Проектный модуль как система уроков, направленных на измерение и оценивание универсальных учебных действий школьников
методическая разработка по географии (5, 6, 7 класс)

Корж Наталья Викторовна

Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности.  Это требование времени, социальная задача, которую призвана решать прежде всего школа. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых в том числе и при изучении географии.

Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца.

Цель данной работы: расширить представление о модулях в школе.

Для ее достижения рассмотрим проектный модуль, как систему уроков, направленных на оценивание универсальных учебных действий школьников.

Отрефлексируем материал на примере модулей по географии, а обработку результата на примере работы классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnyy_modul.docx59.84 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

Проектный модуль  как система уроков, направленных на измерение и оценивание универсальных учебных действий школьников

Автор работы:

Корж Наталья Викторовна

учитель географии

МОБУ СОШ № 2 Пожарского МР

ВВЕДЕНИЕ

Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности.  Это требование времени, социальная задача, которую призвана решать прежде всего школа. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых в том числе и при изучении географии.

Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца.

Цель данной работы: расширить представление о модулях в школе.

Для ее достижения рассмотрим проектный модуль, как систему уроков, направленных на оценивание универсальных учебных действий школьников.

Отрефлексируем материал на примере модулей по географии, а обработку результата на примере работы классного руководителя.

I. ПОНЯТИЕ "МОДУЛЬ"  В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Школьный модуль - это совокупность частей учебной дисциплины (или дисциплин), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения,  направленная на формирование одной компетенции или группы родственных компетенций.

Суть модуля - ученики самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигают  конкретных целей  в процессе самостоятельной  работы.

Они имеют у себя инструкцию, в которой определены:

- цель усвоения модуля,

- где найти необходимый учебный и дополнительный материал,

- как овладеть им,

- проверить правильность выполнения работы.

Заканчивается модуль  защитой и   рефлексией.

Роль учителя заключается в  составлении инструкций и  уточнении материала при практической самостоятельной работе учеников.

Учитель контролирует  и корректирует  усвоение знаний, умений, навыков. Эта роль особая, так как учитель в ходе модуля должен  оценить сформированность универсальных учебных действий (Приложение 1)

Виды модулей:

1. Модуль-дисциплина. Модуль наполнен крупными тематическими блоками и направлен на формирование одной компетенции (или группы родственных компетенций).

2. Модуль интегрированный. Междисциплинарный модуль, состоящий из нескольких дисциплин. Реализуется несколькими преподавателями.

Типы модулей:

1. Основной.

2. Поддерживающий (необходим для освоения материала основного модуля).

3.Переносящий или практический (переносящий знания на практику).

4. Непрофильный (необязательный).

Уровни модулей:

1. Модуль базового уровня

2. Модуль углубленного уровня

3. Модуль продвинутого уровня

4. Модуль специализированный (углубление знаний и опыта в специальной дисциплине)

Таким образом, модуль- это обособленная с точки зрения результатов обучения часть образовательной программы. Результаты обучения - это сформированные компетенции. Формируется каждая компетенция, как правило, несколькими дисциплинами, которые и составляют модули. Конечно же компетенции иногда пересекают несколько предметных областей, и, наоборот, дисциплины участвуют в формировании разных компетенций тогда такое деление на модули, в ряде случаев, может быть достаточно условным.

II. ПРОЕКТНЫЙ МОДУЛЬ, КАК СИСТЕМА УРОКОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ИЗМЕРЕНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ.

Универсальные учебные действия - совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включающая организацию этого процесса: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4)коммуникативные

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

 1. Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и способ организации.

2. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте освоения разных предметных дисциплин.

3. Формирование универсальных учебных действий должно происходить только в деятельности, при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся .

Проектная и исследовательская деятельность  и формируемые УУД

Фазы ПД

Этапы ПД

Универсальные учебные действия

проектирование

Актуализация

Рефлексия предшествующей деятельности. Анализ ситуации

Проблематизация

Определение потребности в преодолении противоречия между «знанием» и «незнанием», «умением» и «неумением». Выявление, определение и формулировка проблемы проекта и причин, приводящих к появлению проблемы

Целеполагание

Определение и формулировка цели и задач проекта, как направления и способов решения проблемы

Планирование

Концептуализация Моделирование

Разработка характеристик проектного результата / продукта, создание модели объекта проектирования, критериев его оценки. Поиск и анализ информации.

Реализация

Социализация (представление)

Реализация

Создание, получение проектного результата / продукта, корректировка, саморегуляция деятельности. Работа в группе.

Презентация проекта

Представление и защита полученного проектного продукта и способов его получения, обоснование принятых решений.

Оценка

Рефлексия

Оценка

Оценка качества проектного результата / продукта по разработанным критериям

Рефлексия

Оценка проектных действий участников проекта, рефлексия деятельности

Проектный модуль — раздел рабочей программы учителя, представляющий собой систему уроков, построенную в логике развертывания проектной деятельности обучающихся и направленную на овладение ими определенными универсальными учебными действиями.

Система ожидаемых результатов при реализации проектного модуля

Этап проектной деятельности (проектного модуля)

Ожидаемые результаты с позиции ученика (промежуточный и итоговые)

Актуализация

Осознан имеющийся опыт

Проблематизация

Сформулирована проблема

Целеполагание

Сформулирована цель

Планирование

Составлен план решения проблемы

Концептуализация

Определена концепция (образ) будущего продукта

Моделирование

Создана модель продукта

Реализация

Создан проектный продукт

Социализация (презентация продукта)

Представлен продукт

Оценка

Осуществлена оценка

Рефлексия

Осуществлена рефлексия

Примерный  план разработки проектного модуля

(системы уроков, направленных на формирование УУД)

1. Предмет\класс

2. Раздел учебной программы, тема

3. Количество учебных часов

4. Планируемые результаты модуля:

 Предметные: ...

Метапредметные:

 - Регулятивные УУД:

 - Коммуникативные УУД:

 - Познавательные УУД:

Личностные:

5. Предметное содержание модуля (краткий конспект из 1-2 абзацев текста)

6. Решаемая предметная проблема проекта (например: не знаем алгоритма выбора профессии; неудобно хранить учебные плакаты в кабинете географии, нет пособия для обучения малышей правилам дорожного движения…)

7. Ожидаемые проектные продукты (например, алгоритм выбора профессии, оформленный в виде плаката; приспособление для хранения плакатов; дидактическая игра по правилам дорожного движения…)

8.Структура модуля

9. Организация деятельности в рамках модуля (таблица)

III. УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ ПО ГЕОГРАФИИ

III.1. МОДУЛЬ ПО ГЕОГРАФИИ В 5-м КЛАССЕ

Метод проектов успешен лишь в том случае, если он идет от ученика. В 5-м классе еще требуется  живое  участие учителя. Без координации действий учителя работа может зайти в тупик, у детей снизится интерес и возможно совсем сойдет на нет. Чтобы этого не произошло, для модулей лучше брать проектные задачи.

Для решения проектных задач ученикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. Проектная задача носит только групповой характер. Она  ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной форме, а в ситуациях, по форме и по содержанию приближенных к реальным.

Для модуля я взяла проектную задачу  В.Н. Суслова "О походе в горы"

Характеристика модуля: вид - интегрированный,

                                              тип - практический,

                                              уровень - базовый.

Предмет: география,  основы безопасности жизнедеятельности, экономика, математика, русский язык, медицина, смысловое чтение, изо.

Предметная тема: План и карта (чтение карты, умение ориентироваться).

Количество учебных часов: 4( в течение одного дня)

 Планируемые  результаты модуля:

Предметные:  у учащихся в процессе работы над задачей появится интерес к географии, начнет формироваться картографическая компетенция.

Метапредметные:  коммуникативные :учащиеся  научатся договариваться и принимать коллективное решение с другими участниками деятельности, высказывать суждения, подтверждая их фактами ; регулятивные: работать в соответствии с поставленной задачей,; познавательные: работать с текстовым и нетекстовым компонентом, устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные: проявлять интерес к информации в задании, высказанной членами группы;  уметь оценивать эту информацию

Предметное содержание модуля: группа  получает папку с распечатанными документами. Пошагово выполняя задание, ребята пополнят папку, применяя УУД.

Ожидаемый проектный продукт: результат расследования, проведенный ребятами и оформленный в виде экспертного  заключения.

Организация деятельности в рамках модуля: (Приложение 2)

III.2. МОДУЛЬ ПО ГЕОГРАФИИ В 6-м КЛАССЕ

Характеристика модуля: вид - интегрированный,

                                              тип - практический,

                                              уровень - базовый.

Предмет: география 6 класс, математика, английский язык, изо.

Предметная тема: План и карта (ориентирование, чтение карты, знание условных знаков).

Количество учебных часов: 2( в течение одного дня) 

Планируемые  результаты проекта:

Предметные: учащиеся на практике отработают умение чтения планов, определение направления по местным признакам.

Метапредметные:  коммуникативные :учащиеся научатся формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы: договариваться и принимать коллективное решение с другими участниками деятельности.  ; регулятивные: организовывать выполнение задания по предложенному плану; познавательные: работать с нетекстовым компонентом.

Личностные: развитие коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе практической деятельности.

Предметное содержание проекта: Группа получает план, где крестиком обозначено место спрятанной капсулы. План надо сориентировать, дополнить условные знаки. В капсуле номер задания, где через математические примеры зашифрован экологический лозунг на английском языке. Сделав перевод, ребята рисуют плакат по теме.

Предметная проблема проекта: Для  поиска капсулы необходимо на местности сориентировать карту. Но мы никогда этого не делали. Так ли это сложно?

Ожидаемый проектный продукт: экологический плакат, по теме, определенной лозунгом на английском языке.

Организация деятельности в рамках проекта: (Приложение 3)

III.3. МОДУЛЬ ПО ГЕОГРАФИИ В 7-м КЛАССЕ.

Характеристика модуля: вид - интегрированный,

                                              тип - практический,

                                              уровень - базовый.

Предмет: География материков и океанов. 7класс.

Предметная тема: Страны Азии

Количество учебных часов: 5

Планируемые  результаты проекта:

Предметные: учащиеся в процессе разработки проекта продолжат знакомство со Азии, их культурой, традициями;

Метапредметные:  учащиеся при помощи учителя:  сформулируют проблему и цель проекта;  осуществят поиск информации в различных источниках;  составят план реализации проекта;  составят перечень критериев для оценки продукта;  осуществят оценку и рефлексию проектной деятельности;  продемонстрируют умение сотрудничать: договариваться и принимать коллективное решение с другими участниками деятельности.

Личностные: проявят умение выбирать информацию и поведение, оценивая с точки зрения пользы, целесообразности; умение отказываться от определенных действий (как последствие выбора), умение критично относиться к своему продукту.

Предметное содержание проекта: Группа выбирает себе страну для представления; находят информацию о быте и культуре. Выбирают особенное  (жилище, одежда, блюдо, танец), выбирают способ представления. Готовят его.

Предметная проблема проекта: Чтобы быть ближе к культуре народов, надо попробовать окунуться в его обычаи и традиции. Так как поехать за границу может не каждый, надо найти способ "погружения".

Ожидаемый проектный продукт: Творческий отчет о быте и культуре стран Азии

Структура проекта:

Фазы проекта

№ занятия

проектирование

1

реализация

2-4

рефлексия

5

Организация деятельности в рамках проекта: (Приложение 4)

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Как классный руководитель 6 "А" класса по итогам модуля работаю с таблицами сформированности УУД (Приложение 1)

Сравниваю результаты 2017-2018 учебного года с прошлыми показателями (Приложение 5).  Из таблицы видно на какие УУД надо обратить внимание в следующем году. Работая с методическими рекомендациями, нахожу методы формирования и возможные способы контроля  несформированных  умений:

Умение

Методы формирования

Возможные способы контроля

Личностные компетенции

Сформированность учебно-познавательного интереса

Формирование познавательной мотивации

Наблюдение за проявлением отношения к воспринимаемой информации

Эмоциональная отзывчивость

Задачи на идентификацию личностных позиций, самоопределение.

Задания на оценку необходимости и достаточности информации или условий в соотношении с личностной значимостью проблемы или действия.

Задания на оценку полученной информации относительно своей личностной позиции

Регулятивные действия

Целеполагание

Упражнения на постановку целей в учебной и внеурочной деятельности: "Что должно получиться в результате?", формирование культуры постановки цели

Анализ целевых установок

Планирование

Обобщение способа решения (выполнения) заданий определенного типа, самостоятельное осознанное построение алгоритма выполнения действий, вывод правил, формул для последующего использования

Задания на выполнение правил или алгоритма, выстроенного на поисковом этапе решения

Контроль и коррекция

Анализ ошибок в динамике: есть ли повторяющиеся ошибки

Задания на корректировку и построение выводов на будущее ("самонаставлений")

Саморегуляция

Создание мотивации, использование постановки целей, выбора средств и построения алгоритма действия как условий, необходимых для начала действия

Наблюдение за организацией действий и поведения; задания на рефлексию

Задачи на упорядочивание приоритетов с точки зрения актуальности действия и степени готовности к его выполнению

Наблюдение за организацией деятельности; задания на рефлексию собственной деятельности

Познавательные действия

Умение перерабатывать информацию (делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи)

Задачи на соотнесение, сравнение, обобщение, абстракцию, на установление связей "причина-следствие", "род-вид", "часть-целое"; аргументацию, систематизацию

Задания на соотнесение, сравнение, обобщение, абстракцию, на установление связей "причина-следствие", "род-вид", "часть-целое"; аргументацию, систематизацию

Коммуникативные действия

Умение оформить свою мысль в устную форму

Задания на построение речевых высказываний -инструкций, понятных другим

Анализ речевых высказываний(устных и письменных) с точки зрения правильности их построения.

Полученные данные доношу до сведения учителей-предметников  для дальнейшей совместной  работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, ответственный, толерантный, умеющий самостоятельно видеть и решать проблемы, постоянно осваивающий новое, эффективно работающий в команде - вот те качества, которыми должен обладать современный человек, чтобы реализовать себя и быть успешным.

Модуль позволяет оценить универсальные умения и компетентности школьников, определить несформированные умения, чтобы в дальнейшем  откорректировать  и  улучшить результаты учащихся, научить учиться - познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими.

При разработке модуля необходимо усложнять характер деятельности учащихся. В 5-м классе предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

 В 6-м классе учащиеся выполняют задания по предложенному плану. Но материалы  к заданиям они добывают самостоятельно, применяя знания, практические умения и навыки  по разным предметам.

В 7-м классе учащиеся при помощи учителя формулируют проблему и цель проекта, составляют перечень критериев для оценки продукта.  Но самостоятельно   осуществят поиск информации в различных источниках, составляют план реализации проекта,  осуществляют  оценку и рефлексию проектной деятельности.  

Во всех примерах модулей учащиеся демонстрируют умение сотрудничать: договариваются и принимают коллективное решение, так как работают в группе.  

В целом проблема формирования умений относится к числу наиболее сложных в практике любого учителя. Одна из причин этого положения состоит в том, что овладение умениями во многих случаях объективно труднее для учащихся, чем усвоение знаний,  и от учителя здесь требуется хорошее знание методики и целенаправленная работа.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ  РЕСУРСОВ

1. Баринова И.И. Методическое пособие к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина "География. Начальный курс. 5 класс" - М.:Дрофа,2015.

2. Кошелева М.Е. Деятельностная парадигма стандартов второго поколения. Учитель Приморья.2010. №1.

3. Справочник учителя географии/ авт.-сост. А.Д. Ступникова и др.- Волгоград: Учитель, 2012.

4. Суслов В.Н. Проводим расследование. Проектные задачи. 3-4 класс: учебно-методическое пособие/ В.Н. Суслов.- Ростов н/Д: Легион, 2013.

5. Филимонова О. Система универсальных умений и компетентностей. Учительская газета. 2013. №2 (10447).

https://drofa-ventana.ru/material/proektnyy-modul-kak-sistema-urokov-napravlennyh-na-formirovanie-uud/

http://docplayer.ru/42201113-Proektnyy-modul-kak-sistema-urokov-napravlennyh-na-formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-shkolnikov.html https://sites.google.com/site/urokigeografii/moduli-9-klass-1


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица сформированности УУД  в  5 "А" классе 2016-2017 уч.год

Показатели сформированности универсальных учебных действий

I.Сформированность личностных УУД

II.Сформированность регулятивных УУД

III.Сформированность

познавательных УУД

IV.Сформированность коммуникативных УУД

1.1 Сформированность учебно-познавательного интереса

1.2 Принятие и соблюдение норм школьного поведения

1.3 Самооценка

1.5 Эмоциональная отзывчивость

2.1 Действие целеполагания

2.2 Действие планирования

2.3 Действия контроля и коррекции

2.5 Саморегуляция

3.1 Умение добывать новые знания,находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

3.2 Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем

3.3 Умение делать выводы

3.5 Группировка и классификация объектов

3.6 Установление причинно-следственных связей

3.7 Умение выявить аналогии на предметном материале

3.8 Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем

4.1 Умение работать в паре и группе

4.2 Умение оформлять свою мысль в устной речи

4.3 Умение выразительно читать и пересказывать текст

1

Б. Анна

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Г. Артем

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Г. Макар

+

+

+

+

+

+

+

+

4

З. Андрей

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

И. Егор

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6

К.Ариана

+

+

+

+

7

К. Анастасия

+

+

+

+

+

+

+

+

+

8

К. Дарья

+

+

+

+

+

+

+

+

9

К. Алина

+

+

+

+

+

10

К. Жанна

+

+

+

+

+

11

К. Артем

+

+

12

К. Алина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

13

Л. Анна

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

14.

Л. Виктор

+

+

15

Н. Тимофей

+

+

+

16

П. Иван

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

17

П. Анна

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

18

П. Анна

+

19

Р. Анастасия

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

20

С. Анна

+

+

+

+

+

+

+

21

С. Екатерина

+

+

+

22

С. Анна

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

23

С. Валентина

+

+

+

+

+

24

Т. Богдан

+

+

+

+

+

+

+

+

+

25

У. Елизавета

+

+

+

+

26

Х. Дарья

+

+

+

+

+

+

+

+

27

Х. Артем

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

28

Ш. Валерия

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

29

Ш. Никита

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

30

Щ. Данил

+

22

20

10

8

11

4

8

5

30

20

13

12

5

12

17

24

22

23

Средний балл по классу

3,6

3,3

1,6

1,3

1,8

0,6.

1,3

0,8

5

3,3

2,1

2

0,8

3,3

2,8

4

3,6

3,8

%

73

66

33

26

36

13

26

16

100

66

43

40

16

40

56

80

73

76


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОГО МОДУЛЯ 5 класс

часы

Этап

П.Д.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Промежуточный,

конечный результат

1.

актуа-лиза-

ция

- Организует вводную беседу об особенностях проблемных задач  

- Высказывает мнение об индивидуализации ,особом творческом  подходе при выполнении работы

Участвуют в беседе

Знакомятся с материалами учителя

Обсуждают творческие подходы

создана проблемная ситуация

проб-

лема-

тиза-

ция

Создает условия для формулировки проблемы:

- готовы ли вы решать задачи?

- что вам для этого нужно?

-Высказывают готовность

- Перечисляют необходимые им принадлежности

сформулирована

проблема

целе-

полага-

ние

Подводит учащихся к постановке цели:

-Мы сформулировали проблему, что нужно сделать, чтобы  ее решить?

- как это можно сделать?

 Предлагает разбиться на группы

Участвуют в постановке цели: оформить экспертное заключение. Фиксируют цель в тетради.

Разбиваются на группы.

поставлена

цель.

2-3

реали-

зация

Роль наблюдателя, консультативная помощь группам по их просьбе

4

предс-тавле-ние

Организует представление экспертного заключения и дополнительных материалов

Защищают проект.

отрефлексирован  приобретенный опыт

рефлек-

сия

Организует рефлексию (индивидуальную  и  общую) проектной деятельности

Осуществляют рефлексию

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОГО МОДУЛЯ в 6-м классе

часы

Этап

П.Д.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Промежуточный,

конечный результат

0,5

актуа-лиза-

ция

- Организует вводную беседу о парковом уроке. Раздает  планы местности, знакомит с инструкциями.

- Высказывает мнение о технике работы с планами

Участвуют в беседе

Знакомятся с материалами учителя

Обсуждают, вспоминают известное

создана проблемная ситуация

проблема

тизация

Создает условия для формулировки проблемы:

- готовы ли вы работать ?

- что вам нужно для выполнения заданий?

Выражают готовность, просят компас, цветные карандаши, листы

сформулирована

проблема

целе-

полага-

ние

Подводит учащихся к постановке цели:

-Мы сформулировали проблему, что нужно сделать, чтобы  ее решить?

- как это можно сделать?

Предлагает работать в малых группах

Участвуют в постановке цели: найти капсулу и выполнить задание.

Фиксируют план работы

Разбиваются на группы.

поставлена

цель.

концеп-

туали-

зация

Обращает внимание на темы лозунгов, предлагает конкретизировать , что будут освещать в своих творческих отчетах.

Для оценивания продукта предлагает разработать критерии для оценивания продукта.

Выдвигают критерии: быстрота, верность, аккуратность

определен образ будущего продукта

1

реали-

зация

Роль наблюдателя, консультативная помощь группам по их просьбе

0,5

предс-тавле-ние

Организует представление проектного  продукта

Защищают плакат.

отрефлексирован  приобретенный опыт

рефлек-

сия

Организует рефлексию (индивидуальную  и  общую) проектной деятельности

Осуществляют рефлексию

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОГО МОДУЛЯ 7 класс

за-

ня-

тия

Этап

П.Д.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Промежу-

точный,

конечный результат

Д/з

1.

актуа-лиза-

ция

- Организует вводную беседу об особенностях быта стран Азии. О близости культуры к нашему региону.

Показывает презентации о странах учеников прошлых лет

- Высказывает мнение о подобии, нехватке творчества, особого подхода при выполнении работ

Участвуют в беседе

Знакомятся с материалами учителя

Обсуждают творческие подходы

создана проблемная ситуация

проб-

лема-

тиза-

ция

Создает условия для формулировки проблемы:

- готовы ли вы сделать что-то особенное?

- что вам для этого нужно?

-Участвуют в формулировке проблемы: рассказать о странах, используя свои творческие способности и умения

- фиксируют проблемы в тетради

сформули-

рована

проблема

целе-

полага-

ние

Подводит учащихся к постановке цели:

-Мы сформулировали проблему, что нужно сделать, чтобы  ее решить?

- как это можно сделать?

Цель объемная, предлагает разбиться на группы

Участвуют в постановке цели: Организовать театрализованное представление о странах Азии.

Фиксируют цель в тетради.

Разбиваются на группы.

поставлена

цель.

концеп-

туали-

зация

Обращает внимание на работы учеников прошлых лет, предлагает конкретизировать , что будут освещать в своих творческих отчетах.

Предлагает ученикам в группах выбрать страну для дальнейшей работы: - как человек осуществляет выбор? Что для этого необходимо? (критерии)

- по каким критериям вы будете выбирать?

- какие для вас наиболее важные (доступность  информации)

Обсуждают, делают вывод: жилище, блюдо, танец.

Выдвигают критерии.

Выбирают страну

определен образ будущего продукта (план)

Организует обсуждение опережающего домашнего задания (найти, зафиксировать...)

Распределяют задание между членами группы

Собирают информа-

цию

2-4

реали-

зация

Роль наблюдателя, консультативная помощь группам по их просьбе

Учат движения

Делают презен-тации.

Готовят

блюдо

5

предс-тавле-ние

Организует представление проектного  продукта

Защищают проект.

отрефлекси-

рован  приобретен-

ный опыт

рефлек-

сия

Организует рефлексию (индивидуальную  и  общую) проектной деятельности

Осуществляют рефлексию

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Таблица динамики сформированности УУД  

Учебный год

Показатели сформированности универсальных учебных действий

I. Сформированность личностных УУД

II. Сформированность регулятивных УУД

III. Сформированность

познавательных УУД

IV. Сформированность коммуникативных УУД

1.1 Сформированность учебно-познавательного интереса

1.2 Принятие и соблюдение норм школьного поведения

1.3 Самооценка

1.5 Эмоциональная отзывчивость

2.1 Действие целеполагания

2.2 Действие планирования

2.3 Действия контроля и коррекции

2.5 Саморегуляция

3.1 Умение добывать новые знания,находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

3.2 Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем

3.3 Умение делать выводы

3.5 Группировка и классификация объектов

3.6 Установление причинно-следственных связей

3.7 Умение выявить аналогии на предметном материале

3.8 Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем

4.1 Умение работать в паре и группе

4.2 Умение оформлять свою мысль в устной речи

4.3 Умение выразительно читать и пересказывать текст

2016-2017

Средний балл по классу

3,6

3,3

1,6

1,3

1,8

0,6.

1,3

0,8

5

3,3

2,1

2

0,8

3,3

2,8

4

3,6

3,8

%

73

66

33

26

36

13

26

16

100

66

43

40

16

40

56

80

73

76

2017-2018

Средний балл по классу

3,2

4,1

3

2,3

2,3

2,3

2,3

1

5

4,1

2,7

4,2

1,2

4,1

4,1

4,8

3,5

4,1

%

64

82

60

46

46

46

46

21

100

82

53

85

25

82

82

96

71

82


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников

Использование игры на уроках английского языка в урочной и внеурочной деятельности актуально и отвечает современным требованиям ФГОС. Преимуществом игр является то, что они дают возможность использова...

Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников средствами проектной деятельности предмета информатики

Формирование познавательных универсальных       учебных действий школьников средствами   проектной деятельности предмета информатики...

ГРУППОВАЯ РАБОТА НА ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОМ УРОКЕ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ

публикация на тему"Групповая работа на проблемно-далогическом уроке истории как средство азвития коммуникативных универсальных учебных действий школьников"...

Диагностический инструментарий для измерения уровня развития универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС ООО

В даном инструментарии представлены материалы для диагностики уровня развития универсальных учебных действий учащихся, обучающихся по ФГОС ООО...

Статья "Формы оценивания универсальных учебных действий школьников основного общего образования"

Проблема  оценивания деятельности обучающихся и объективность оценивания была и остается актуальной по сегодняшний день.В статье рассматриваются различные формы и подходы к формированию...

Опыт педагогической деятельности "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"

Педагогический опыт по теме "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"...

Проект "Создание буктрейлеров как способ активизации читательского интереса и формирования универсальных учебных действий школьников в рамках организации проектной деятельности"

Проект направлен на привитие интереса к чтению и формирование УУД обучающихся через создание буктрейлеров, посвященных программным произведениям и произведениям досугового характера....