Проектная деятельность на уроке географии с применением авторского веб-квеста
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Волкова Светлана Андреевна

Конспект по теме Гидросфера. Мировой круговорот воды (география 6 класс) представляет опыт организации урока в условиях дистанционного обучения с включением обучающихся в проектную деятельность. Так как в 6 классе опыт проектной деятельности у обучающихся небольшой, необходимо заинтересовать и активно включить их в работу. В этом помогает создание и оформление проектов в творческой форме в виде веб-квестов. Данный конспект демонстрирует применение авторского веб-квеста в учебной проектной деятельности. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроке географии с применением авторского веб-квеста

 

Учебная(ые) тема(ы)
(из рабочей программы) класс

Проблемы

(которые интересны обучающимся)

Возможные вопросы
(в формулировках обучающихся)

Тема проекта

Идея проекта

Цель проекта

Гидросфера. Мировой круговорот воды

6 класс

Загрязнение и нехватка питьевой воды на планете

Мировой круговорот воды. Составление маршрута путешествия капельки.

Потребление воды. Способы экономии воды

Если воды на планете больше чем суши, почему ее не хватает?

Как мы используем воду? Много ли воды мы тратим?Сколько воды нужно человеку?

Как сэкономить воду дома?

Путешествие капельки в Мировом океане

Обратить внимание учащихся на нехватку пресной воды, проблемы загрязнения и значении экономии воды в быту

сформировать представление о составе гидросферы и значении Мирового круговорота воды в природе через включение учащегося в проектную деятельность

Визитная карточка

Автор проекта: Волкова С.В. учитель географии ГОУ ЯО Центр помощи детям

Название проекта: Путешествие капельки в Мировом океане

Предметная область: география

Возрастная группа учащихся: 6 класс

Какое время требуется на выполнение проекта:1-2 урока

Материал: авторский веб-квест «Путешествие маленькой капельки»

Актуальность проекта: Проект ориентирован на изучение вопросов связанных с ролью воды в нашей жизни и возможностями экономии воды в быту. Работа над проектом помогает удовлетворить познавательный интерес учащихся, побуждает к поиску дополнительной информации, способствует приобретению навыков работы на компьютере, обогащает их жизнь, опыт, в ходе решения практических задач с помощью наблюдений, измерений, сравнений.

Цель проекта: сформировать представление о составе гидросферы и значении Мирового круговорота воды в природе через включение учащегося в проектную деятельность

Задачи:

  1. Сформировать понимание процесса и значения Мирового круговорота воды
  2. Дать представление об этапах и путях работы в ходе проектной деятельности
  3. Провести мини-исследование, показать необходимость охраны воды от загрязнений, экономии воды

Ожидаемые результаты:

- дети понимают значение Мирового круговорота воды, имеют представление об этапах проектной деятельности

Тип урока: практико-ориентированный (с использованием проектной деятельности)

Методы и приемы организации урока: беседа, поисковый; работа с текстом, рисунками, схемами, таблицей, атласом.

УУД

Познавательные:

-умение собирать материал по выбранному вопросу,

Регулятивные:

-планировать свою деятельность, умение обобщать, выделять главное, выявлять причинно-следственные связи;развивать рефлексивные умения.

Коммуникативные:

-работать самостоятельно и в группах;

-развивать речь учащегося.

Личностные:

-формировать в себе бережное отношение к окружающей природе; оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать:

- основные понятия и термины по теме «Гидросфера»;

- иметь представление о мировом круговороте воды;

- понимать значение воды в природе и жизни людей.

Уметь:

- работать с картами атласа, схемами и рисунками, применять географические знания в жизни.

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Оборудование: учебник, авторский веб-квест «Путешествие маленькой капельки», экологическая карта мира, схема «Мировой круговорот воды в природе».

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе. Охрана гидросферы.

Способы действий учащегося: планировать свою деятельность, собирать материал по выбранному вопросу, выделять главное, обобщать, анализировать, выявить причинно-следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли; выявить значение воды для человека; выявить свойства воды.

Ценностный компонент урока: выявлять универсальную ценность воды на планете Земля; раскрыть значимость гидросферы; ориентировать учащегося на необходимость охраны гидросферы.

Работа с учебником: работа с иллюстрациями и текстом учебника; работа с вопросами и заданиями.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Организация связи. Проверка готовности учащегося к уроку.

Приветствует  учителя, демонстрирует  готовность к уроку.

2

Целеполагание и мотивация

Предлагает учащемуся в ходе беседы сформулировать темуи цель урока.

Учитель: Ты бывал на море? Во время каникул хотя бы раз отдыхал на берегу реки? Любишь прогулки в дождь? Гулял когда-либо во время снегопада? Когда-нибудь пил воду из родника? Любишь минеральную воду, а лимонад?…

Какое понятие объединяет все вопросы? (Вода!) Именно она станет героиней темы, к изучению которой мы сегодня приступаем. Мы начинаем изучать новую тему «Гидросфера».

Постановка перед учащимся проблемного вопроса урока:

Много ли воды на Земле?

Основная часть нашей жизни протекает на суше, однако ¾ поверхности земного шара заняты водой. Вся вода, окружающая нас, образует единую водную оболочку Земли.

Проблемный вопрос урока: Если воды на планете больше чем суши, почему ее не хватает?

Чтобы ответить на этот вопрос, что бы вы хотели узнать о воде? (Сколько воды на планете, состав и строение гидросферы)

В ходе беседы с учителем формулирует тему урока, записывает в тетрадь

Отвечает на вопросы учителя

Отвечает на вопросы учителя

Мысленное восприятие проблемной ситуации

Отвечает на вопросы учителя; выдвижение предположений путей решения

3

Изучение нового материала

этапы проекта - планирование, сбор и анализ информации

Организовывает работу учащегося по заданиям веб-квеста с учебником

Чтобы ответить на поставленный вопрос необходимо выполнить следующие задания:

Задание 1.Выяснить из чего состоит гидросфера? Что входит в состав гидросферы и как распределяется в ней вода? В каких состояниях встречается вода на Земле?

Учащийся работает с текстом учебника, выясняет значение термина гидросфера, сравнивает соотношение отдельных частей гидросферы; выявляет взаимосвязи между составными частями гидросферыПриходит к выводу:

Вывод: Основная часть гидросферы – это соленая вода океанов и морей, только 3% жидкой воды на Земле является пресной.

Задание 2. Что происходит с водой в природе?

Учитель акцентирует внимание учащегося на высказывании известного географа А.А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу, но и проникает в другие её сферы: литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в тесное соприкосновение, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойства. Каким образом? (Благодаря свойствам воды находиться в 3 состояниях)

Учитель направляет поисковую деятельность учащегося, добивается полного понимания учащимся процесса  и значения Мирового круговорота воды

Учитель обращает внимание на то, что слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту, откуда началось движение». Мировой круговорот приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ на Земле.

Консультирует работу учащегося по составлению маршрута путешествия капельки воды

Работая с учебником и информацией представленной учителем учащийся определяет важные свойства воды, выясняет понятие «Мировой круговорот воды в природе». На основе просмотра анимации и текста учебника выясняет процесс образования Мирового круговорота, определяет начало круговорота и его этапы.

Работает с текстом учебника

Демонстрирует понимание процесса круговорота воды в природе

Учащийся делает вывод: вода играет важную роль в строении и развитии земных оболочек, а особенности оболочек влияют на состав, свойства и движение воды.

Демонстрирует умение описать процесс круговорота воды в свободной форме, творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

На основе изученного материала учащийся составляет свой маршрут путешествия капельки воды, делает зарисовки в тетради.

Учитель ставит проблемную ситуация перед учащимся, консультирует

Задание 3. Во время путешествия капелька может попадать в экологически неблагоприятные районы. Включи в свой маршрут одну из предложенных станций и проведи исследование. Выполняя задание, тебе нужно выяснить что может произойти с капелькой, описать последствия ситуации и предложить пути решения.

Какие пути ты можешь предложить, для решения этой проблемы?

(Нужно беречь воду, экономить дома, не кидать мусор)

Учащийся выполняет задание, работает с различными источниками информации, ведет поиск и анализ сведений, ведет исследование, оформляет творческий продукт.

Самоконтроль, соблюдение временных рамок

Учащийся приходит к выводу

Вывод: Без воды жизнь на Земле невозможна. Все больше пресной воды используется человеком в промышленности, сельском хозяйстве и личных нуждах, вода загрязняется, поэтому и говорят о проблеме нехватки питьевой воды.

Демонстрирует понимание значения воды для природы Земли, предлагает пути решения проблемы загрязнения

4

Закрепление и обобщение знаний.

этап проекта -презентация

Выслушивает представление творческой работы, задает вопросы

Выявляет сложные и непонятные моменты для учащегося в изученном материале; определение степени усвоения материала урока

Учащийся представляет и защищает свою творческую работу. Отвечает на вопросы учителя.

Выявление сложных и непонятных моментов в изученном материале; определение степени усвоения материала урока

5

Итог урока и рефлексия.

этап проекта -самооценка

Оценка промежуточных результатов и саморегуляции для повышения мотивации учебной деятельности

Организует проведение самоанализа учащегося и самооценки

Учитель: Что ты нового узнал для себя на уроке?

Как ты, считаешь, где полученные знания тебе могут пригодиться в жизни?

Было ли тебе интересно сегодня работать на уроке?

Что тебе понравилось на уроке?

Какие задания больше понравилось выполнять?

Обобщает полученные знания

Высказывает своё мнение

Оценивает результативность, качество и уровень знаний с помощью критериев успешности учебной деятельности

6

Домашнее задание

Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению

Задают вопросы учителю для уточнения понимания д/з

Список литературы:

  1. Герасимова Т.П. География. Начальный курс. 6 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений.-11-е изд.-М.:Дрофа,2011.
  2. География. Начальный курс 6 класс: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009
  3. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс - М.: «ВАКО» 2012.
  4. Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии (6-10 классы).- М.: Просвещение,1991.
  5. Веб-квест «Путешествие маленькой капельки» https://sites.google.com/site/putesestvieane/issledovanie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей

Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения п...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках географии и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации об организации проектной деятельности на уроках географии с 5 по 11 класс и во внеурочной деятельности...

Опыт применения технологии проектной деятельности на уроках географии

Выступление на муниципальной НПК "Опыт организации проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования"...

Проектная деятельность на уроках географии. Разработка учителя географии МОУ«Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Старченко М.Г. Учебный проект для учащихся 6 класса.

Проектная деятельность на уроках географии. Разработка учителя географии МОУ«Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Старченко М.Г.Учебный проект для учащихся 6 класса....

Статья по географии на тему: "Проектная деятельность на уроках географии"

Проектная деятельность позволяет повысить эффективность и качество процесса обучения на уроках географии, даёт возможность учащимся работать и мыслить самостоятельно, повышает интерес к предмету....

Выступление на педсовете «Проектная деятельность на уроках географии. Методика организации проектной деятельности»

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные систе...