конспект урока географии в 11 классе на тему: "Китай".
план-конспект урока по географии (11 класс)
Конспект урока географии в 11 классе на тему: "Китай"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока географии в 11 классе на тему: "Китай". | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 11 классе.
Тема: "КИТАЙ"
Цели: Сформировать целостное представление и Китае;
Продолжить развивать умение самостоятельно работать с различными
источниками;
Проверить качество усвоения знаний на уроке;
Расширить знания учащихся о КНР, тем самым привить интерес к
изучаемой теме.
Оборудование: карты Китая (физическая, экономическая), сообщения
учащихся, раздаточный материал (приложение)
Тип урока: урок - изучение нового материала с элементами практикума.
План:
1. Территория, границы, положение.
2. Государственная символика.
3. Государственное устройство. Политическая система.
4. Население.
5. Хозяйство:
- промышленность;
- транспорт;
- сельское хозяйство.
Ход урока:
Изучение нового материала:
1. Территория. Границы. Положение.
-Китай, официальное название Китайская Народная Республика, сокращенно КНР- государство в Восточной Азии, крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1 млрд.300млн. чел.), занимает третье место по размерам территории в мире.
Китай расположен в Центральной и Восточной Азии, на западном побережье Тихого океана. КНР омывается Бохайским заливом, Жёлтым, Восточно - Китайским и Южно - Китайским морями. В прибрежной зоне насчитывается более 5000 островов, среди которых самые крупные - Тайвань и тропический остров - Хайнань.
Рельеф Китая на западе высокогорный, а по мере приближения к морю постепенно понижается. Эта особенность рельефа благоприятна, т.к. позволяет влажным потокам морского воздуха проникать вглубь страны, с другой стороны, она обусловила течение большинства китайских рек с запада на восток. Крупнейшими реками являются Янцзы и Хуанхэ. Общая протяжённость рек в Китае - 220 тысяч км. Китай граничит с
14 государствами.
Задание: - пользуясь картой атласа (с. 2-3), назовите эти страны;
- сравните Китай по числу стран - соседей с Россией;
- по карте Китая в атласе определите, с какими государствами эта
страна имеет сухопутные границы.
2. Государственная символика (Сообщение учащихся)
Герб КНР был принят в 1950г. Он состоит из изображения Ворот Небесного Спокойствия - входа в Запретный город с площади Таньаньмэнь в Пекине - в красном кругу.
Над изображением Ворот располагаются пять звёзд, как на гос. флаге КНР. Круг обрамляют колосья пшеницы, отражающие маоистскую философию аграрной революции. В центре нижней части обрамления расположено зубчатое колесо, символизирующее промышленных рабочих. В центре герба изображена площадь в городе Пекине, на которой возвышаются ворота Тяньаньмэнь, что в переводе означает "Ворота Небесного спокойствия". Эти ворота символизируют древние традиции китайского народа.
Флаг КНР ("Пятизвёздный Красный Флаг") был разработан Зен Лиансоном, экономистом и актёром из провинции Чжэцзян. Флаг был учреждён 1 октября 1949г. на Народном политическом консультативном совете. Его основной цвет - красный цвет коммунизма. В левом верхнем углу помещена пятиконечная жёлтая звезда, обрамлённая дугой из четырёх меньших звёзд. Крупная звезда олицетворяет лидерство коммунистической партии. 4 звезды символизируют 4 класса: рабочих, крестьян, мещан (интеллигенцию) и патриотических капиталистов.
3. Государственное устройство. Политическая система.
(Сообщение учащихся)
Китайская цивилизация - одна из старейших в мире. Её возраст составляет 5 тыс. лет. Территория Китая регулярно подвергалась нашествиям извне, но большинство захватчиков рано или поздно подвергались китаизации и ассимилировались в китайский этнос.
После образования КНР в декабре 1949г. были приняты 4 Конституции (1954,1975, 1978 и 1982). В соответствии с Конституцией Китайской Народной Республики (декабрь 1982г), КНР - социалистическое государство демократической диктатуры народа.
Высший законодательный орган гос. власти - Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), состоящее из 2979 депутатов, избираемых региональными собраниями народных представителей сроком на 5 лет. Его постоянно действующий орган - Постоянный комитет. Глава государства - Председатель (или президент), избирается Всекитайским собранием народных представителей на 5 лет.
Законодательный орган - однопалатное Всекитайское собрание народных представителей.
Исполнительная власть (правительство) - Государственный совет. Его состав и председатель (Премьер Госсовета) утверждаются ВСНП. С 1949г. правящей являлась Китайская коммунистическая партия. Согласно Конституции 1982 года, Китай - социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян.
В пределы территории Китая входит 22 провинции, 5 автономных районов и 4 города центрального подчинения - Пекин, Шанхай, Тяньцзинь и Чунцин.
4. Население.
По этническому составу большинство населения Китая составляют китайцы (самоназвание - "хань") В китайском языке 7 основных диалектов, различия между ними настолько велики, что при разговоре жители северных и южных провинций с трудом понимают друг друга. Для объяснения они пользуются единой иероглифической письменностью, которая доступна китайцам, говорящим на разных диалектах. Китайская иероглифическая письменность насчитывает 50 тыс. знаков, в том числе наиболее употребительных 7 тыс. Оканчивающий начальную школу должен знать 3,5 тыс. иероглифов; количество чёрточек в каждом из них может доходить до 30. Каждый иероглиф китайского языка произносится под определённым музыкальным тоном. При этом в зависимости от тона многие слова, произносимые с помощью одних и тех же звуков, могут иметь совершенно различные значения. Слог "ма", произнесённый первым тоном, означает "мама", вторым - "конопля", третьим - "лошадь", четвёртым - "ругать"
Китай - многонациональное государство. Официально в Китае насчитывается 56 национальностей.
Китай занимает 1-е место в мире по численности населения (свыше 1 млрд 300млн чел.) Это страна с относительно низкой рождаемостью, низкой смертностью, низким естественным приростом. Тем не менее, Китай страдает от перенаселённости, поэтому в стране проводится демографическая политика, направленная на снижение рождаемости. Если бы она не проводилась, численность населения Китая росла бы ещё более высокими темпами. Сначала официально разрешалось делать аборты и стерилизацию; затем были жёстко ограничены возраст вступления в брак (для женщин до 20, для мужчин до 22 лет), были продуманы материальные поощрения и наказания. Народ Китая живёт под демографическим девизом: один ребёнок в семье, одна супружеская пара - один ребёнок, народ без братьев и сестёр. Те супружеские пары, которые ограничиваются одним ребёнком, получают материальные льготы, пользуются преимуществом при получении жилья, места в садике и т.д. Если в семье более двух детей, на неё налагается штраф до 1,5 тыс. юаней, увольнение с работы, принудительная стерилизация и т.д.
Есть и ещё одна проблема: заводя одного ребёнка, многие семьи предпочитают, чтобы это был именно мальчик. Поэтому через 15-20 лет миллионам молодых мужчин будет просто не на ком жениться.
Замедление роста населения положительно сказалось на экономической ситуации в Китае, однако страна начала резко стареть. В скором времени молодёжи будет сложно обеспечивать многочисленных пенсионеров, считают экономисты.
4. Экономика.
Хотя Китай называет себя социалистическим государством, его экономика развивается по рыночному пути, а мотором экономического роста являются частные предприятия. В соответствии с Конституцией Китая, частная собственность является "неприкосновенной", а государственная - "священной".
Начиная с 1980г. китайская экономика растёт в среднем на 15% в год.
Работа в группах:
" Промышленность (1 группа)
Задание: на основании анализа атласа (с.16-21, 33), таблиц Приложения учебника и дополнительного материала (Приложение 2) дайте характеристику промышленности Китая.
" Транспорт (2 группа)
Задание: на основании анализа карты атласа "Транспорт" (с.22) и дополнительного материала (Приложение3) дайте характеристику транспорта Китая.
" Сельское хозяйство (3группа)
Задание: на основании анализа карты атласа "Сельское хозяйство" (с.22), дополнительного материала (Приложение 4) и задания 11 на с. 267 учебника дайте характеристику сельскому хозяйству КНР.
Выступления групп.
Выводы.
Домашнее задание:
1.Прочитать о Китае (с. 235-241)
2.Выполнить задание 12, с. 267 учебника
3.Подготовить сообщения:
"Экологические проблемы Китая и Японии";
"Великий шёлковый путь (Китай)";
"Японское экономическое чудо".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"
Материалы викторины "К неведомым землям" могут быть использованы как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...
Конспект урока географии в 7 классе о теме "Как мы будем изучать географию в 7 классе".
Конспект урока географии в 7 классе " Как мы будем изучать географию в 7 классе" составлена по учебнику А.И.Алексеева "География. Страны и континенты. 7 класс", УМК "Полярная зве...
Конспект урока географии в 5 классе по теме "География: древняя и современная наука" в рамках УМК "Сферы"
Тип урока: Вводный урок.Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека....
География.11 класс.Тема: "Китай"
Тема: "КИТАЙ" Цели: Сформировать целостное представление и Китае; Продолжить развивать умение самостоятельно работать с раз...
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...
Конспект урока географии в 8 классе "Как география изучает хозяйство"
На конкретных примерах учащиеся знакомятся с понятиями "условия" и "факторы размещения" предприятий. Работая в группах, применяют полученные знания при решении проблемн...