Проектный модуль как система уроков, направленных на измерение и оценивание универсальных учебных действий школьников
методическая разработка по географии (5, 6, 7 класс)
Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую призвана решать прежде всего школа. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых в том числе и при изучении географии.
Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца.
Цель данной работы: расширить представление о модулях в школе.
Для ее достижения рассмотрим проектный модуль, как систему уроков, направленных на оценивание универсальных учебных действий школьников.
Отрефлексируем материал на примере модулей по географии, а обработку результата на примере работы классного руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:
Проектный модуль как система уроков, направленных на измерение и оценивание универсальных учебных действий школьников
Автор работы:
Корж Наталья Викторовна
учитель географии
МОБУ СОШ № 2 Пожарского МР
ВВЕДЕНИЕ
Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую призвана решать прежде всего школа. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых в том числе и при изучении географии.
Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца.
Цель данной работы: расширить представление о модулях в школе.
Для ее достижения рассмотрим проектный модуль, как систему уроков, направленных на оценивание универсальных учебных действий школьников.
Отрефлексируем материал на примере модулей по географии, а обработку результата на примере работы классного руководителя.
I. ПОНЯТИЕ "МОДУЛЬ" В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Школьный модуль - это совокупность частей учебной дисциплины (или дисциплин), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, направленная на формирование одной компетенции или группы родственных компетенций.
Суть модуля - ученики самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигают конкретных целей в процессе самостоятельной работы.
Они имеют у себя инструкцию, в которой определены:
- цель усвоения модуля,
- где найти необходимый учебный и дополнительный материал,
- как овладеть им,
- проверить правильность выполнения работы.
Заканчивается модуль защитой и рефлексией.
Роль учителя заключается в составлении инструкций и уточнении материала при практической самостоятельной работе учеников.
Учитель контролирует и корректирует усвоение знаний, умений, навыков. Эта роль особая, так как учитель в ходе модуля должен оценить сформированность универсальных учебных действий (Приложение 1)
Виды модулей:
1. Модуль-дисциплина. Модуль наполнен крупными тематическими блоками и направлен на формирование одной компетенции (или группы родственных компетенций).
2. Модуль интегрированный. Междисциплинарный модуль, состоящий из нескольких дисциплин. Реализуется несколькими преподавателями.
Типы модулей:
1. Основной.
2. Поддерживающий (необходим для освоения материала основного модуля).
3.Переносящий или практический (переносящий знания на практику).
4. Непрофильный (необязательный).
Уровни модулей:
1. Модуль базового уровня
2. Модуль углубленного уровня
3. Модуль продвинутого уровня
4. Модуль специализированный (углубление знаний и опыта в специальной дисциплине)
Таким образом, модуль- это обособленная с точки зрения результатов обучения часть образовательной программы. Результаты обучения - это сформированные компетенции. Формируется каждая компетенция, как правило, несколькими дисциплинами, которые и составляют модули. Конечно же компетенции иногда пересекают несколько предметных областей, и, наоборот, дисциплины участвуют в формировании разных компетенций тогда такое деление на модули, в ряде случаев, может быть достаточно условным.
II. ПРОЕКТНЫЙ МОДУЛЬ, КАК СИСТЕМА УРОКОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ИЗМЕРЕНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ.
Универсальные учебные действия - совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включающая организацию этого процесса: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4)коммуникативные
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:
1. Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и способ организации.
2. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте освоения разных предметных дисциплин.
3. Формирование универсальных учебных действий должно происходить только в деятельности, при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся .
Проектная и исследовательская деятельность и формируемые УУД
Фазы ПД | Этапы ПД | Универсальные учебные действия |
проектирование | Актуализация | Рефлексия предшествующей деятельности. Анализ ситуации |
Проблематизация | Определение потребности в преодолении противоречия между «знанием» и «незнанием», «умением» и «неумением». Выявление, определение и формулировка проблемы проекта и причин, приводящих к появлению проблемы | |
Целеполагание | Определение и формулировка цели и задач проекта, как направления и способов решения проблемы | |
Планирование | ||
Концептуализация Моделирование | Разработка характеристик проектного результата / продукта, создание модели объекта проектирования, критериев его оценки. Поиск и анализ информации. | |
Реализация Социализация (представление) | Реализация | Создание, получение проектного результата / продукта, корректировка, саморегуляция деятельности. Работа в группе. |
Презентация проекта | Представление и защита полученного проектного продукта и способов его получения, обоснование принятых решений. | |
Оценка Рефлексия | Оценка | Оценка качества проектного результата / продукта по разработанным критериям |
Рефлексия | Оценка проектных действий участников проекта, рефлексия деятельности |
Проектный модуль — раздел рабочей программы учителя, представляющий собой систему уроков, построенную в логике развертывания проектной деятельности обучающихся и направленную на овладение ими определенными универсальными учебными действиями.
Система ожидаемых результатов при реализации проектного модуля
Этап проектной деятельности (проектного модуля) | Ожидаемые результаты с позиции ученика (промежуточный и итоговые) |
Актуализация | Осознан имеющийся опыт |
Проблематизация | Сформулирована проблема |
Целеполагание | Сформулирована цель |
Планирование | Составлен план решения проблемы |
Концептуализация | Определена концепция (образ) будущего продукта |
Моделирование | Создана модель продукта |
Реализация | Создан проектный продукт |
Социализация (презентация продукта) | Представлен продукт |
Оценка | Осуществлена оценка |
Рефлексия | Осуществлена рефлексия |
Примерный план разработки проектного модуля
(системы уроков, направленных на формирование УУД)
1. Предмет\класс
2. Раздел учебной программы, тема
3. Количество учебных часов
4. Планируемые результаты модуля:
Предметные: ...
Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
- Коммуникативные УУД:
- Познавательные УУД:
Личностные:
5. Предметное содержание модуля (краткий конспект из 1-2 абзацев текста)
6. Решаемая предметная проблема проекта (например: не знаем алгоритма выбора профессии; неудобно хранить учебные плакаты в кабинете географии, нет пособия для обучения малышей правилам дорожного движения…)
7. Ожидаемые проектные продукты (например, алгоритм выбора профессии, оформленный в виде плаката; приспособление для хранения плакатов; дидактическая игра по правилам дорожного движения…)
8.Структура модуля
9. Организация деятельности в рамках модуля (таблица)
III. УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ ПО ГЕОГРАФИИ
III.1. МОДУЛЬ ПО ГЕОГРАФИИ В 5-м КЛАССЕ
Метод проектов успешен лишь в том случае, если он идет от ученика. В 5-м классе еще требуется живое участие учителя. Без координации действий учителя работа может зайти в тупик, у детей снизится интерес и возможно совсем сойдет на нет. Чтобы этого не произошло, для модулей лучше брать проектные задачи.
Для решения проектных задач ученикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. Проектная задача носит только групповой характер. Она ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной форме, а в ситуациях, по форме и по содержанию приближенных к реальным.
Для модуля я взяла проектную задачу В.Н. Суслова "О походе в горы"
Характеристика модуля: вид - интегрированный,
тип - практический,
уровень - базовый.
Предмет: география, основы безопасности жизнедеятельности, экономика, математика, русский язык, медицина, смысловое чтение, изо.
Предметная тема: План и карта (чтение карты, умение ориентироваться).
Количество учебных часов: 4( в течение одного дня)
Планируемые результаты модуля:
Предметные: у учащихся в процессе работы над задачей появится интерес к географии, начнет формироваться картографическая компетенция.
Метапредметные: коммуникативные :учащиеся научатся договариваться и принимать коллективное решение с другими участниками деятельности, высказывать суждения, подтверждая их фактами ; регулятивные: работать в соответствии с поставленной задачей,; познавательные: работать с текстовым и нетекстовым компонентом, устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные: проявлять интерес к информации в задании, высказанной членами группы; уметь оценивать эту информацию
Предметное содержание модуля: группа получает папку с распечатанными документами. Пошагово выполняя задание, ребята пополнят папку, применяя УУД.
Ожидаемый проектный продукт: результат расследования, проведенный ребятами и оформленный в виде экспертного заключения.
Организация деятельности в рамках модуля: (Приложение 2)
III.2. МОДУЛЬ ПО ГЕОГРАФИИ В 6-м КЛАССЕ
Характеристика модуля: вид - интегрированный,
тип - практический,
уровень - базовый.
Предмет: география 6 класс, математика, английский язык, изо.
Предметная тема: План и карта (ориентирование, чтение карты, знание условных знаков).
Количество учебных часов: 2( в течение одного дня)
Планируемые результаты проекта:
Предметные: учащиеся на практике отработают умение чтения планов, определение направления по местным признакам.
Метапредметные: коммуникативные :учащиеся научатся формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы: договариваться и принимать коллективное решение с другими участниками деятельности. ; регулятивные: организовывать выполнение задания по предложенному плану; познавательные: работать с нетекстовым компонентом.
Личностные: развитие коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе практической деятельности.
Предметное содержание проекта: Группа получает план, где крестиком обозначено место спрятанной капсулы. План надо сориентировать, дополнить условные знаки. В капсуле номер задания, где через математические примеры зашифрован экологический лозунг на английском языке. Сделав перевод, ребята рисуют плакат по теме.
Предметная проблема проекта: Для поиска капсулы необходимо на местности сориентировать карту. Но мы никогда этого не делали. Так ли это сложно?
Ожидаемый проектный продукт: экологический плакат, по теме, определенной лозунгом на английском языке.
Организация деятельности в рамках проекта: (Приложение 3)
III.3. МОДУЛЬ ПО ГЕОГРАФИИ В 7-м КЛАССЕ.
Характеристика модуля: вид - интегрированный,
тип - практический,
уровень - базовый.
Предмет: География материков и океанов. 7класс.
Предметная тема: Страны Азии
Количество учебных часов: 5
Планируемые результаты проекта:
Предметные: учащиеся в процессе разработки проекта продолжат знакомство со Азии, их культурой, традициями;
Метапредметные: учащиеся при помощи учителя: сформулируют проблему и цель проекта; осуществят поиск информации в различных источниках; составят план реализации проекта; составят перечень критериев для оценки продукта; осуществят оценку и рефлексию проектной деятельности; продемонстрируют умение сотрудничать: договариваться и принимать коллективное решение с другими участниками деятельности.
Личностные: проявят умение выбирать информацию и поведение, оценивая с точки зрения пользы, целесообразности; умение отказываться от определенных действий (как последствие выбора), умение критично относиться к своему продукту.
Предметное содержание проекта: Группа выбирает себе страну для представления; находят информацию о быте и культуре. Выбирают особенное (жилище, одежда, блюдо, танец), выбирают способ представления. Готовят его.
Предметная проблема проекта: Чтобы быть ближе к культуре народов, надо попробовать окунуться в его обычаи и традиции. Так как поехать за границу может не каждый, надо найти способ "погружения".
Ожидаемый проектный продукт: Творческий отчет о быте и культуре стран Азии
Структура проекта:
Фазы проекта | № занятия |
проектирование | 1 |
реализация | 2-4 |
рефлексия | 5 |
Организация деятельности в рамках проекта: (Приложение 4)
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Как классный руководитель 6 "А" класса по итогам модуля работаю с таблицами сформированности УУД (Приложение 1)
Сравниваю результаты 2017-2018 учебного года с прошлыми показателями (Приложение 5). Из таблицы видно на какие УУД надо обратить внимание в следующем году. Работая с методическими рекомендациями, нахожу методы формирования и возможные способы контроля несформированных умений:
Умение | Методы формирования | Возможные способы контроля |
Личностные компетенции | ||
Сформированность учебно-познавательного интереса | Формирование познавательной мотивации | Наблюдение за проявлением отношения к воспринимаемой информации |
Эмоциональная отзывчивость | Задачи на идентификацию личностных позиций, самоопределение. Задания на оценку необходимости и достаточности информации или условий в соотношении с личностной значимостью проблемы или действия. | Задания на оценку полученной информации относительно своей личностной позиции |
Регулятивные действия | ||
Целеполагание | Упражнения на постановку целей в учебной и внеурочной деятельности: "Что должно получиться в результате?", формирование культуры постановки цели | Анализ целевых установок |
Планирование | Обобщение способа решения (выполнения) заданий определенного типа, самостоятельное осознанное построение алгоритма выполнения действий, вывод правил, формул для последующего использования | Задания на выполнение правил или алгоритма, выстроенного на поисковом этапе решения |
Контроль и коррекция | Анализ ошибок в динамике: есть ли повторяющиеся ошибки | Задания на корректировку и построение выводов на будущее ("самонаставлений") |
Саморегуляция | Создание мотивации, использование постановки целей, выбора средств и построения алгоритма действия как условий, необходимых для начала действия | Наблюдение за организацией действий и поведения; задания на рефлексию |
Задачи на упорядочивание приоритетов с точки зрения актуальности действия и степени готовности к его выполнению | Наблюдение за организацией деятельности; задания на рефлексию собственной деятельности | |
Познавательные действия | ||
Умение перерабатывать информацию (делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи) | Задачи на соотнесение, сравнение, обобщение, абстракцию, на установление связей "причина-следствие", "род-вид", "часть-целое"; аргументацию, систематизацию | Задания на соотнесение, сравнение, обобщение, абстракцию, на установление связей "причина-следствие", "род-вид", "часть-целое"; аргументацию, систематизацию |
Коммуникативные действия | ||
Умение оформить свою мысль в устную форму | Задания на построение речевых высказываний -инструкций, понятных другим | Анализ речевых высказываний(устных и письменных) с точки зрения правильности их построения. |
Полученные данные доношу до сведения учителей-предметников для дальнейшей совместной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, ответственный, толерантный, умеющий самостоятельно видеть и решать проблемы, постоянно осваивающий новое, эффективно работающий в команде - вот те качества, которыми должен обладать современный человек, чтобы реализовать себя и быть успешным.
Модуль позволяет оценить универсальные умения и компетентности школьников, определить несформированные умения, чтобы в дальнейшем откорректировать и улучшить результаты учащихся, научить учиться - познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими.
При разработке модуля необходимо усложнять характер деятельности учащихся. В 5-м классе предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
В 6-м классе учащиеся выполняют задания по предложенному плану. Но материалы к заданиям они добывают самостоятельно, применяя знания, практические умения и навыки по разным предметам.
В 7-м классе учащиеся при помощи учителя формулируют проблему и цель проекта, составляют перечень критериев для оценки продукта. Но самостоятельно осуществят поиск информации в различных источниках, составляют план реализации проекта, осуществляют оценку и рефлексию проектной деятельности.
Во всех примерах модулей учащиеся демонстрируют умение сотрудничать: договариваются и принимают коллективное решение, так как работают в группе.
В целом проблема формирования умений относится к числу наиболее сложных в практике любого учителя. Одна из причин этого положения состоит в том, что овладение умениями во многих случаях объективно труднее для учащихся, чем усвоение знаний, и от учителя здесь требуется хорошее знание методики и целенаправленная работа.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Баринова И.И. Методическое пособие к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина "География. Начальный курс. 5 класс" - М.:Дрофа,2015.
2. Кошелева М.Е. Деятельностная парадигма стандартов второго поколения. Учитель Приморья.2010. №1.
3. Справочник учителя географии/ авт.-сост. А.Д. Ступникова и др.- Волгоград: Учитель, 2012.
4. Суслов В.Н. Проводим расследование. Проектные задачи. 3-4 класс: учебно-методическое пособие/ В.Н. Суслов.- Ростов н/Д: Легион, 2013.
5. Филимонова О. Система универсальных умений и компетентностей. Учительская газета. 2013. №2 (10447).
https://drofa-ventana.ru/material/proektnyy-modul-kak-sistema-urokov-napravlennyh-na-formirovanie-uud/
http://docplayer.ru/42201113-Proektnyy-modul-kak-sistema-urokov-napravlennyh-na-formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-shkolnikov.html https://sites.google.com/site/urokigeografii/moduli-9-klass-1
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица сформированности УУД в 5 "А" классе 2016-2017 уч.год
№ | Показатели сформированности универсальных учебных действий | ||||||||||||||||||
I.Сформированность личностных УУД | II.Сформированность регулятивных УУД | III.Сформированность познавательных УУД | IV.Сформированность коммуникативных УУД | ||||||||||||||||
1.1 Сформированность учебно-познавательного интереса | 1.2 Принятие и соблюдение норм школьного поведения | 1.3 Самооценка | 1.5 Эмоциональная отзывчивость | 2.1 Действие целеполагания | 2.2 Действие планирования | 2.3 Действия контроля и коррекции | 2.5 Саморегуляция | 3.1 Умение добывать новые знания,находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке | 3.2 Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем | 3.3 Умение делать выводы | 3.5 Группировка и классификация объектов | 3.6 Установление причинно-следственных связей | 3.7 Умение выявить аналогии на предметном материале | 3.8 Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем | 4.1 Умение работать в паре и группе | 4.2 Умение оформлять свою мысль в устной речи | 4.3 Умение выразительно читать и пересказывать текст | ||
1 | Б. Анна | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
2 | Г. Артем | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
3 | Г. Макар | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||
4 | З. Андрей | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
5 | И. Егор | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
6 | К.Ариана | + | + | + | + | ||||||||||||||
7 | К. Анастасия | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
8 | К. Дарья | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||
9 | К. Алина | + | + | + | + | + | |||||||||||||
10 | К. Жанна | + | + | + | + | + | |||||||||||||
11 | К. Артем | + | + | ||||||||||||||||
12 | К. Алина | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
13 | Л. Анна | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
14. | Л. Виктор | + | + | ||||||||||||||||
15 | Н. Тимофей | + | + | + | |||||||||||||||
16 | П. Иван | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
17 | П. Анна | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
18 | П. Анна | + | |||||||||||||||||
19 | Р. Анастасия | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
20 | С. Анна | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
21 | С. Екатерина | + | + | + | |||||||||||||||
22 | С. Анна | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
23 | С. Валентина | + | + | + | + | + | |||||||||||||
24 | Т. Богдан | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
25 | У. Елизавета | + | + | + | + | ||||||||||||||
26 | Х. Дарья | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||
27 | Х. Артем | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
28 | Ш. Валерия | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
29 | Ш. Никита | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
30 | Щ. Данил | + | |||||||||||||||||
22 | 20 | 10 | 8 | 11 | 4 | 8 | 5 | 30 | 20 | 13 | 12 | 5 | 12 | 17 | 24 | 22 | 23 | ||
Средний балл по классу | 3,6 | 3,3 | 1,6 | 1,3 | 1,8 | 0,6. | 1,3 | 0,8 | 5 | 3,3 | 2,1 | 2 | 0,8 | 3,3 | 2,8 | 4 | 3,6 | 3,8 | |
% | 73 | 66 | 33 | 26 | 36 | 13 | 26 | 16 | 100 | 66 | 43 | 40 | 16 | 40 | 56 | 80 | 73 | 76 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОГО МОДУЛЯ 5 класс
часы | Этап П.Д. | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Промежуточный, конечный результат |
1. | актуа-лиза- ция | - Организует вводную беседу об особенностях проблемных задач - Высказывает мнение об индивидуализации ,особом творческом подходе при выполнении работы | Участвуют в беседе Знакомятся с материалами учителя Обсуждают творческие подходы | создана проблемная ситуация |
проб- лема- тиза- ция | Создает условия для формулировки проблемы: - готовы ли вы решать задачи? - что вам для этого нужно? | -Высказывают готовность - Перечисляют необходимые им принадлежности | сформулирована проблема | |
целе- полага- ние | Подводит учащихся к постановке цели: -Мы сформулировали проблему, что нужно сделать, чтобы ее решить? - как это можно сделать? Предлагает разбиться на группы | Участвуют в постановке цели: оформить экспертное заключение. Фиксируют цель в тетради. Разбиваются на группы. | поставлена цель. | |
2-3 | реали- зация | Роль наблюдателя, консультативная помощь группам по их просьбе | ||
4 | предс-тавле-ние | Организует представление экспертного заключения и дополнительных материалов | Защищают проект. | отрефлексирован приобретенный опыт |
рефлек- сия | Организует рефлексию (индивидуальную и общую) проектной деятельности | Осуществляют рефлексию |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОГО МОДУЛЯ в 6-м классе
часы | Этап П.Д. | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Промежуточный, конечный результат |
0,5 | актуа-лиза- ция | - Организует вводную беседу о парковом уроке. Раздает планы местности, знакомит с инструкциями. - Высказывает мнение о технике работы с планами | Участвуют в беседе Знакомятся с материалами учителя Обсуждают, вспоминают известное | создана проблемная ситуация |
проблема тизация | Создает условия для формулировки проблемы: - готовы ли вы работать ? - что вам нужно для выполнения заданий? | Выражают готовность, просят компас, цветные карандаши, листы | сформулирована проблема | |
целе- полага- ние | Подводит учащихся к постановке цели: -Мы сформулировали проблему, что нужно сделать, чтобы ее решить? - как это можно сделать? Предлагает работать в малых группах | Участвуют в постановке цели: найти капсулу и выполнить задание. Фиксируют план работы Разбиваются на группы. | поставлена цель. | |
концеп- туали- зация | Обращает внимание на темы лозунгов, предлагает конкретизировать , что будут освещать в своих творческих отчетах. Для оценивания продукта предлагает разработать критерии для оценивания продукта. | Выдвигают критерии: быстрота, верность, аккуратность | определен образ будущего продукта | |
1 | реали- зация | Роль наблюдателя, консультативная помощь группам по их просьбе | ||
0,5 | предс-тавле-ние | Организует представление проектного продукта | Защищают плакат. | отрефлексирован приобретенный опыт |
рефлек- сия | Организует рефлексию (индивидуальную и общую) проектной деятельности | Осуществляют рефлексию |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОГО МОДУЛЯ 7 класс
№ за- ня- тия | Этап П.Д. | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Промежу- точный, конечный результат | Д/з |
1. | актуа-лиза- ция | - Организует вводную беседу об особенностях быта стран Азии. О близости культуры к нашему региону. Показывает презентации о странах учеников прошлых лет - Высказывает мнение о подобии, нехватке творчества, особого подхода при выполнении работ | Участвуют в беседе Знакомятся с материалами учителя Обсуждают творческие подходы | создана проблемная ситуация | |
проб- лема- тиза- ция | Создает условия для формулировки проблемы: - готовы ли вы сделать что-то особенное? - что вам для этого нужно? | -Участвуют в формулировке проблемы: рассказать о странах, используя свои творческие способности и умения - фиксируют проблемы в тетради | сформули- рована проблема | ||
целе- полага- ние | Подводит учащихся к постановке цели: -Мы сформулировали проблему, что нужно сделать, чтобы ее решить? - как это можно сделать? Цель объемная, предлагает разбиться на группы | Участвуют в постановке цели: Организовать театрализованное представление о странах Азии. Фиксируют цель в тетради. Разбиваются на группы. | поставлена цель. | ||
концеп- туали- зация | Обращает внимание на работы учеников прошлых лет, предлагает конкретизировать , что будут освещать в своих творческих отчетах. Предлагает ученикам в группах выбрать страну для дальнейшей работы: - как человек осуществляет выбор? Что для этого необходимо? (критерии) - по каким критериям вы будете выбирать? - какие для вас наиболее важные (доступность информации) | Обсуждают, делают вывод: жилище, блюдо, танец. Выдвигают критерии. Выбирают страну | определен образ будущего продукта (план) | ||
Организует обсуждение опережающего домашнего задания (найти, зафиксировать...) | Распределяют задание между членами группы | Собирают информа- цию | |||
2-4 | реали- зация | Роль наблюдателя, консультативная помощь группам по их просьбе | Учат движения Делают презен-тации. Готовят блюдо | ||
5 | предс-тавле-ние | Организует представление проектного продукта | Защищают проект. | отрефлекси- рован приобретен- ный опыт | |
рефлек- сия | Организует рефлексию (индивидуальную и общую) проектной деятельности | Осуществляют рефлексию |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Таблица динамики сформированности УУД
Учебный год | Показатели сформированности универсальных учебных действий | ||||||||||||||||||
I. Сформированность личностных УУД | II. Сформированность регулятивных УУД | III. Сформированность познавательных УУД | IV. Сформированность коммуникативных УУД | ||||||||||||||||
1.1 Сформированность учебно-познавательного интереса | 1.2 Принятие и соблюдение норм школьного поведения | 1.3 Самооценка | 1.5 Эмоциональная отзывчивость | 2.1 Действие целеполагания | 2.2 Действие планирования | 2.3 Действия контроля и коррекции | 2.5 Саморегуляция | 3.1 Умение добывать новые знания,находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке | 3.2 Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем | 3.3 Умение делать выводы | 3.5 Группировка и классификация объектов | 3.6 Установление причинно-следственных связей | 3.7 Умение выявить аналогии на предметном материале | 3.8 Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем | 4.1 Умение работать в паре и группе | 4.2 Умение оформлять свою мысль в устной речи | 4.3 Умение выразительно читать и пересказывать текст | ||
2016-2017 | Средний балл по классу | 3,6 | 3,3 | 1,6 | 1,3 | 1,8 | 0,6. | 1,3 | 0,8 | 5 | 3,3 | 2,1 | 2 | 0,8 | 3,3 | 2,8 | 4 | 3,6 | 3,8 |
% | 73 | 66 | 33 | 26 | 36 | 13 | 26 | 16 | 100 | 66 | 43 | 40 | 16 | 40 | 56 | 80 | 73 | 76 | |
2017-2018 | Средний балл по классу | 3,2 | 4,1 | 3 | 2,3 | 2,3 | 2,3 | 2,3 | 1 | 5 | 4,1 | 2,7 | 4,2 | 1,2 | 4,1 | 4,1 | 4,8 | 3,5 | 4,1 |
% | 64 | 82 | 60 | 46 | 46 | 46 | 46 | 21 | 100 | 82 | 53 | 85 | 25 | 82 | 82 | 96 | 71 | 82 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-210952-1361971598.jpg)
Игровые технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников
Использование игры на уроках английского языка в урочной и внеурочной деятельности актуально и отвечает современным требованиям ФГОС. Преимуществом игр является то, что они дают возможность использова...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/19/picture-141239-1384851226.jpg)
Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников средствами проектной деятельности предмета информатики
Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников средствами проектной деятельности предмета информатики...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/19/picture-492313-1537361319.jpg)
ГРУППОВАЯ РАБОТА НА ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОМ УРОКЕ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ
публикация на тему"Групповая работа на проблемно-далогическом уроке истории как средство азвития коммуникативных универсальных учебных действий школьников"...
Диагностический инструментарий для измерения уровня развития универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС ООО
В даном инструментарии представлены материалы для диагностики уровня развития универсальных учебных действий учащихся, обучающихся по ФГОС ООО...
Статья "Формы оценивания универсальных учебных действий школьников основного общего образования"
Проблема оценивания деятельности обучающихся и объективность оценивания была и остается актуальной по сегодняшний день.В статье рассматриваются различные формы и подходы к формированию...
Опыт педагогической деятельности "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"
Педагогический опыт по теме "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-144421-1353001200.jpg)
Проект "Создание буктрейлеров как способ активизации читательского интереса и формирования универсальных учебных действий школьников в рамках организации проектной деятельности"
Проект направлен на привитие интереса к чтению и формирование УУД обучающихся через создание буктрейлеров, посвященных программным произведениям и произведениям досугового характера....