Английский язык – не только учебный предмет. Английский язык – средство воспитания в школьниках чувства понимания культуры других народов.
Чтению произведений художественной литературы на уроках внеклассного чтения в нашей школе отводится масштабное значение. Иностранный язык выступает здесь, как средство приобщения обучающихся к духовной культуре других народов.
«Чтение шлифует интеллект и обостряет чувства» - Рогова Г.В.
Под домашним чтением мы понимаем обязательное для всех обучающихся дополнение к учебнику, чтение с целью извлечения содержательной информации. Изучив работы многих учёных, педагогов и методистов, учитывая собственный опыт, мы пришли к выводу, что домашнее чтение способствует:
- Лучшему усвоению языкового и речевого материала,
- Формирует самостоятельность мышления,
- Развивает логику, интеллект, познавательные интересы,
- Формирует художественный вкус,
- Учит анализировать, аргументировать и мыслить критически.
А согласно Закону и документам Министерства образования Российской Федерации, одной из целей изучения иностранного языка является развитие коммуникативной компетенции, одной из составляющих которой является – учебно-познавательная компетенция. А в основе внеклассного чтения как раз и заложено развитие познавательных навыков учащихся:
– умение самостоятельно конструировать свои знания,
- умение ориентироваться в художественном тексте,
- развитие критического мышления.
Эти уроки ориентированы на самостоятельную деятельность учеников и предполагают решение какой либо проблемы с использованием грамматических и лексических знаний. Была проведена диагностика. Креативность – способность творческого мышления ( по методике И.М. Лущихиной) базируется на активности. Были использованы тесты креативности мышления, метод бальных оценок, метод стимуляции творчества. Критическое мышление развивает личность ученика в первую очередь. Личность должна критически осмыслить обстоятельства и принять осмысленное решение на основе анализа соответствующей информации. Термин « критическое мышление» - готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправить свои ошибки.
Ни школу, ни общество не удовлетворяет уровень владения навыками чтения. В качестве причин называют в том числе лёгкий доступ к иным источникам информации, отвлекающим от процесса чтения. «Облегчённое» получение информации в этом случае, как правило, не требует активизации мыслительных процессов, выработки аналитических и критических навыков осмысления полученной информации. Развивать указанные навыки и умения возможно лишь, овладев читательскими навыками. Самостоятельное (домашнее чтение) является достаточно сложным видом деятельности. как для обучающихся, так и для учителей. Учитывая, что интерес детей к чтению (даже на русском языке) снижается, увлечь детей чтением становится всё сложнее.
Ведущая обучающая функция домашнего чтения заключается в развитии коммуникативных умений не только как одного из видов речевой деятельности, но и как особого вида человеческой деятельности. Чтобы заинтересовать, побудить к чтению, надо сам процесс представить как чудо – показать «в знакомом – незнакомое», в «обычном – необычное» изумить таящимся в нём богатством возможностей. Отсюда вытекают конкретные цели и задачи чтения художественной оригинальной литературы на изучаемом языке: оно, несомненно, способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление. Сегодня немало детей приходит в школу, умея читать, но не читая и не имея опыта слушать. И у детей, и у их родителей отсутствует интерес к книге, прежде всего к художественной литературе. Современные дети читают редко и мало, не всегда литературу хорошего качества. И для нас очень важно приобщить детей к чтению, выработать у них привычку читать, сформировать тягу к прекрасному, потребность в хорошем правильном языке. Полюбить книгу ребёнок сможет только в процессе свободного чтения, когда книга ему интересна, а само чтение не вызывает страха. Здесь важно:
- выбрать книгу
- учесть уровень языковой подготовки,
- возрастные интересы детей.
- одну для всех (желательно)
- если индивидуально – с аудио приложением.
Работа носит индивидуальный характер. Кураторство в течение года тоже индивидуально.
Ежегодно наши учащиеся принимают участие в школьных и межшкольных конкурсах. (конференции, кроссворды, презентации, аннотации, эссе, литературные гостиные, литературный морской бой, литературный брейн-ринг и т.д.). Годами уже отлажена систематическая работа в этом направлении, начиная с начальных классов. В1-4 классах – это чтение произведения и представление небольшой сценки от класса, которые дети демонстрируют на «Неделе английского языка». 5 классы – это литературный брейн-ринг, подготовка к которому начинается также в начале учебного года: детям предлагается список литературных произведений, прочитав которые, они участвуют в викторине на «Неделе английского языка» и выбирают любимого персонажа для представления его на «Параде литературных персонажей», которым заканчивается «Неделя..».
6 классы – это конкурс творческих кроссвордов на ватмане, которые во время «Недели английского языка вывешиваются по школе и любой ученик может проверить свою эрудицию.
7 классы – это конкурс «Ты тоже можешь быть писателем..» Каждому классу предлагается творческое задание: придумать свое развитие сюжета известного произведения и представить его на «Неделе английского языка».
8 классы – это литературный морской бой.
9 классы – литературные гостиные. ( в прошлом году это были Бернс и Шекспир).
В нашей работе мы ставим акцент, прежде всего, на творческие задания, улучшающие эстетический вкус школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание ситуации успехана уроке, как один из способов повышения мотивации учения.
Выступление на заседании методического совета школы....
Приём инсценировки как один из способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка.
Наиболее эффективной формой внеклассной деятельности по предмету, особенно в начальной школе, является приём инсценировки. Данный приём способствует развитию творческой активности, эстетич...
Доклад "Создание ситуации успеха как один из способов повышения мотивации учащихся"
Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха....
Использование компьютерных технологий как один из факторов повышения мотивации к изучению иностранного языка
Использование компьютерных технологий влияет на мотивацию учащихся...
Статья "Создание ситуации успеха, как один из способов повышения мотивации при изучении иностранного языка"
В статье рассматриваются проблемы мотивации студентов при изучении иностранных языков в неязыковом ССУЗе, возникающие вследствии заниженной оценки значимости иностранного языка в профессиональной деят...
Презентация "Создание ситуации успеха, как один из способов повышения мотивации при изучении иностранного язык"
В статье рассматриваются проблемы мотивации студентов при изучении иностранных языков в неязыковом ССУЗе, возникающие вследствии заниженной оценки значимости иностранного языка в профессиональной деят...
Методическая разработка. «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах».
Методическая разработка «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах». В данной разработке содержится материал, который...