Требования ФГОС и опыт разработки учебно-познавательного маршрута.
опыты и эксперименты по географии (6 класс) на тему
Требования ФГОС и опыт разработки учебно-познавательного маршрута.Опыт разработки маршрутов на примере парка им. Гагарина
Учебно- познавательный маршрут №1.
Ориентировочный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_fgos_i_opyt_razrabotki_uchebno-pozn_marshruta.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования ФГОС и опыт разработки учебно-познавательного маршрута
Современная географическая наука переживает революционный переворот, идет переосмысление места географии среди других наук о Земле, перестроя ее теоретической базы. Школьный курс географии также находится в состоянии обновления, что преимущественно связано с общей модернизацией системой российского образования. Содержательный план остается прежним. Современный развивающийся ФГОС требует практико – ориентированного обучения, но существуют проблемы для реализации учебно- познавательных маршрутов:
- разрушение материальной базы;
- отсутствие молодых кадров;
- недостаток средств;
- отсутствие времени.
Учебно- познавательные маршруты широко используются в зарубежных странах. Так, на примере США, еще в конце 50-х годов, известный американский психолог и педагог Дж. Брунер связывал умственное развитие учащихся с овладением ими структуры знаний. Метод открытий лег в основу методики Дж. Брунера, девизом которой стали его слова: «УЧЕНИЯ-АКТ ОТКРЫТИЯ». Идеи Дж Брунера развивал в своей книге «Новый взгляд на географию» известный американский географ и методист П.Джеймс. Он выступил за преподавание географии в школе в качестве самостоятельного предмета, отмечая, что одной из задач современной школьной географии должно быть введением учащихся в методику научного исследования. К концу 1970 года в результате реформы научное содержание школьной географии было расширено и закреплено в национальной программе географического образования, а исследовательский метод широко вошел в практику США. Большой интерес представляет собой опыт по организации полевых занятий со школьниками, накопленный в экологических центрах США. Зародившееся еще в 20-х годах экологическое образование в полевых условиях. В настоящее время экологические центры обладают серьезной базой для проведения полевых исследований познавательных прогулок и экскурсий, походов со школьниками, для организации семинаров для повышения квалификации учителей и других мероприятий. Экологические центры работают на протяжении всего года. Тематика полевых уроков может быть самая разнообразная. Так, например, экологический центр «Тремонт» в осуществлении своего девиза «Соединяя людей и природу» приобрел интересный опыт в организации специальных полевых уроков, развивающих любовь к природе: наблюдательность, стремление понять и почувствовать окружающий мир, умение ориентироваться на местности и преодолевать различные препятствия.
На юге Кемеровской области тоже разработаны учебно- познавательные маршруты под редакцией кандидата педагогических наук, доцента Иванова Ю.П., такие как «К тайнам Золотой долины» и «Легенды горы Большой зуб».
К сожалению, такие маршруты доступны не всем (состояние здоровья, отсутствие физической подготовки, нехватка педагогов, рабочего времени, необходимого снаряжения и т.д.).
Принципы малых географических открытий требует доступность в рамках городской среды, поэтому разработка учебно- познавательного маршрута, доступного для всех категорий школьников в городской черте по парку им. Гагарина, весьма актуальна.
Опыт разработки маршрутов на примере парка им. Гагарина
Учебно- познавательный маршрут №1.
Ориентировочный.
Маршрут: 1) Вход в сад металлургов. 2)Фонтан. 3)Планетарий. Солнечные часы. (Рис. 1)
Цели экскурсии:
-применение полученных знаний о способах ориентирования на практике
-развивать умение распознавать растения и животных, наблюдать за сезонными явлениями
-воспитывать чувство восхищения красотой природы, стремление выполнять правила поведения на природе
Образовательные задачи: 1) познакомится с парком им Гагарина; 2) научится ориентироваться на местности; 3) научится определять время по солнечным часам.
Воспитательные задачи: 1) воспитывать бережное отношение к природе; 2) закрепить правила поведения в природе, на экскурсии вспомнить изменения в неживой природе; 3) продолжить формирование эстетического отношения.
Развивающие задачи: 1) развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение, обобщение; 2) обогатить представления детей о нашем городе; 3) развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Задачи Экскурсии:
- сформировать у детей представление о том, что парк — это комплекс естественных пейзажей;
- показать детям, как ориентироваться с помощью оборудования;
- познакомится с достопримечательностями парка им. Гагарина;
- изучение солнечных часов;
- формировать связную диалогическую речь;
- сбор природного материала (листья, желуди, летучие семена липы, клена, мох, коряги).
Оборудование: шест, компас, планшет, карандаши, бумага, карточки с заданиями для групп
Ход урока: Вход в Сад металлургов. На данном участке учащимся предлагается выявить и назвать растения: деревья, кустарники, цветы и травы, произрастающие во дворе школы. Учитель совместно с учениками определяет и перечисляет особенности развития природы в осенний период. Учащиеся записывают основную информацию в рабочие тетради, фотографируют или зарисовывают растения, собирают экземпляры растений для гербария
- Посмотрите вокруг, полюбуйтесь красками природы
-Что свидетельствует о том, что осень уже наступила?
- Какие растения вы узнали?
- На каких знакомых вам деревьях начали желтеть листья? Почему?
Учитель совместно с учениками определяет и перечисляет особенности развития природы в осенний период. Учащиеся записывают основную информацию в рабочие тетради, фотографируют или зарисовывают растения, собирают экземпляры растений для гербария.
- На каких знакомых вам деревьях начали желтеть листья? Почему?
- Продолжаем экскурсию
- Теперь обратим внимание на фонтан в Саду металлургов. На этом месте раньше был другой фонтан (показать фотографию старого фонтана). Видите, на нем изображены фигуры бурильщиков и скульптуры лягушек, кувшинок. Такая тематика не случайна. Дело в том, что раньше на территории Сада металлургов и парка Гагарина было огромное Моховое болото, и соответственно, специфические обитатели болота – лягушки.
- Здесь мы и сделаем практическую работу по ориентированию на местности
- Выясните, на какой местности – открытой или закрытой мы находимся, в виде чего (круга вы видите горизонт, почему?
- Определите где на местности линия горизонта.
- На каком расстоянии примерно она находится
- А если нам нужно увидеть местность дальше этой линии горизонта, что нужно сделать для этого?
- Есть ли вблизи более высокие места, с которых мы могли бы наблюдать линию горизонта? (Учитель обращает внимание детей на то, что если возникнет когда-нибудь необходимость (например, вы заблудились) увидеть местность дальше, нужно вблизи найти более высокое место и подняться на него.)
- Учитель напоминает, как важно уметь ориентироваться на местности и предлагает сориентироваться на местности с помощью компаса, т.е. определить в какой стороне горизонта находится от нас школа. Учащиеся вспоминают, как это можно сделать, с помощью чего ? Учитель принимает предложения детей. Дети пробуют определить стороны горизонта по местным признакам
- Каким правилам ориентирования по местным признакам нужно следовать?
-Давайте проверим Давайте проверим горизонта по местным признакам с помощью компаса!
Определение сторон горизонта по компасу
— Кто расскажет нам правила пользования компасом?
— В каком направлении от нас находится школа?
Учитель уточняет, в каком направлении нужно идти, что бы определить место положения школы
Тренировочные упражнения на местности
Определяется, в какой стороне горизонта по отношению к месту стоянки детей находятся некоторые местные предметы (солнечные часы, коммунар, драматический театр)
Определение сторон горизонта с помощью шеста
Учитель подводит учащихся к шесту на площадке (в начале первого). Еще до полдня и в полдень по заданию учителя один из учеников отмечал длину тени, падающей от шеста. Учащиеся выясняют, какой это способ определения сторон горизонта, как этим способом пользоваться Кто-то из учащихся сначала отмечает длину тени. Обращается внимание на увеличение длины тени после полудня. Школьники определяют по длине тени стороны горизонта: ищут самую короткую тень, вспоминают, какая сторона горизонта находится в этом направлении (пишут на земле букву «С»), выясняют, как называется противоположная сторона, как найти запад и восток. Все направления прочерчиваются на песке, подписываются стороны горизонта. На песке, таким образом, получаем схему Все направления прочерчиваются на земле, подписываются стороны горизонта на земле. Таким образом, получаем схему, показывающую стороны горизонта. Затем школьники определяют промежуточные стороны показывают их на схеме. Полученные данные сверяем с компасом.
- Переходим к заключительной точки парка им Гагарина для определения времени по солнечным часам и подведению итогов.
-Определяем время по инструкции сверяем правильность наших определений по часам.
Подведение итогов:
- Чему вы сегодня научились на экскурсии?
- Где могут пригодиться умения ориентироваться на местности?
- Что было самым сложным в работе? Почему?
- Что больше всего понравилось почему?
- Что помогало поддерживать хорошее настроение, желание работать?
- Давайте поблагодарим природу своими улыбками за подаренные нам приятные чувства, за прекрасную погоду, за солнечные лучики. согревающие нас во время нашей экскурсии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Опыт внедрения интегрированных уроков естественнонаучного цикла в образовательный процесс и требования ФГОС ООО"
Статья будет интересна всем учителям биологии, ОБЖ, физики, химии, внедряющим ФГОС ООО....
Педагогическая студия «Модель методического маршрута как форма организации деятельности учителя в контексте новых требований ФГОС»
Одним из главных приоритетов развития системы образования на современном этапе, определенных концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, явл...
Разработка проекта урока в соответствии с требованиями ФГОС и УМК; разработка технологической карты урока.
Технологическая карта урока рассматривается как проект учебного процесса, где дается полное описание этого процесса: от цели до результата. Автор приводит примеры различных технологических карт,взятых...
«Разработка учебно-познавательных и учебно-практических заданий для формирования и оценки достижения обучающимися предметных и метапредметных результатов на уроках физической культуры».
ПРИМЕР ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКУ НАВЫКА СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ....
«Разработка учебно-познавательных и учебно-практических заданий для формирования и оценки достижения обучающимися предметных и метапредметных результатов на уроках физической культуры» ( продолжение).
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи: способы повышения образовательного потенциала учебных заданий....
Опыт разработки учебно-познавательного маршрута в рамках изучения географии (маршрут №2).
Опыт разработки учебно-познавательного маршрута в рамках изучения географии (маршрут №2)....
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА В ПРЕДЕЛАХ ГОРОДА ДЛЯ УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА В ПРЕДЕЛАХ ГОРОДА ДЛЯ УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ...