Рабочая программа по географии 10-11 класс
рабочая программа по географии (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа по географии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г. №1089.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_10-11_st.2004.docx | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «География » (далее Программа) обеспечивает выполнение Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года по географии.
Рабочая программа по географии составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемая последовательность разделов; требования к уровню подготовки выпускников/
Общая характеристика учебного предмета
Структура рабочей программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Цели:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах по 35 часов (1 час в неделю)
Рабочая программа рассчитана на 68 часов:
10 класс – 34 часа ( из расчёта 1 час в неделю)
11 класс – 34 часа ( из расчёта 1 час в неделю)
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:
— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Результаты обучения
Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.
Формирование умений предусматривает также применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов и стран мира; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены практико-ориентированные умения, необходимые, например, для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ГЕОГРАФИЯ МИРА (X-XI классы)
(70 часов)
Раздел. Современные методы географических исследований.
Источники географической информации (4 часа).
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.
Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
Практические работы
Анализ карт различной тематики.
Обозначение на контурной карте основных географических объектов.
Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.
Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.
Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.
Раздел. Природа и человек в современном мире (6 часов) +2ч.
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Практические работы
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Раздел. Население мира (5 часов)+ 2ч.
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Практические работы
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
Раздел. География мирового хозяйства (10 часов)+ 6ч.
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Практические работы
Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
Раздел. Регионы и страны мира (не менее 20 часов)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
Практические работы
Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.
Раздел. Россия в современном мире (10 часов)
Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.
Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.
Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.
Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.
Практические работы
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.
Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Раздел. Географические аспекты современных глобальных
проблем человечества (5 часов)
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
Практические работы
Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.
Резервное время – 10 часов.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела | 10 класс (1 час в неделю) | 11 класс (1 час в неделю) |
1 | Современные методы географических исследований. Источники географической информации | 4 | |
2 | Природа и человек в современном мире | 8 (6+2 резерв) | |
3 | Население мира | 7 (5 +2 резерв) | |
4 | География мирового хозяйства | 16 (10+6 резерв) | |
5 | Регионы и страны мира | 20 | |
6 | Россия в современном мире | 10 | |
7 | Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | 5 | |
8 | Резерв | ||
Итого | 35 | 35 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
«Экономическая и социальная география мира»
№ п/п | Тема урока | Практическая работа | Количество часов |
Современные методы географических исследований. Источники географической информации. | 4 | ||
1 (1) | Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. | 1 | |
2 (2) | Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура. | Пр.р. №1.Анализ и сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. Обозначение на контурной карте основных географических объектов | 1 |
3 (3) | Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. | Пр.р. №2. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление её в графической и картографической форме | 1 |
4 (4) | Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. | Пр.р. №3. Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия. | 1 |
Природа и человек в современном мире | 8 | ||
5 (1) | Многообразие стран на политической карте мира. | Пр.р. №4. Оценка многообразия стран на политической карте мира | 1 |
6 (2) | Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». | 1 | |
7 (3) | Природные ресурсы Земли, их виды. | 1 | |
8 (4) | Ресурсообеспеченность. География природных ресурсов Земли. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. | 1 | |
9 (5) | Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. | №5. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов. | 1 |
10 (6) | Основные типы природопользования. | 1 | |
11 (7) | Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды | 1 | |
12 (8) | Контрольно –обобщающий урок по разделу «Природа и человек в современном мире» | 1 | |
Население мира | 7 | ||
13 (1) | Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран | 1 | |
14 (2) | Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. | 1 | |
15 (3) | Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). | Пр.р. №6.Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира. | 1 |
16 (4) | Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. | Пр.р. №7. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира. | 1 |
17 (5) | Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. | Пр.р. №8. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами. | 1 |
18 (6) | Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. | 1 | |
19 (7) | Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. | 1 | |
География мирового хозяйства | 16 | ||
20 (1) | Мировое хозяйство. | 1 | |
21 (2) | Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. | 1 | |
22 (3) | География важнейших отраслей. | 1 | |
23 (4) | Нефтяная, газовая, угольная промышленность – основа мировой энергетики. | Пр.р. №9. Определение стран-экспортёров нефти, газа, угля. | 1 |
24 (5) | Металлургическая промышленность мира. | 1 | |
25 (6) | География сельского хозяйства. Растениеводство. Животноводство. Рыболовство. | Пр.р. №10. Определение стран-экспортёров сельскохозяйственной продукции (пшеница, рис) | 1 |
26 (7) | География транспорта. | 1 | |
27 (8) | Международное географическое разделение труда. | 1 | |
28 (9) | Международная специализация и кооперирование. | 1 | |
29 (10) | Интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК) | 1 | |
30 (11) | Отрасли международной специализации стран и регионов мира: определяющие их факторы. | Пр.р. №11. Определение факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира. | 1 |
31 (12) | Внешние экономические связи - научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ) | Пр.р. №12. Определение основных районов международного туризма и отдыха. | 1 |
32 (13) | География мировых валютно-финансовых отношений. | Пр.р. №13. Определение стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг. | 1 |
33 (14) | Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. | 1 | |
34 (15) | Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. | Пр.р. №14. Определение основных направлений международной торговли. | 1 |
35 (16) | Повторительно-обобщающий урок по разделу «География мирового хозяйства» |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
«Экономическая и социальная география мира»
№ п/п | Тема урока | Практическая работа | Количество часов |
Регионы и страны мира. | 19 | ||
1 (1) | Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. | 1 | |
2 (2) | Зарубежная Европа. Территория, границы, положение Европы. Природные условия и ресурсы. Население. | 1 | |
3 (3) | Хозяйство; место в мире, различия между странами. Географический рисунок расселения и хозяйства. | 1 | |
4 (4) | Субрегионы и страны зарубежной Европы. | 1 | |
5 (5) | Зарубежная Азия. Австралия. Территория, границы, положение. Природные условия и ресурсы: регион контрастов. | 1 | |
6 (6) | Территория, границы, положение. Природные условия и ресурсы: регион контрастов. | 1 | |
7 (7) | Население Азии. | 1 | |
8 (8) | Хозяйство Зарубежной Азии. Возрастающая роль в мировом хозяйстве | 1 | |
9 (9) | Китай | 1 | |
10 (10) | Япония | 1 | |
11 (11) | Индия. | 1 | |
12 (12) | Австралия. | 1 | |
13 (13) | Африка. Общая характеристика Африки | 1 | |
14 (14) | Субрегионы Африки. ЮАР. | Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйством, природными условиями разных территорий. | 1 |
15 (15) | Северная Америка. Территория, положение, природные условия, ресурсы и население США. | 1 | |
16 (16) | Общая характеристика хозяйства США. Макрорегионы; США. | 1 | |
17 (17) | Канада | Составление комплексной географической характеристики стран. | 1 |
18 (18) | Латинская Америка. | 1 | |
19 (19) | Бразилия | 1 | |
Россия современном мире. | 10 | ||
20 (1) | Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. | 1 | |
21 (2) | Характеристика современных границ государства. | 1 | |
22 (3) | Современное геополитическое положение России. | Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. | 1 |
23 (4) | Россия в мировом хозяйстве и MГРT; география отраслей ее международной специализации. | Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и с/х продукции. | 1 |
24 (5) | Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. | 1 | |
25 (6) | Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. | 1 | |
26 (7) | Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. | 1 | |
27 (8) | Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. | 1 | |
28 (9) | Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны СНГ | 1 | |
29 (10) | Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах | 1 | |
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | 5 | ||
30 (1) | Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблема, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем в прошлом и настоящем. | Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем. | 1 |
31 (2) | Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы, как особо приоритетные, пути их решения | 1 | |
32 (3) | Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. | 1 | |
33 (4) | Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Геоэкология - фокус глобальных проблем человечества, | Выявление, объяснение и. оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций. | 1 |
34 (5) | Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли. | 1 | |
35 | Резервное учебное время | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Бахчиевой О.А. по организации изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...
Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.
Рабочая программа по географии в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.
Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...