Опыт разработки учебно-познавательного маршрута в рамках изучения географии (маршрут №2).
учебно-методический материал по географии (8 класс)

Губарева Татьяна Андреевна

Опыт разработки учебно-познавательного маршрута в рамках изучения географии (маршрут №2).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт разработки учебно-познавательного маршрута в рамках изучения географии (маршрут №2)

Учебно- познавательный маршрут № 2

«Взаимодействие человека и природы»

Современная географическая наука переживает революционный переворот, идет переосмысление места географии среди других наук о Земле, перестроя ее теоретической базы. Школьный курс географии также находится в состоянии обновления, что преимущественно связано с общей модернизацией системой российского образования. Содержательный план остается прежним. Современный развивающийся ФГОС требует практико – ориентированного обучения, но существуют проблемы для реализации учебно- познавательных маршрутов:

  • разрушение материальной базы;
  • отсутствие молодых кадров;
  • недостаток средств;
  • отсутствие времени.

Учебно- познавательные маршруты широко используются в зарубежных странах. Так, на примере США, еще в конце 50-х годов, известный американский психолог и педагог Дж. Брунер связывал умственное развитие учащихся с овладением ими структуры знаний. Метод открытий лег в основу методики Дж. Брунера, девизом которой стали его слова: «УЧЕНИЯ-АКТ ОТКРЫТИЯ». Идеи Дж Брунера развивал в своей книге «Новый взгляд на географию» известный американский географ и методист П.Джеймс. Он выступил за преподавание географии в школе в качестве самостоятельного предмета, отмечая, что одной из задач современной школьной географии должно быть  введением учащихся в методику научного исследования. К концу 1970 года в результате реформы научное содержание школьной географии было расширено и закреплено в национальной программе географического образования, а исследовательский метод широко вошел в практику США. Большой интерес представляет собой опыт по организации полевых занятий со школьниками, накопленный в экологических центрах США. Зародившееся еще в  20-х годах экологическое образование в полевых условиях. В настоящее время экологические центры обладают серьезной базой для проведения полевых исследований познавательных прогулок и экскурсий, походов со школьниками, для организации семинаров для повышения квалификации учителей и других мероприятий. Экологические центры работают на протяжении всего года. Тематика полевых уроков может быть самая разнообразная. Так, например, экологический центр «Тремонт» в осуществлении своего девиза «Соединяя людей и природу» приобрел интересный опыт в организации специальных полевых уроков, развивающих любовь к природе: наблюдательность, стремление понять и почувствовать окружающий мир, умение ориентироваться на местности и преодолевать различные препятствия.

На юге Кемеровской области тоже разработаны учебно- познавательные маршруты под редакцией кандидата педагогических наук, доцента Иванова Ю.П., такие как «К тайнам Золотой долины» и «Легенды горы Большой зуб».

К сожалению, такие маршруты доступны не всем (состояние здоровья, отсутствие физической подготовки, нехватка педагогов, рабочего времени, необходимого снаряжения и т.д.).

Принципы малых географических открытий требует доступность в рамках городской среды, поэтому разработка учебно- познавательного маршрута,  доступного для всех категорий школьников в городской черте по парку им. Гагарина, весьма актуальна.

Учебно- познавательный Маршрут 2

Взаимодействие человека и природы

Маршрут экскурсии: кинотеатр Коммунар, три ели, вход в сад Металлургов, Новокузнецкий Драматический театр.

Цели экскурсии:

наблюдение за влиянием человека на природу, обогащение представления детей о нашем городе, формирование эстетического отношения к природе, интереса к ее изучению.

Образовательные задачи: 1) познакомится с достопримечательностями нашего города; 2) изучить биосферу.

Воспитательные задачи: 1) воспитывать бережное отношение к природе; 2) закрепить правила поведения в природе; 3) повысить уровень экологической культуры учащихся.

Развивающие задачи: 1) развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение, обобщение; 2) обогатить представления детей о нашем городе; 3) развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Задачи экскурсии:

  1. Сформировать у детей представление о нашем городе.
  2. Познакомить детей с архитектурными памятниками.
  3. Закрепить у ребят знания о культуре поведения в природе.
  4.  Научить их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
  5. Сформировать связную диалогическую речь.
  6.  Способствовать формированию и закреплению умений школьников;
  7. Сформировать бережное отношение к нашему городу географическую внимательность и наблюдательность.

Методы, формы урока:

 -творческое задание, умение применить теоретические знания на практике;

- умение видеть влияние деятельности человека на природу;

- умение корректно и эстетично оформлять свою работу

  1. Организационный момент.

Приветствие. «Сегодня у нас необычный урок-экскурсия по достопримечательностям парка имени Ю.А. Гагарина. Всем вам известный парк предстанет сегодня вашим глазам по-другому, откроет свои географические «секреты». Мы посмотрим с вами необычные природные явления, привычные вам здания, но попытаемся рассмотреть то, на что раньше вы, наверно, не обращали внимание».

Вводный инструктаж по технике безопасности во время экскурсии под открытым небом.

  1. Изучение нового материала. Закрепление полученных знаний.

«Наше путешествие по городскому парку начнем от кинотеатра «Коммунар». Чем знаменит кинотеатр, кто-нибудь из вас знает? В каком году построен? Это первый кинотеатр со звуком во всей нашей Кемеровской области. Построен кинотеатр в далеком 1933 году, он старше ваших бабушек и дедушек, ему больше 80 лет. Обратите внимание, какая у него интересная архитектура, сейчас кинотеатры выглядят совсем по-другому, строятся в другом стиле и современные строительные материалы сильно отличаются. Сейчас здание нуждается в серьезной реконструкции и выглядит иначе. Когда кинотеатр только построили, он, кстати, был выкрашен не в светлые тона, как теперь, а был ярко красного цвета. А что сейчас располагается за кинотеатром? Правильно, общественный туалет для посетителей парка. А знаете, что было раньше сразу за «Коммунаром»? Огромное Моховое болото. Сейчас трудно представить, что 80 лет назад, а для истории это цифра невелика, за кинотеатром был обрыв высотой в шесть метров. У вас какой рост? (1,20м). Поставьте мысленно себе на плечи еще 4 себя – вот такой высокий обрыв  с не просыхающей лужей, которая еще и пополнялась каждое весеннее половодье. К Моховому болоту мы с вами еще вернемся, когда зайдем в Сад металлургов.  

А сейчас обратим внимание на объект «Три ели». Чем они нам интересны, в первую очередь, вы как юные географы должны уметь не только ориентироваться на местности, но и владеть навыками выживания, например, в условиях тайги. Наши три ели и будут имитацией тайги. Как они могут вам помочь согреться в лесу? Давайте подумаем. Что можно использовать себе в помощь? Во-первых, из сухих веток можно развезти огонь, только важно следить за ним, чтобы не случился пожар, огонь не распространился, для этого его необходимо ограничить. Во-вторых, обложившись всем, что есть под елью, вы сможете согреться и сохранить тепло. Смело загребайте на себя еловые иголки, свободную землю, опавший сушняк. Под елью очень хорошо сохраняется тепло, так устроена природа, и нам важно об этом знать. Кроме того, широкие еловые ветки уберегут вас от осадков.

Продолжаем экскурсию и двигаемся в сторону входа в Сад металлургов. Теперь обратим внимание на фонтан в Саду металлургов. На этом месте раньше был другой фонтан (демонстрация фотографии старого фонтана). Видите, на нем изображены фигуры бурильщиков и скульптуры лягушек, кувшинок. Такая тематика не случайна. Дело в том, что раньше на территории Сада металлургов и парка Гагарина было огромное Моховое болото, и соответственно, специфические  обитатели болота – лягушки. А фигуры бурильщиков посвящены людям, возводившим здесь парк. Потребовалось много труда, чтобы осушить эту местность и облагородить. И обратим внимание на дорожку из плит, на то, как уже заросла она травой. Какой вывод можно сделать? Почему это случилось? Потому что «болотистое» прошлое дает о себе знать и более полвека спустя. Сделайте фотографии.

Как мы уже говорили за кинотеатром «Коммунар» и вовсе был обрыв, который был засыпан, но прогиб земли и сегодня еще заметен. Природа дает о себе знать.

Драматический театр - крупнейший в Кузбассе театр, с залом на 1000 мест. Были в театре? Сходите как-нибудь с родителями в театр, там есть интересные спектакли для вашего возраста. Обратите внимание на дату на фасаде театра. Видите? – 1963год – год строительства драматического театра Новокузнецка. Теперь посмотрим на близлежащую территорию, увидим красивые клумбы. Обратите внимание на мрамор, видите, он отбит местами, испорчен. Знаете от чего? Молодые люди занимаются здесь спортом, катаются на скейтбордах, велосипедах и так далее. И очень портят внешний вид клумб. Как думаете, правильно они поступают, что катаются здесь? - Нет. Вы же дома не ломаете мебель, не царапаете и не откалываете, так и на улице надо вести себя, бережно относиться к городу, в котором живешь и не портить его красоты. Наша экскурсия на этом закончена, давайте подведем итоги.

Итоги экскурсии:

-Что надо сделать, что бы согреется в лесу?

- о каких достопримечательностях вы узнали?
- что нового вы узнали о парке Гагарина?

Ответы на уточняющие вопросы учащихся.

Домашнее задание: оформление рисунков и составить описание достопримечательностей парка. Продолжительность маршрута длится 30 мин.

В современной научно-педагогической литературе указывается, что цель обучения заключается не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, а в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности, чтобы в дальнейшем обеспечить социализацию каждого ученика. На сегодняшний день важной составляющей цели обучения является формирование положительной мотивации школьников на учение, повышение интереса к предмету, обеспечение высокой степени активности и самостоятельности учащихся при подготовке к занятию и в ходе урока через наглядное занятие, т.е. там, где ученик может неоднократно посмотреть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной самостоятельности школьников в процессе изучения иноязычной лексики»

На сегодняшний день, когда общество переходит на новый этап развития, появляется необходимость в личности, способной ориентироваться в многообразии информации, оперативно перерабатывать ее, исходя из ...

Разработка и реализация проекта в рамках изучения учебной темы “Youth Problems” (“Is It Easy to Be Young?”) "Проблемы молодежи" ("Легко ли быть молодым?")

I watch them from afar as they play.I listen to the words they say. They laugh and love with such freedom.Problems show no rhyme or reason. They look through eyes that see a landFull of cast...

Требования ФГОС и опыт разработки учебно-познавательного маршрута.

Требования ФГОС и опыт разработки учебно-познавательного маршрута.Опыт разработки маршрутов на примере парка им. ГагаринаУчебно- познавательный  маршрут №1.Ориентировочный....

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА В ПРЕДЕЛАХ ГОРОДА ДЛЯ УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА В ПРЕДЕЛАХ ГОРОДА ДЛЯ УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ...