Метапредметный подход в преподавании дисциплин области знания "Искусство".
статья по теме
Выступление на РМО учителей предметов эстетического цикла. Межпредметные связи в содержании программного материала и метапредметные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnyy_podkhod_v_prepodavanii.docx | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметный подход в преподавании дисциплин области знания «Искусство».
Современные тенденции в развитии науки и образования характеризуются повышенным вниманием к проблемам отечественной культуры, ее сохранения, переосмыслением ее места и роли в структуре познавательной и практической деятельности. Содержание художественного образования базируется на культурологической парадигме общего образования, что предопределяет наличие в нем различных культурологических пластов: фольклор, духовная и классическая культура, произведения смоленских авторов: композиторов, художников, литераторов области. Это наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Содержание программы по музыке базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов – классиков, сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М.Неменского. это будет оказывать позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в рамках мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретического искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории. Отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.
Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. (дети понимают, что неправильно, но под воздействием общего настроения рушат и громят памятники или осуждают чью-то работу) сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.
Программа по музыке, как и по ИЗО, и по технологии, направлена на постижение закономерностей возникновения и развития искусства в его связи с жизнью, разнообразии форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфике воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу искусства, его жанрово-стилистические особенности.
Включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выход за рамки музыки; расширение музыкально-слуховых представлений школьников, развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы и изобразительного искусства, истории, научных достижений, современных компьютерных технологий; формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образцов различных видов искусства на уроках музыки.
Специфика урока музыки заключается в том, что другие виды искусства дополняют, расширяют представления школьников о духовном опыте человечества, помогают осознавать вечные темы искусства и жизни, дополняют представления детей о взаимодействии различных видов деятельности в искусстве и в окружающем мире. Вместе с тем, такое внедрение различных сфер жизни в урок искусства, дает возможность разнообразить процесс обучения, делать урок интересным и увлекательным. Помимо сказанного, надо понимать, что такое разнообразие сведений в различных видах искусства не только расширяет возможности урока. Обучающиеся находят возможность совершенствовать свои умения на самых разных предметах.
В связи с вышесказанным в свете современных программных требований определились и метапредметные результаты обучения, которые регламентируют умения обучающихся связанных с самыми различными учебными предметами. Также закрепляются в сознании учеников уже усвоенные умения, но в связи с новыми знаниями и предметами. Например, знакомясь с оперой (а это музыкальное понятие), мы сталкиваемся с необходимостью работы с текстом оперного либретто, что в свою очередь предполагает умения детей, полученные на уроках литературы. Исторические оперы расширяют знания детей об исторических событиях. Здесь же идет разговор о декорациях и костюмах – это изобразительное искусство. Умение анализировать прослушанный фрагмент формирует способность аналитического мышления, что поможет ребятам при изучении других школьных дисциплин, не относящихся с предметам искусства. Сравнение музыкальных партий, последовательность музыкальных номеров, развитие оперного сюжета схоже с развитием в литературных произведениях, умение обобщать, делать выводы, умозаключения, позволяет учащимся дополнять представления о драматургии произведений искусства, усовершенствовать свои умения и способности в разных областях школьных дисциплин, не только гуманитарного, но и естественно-научного цикла.
Нравственно-эстетическим стержнем урока искусства является художественно-педагогическая идея. Как и при изучении других учебных дисциплин, в ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Ребенок осмысливает произведения искусства в соответствии с общечеловеческими ценностями, ведет поиск ответа на вопрос «Что есть истина, добро и красота в окружающем мире?»
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения школьников к искусству; знание музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности(слушание, исполнение музыки); способы учебно-познавательной исследовательской деятельности; коммуникативные умения, способность к контролю и самоконтролю.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Для достижения вышеозвученных результатов надо понимать необходимость оборудования предметных кабинетов для учебно-методического обеспечения художественно-эстетического образования. К сожалению, именно эту часть программы нам, учителям, приходится компенсировать по мере возможностей. Обеспечение кабинетов искусства необходимыми аудиозаписями, репродукциями, видеоматериалами осуществляется за счет личных затрат каждого учителя. А ввиду удаленности от центра области, даже стремление учителя пополнить свою фонотеку, видеотеку, методический комплект, не всегда осуществимо, поскольку разговоры необходимости развития и поддержания культуры в обществе на деле не находят отклика у производителей этой продукции и не всегда есть в продаже. Конечно, выручают интернет возможности. Но даже там бывает непросто приобрести интересующие тебя произведения или методические комплектующие.
Исходя из вышесказанного, уверена что все мы стремимся к обогащению эмоционально-духовной сферы учеников, развитие их творческих способностей и мотивации к художественной деятельности во всем ее многообразии, через интерес к своим предметам и формирование у обучающихся ключевых компетентностей школьников на уроках искусства. Творческое начало учащихся проявляется в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности, что тоже способствует формированию метапредметных универсальных учебных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметный подход в преподавании технологии.
Связь других предметов в обучении технологии....
Из опыта работы. Компетентностный и метапредметный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла как один из компонетнов новой модели школьного образования
Понятия – «компетентностный и метапредметный подход» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к эти...
Метапредметный подход в преподавании физики
Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицирует на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач....
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ...
Метапредметный подход при преподавании истории и обществознания
В современном мире роль предметов "История" и "Обществозание" в подготовке учащихся к жизни в значительной мере связана с тем, насколько они помогают им ответить на сущнсотные вопросы миропознания и м...
Метапредметный подход к преподаванию предметов образовательной области «Искусство» на основе взаимодействия различных предметных областей
Выступление на семинаре учителей искусства...