Метапредметный подход в преподавании географии.
статья по географии на тему
Формирование метапредметных УУД на уроках географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование метапредметных УУД на уроках географии | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметный подход в преподавании географии.
"Велика и поразительна область географии, - писал Н. В. Гоголь. - Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!"
Установленные ФГОС ООО новые требования к результатам обучения предполагают изменения содержания обучения на основе принципов метапредметности. Согласно доктору педагогических наук А.В.Хуторскому «Метапредмет – это то, что за предметом или несколькими предметами, находится на основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности». Доктор психологических наук Ю.В. Громыко под метапредметным содержанием образования понимает деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету и обеспечивающую процесс обучения в рамках любого учебного предмета.
Школьная география, как ни один учебный предмет, вплетает в себя знания многих учебных дисциплин – обществознания, физики, экологии и биологии, истории, химии, математики. Поэтому возможности формирования метапредметных УУД огромные. Известный психолог В. В. Давыдов говорил, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить − причем, всех детей, без всякого исключения». Задача учителя научить не только применять знания на практике, но и творчески мыслить , принимать нестандартные решения. Современный учитель должен давать не только знания, но и учить детей учиться. В основе современного обучения учащегося лежит системно-деятельностный подход. Благодаря новым педагогическим ситуациям, подобранным заданиям, которые направлены на использование обобщенных способов деятельности , учащимися самостоятельно создают продукт при освоении знаний. Основная идея современных требований усиления практической направленности обучения и формирования универсальных учебных действий.
На своих уроках я часто связываю вопросы географии с другими дисциплинами школьного курса. В некоторых темах создаю проблемные ситуации используя метапредметные задания например: в разделе «Население земли» 7 кл. при изучении темы «Народы и религии мира» начинаю изучения новой темы с чтения стихотворения «Про народ – этнос» Найденовой Е.А. Выделяют особенности народа (характерные черты) и формулируют определение народа. Или при изучении раздела «Океаны и материки» также использую стихотворения, в которых описываются особенности ( природа,климат) исходя из которых учащиеся пытаются понять о каком материке идет речь. Применение отрывков художественных произведений, стихотворений придают эмоциональную окраску уроку, повышает интерес к изучению темы.
На уроках «Как люди открывали и изучали Землю» 7 кл., «Открытие, изучение и преобразование Земли.Земля— планета Солнечной системы» 6 кл, «Как осваивали и изучали территорию России.» 8 кл, «Городское и сельское население. Расселение населения» 9 кл. помогаю детям увидеть географические вопросы в историческом развитии.
Тесно прослеживается связь географии и химии при изучении тем «Минеральные ресурсы России» 8кл, раздела «Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические волокна» 9 кл, «Вода на Земле», «Земля и ее внутреннее строение» 6кл.
На уроках часто конструирую разные педагогические ситуации введением метапредметных проблем. Решение проблемных задач, логических заданий, развивает самостоятельную поисковую деятельность учащихся.В младших классах это загадки, предположения, в старших ситуации конфликта, опровержения. При рассмотрении темы «Загрязнение и охрана окружающей среды» класс поделила на две группы оптимисты и пессимисты, каждая группа прогнозировала экологическую обстановку на земле в будущем, доказывала и отстаивала свою точку зрения.В 7кл при изучении раздела «Окены и материки» в качестве обобщения использую составление мини-проектов - круизных маршрутов с расчетом расходов, цель выбирают сами учащиеся, доказывают ее актуальность и детально аргументируют. Часто актуализирую знания учащихся «мозговым штурмом». Выбираю задания, которые требуют установление причинно-следственных связей, логических рассуждений, умозаключений- третий лишний, белая ворона, найди ошибку, либо добавь недостающее(Что не хватает?) Также применяю нестандартные приемы – «удивляй», «отсроченная отгадка», «прогнозирование». На уроке учащиеся могут почувствовать себя в разных ролях – путешественники, геологи, экологи, судьи и даже обвинители.
Для формирование метапредметной конпетенции большое внимание уделяю работе с учебником. Часто дети работают с текстом выполняя разные задания т.е. идет смысловое чтение : составляют вопросы к пункту, либо отвечают на вопросы, выделяют ключевые слова, составляют схемы, таблицы, диаграммы, заполняют тексты с «дырами», записывают проблемы, которые у них возникли при прочтении, находят известное и неизвестное и что больше всего удивило. Кроме этого дети учатся анализировать рисунки , таблицы, схемы. Работа с учебником развивает внимание, умение осмысливать и понимать информацию, что в дальнейшем приучает ребенка правильно самостоятельно работать с текстом т.е. к самодеятельности. Конечно, для умственной работы учащихся приходится составлять множество памяток, инструкций и планов особенно в младших классах, в дальнейшем эта работа себя оправдывает.
Чтобы информация в голове учащегося задержалась надолго использую разные формы домашнего задания : творческие задания - эссе («Пути решения проблем машиностроения», «Грозит ли планете пренаселение», « Лицо будущей европы», « Россия будущего»
( демографические проблемы)) ,письма, статьи, мини- проекты ( 7кл «По следам великих путешественников», «Удивительная страна», 9кл «Объекты мирового и культурного наследия России»), составление ребусов, кроссвордов, рекламных плакатов 8- 9 кл. Задания по степени сложности – разноуровневые. Не запрещаю проявлять творчество и при работе в контурных картах. Особенно большое внимание уделяю поисковой и исследовательской деятельности на уроках географического краеведения. Ребята в группах самостоятельно планируют и ведут поисковые работы. В прошлом году совместными усилиями групп был оформлен альбом «Долгожители Чашинской зоны», «Цветущая гладь озера Чаша». В перспективе планируется создания проектных работ по топонимике села Чаши и занятости населения.
Выдающийся педагог К. Д. Ушинский считал, что "знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь". Метапредметный подход позволяет учащемуся создать целостное восприятие изучаемых предметов, явлений, процессов, что развивает широту мышление и способность соединять теорию и практику.
Лично для меня метапредметность помогла в подготовке к уроку:
- усилить мотивацию
- показать многогранность мира во взаимосвязях
- увидеть свой предмет с новой стороны
- получить новый опыт в преподавании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметный подход в преподавании технологии.
Связь других предметов в обучении технологии....
Из опыта работы. Компетентностный и метапредметный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла как один из компонетнов новой модели школьного образования
Понятия – «компетентностный и метапредметный подход» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к эти...
Метапредметный подход в преподавании физики
Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицирует на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач....
Метапредметный подход в преподавании дисциплин области знания "Искусство".
Выступление на РМО учителей предметов эстетического цикла. Межпредметные связи в содержании программного материала и метапредметные результаты....
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ...
«Метапредметный подход в преподавании географии» Программа работы стажировочной площадки
Цель:овладение участниками стажировки навыка использования метапредметного подхода в преподавании географии в соответствии с требованиями ФГОС ступеней общего образования...