Технологическая карта урока на тему "Четыре строки, но целая жизнь. Частушка" 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Данная технологическая карта поможет учителю в введении новго материала по теме "Частушка". Подходит для учащихся 6 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt3.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Косарева Екатерина Александровна, ГБОУ школа №634

Технологическая карта урока

Класс :6

Предмет: литература

Тема урока: Четыре строки, но целая жизнь. Частушка.

Тип урока: новых знаний

Цель: познакомить с новым жанром устного народного творчества; сформировать положительную мотивацию к изучению фольклора; развивать творческие способности.

Задачи:

  • Учить включать лексику, обозначающую эмоции и чувства, в активный словарный запас;
  • Проанализировать выражения чувств в русской классике;
  • Пробовать определить, зачем писатель обращается к чувствам при написании художественного текста;
  • Учить умению говорить о собственном чувстве и переживании.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Знать определение частушки как жанру фольклора;
  • Уметь определять основные особенности частушки,
  • Знать особенности строения и основные законы построения частушки.

Регулятивные:

  • Ставить перед собой задачу
  • Анализировать свою деятельность с точки зрения поставленной задачи,
  • Оценивать свою деятельность

Познавательные:

  • Уметь идентифицировать частушки среди других жанров фольлора,

Коммуникативные:

  • Вести диалог с учащимися, учителем,
  • Высказывать и аргументировать свое мнение.
  • Развивать  творческое  мышления,
  • Совершенствовать культуру речи,
  • Развивать интерес.

Ресурсы урока: раздаточный материал, слайды, подготовленные учителем, методические рекомендации.

Ход урока

Содержание работы учителя

Содержание работы учащихся

Активное целеполагание

  • Психологическая минутка: учитель интересуется психологическим настроем учащихся через игру «Покажи настроение»
  • Рассказывает притчу «Все в твоих руках». В ней звучит тема урока, но не полностью.
  • Учащиеся прослушивают притчу и догадываются, о каком жанре идет речь.

Четыре строки, но целая жизнь. Частушка.

5 минут

Мотивация познавательной деятельности

В форме диалога организует обсуждение учебной задачи

Рассуждая о возможном результате, формируют учебную задачу

Организация работы с информацией

  • Организовывает работу теоретического блока: с помощью ключевых слов, которые появляются на слайде, учитель подводит учащихся к основным определениям частушки:

Значение слова. Тематика. Автор. Характер. Восприятие читателем. Познавательная задача.

  • На основе жизненного опыта и при помощи ключевых слов-подсказок учащиеся составляют письменное высказывание.
  • 1-2 учащихся устно представляют свое высказывание
  • Остальные дополняют ответы.

Примерные ответы учащихся: жанр устного народного творчества; короткая, о любви, о быте, о семье, автора нет, создает народ, несет народную мудрость и др.

7 минут

Организация работы с информацией

  • Организовывает работу учащихся, подготовивших индивидуальное сообщение.
  • Выдает дополнительный материал: дополнительные названия частушек
  • Ставит задачу: подумать и выбрать из всех представленных вариантов, как еще могла называться частушка.
  • Индивидуальное сообщение на тему «Название частушки».
  • Остальные учащиеся проводят письменную работу, записывая названия частушек.
  • Работа в парах: выбирают дополнительные названия частушек (ПОГУДКА, СКАКУХА).

5 минут

Психологическая пауза:  прослушивание частушек, подготовленных учащимися (под музыку) 3 минуты

Продолжение работы по систематизации материала

  • Продолжает работу по прослушиванию индивидуальных сообщений.
  • Организовывает игру после прослушивания сообщения «Верю – Не верю»:

Верите ли вы, что частушка появилась в глубокой древности?

Верите ли вы, что частушки возникли в мужской среде?

Верите ли вы, что термин «частушка» появился в народе?

Верите ли вы, что некоторые частушки поются с припевом?

Верите ли вы, что в некоторых местах России частушки вообще не поют?

Верите ли вы, что слово «частушка» вошло в словари многих языков без перевода?

  • Индивидуальные сообщения двух учащихся
  • Письменная работа остальных учащихся (конспектирование)
  • Игра в игру «Верю-не верю»:

Примерные ответы учащихся:

Нет, первое упоминание относится ко 2 половине 19 века.

Да, первоначально собирались парни тесным кружком и горланили их.

Нет, впервые он введён в  литературу писателем Г.Успенским.

Да, частушка совершенно отсутствует на Дону, т.к. казаки пренебрежительно относились к российским лапотникам, поэтому не перенимали жанр частушки, да они и не нужны были, т.к. в это время у казаков выше, чем в Центральной России, была развита плясовая культура, заменявшая частушки.

Да, это слово, как и слова «матрёшка», «самовар» иноязычные словари не переводят.

15 минут

Психологическая разгрузка: исполнение частушек классным ансамблем 4 минут

Этап работы с информацией

  • Предлагает вспомнить художественно-изобразительные средства, которые уже известные учащимся.
  • Работа с художественной формой частушки: учитель приводит пример частушки

  • Задает проблемный вопрос: Почему же частушка легко запоминается?
  • Рисует на доске виды рифм, дает определения рифм
  • Приводят примеры тропов: эпитет, метафора, повтор, символ, гипербола.
  • Учащиеся прослушивают пример частушки и определяют троп.

Примерные ответы детей:

Милый мой – душистый ландыш,

А я – розовый цветок.  ( сравнение, эпитет);

Ах вы, звездочки, скажите

С кем ушел мой дорогой. (обращение)

Мое сердце бьется-бьется,

Словно в морюшке вода. (гипербола, сравнение).

  • Рассуждают над вопросом, приводят примерные ответы: есть рифма и ритм.
  • Запись за учителем. Находят в учебнике примеры рифм (кольцевая, парная)

8 минут

Подведение итогов. Рефлексия

  • Возвращает учащихся к теме урока и задает проблемный вопрос: Почему же четыре строки, но целая жизнь?
  • Проводит рефлексию: Что было интересно? Над чем надо поработать еще?
  • Рассуждают над проблемным вопросом.
  • Рефлексируют. Отвечают на поставленные вопросы.

5 минут

Диагностика планируемых  результатов: творческое задание: придумать частушку по первой строке (для девочек – «Я девчонка боевая…», «Мальчуган я хоть куда…»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по английскому языку по теме: " Школьная жизнь" 5 класс

Технологическая карта по английскому языку, 5 класс тема: " Школьная жизнь"...

Технологическая карта урока " Значение бактерий в природе и жизни человека"

Конспект урока представлен в виде технологической карты, этапы урока соответствуют типологии уроков Шамовой Т.И., Давыденко Т.М. На данном уроке в соответствии с требованиями ФГОС формируются предметн...

Технологическая карта урока " Значение бактерий в природе и жизни человека"

Конспект урока представлен в виде технологической карты, этапы урока соответствуют типологии уроков Шамовой Т.И., Давыденко Т.М. На данном уроке в соответствии с требованиями ФГОС формируются предметн...

Технологическая карта урока "Роль бактерий в природе и жизни человека"

Технологическая карта урока "Роль бактерий в природе и жизни человека". Тип урока: перевернутый класс...

Технологическая карта урока немецкого языка "Рождество в Германии" в 3 классе и самоанализ урока

Технологическая карта урока немецкого языка "Рождество в Германии" в 3 классе с самоанализом...

Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебников биология 9 класс. Тема урока: Покровы тела. Строение и функции кожи

Данная разработка предназначена для проведения урока биология в 9 классе с использованием ЭФУ. УМК  М.Р.Сапин, Н.И.Сонин. Биология. Человек....