конспект урока географии в 11 классе на тему: "Китай".
план-конспект урока по географии (11 класс)

Конспект урока географии в 11 классе на тему: "Китай"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок географии в 11 классе.  

 Тема: "КИТАЙ"  

Цели: Сформировать целостное представление и Китае;

            Продолжить развивать умение самостоятельно работать с различными

            источниками;

            Проверить качество усвоения знаний на уроке;

            Расширить знания учащихся о КНР, тем самым привить интерес к

           изучаемой теме.

Оборудование: карты Китая (физическая, экономическая), сообщения

                            учащихся, раздаточный материал (приложение)

Тип урока: урок - изучение нового материала с элементами практикума.

План:

1.        Территория, границы, положение.

2.        Государственная символика.

3.        Государственное  устройство. Политическая система.

4.        Население.

5.        Хозяйство:

- промышленность;

- транспорт;

- сельское хозяйство.

Ход урока:

Изучение нового материала:

1.        Территория. Границы. Положение.

  -Китай, официальное название Китайская Народная Республика, сокращенно КНР- государство в Восточной Азии, крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1 млрд.300млн. чел.), занимает третье место по размерам территории в мире.  

 Китай расположен в Центральной и Восточной Азии, на западном побережье Тихого океана. КНР омывается Бохайским заливом, Жёлтым, Восточно - Китайским и Южно - Китайским морями. В прибрежной зоне насчитывается более 5000 островов, среди которых самые крупные - Тайвань и тропический остров - Хайнань.

      Рельеф Китая на западе высокогорный, а по мере приближения к морю постепенно понижается. Эта особенность рельефа благоприятна, т.к. позволяет влажным потокам морского воздуха проникать вглубь страны, с другой стороны, она обусловила течение большинства китайских рек с запада на восток. Крупнейшими реками являются Янцзы и Хуанхэ. Общая протяжённость рек в Китае - 220 тысяч км. Китай граничит с  

14 государствами.

Задание: - пользуясь картой атласа (с. 2-3), назовите эти страны;

                 - сравните Китай по числу стран - соседей с Россией;

                 - по карте Китая в атласе определите, с какими государствами эта

                   страна имеет сухопутные границы.

2.        Государственная символика (Сообщение учащихся)

  Герб КНР был принят в 1950г. Он состоит из изображения Ворот Небесного Спокойствия - входа в Запретный город с площади Таньаньмэнь в Пекине - в красном кругу.

   Над изображением Ворот располагаются пять звёзд, как на гос. флаге КНР. Круг обрамляют колосья пшеницы, отражающие маоистскую философию аграрной революции. В центре нижней части обрамления расположено зубчатое колесо, символизирующее промышленных рабочих. В центре герба изображена площадь в городе Пекине, на которой возвышаются ворота Тяньаньмэнь, что в переводе означает "Ворота Небесного спокойствия". Эти ворота символизируют древние традиции китайского народа.

  Флаг КНР ("Пятизвёздный Красный Флаг") был разработан Зен Лиансоном, экономистом и актёром из провинции Чжэцзян. Флаг был учреждён 1 октября 1949г. на Народном политическом консультативном совете. Его основной цвет - красный цвет коммунизма. В левом верхнем углу помещена пятиконечная жёлтая звезда, обрамлённая дугой из четырёх меньших звёзд. Крупная звезда олицетворяет лидерство коммунистической партии. 4 звезды символизируют 4 класса: рабочих, крестьян, мещан (интеллигенцию) и патриотических капиталистов.

3.        Государственное устройство. Политическая система.

      (Сообщение учащихся)

  Китайская цивилизация - одна из старейших в мире. Её возраст составляет 5 тыс. лет. Территория Китая регулярно подвергалась нашествиям извне, но большинство захватчиков рано или поздно подвергались китаизации и ассимилировались в китайский этнос.

  После образования КНР в декабре 1949г. были приняты 4 Конституции (1954,1975, 1978 и 1982). В соответствии с Конституцией Китайской Народной Республики (декабрь 1982г), КНР - социалистическое государство демократической диктатуры народа.

  Высший законодательный орган гос. власти - Всекитайское  собрание народных представителей (ВСНП), состоящее из 2979 депутатов, избираемых региональными собраниями народных представителей сроком на 5 лет. Его постоянно действующий орган - Постоянный комитет. Глава государства - Председатель (или президент), избирается Всекитайским собранием народных представителей на 5 лет.

  Законодательный орган - однопалатное Всекитайское собрание народных представителей.

  Исполнительная власть (правительство) - Государственный совет. Его состав и председатель (Премьер Госсовета) утверждаются ВСНП. С 1949г. правящей являлась Китайская коммунистическая партия. Согласно Конституции 1982 года, Китай - социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян.

В пределы территории Китая входит 22 провинции, 5 автономных районов и 4 города центрального подчинения - Пекин, Шанхай, Тяньцзинь и Чунцин.

4. Население.

  По этническому составу большинство населения Китая составляют китайцы (самоназвание - "хань") В китайском языке 7 основных диалектов, различия между ними настолько велики, что при разговоре жители северных и южных провинций с трудом понимают друг друга. Для объяснения они пользуются единой иероглифической письменностью, которая доступна китайцам, говорящим на разных диалектах.  Китайская иероглифическая письменность насчитывает 50 тыс. знаков, в том числе наиболее употребительных 7 тыс.  Оканчивающий начальную школу должен знать 3,5 тыс. иероглифов; количество чёрточек в каждом из них может доходить до 30. Каждый иероглиф китайского языка произносится под определённым музыкальным тоном. При этом в зависимости от тона многие слова, произносимые с помощью одних и тех же звуков, могут иметь совершенно различные значения. Слог "ма", произнесённый первым тоном, означает "мама", вторым - "конопля", третьим - "лошадь", четвёртым - "ругать"

  Китай - многонациональное государство. Официально в Китае насчитывается 56 национальностей.

  Китай занимает 1-е место в мире по численности населения (свыше 1 млрд 300млн чел.) Это страна с относительно низкой рождаемостью, низкой смертностью, низким естественным приростом. Тем не менее, Китай страдает от перенаселённости, поэтому в стране проводится демографическая политика, направленная на снижение рождаемости. Если бы она не проводилась, численность населения Китая росла бы ещё более высокими темпами. Сначала официально разрешалось делать аборты и стерилизацию; затем были жёстко ограничены возраст вступления в брак (для женщин до 20, для мужчин до 22 лет), были продуманы материальные поощрения и наказания. Народ Китая живёт под демографическим девизом: один ребёнок в семье, одна супружеская пара - один ребёнок, народ без братьев и сестёр. Те супружеские пары, которые ограничиваются одним ребёнком, получают материальные льготы, пользуются преимуществом при получении жилья, места в садике и т.д. Если в семье более двух детей, на неё налагается штраф до 1,5 тыс. юаней, увольнение с работы, принудительная стерилизация и т.д.

  Есть и ещё одна проблема: заводя одного ребёнка, многие семьи предпочитают, чтобы это был именно мальчик. Поэтому через 15-20 лет миллионам молодых мужчин будет просто не на ком жениться.

  Замедление роста населения положительно сказалось на экономической ситуации в Китае, однако страна начала резко стареть. В скором времени молодёжи будет сложно обеспечивать многочисленных пенсионеров, считают экономисты.

4.        Экономика.

  Хотя Китай называет себя социалистическим государством, его экономика развивается по рыночному пути, а мотором экономического роста являются частные предприятия. В соответствии с Конституцией Китая, частная собственность является "неприкосновенной", а государственная - "священной".

 Начиная с 1980г. китайская экономика растёт в среднем на 15% в год.

  Работа в группах:

"        Промышленность (1 группа)

Задание: на основании анализа атласа (с.16-21, 33), таблиц Приложения учебника и дополнительного материала (Приложение 2) дайте характеристику промышленности Китая.

"        Транспорт (2 группа)

Задание: на основании анализа карты атласа "Транспорт" (с.22) и дополнительного материала (Приложение3) дайте характеристику транспорта Китая.

"        Сельское хозяйство (3группа)

Задание: на основании анализа карты атласа "Сельское хозяйство" (с.22), дополнительного материала (Приложение 4) и задания 11 на с. 267 учебника дайте характеристику сельскому хозяйству КНР.

  Выступления групп.

  Выводы.

Домашнее задание:

1.Прочитать о Китае (с. 235-241)

 2.Выполнить задание 12, с. 267 учебника

 3.Подготовить сообщения:

       "Экологические проблемы Китая и Японии";

       "Великий шёлковый путь (Китай)";

       "Японское экономическое чудо".  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии в 7 классе о теме "Как мы будем изучать географию в 7 классе".

Конспект урока географии в 7 классе " Как мы будем изучать географию в 7 классе" составлена  по учебнику А.И.Алексеева "География.  Страны и континенты. 7 класс", УМК "Полярная зве...

Конспект урока географии в 5 классе по теме "География: древняя и современная наука" в рамках УМК "Сферы"

Тип урока: Вводный урок.Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования  представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека....

География.11 класс.Тема: "Китай"

Тема: "КИТАЙ" Цели: Сформировать целостное представление и Китае;            Продолжить развивать умение самостоятельно работать с раз...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...

Конспект урока географии в 8 классе "Как география изучает хозяйство"

На  конкретных примерах  учащиеся знакомятся с понятиями "условия" и "факторы размещения" предприятий. Работая в группах, применяют полученные знания при решении проблемн...