Проектная деятельность на уроке географии с применением авторского веб-квеста
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Конспект по теме Гидросфера. Мировой круговорот воды (география 6 класс) представляет опыт организации урока в условиях дистанционного обучения с включением обучающихся в проектную деятельность. Так как в 6 классе опыт проектной деятельности у обучающихся небольшой, необходимо заинтересовать и активно включить их в работу. В этом помогает создание и оформление проектов в творческой форме в виде веб-квестов. Данный конспект демонстрирует применение авторского веб-квеста в учебной проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроке географии с применением авторского веб-квеста
Учебная(ые) тема(ы) | Проблемы (которые интересны обучающимся) | Возможные вопросы | Тема проекта | Идея проекта | Цель проекта |
Гидросфера. Мировой круговорот воды 6 класс | Загрязнение и нехватка питьевой воды на планете Мировой круговорот воды. Составление маршрута путешествия капельки. Потребление воды. Способы экономии воды | Если воды на планете больше чем суши, почему ее не хватает? Как мы используем воду? Много ли воды мы тратим?Сколько воды нужно человеку? Как сэкономить воду дома? | Путешествие капельки в Мировом океане | Обратить внимание учащихся на нехватку пресной воды, проблемы загрязнения и значении экономии воды в быту | сформировать представление о составе гидросферы и значении Мирового круговорота воды в природе через включение учащегося в проектную деятельность |
Визитная карточка
Автор проекта: Волкова С.В. учитель географии ГОУ ЯО Центр помощи детям
Название проекта: Путешествие капельки в Мировом океане
Предметная область: география
Возрастная группа учащихся: 6 класс
Какое время требуется на выполнение проекта:1-2 урока
Материал: авторский веб-квест «Путешествие маленькой капельки»
Актуальность проекта: Проект ориентирован на изучение вопросов связанных с ролью воды в нашей жизни и возможностями экономии воды в быту. Работа над проектом помогает удовлетворить познавательный интерес учащихся, побуждает к поиску дополнительной информации, способствует приобретению навыков работы на компьютере, обогащает их жизнь, опыт, в ходе решения практических задач с помощью наблюдений, измерений, сравнений.
Цель проекта: сформировать представление о составе гидросферы и значении Мирового круговорота воды в природе через включение учащегося в проектную деятельность
Задачи:
- Сформировать понимание процесса и значения Мирового круговорота воды
- Дать представление об этапах и путях работы в ходе проектной деятельности
- Провести мини-исследование, показать необходимость охраны воды от загрязнений, экономии воды
Ожидаемые результаты:
- дети понимают значение Мирового круговорота воды, имеют представление об этапах проектной деятельности
Тип урока: практико-ориентированный (с использованием проектной деятельности)
Методы и приемы организации урока: беседа, поисковый; работа с текстом, рисунками, схемами, таблицей, атласом.
УУД
Познавательные:
-умение собирать материал по выбранному вопросу,
Регулятивные:
-планировать свою деятельность, умение обобщать, выделять главное, выявлять причинно-следственные связи;развивать рефлексивные умения.
Коммуникативные:
-работать самостоятельно и в группах;
-развивать речь учащегося.
Личностные:
-формировать в себе бережное отношение к окружающей природе; оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать:
- основные понятия и термины по теме «Гидросфера»;
- иметь представление о мировом круговороте воды;
- понимать значение воды в природе и жизни людей.
Уметь:
- работать с картами атласа, схемами и рисунками, применять географические знания в жизни.
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Оборудование: учебник, авторский веб-квест «Путешествие маленькой капельки», экологическая карта мира, схема «Мировой круговорот воды в природе».
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе. Охрана гидросферы.
Способы действий учащегося: планировать свою деятельность, собирать материал по выбранному вопросу, выделять главное, обобщать, анализировать, выявить причинно-следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли; выявить значение воды для человека; выявить свойства воды.
Ценностный компонент урока: выявлять универсальную ценность воды на планете Земля; раскрыть значимость гидросферы; ориентировать учащегося на необходимость охраны гидросферы.
Работа с учебником: работа с иллюстрациями и текстом учебника; работа с вопросами и заданиями.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент | Организация связи. Проверка готовности учащегося к уроку. | Приветствует учителя, демонстрирует готовность к уроку. |
2 | Целеполагание и мотивация | Предлагает учащемуся в ходе беседы сформулировать темуи цель урока. Учитель: Ты бывал на море? Во время каникул хотя бы раз отдыхал на берегу реки? Любишь прогулки в дождь? Гулял когда-либо во время снегопада? Когда-нибудь пил воду из родника? Любишь минеральную воду, а лимонад?… Какое понятие объединяет все вопросы? (Вода!) Именно она станет героиней темы, к изучению которой мы сегодня приступаем. Мы начинаем изучать новую тему «Гидросфера». Постановка перед учащимся проблемного вопроса урока: Много ли воды на Земле? Основная часть нашей жизни протекает на суше, однако ¾ поверхности земного шара заняты водой. Вся вода, окружающая нас, образует единую водную оболочку Земли. Проблемный вопрос урока: Если воды на планете больше чем суши, почему ее не хватает? Чтобы ответить на этот вопрос, что бы вы хотели узнать о воде? (Сколько воды на планете, состав и строение гидросферы) | В ходе беседы с учителем формулирует тему урока, записывает в тетрадь Отвечает на вопросы учителя Отвечает на вопросы учителя Мысленное восприятие проблемной ситуации Отвечает на вопросы учителя; выдвижение предположений путей решения |
3 | Изучение нового материала этапы проекта - планирование, сбор и анализ информации | Организовывает работу учащегося по заданиям веб-квеста с учебником Чтобы ответить на поставленный вопрос необходимо выполнить следующие задания: Задание 1.Выяснить из чего состоит гидросфера? Что входит в состав гидросферы и как распределяется в ней вода? В каких состояниях встречается вода на Земле? | Учащийся работает с текстом учебника, выясняет значение термина гидросфера, сравнивает соотношение отдельных частей гидросферы; выявляет взаимосвязи между составными частями гидросферы. Приходит к выводу: Вывод: Основная часть гидросферы – это соленая вода океанов и морей, только 3% жидкой воды на Земле является пресной. |
Задание 2. Что происходит с водой в природе? Учитель акцентирует внимание учащегося на высказывании известного географа А.А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу, но и проникает в другие её сферы: литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в тесное соприкосновение, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойства. Каким образом? (Благодаря свойствам воды находиться в 3 состояниях) Учитель направляет поисковую деятельность учащегося, добивается полного понимания учащимся процесса и значения Мирового круговорота воды Учитель обращает внимание на то, что слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту, откуда началось движение». Мировой круговорот приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ на Земле. Консультирует работу учащегося по составлению маршрута путешествия капельки воды | Работая с учебником и информацией представленной учителем учащийся определяет важные свойства воды, выясняет понятие «Мировой круговорот воды в природе». На основе просмотра анимации и текста учебника выясняет процесс образования Мирового круговорота, определяет начало круговорота и его этапы. Работает с текстом учебника Демонстрирует понимание процесса круговорота воды в природе Учащийся делает вывод: вода играет важную роль в строении и развитии земных оболочек, а особенности оболочек влияют на состав, свойства и движение воды. Демонстрирует умение описать процесс круговорота воды в свободной форме, творческое применение и добывание знаний в новой ситуации На основе изученного материала учащийся составляет свой маршрут путешествия капельки воды, делает зарисовки в тетради. | ||
Учитель ставит проблемную ситуация перед учащимся, консультирует Задание 3. Во время путешествия капелька может попадать в экологически неблагоприятные районы. Включи в свой маршрут одну из предложенных станций и проведи исследование. Выполняя задание, тебе нужно выяснить что может произойти с капелькой, описать последствия ситуации и предложить пути решения. Какие пути ты можешь предложить, для решения этой проблемы? (Нужно беречь воду, экономить дома, не кидать мусор) | Учащийся выполняет задание, работает с различными источниками информации, ведет поиск и анализ сведений, ведет исследование, оформляет творческий продукт. Самоконтроль, соблюдение временных рамок Учащийся приходит к выводу Вывод: Без воды жизнь на Земле невозможна. Все больше пресной воды используется человеком в промышленности, сельском хозяйстве и личных нуждах, вода загрязняется, поэтому и говорят о проблеме нехватки питьевой воды. Демонстрирует понимание значения воды для природы Земли, предлагает пути решения проблемы загрязнения | ||
4 | Закрепление и обобщение знаний. этап проекта -презентация | Выслушивает представление творческой работы, задает вопросы Выявляет сложные и непонятные моменты для учащегося в изученном материале; определение степени усвоения материала урока | Учащийся представляет и защищает свою творческую работу. Отвечает на вопросы учителя. Выявление сложных и непонятных моментов в изученном материале; определение степени усвоения материала урока |
5 | Итог урока и рефлексия. этап проекта -самооценка | Оценка промежуточных результатов и саморегуляции для повышения мотивации учебной деятельности Организует проведение самоанализа учащегося и самооценки Учитель: Что ты нового узнал для себя на уроке? Как ты, считаешь, где полученные знания тебе могут пригодиться в жизни? Было ли тебе интересно сегодня работать на уроке? Что тебе понравилось на уроке? Какие задания больше понравилось выполнять? | Обобщает полученные знания Высказывает своё мнение Оценивает результативность, качество и уровень знаний с помощью критериев успешности учебной деятельности |
6 | Домашнее задание | Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению | Задают вопросы учителю для уточнения понимания д/з |
Список литературы:
- Герасимова Т.П. География. Начальный курс. 6 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений.-11-е изд.-М.:Дрофа,2011.
- География. Начальный курс 6 класс: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009
- Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс - М.: «ВАКО» 2012.
- Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии (6-10 классы).- М.: Просвещение,1991.
- Веб-квест «Путешествие маленькой капельки» https://sites.google.com/site/putesestvieane/issledovanie
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-375119-1389273295.jpg)
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/21/picture-544437-1574319761.jpg)
Активизация познавательной деятельности на уроках географии через применение опорных схем
Данная статья поможет молодым учителям которые только начинают работать с опорными схемами....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/10/picture-892587-1486744417.jpg)
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках географии и во внеурочной деятельности"
Методические рекомендации об организации проектной деятельности на уроках географии с 5 по 11 класс и во внеурочной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/02/picture-63240-1685681182.jpg)
Опыт применения технологии проектной деятельности на уроках географии
Выступление на муниципальной НПК "Опыт организации проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/03/picture-1233864-1585909371.jpg)
Проектная деятельность на уроках географии. Разработка учителя географии МОУ«Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Старченко М.Г. Учебный проект для учащихся 6 класса.
Проектная деятельность на уроках географии. Разработка учителя географии МОУ«Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Старченко М.Г.Учебный проект для учащихся 6 класса....
Статья по географии на тему: "Проектная деятельность на уроках географии"
Проектная деятельность позволяет повысить эффективность и качество процесса обучения на уроках географии, даёт возможность учащимся работать и мыслить самостоятельно, повышает интерес к предмету....
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/24/picture-1534406-1727159656.png)
Выступление на педсовете «Проектная деятельность на уроках географии. Методика организации проектной деятельности»
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные систе...