План работы методического объединения учителей географии, химии и биологии
учебно-методический материал по географии по теме
План работы ШМО учителей географии, химии и биологии на 2015-2016 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_mo_na_2015-2016.docx | 44.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Абзаново
муниципального района Зианчуринский район
Республики Башкортостан
Документация
методического объединения
учителей химии,
биологии и географии
2015-2016 учебный год
Методическая тема школы:
«Оптимальное использование современных образовательных технологий как одно из условий повышения качества образования в условиях реализации ФГОС нового поколения»
Тема методического объединения:
«Развитие компетентностей участников образовательного процесса как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС нового поколения»
Анализ работы
МО учителей биологии, химии и географии
за 2014-2015 учебный год.
В 2014-2015 учебном году наше методическое объединение работало над методической проблемой школы «Развитие компетентностей участников образовательного процесса как фактор повышения качества образования». Работа МО учителей биологии, химии и географии велась по утвержденному в начале учебного года плану. Перед нашим МО стояли задачи, над которыми работали в течение всего учебного года:
1. Повышение качества знаний учащихся в процессе обучения и воспитания.
2. Повышение познавательной активности учащихся путем внедрения современных образовательных технологий.
3. Проведение внеклассных мероприятий по предметам.
4. Приобщение учащихся к работе с различными источниками информации,
в том числе и с Интернет-ресурсами. •
На своих заседаниях учителя нашего МО рассматривали ряд важных вопросов:
1. Изучение ФГОС нового поколения.
2. Адаптация учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в среднюю школу.
3. Использование современных образовательных технологий, как одно из средств повышения мотивации учащихся
4. Обсуждение рабочих программ по предметам.
5. Организация предметных олимпиад.
6. Изучение инструкции о проведении ЕГЭ и технология подготовки школьников к ЕГЭ по биологии и химии.
7. Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса.
8. Итоги методической работы за 2013-2014 учебный год.
Приоритетным направлением в деятельности педагогических работников МО было изучение и внедрение в практику приемов и способов формирования у школьников специальных, универсальных и межпредметных компетенции, в связи с новыми требованиями государственной итоговой аттестации и концепции предпрофильного и профильного обучения. Уделялось внимание вопросам подготовки к единому государственному экзамену в 11-м классе. В этом году несколько учащихся 11-го класса сдавали экзамены по биологии, географии и химии в форме ЕГЭ и обучающиеся 9-х классов сдавали ГИА.
Экзамен по химии
Всего уч-ся | Сдавали экзамен | Преодолели порог успешности | Не преодолели порог успешности | Средний балл по школе(по респ.) |
25 | 7 | 7 | - | 51(57,4) |
Экзамен по географии
Всего уч-ся | Сдавали экзамен | Преодолели порог успешности | Не преодолели порог успешности | Средний балл по школе(по респ.) |
25 | 2 | 2 | - | 64 (56,5) |
Экзамены по биологии
Всего уч-ся | Сдавали экзамен | Преодолели порог успешности | Не преодолели порог успешности | Средний балл по школе(по респ.) |
25 | 10 | 10 | 3 | 40 |
Учебный год | Предмет | Количество | Средний |
учащихся | балл | ||
2014-2015 | Биология | 10 | 40 |
2014-2015 | Химия | 7 | 51 |
География | 2 | 64 |
В прошедшем учебном году каждый учитель разработал рабочую программу, которой руководствовался весь год. По окончании учебного года были подведены итоги по выполнению этой программы.
ФИО учителя | Предмет | Качество знаний | Успеваемость |
Бикбулатова А.М. | Химия | 73,7 % | 100% |
Латыпова З.Л. | география | 82,3% | 100% |
Бикбулатова А.М. | биология | 78.2 % | 100% |
Учителя МО постоянно работали над овладением школьниками общеучебных компетенции. А именно, наблюдения в природе, формулировка вопросов по научному тексту, классификация и анализ природных явлений, установление причинно-следственных связей, формулировка собственных позиций, участие в дискуссиях, оформление отчетов практических и лабораторных работ, заполнение схем, таблиц, рисунков, выполнение опытов, построение графиков, работа с контурными картами и атласами и т.д.
Много внимания уделялось проблеме дифференцированного подхода к обучению школьников; созданию условий для самореализации личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных, психологических особенностей, уровня обученности и обучаемости.
Важнейшим направлением деятельности МО является подготовка учителей к аттестации. Подготовка ведется постоянно и планомерно весь отчетный период, а не только в год аттестации.
Учителя объединения имеют курсы для работы в условиях реализации нового стандарта ФГОС второго поколения кроме учителя биологии и химии Бикбулатовой А.М.
В нашей школе успешно функционируют специализированные кабинеты по биологии, химии и географии. Кабинет биологии оборудован современными ТСО: проектор, компьютер; также в нем собран добротный дидактический материал, коллекции, таблицы по всем курсам биологии, модели, аппликации, динамические пособия; систематизированы все материалы.
Кабинет химии имеет обширный дидактический материал по всем курсам химии, укомплектован реактивами для проведения практических работ, технически оборудован для осуществления химических опытов. В кабинете имеется проектор и компьютер.
Кабинет географии (заведующая Латыпова 3. Л.) оснащен дидактическим материалом по всем курсам географии. Имеет проектор и компьютер.
Привитию интереса к изучаемым предметам способствовала и внеурочная деятельность МО. Члены МО под руководством Латыповой 3. Л. подготовили и провели школьную предметную неделю географии, биологии и химии для учащихся 5-11 классов. Был проведен конкурс рисунков на экологическую тему «Берегите лес от пожара».Отзывы учителей школы и ребят, участвующих в данных мероприятиях, были самыми положительными. Под руководством учителя биологии проводятся учебно-полевые работы на пришкольном участке, который является одним из лучших в нашем районе (по оценке приемной комиссии). Учителями нашего МО проводились школьные предметные олимпиады. Победители принимали участие в городских предметных олимпиадах. К сожалению, и в этом учебном году было мало призеров и победителей. Поэтому, одной из задач на будущий учебный год будет более тщательная подготовка учащихся к олимпиадам. Победители районного этапа олимпиады по экологии и по биологии: Бикбулатова Лейла - 11 класс, Ильбаева Розалия – 10 класс. Призер районного этапа олимпиады по географии -Ильбаева Розалия - 10 класс.. Участвовали обучающиеся на республиканских конкурсах МАН и стали призерами Ильбаева Тансулпан и Полуткина Ангелина в номинации «Экономика стран ШОС и БРИКС».
Итоги работы МО
• Стабильный качественный показатель знаний учащихся и 100% успеваемость
• Активное участие обучающихся школы во внеклассных мероприятиях
• Повышение образовательного уровня педагогов на курсах повышения квалификации
• Качественный показатель знаний обучающихся, сдававших экзамен в форме ЕГЭ по биологии, химии, географии.
Проанализировав работу МО, постановили:
1) признать работу удовлетворительной, отметив недостаточную работу с одаренными детьми.
2) улучшить работу по созданию проектов, разработать надпредметные программы как профильного, так и предпрофильного обучения.
3) продолжить изучение и внедрение в свою работу инновационных технологий, используя при этом информационно - коммуникативные технологии, осваивая Интернет-ресурсы и создавая собственные Интернет-сайты.
4) подробно изучить Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании которого и примерной программы основного общего образования по предметам разработать рабочие (авторские) программы, по которым разработать календарно-тематическое планирование учебного материала.
5) вести систематическую работу со слабоуспевающими учащимися, отслеживая пробелы в их знаниях, планировать их ликвидацию в индивидуальной работе, добиваться повышения уровня знаний учащихся
6) каждый учитель должен уметь обобщить свой опыт работы, повышать свой профессиональный уровень, стараться опубликовывать наработки, делиться своими знаниями с коллегами.
7) в 2014-2015 учебном году спланировать и провести работу в 9-11 класса: так, чтобы, используя самые передовые методики, добиваться наилучших результатов при сдаче ЕГЭ и ОГЭ
Задачи МО учителей биологии, химии и географии
на 2015-2016 учебный год
Задачи:
1. Совершенствование научно-методической подготовки учителей.
2. Изучение, обобщение и внедрение передового опыта.
3. Совместная работа МО с администрацией школы.
4. Работа по оснащению дидактическими материалами кабинетов биологии, химии и географии.
5. Работа учителей биологии, химии и географии над методической темой.
6. Проведение заседаний МО учителей биологии, химии и географии.
7. Повышение качества знаний учащихся в процессе обучения и воспитания.
8. Повышение познавательной активности учащихся путем внедрения современных образовательных технологий.
9. Организация и проведение внеклассных мероприятий по предметам.
10. Приобщение учащихся к работе с различными источниками информации, в том числе и с Интернет-ресурсами.
11.На каждом заседании МО подводить итоги задач, решенных проблем, поставленных на предыдущих заседаниях.
Руководитель МО: Латыпова 3. Л.
«Утверждаю» ________________
Директор МОБУ СОШ с.Абзаново
Тимербулатова Г. М.
План работы
методического объединения учителей биологии, химии и географии
на 2015 - 2016 учебный год
Тема МО: «Развитие компетентностей участников образовательного процесса как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС нового поколения»
Проблема: Формирование ключевых компетенций у обучающихся в процессе биологического, химического и географического образования.
Задачи: создавать условия для обеспечения профессионального, культурного и творческого роста педагогов способствовать освоению и внедрению новых образовательных технологий в преподавании географии при переходе на ФГОС
- совершенствовать формы и методы по организации работы с одаренными детьми;
- активизировать работу по вовлечению учителей к участию в конкурсах профессионального мастерства;
- продолжить формирование банка актуального педагогического опыта, распространяя его и внедряя в практику работы школ района;
- создавать условия для творческой работы педагогов с перспективой на опытно-экспериментальную, научно-исследовательскую деятельность
- Повышение качества знаний учащихся в процессе обучения и воспитания.
- Повышение познавательной активности учащихся путем внедрения современных образовательных технологий.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий по предметам.
- Приобщение учащихся к работе с различными источниками информации, в том числе и с Интернет-ресурсами.
Основные направления работы:
1. Работа с педагогическими кадрами.
2. Работа с обучающимися.
3. Инновационная деятельность.
4. Контроль за повышением оценки качества образования
5. Работа с родителями
Формы работы: консультации, заседания, выступления, конкурсы
Сроки | Мероприятия | Ответственные |
август | Установочное заседание МО для учителей Анкетирование и составление информационной справки учителей ОУ(создание банка данных). Итоги и анализ результатов ГИА, ЕГЭ- 2014-2015 уч. года. Анализ кадрового состава учителей- предметников. Отчет о работе МО за 2014-2015 уч. год. Определение приоритетных направлений в работе МО на 2015-2016 уч. Год | Руководитель Члены МО Бикбулатова А.М. Латыпова З.Л. |
сентябрь | Создание базы данных об учителях МО | Рук-ль МО |
Консультации по составлению рабочих программ | ||
Участие в интернетолимпиадах и конкурсах в осенней сессии | ||
Октябрь Ноябрь | Заседание РМО. Подготовка к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников Конкурс методических разработок внеклассных мероприятий, посвященных Году литературы (в течение 2 четверти) -Конкурс среди учащихся 6-9 классов «Лучший знаток биологии, химии и географии» по итогам школьного этапа олимпиады | Члены МО Бикбулатова А.М. Латыпова З.Л. |
Декабрь | Подготовка участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Участие в проверке олимпиадных работ Участие в конкурсе исследовательских работ в рамках МАН школьников | Члены МО Бикбулатова А.М. Латыпова З.Л. |
Январь- Февраль | Участие в конкурсе методических разработок по биологии, химии и географии. Проведение предметной недели Проведение пробных экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ) | Члены МО Бикбулатова А.М. Латыпова З.Л. |
Участие в интернетолимпиадах и конкурсах в весенней сессии | ||
Март | Заседание МО. Консультации по сдаче ЕГЭ и ГИА. Анализ первого года работы по ФГОС в 7 классе | Члены МО Бикбулатова А.М. Латыпова З.Л. |
Апрель- май | Консультации по сдаче ЕГЭ и ГИА | Члены МО |
Июнь | Заседание МО. Итоги года. | Рук-ль МО |
Руководитель МО: _______________________ Латыпова З.Л.
«Утверждаю» ________________
Директор МОБУ СОШ с.Абзаново
Тимербулатова Г. М.
План работы
методического объединения учителей биологии, химии и географии
с одаренными детьми
на 2015-2016 учебный год
№ п/п | Содержание работы | Примечание | Выход и результаты |
1 | Диагностика результативности изучения учащимися преподаваемых предметов. Мониторинг качества знаний. | В течение учебного года | Анализ результатов диагностики |
2 | Изучение нормативно-правовой базы организации работы с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС:
| сентябрь | |
3 | Участие на семинарах и вебинарах по теме: «Работа с одаренными детьми» | В течение учебного года | Приказы, справки, отчеты |
4 | Изучение вопросов, связанных с организацией работы с одаренными детьми:
с одаренными детьми | сентябрь | Анализ |
5 | Создание банка данных одаренных детей в области химии и биологии в преподаваемых классах | октябрь | Банк данных |
6 | Создание банка данных одаренных детей в области географии в преподаваемых классах | октябрь | Банк данных |
7 | Составление индивидуальных «карт успеха» | октябрь | Карта успеха |
8 | Участие в конкурсах исследовательских работ различных уровней | В течение учебного года | Приказы, справки, отчеты |
9 | Участие в олимпиадах различных уровней | В течение учебного года | Приказы, справки, отчеты |
10 | Участие одаренных детей в творческих мастерских | В течение учебного года | Приказы, справки, отчеты |
11 | Участие одаренных детей в работе предметного кружка по биологии | В течение учебного года | |
12 | Участие в интеллектуальных марафонах и играх | В течение учебного года | Приказы, справки, отчеты |
13 | Участие детей в научно-практических конференциях различного уровня | февраль | Приказы, справки, отчеты |
14 | Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за деятельностью учащихся с повышенными учебными способностями. | В течение учебного года | Посещение уроков и анализ |
15 | Проведение предметной недели | Январь-февраль | Приказы, справки, отчеты |
16 | Публикация результатов обучающихся на сайте школы и в социальной сети работников образования nsportal.ru | май-август | Публикации |
Руководитель МО: _________________ Латыпова З.Л.
«Утверждаю» ________________
Директор МОБУ СОШ с.Абзаново
Тимербулатова Г. М.
Программа работы
методического объединения учителей биологии, химии и географии
со слабоуспевающими детьми
на 2015-2016 учебный год
Цели:
1. Выполнение Закона об образовании
2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
Задачи:
Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ.
Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников
Реализация разноуровнего обучения
Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации
Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду
Основные разделы планирования:
I. Организация работы со слабоуспевающими учащимися учителя – предметника
II. Планирование работы классного руководителя со слабоуспевающими учащимися
Основополагающие направления и виды деятельности:
1.Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.
2. Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во внеурочное время.
3. Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.
4. Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.
Программа деятельности учителя-предметника со слабоуспевающими учащимися
1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).
4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем
5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
6. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более 2)
7. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений
8. Как учителю-предметнику оформить следующую документацию:
- График индивидуальной работы со слабоуспевающими
- Программу работы со слабоуспевающими учащимися на уч. год;
- Задания по ликвидации пробелов в знаниях;
- Результаты тематического контроля знаний учащихся
- Отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися.
План работы
методического объединения
со слабоуспевающими учащимися
на 2015-2016 учебный год
№ пп | Мероприятия | Сроки |
1 | Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам. | Сентябрь |
2 | Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | |
3 | Провести собеседование с учителями по поводу выяснения причины их отставания. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами | |
4 | Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися | В течение учебного года. |
5 | Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах, ШМО) | |
6 | Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | Сентябрь, обновлять по мере необходимости |
7 | Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть. | В течение учебного года. |
8 | Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учет знаний по предмету детей всего класса. | |
9 | Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. |
Ключевые моменты в организации учебного процесса
со слабоуспевающими детьми
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы методического объединения учителей математики на 2009-2010 уч.г.
План работы методического объединения учителей математики...
План работы методического объединения учителей естественно-научного цикла на
План работы методического объединения учителей естественно-научного цикла на 2011-2012 учебный год Руководитель: Кислова Н.А. Цели: ...
План работы методического объединения учителей биологии, географиии, истории, обществознания и химии на 2012/2013 учебный год
План работы методического объединения учителей химии и биологии...
План работы методического объединения учителей физической культуры, ОБЖ МБОУ «СОШ № 13» на 2014-2015 учебный год. Руководитель М.О.: С.А. Бастина - учитель физической культуры
План работы методического объединения учителей физической культуры МБОУ "СОШ № 13" на 2014 -2015 учебный год.Содержание:-цели и задачи;- заседание ( пример ведения протокола);- развитие уительского па...
План работы методического объединения учителей естественно-математического цикла (математики, физики, географии, химии и биологии)
План работы методического объединения учителей естественно-математического цикла (математики, физики, географии, химии и биологии) на 2015-2016 учебный год Ерсубайкинской основной общеобразовательной ...
План работы методического объединения учителей истории, географии и обществознания
В помощь руководителю ШМО...
Анализ работы школьного методического объединения учителей физики, химии и биологии за 2020-2021 учебный год.
Работа МО учителей естественнонаучного цикла в 2020-2021 учебном году проводилась по теме: «Повышение эффективности качества знаний на уроках при реализации ФГОС 2-го стандарта». В те...