Применение проектной деятельности в курсе географии.
статья по географии

Федорова Елена Юрьевна

География это один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации. Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Применение проектной деятельности в курсе географии.

Федорова Елена Юрьевна

ГБОУ школа №53 Приморского района Санкт-Петербурга

Учитель географии

География это один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации. Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи.

Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт (как школьникам, так и педагогам), невозможный при других формах обучения. 
Работа над проектами стимулирует познавательную внутреннюю мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами:
- уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап - презентацию;
- прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся;
- у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы.

Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий школьников. 
Первая группа - это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, они часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах.

Вторая группа - это те, которые чего-то добиваются за счет трудолюбия и старательного, пошагово организованного получения знаний, под руководством учителя. Они не в состоянии приобретать системное знание, их нужно направить, поддержать, помочь. Выполняя проекты, ребята в группе отводят им роль «исполнителя» - сбор информации, набор текста на компьютере, оформление результатов. Но это тоже своеобразный результат их работы.
Третья группа - это одаренные, очень успешные дети, работа с которыми для педагога является совместным творчеством. Как правило, таким детям требуется помощь только в виде консультирования.
Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей. У учащихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения работать в автономном режиме:
- самостоятельно выявлять проблемы;
- самостоятельно ставить цели и задачи исследовательского типа;
- конкретизировать тему проекта;
- планировать самостоятельную работу;
- выбирать рациональные и оптимальные способы достижении цели;
- формулировать выводы, оценивать результаты свое деятельности, рефлексировать. 
Умения коммуникативного характера:
- организовывать внутригрупповое сотрудничество и деловое общение;
- согласовывать план совместных действий;
- совместно вырабатывать решения; 
- публично выступать, презентовать результаты совместной работы, дискутировать;
- разрешать демократическим путем конфликтные ситуации т.д.
Повышается уровень активности школьников и качеств знаний в предметных областях.
Организация проектной деятельности требует кардинального изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду). Освоение проектной технологии, как и всё новое, сначала вызывало немало трудностей:

- работа над проектом - объемная, кропотливая. Это поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов, выполнение исследования. Возникает опасность перегрузки учащихся. Поэтому стараюсь избегать больших временных затрат, проекты на уроках провожу нечасто, не «давлю» на учащегося, строю отношения сотрудничества;
- иногда учащиеся с желанием, интересом начинают работу, но постепенно, столкнувшись с трудностями, бросают проект. Поэтому стараюсь анализировать причины неудач;
- совсем недостаточно современной научной литературы в школьном библиотечном фонде, что влечет за собой трудности при подготовке к проектам;
- недостаточное владение компьютерной грамотностью;
- самым сложным для меня является выполнение роли независимого консультанта, очень трудно удержаться от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Однако необходимо помнить, что проекты должны выполняться учащимися самостоятельно.
Трудности преодолевались в процессе работы, путём осмысления накопленного опыта, в ходе совместного обсуждения с коллегами, участия в семинарах, научно-исследовательских конференциях, путём изучении специальной литературы.
Практика показывает, что проектную деятельность легче  организовать в условиях дополнительного образования во внеурочное время. Я использую для этого элективное занятие «Организация проектной деятельности».  Некоторые примеры продуктов проектной деятельности на уроках географии и внеклассной работе:

  1. бортжурналы: «Путешествия по материкам»
  2. составление маршрута путешествия из Санкт-Петербурга в Владивосток
  3. инструкции по правилам поведения при стихийных явлениях
  4.  «Памятку для туриста, отправляющегося в …»
  5. книга рекордов по материкам
  6. отчет исследовательской экспедиции по …
  7. телепередача «Путешественники и исследователи России»
  8. дневник путешествия по природным зонам России
  9. пресс-конференция участников этнографической экспедиции по республикам РФ
  10. составление атласа предприятий Санкт-Петербурга по отраслям промышленности и кодификатор профессий
  11. мультимедийная презентация по странам мира
  12. диалог «Использование нетрадиционных энергоресурсов»
  13. заочное путешествие «Необычайные памятники мира»

Проектная деятельность учащихся в 5 классе

Начиная изучать географию в 5 классе, ребята получают первые задания по теме «Как люди открывали Землю» в виде проектно-информационных работ:

  1. В чем заслуга Эратосфена?
  2. Древнейшие картографические изображения
  3. Великие путешественники и их открытия
  4. Русские путешественники и их открытия
  5. Значение открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических.

Обучающиеся делятся на группы, собирают информацию по теме, готовят рассказ по плану и презентацию к концу первой четверти. По окончанию обозначенного срока проводится творческая интеллектуальная игра-квест «Счастливого плавания». На разных станциях проходит защита проектов по группам, но кроме этого учащиеся получают дополнительные задания для продвижения к конечной цели маршрута: узнать путешественников по фотографиям, нарисовать карту мира по памяти, разгадать кроссворд и др.

В декабре учащиеся получают опережающие задания по темам:

  1. Приспособления человека для жизни в разных природных условиях: влажных и засушливых местах
  2. Приспособления человека для жизни в разных природных условиях: с высокими и низкими температурами
  3. Приспособления человека для жизни в разных природных условиях: равнинным и горным рельефом
  4. Приспособления человека для жизни в разных природных условиях: в лесах, степях, в тундре
  5. Лауреат Нобелевской премии, представитель европеоидной расы (на выбор)
  6. Лауреат Нобелевской премии, представитель негроидной расы (на выбор)
  7. Лауреат Нобелевской премии, представитель монголоидной расы (на выбор)
  8. Н.Н.Миклухо-Маклай – знаменитый русский этнограф

Данный тип проектов носит не только информационный, но и исследовательский характер.  Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Защита проектов проходит в начале февраля в рамках недели географии в виде игры-квеста «Государства и народы мира». К дополнительным заданиям относятся следующие: определить страну по фотографии и краткому описанию, по координатам, определить какому народу принадлежит вид жилища, головной убор, традиции и обычаи и др.

Получив первые навыки проектной технологии, среди пятиклассников всегда находятся желающие продолжить данный вид деятельности самостоятельно или небольшой группой. Для них я предлагаю проекты по темам:

  1. Полезные ископаемые Ленинградской области
  2. Вулканы
  3. Землетрясения
  4. Меры, необходимые для бережного использования нефти

Защита проектов проходит на уроке, лучшие проходят для защиты на школьной научно-исследовательской конференции. Очень важно чтобы ученики выступили со своими докладами перед другими школьниками. Здесь мы сталкиваемся со своими трудностями: как правило, юный исследователь не понимает, что устное сообщение совсем не то, что написанная статья, оно должно быть короче, содержать все существенное, что есть в статье, быть понятным слушателям. Умение выступать перед аудиторией, пригодится школьнику в любой избранной профессии, поэтому стоит потратить время на отработку доклада. И обязательно нужно сформировать правильное отношение к вопросам, которые могут быть заданы докладчику.

Мини-проекты возможно подготовить дома в рамках домашнего задания. Например, при изучении темы «Ориентирование на местности», практически не отводится времени для изучения топографических знаков, а распознавание их входит в обязательный перечень знаний по курсу предмета. Ребята сами предлагают придумать сказки или приключенческие истории, в которых некоторые слова должны быть заменены соответствующими топографическими знаками. При изучении темы «Земная кора – верхняя часть литосферы» написать творческую работу, в которой опишут путешествие в глубь Земли и свои ощущения. При изучении темы «Движения земной коры» составят памятку «Как вести себя при землетрясении» или «Почему в моем дворе не может произойти извержение вулкана».

.

Литература:

  1. Байбородова Л.В., Матвеев А.В. Обучение географии в средней школе. ООО Гуманитарный издательский центр «Владос», 2009
  2. Болотникова Н.В. Интегрированные уроки в школе. География 6-10 классы. Волгоград, 2004
  3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. -М., 2000
    Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Издательство «КАРО», -Санкт-Петербург, 2006
  4. Зверева И.В. Организация учебно – исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении. Издательский торговый дом «Корифей», Волгоград, 2007
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. -М., «АРКТИ»,2005
  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., «АРКТИ»,2005
  7. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. М.,«АРКТИ», 2007
  8. Татьянкин Б.А. и др. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. - М. ООО «5 за знания»,2007
  9. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательство «КОРИФЕЙ», Волгоград, 2007
  10. Яковлева Н.В. Проектная деятельность учащихся 9-11 классов. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Конспект урока по географии в 9-м классе на тему: "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал" с применением проектной деятельности.

Цель урока: Изучить экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия и природные ресурсы Уральского экономического района (УЭР)....

Проектная деятельность на уроке географии с применением авторского веб-квеста

Конспект по теме Гидросфера. Мировой круговорот воды (география 6 класс) представляет опыт организации урока в условиях дистанционного обучения с включением обучающихся в проектную деятельность. Так к...

Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе.

Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе. 1 Разработка проектн...

Диссеминация опыта учителя начальных классов Борисовой Александры Александровны по теме: «Формирование социокультурной компетенции учащихся через образовательную деятельность с применением проектной деятельности»

Человек постоянно стремился быть оцененным по заслугам и придумывал самые разнообразные способы представления информации о личностных достижениях: автобиографические записки, дневники, личные альбомы....

Опыт применения технологии проектной деятельности на уроках географии

Выступление на муниципальной НПК "Опыт организации проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования"...

Выступление на педсовете «Проектная деятельность на уроках географии. Методика организации проектной деятельности»

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные систе...