Основные этапы организации учебной деятельности + цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная, личностная. |
Оргмомент Актуализация и определение темы урока. Цель: Настроить детей на работу Формулирование темы урока, цели урока. | Проверяет готовность класса к уроку, здоровается с учащимися. Задаёт вопросы: Какую оболочку Земли мы изучаем? Что она в себя включает? Начиная с этого урока, мы с вами знакомимся с водами суши. Вы получаете карточки-задания: Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам. Река | Залив | Озеро | Ручей | Водохранилище | Пруд | Море | Океан | Водопад | Болото | Горный ледник | Подземные воды | Речной канал | Родник | Источник |
|
Дети дают ответ «гидросферу»
Дети выделяют лишние объекты. Ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив, т.к. они находятся не на суше. Объяснение ответа
| Готовность к взаимодействию. Работа в парах.
| Формулируют учебную задачу. Возникает интерес и положительная мотивация при соотнесении новой информации с имеющийся. |
2. Постановка учебной задачи. Цель. создание проблемной ситуации. | Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об одном из указанных объектов. О каком, вам поможет определить загадка Загадка 1_Течет, течет – не вытечет; Бежит, бежит – не выбежит. 2- Не конь, а бежит, Не лес, а шумит (Река). | Учащиеся дают ответ, что речь пойдет о реках. | выслушивают ответы учащихся (отгадки на загадку) | Оценивают правильность ответа на загадку |
3. Совместное исследование проблемы. Цель: Поиск решения учебной задачи. | Сегодня мы разберем один из водных объектов суши – это реки. Открываем тетради и записываем тему урока Что вы знаете о реках? Что бы хотели узнать о реках? Итак, мы сегодня узнаем: - что такое река, ее части. - что такое речная система и ее части, - какие бывают реки - зачем они человеку А зачем нужны нам знания о реках? Знания, которые вы получите на уроке сегодня, будут необходимы не только в дальнейшем при изучении географии, но и в повседневной жизни, так как вода и реки окружают нас в реальной жизни. Кто-нибудь из вас видел реку?
| Дети записывают тему в тетради.
Высказывают свои предположения и точку зрения. Дети пытаются формулировать цели
Высказывают свою точку зрения. отвечают, предполагают. | Выслушивают предположение товарищей | Оценивают ответы, Планируют пути достижения целей |
4. Моделирование. Цель: Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Какие у нее главные отличительные признаки?
По ходу высказывания детей, учитель прикрепляет на доску карточки (хаотично)
Вы назвали разные признаки, давайте дадим определение: что же такое река? И расставим карточки по порядку. ( Река – это естественный водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом – руслом) Сравним сформулированное нами понятие с понятием в учебнике Работа с учебником Стр. 87 самостоятельное чтение первых двух абзацев Какое уточнение дают о реке авторы учебника? (могут временно пересыхать)
| Дети озвучивают разные версии «поток», «водный», «течет», «углубление», «естественный» Один ученик расставляет карточки по порядку. Работают с учебником, анализируют текст. | Индивидуальная работа учащихся при работе с учебником | Оценивают правильность высказанного предположения о понятии река, сравнивая его с понятием в учебнике (самоконтроль) |
5. Конструирование нового способа действия. Цель: Построение ориентированной основы нового способа действия. | Работа с атласом Откроем в атласах Физическую карту полушарий. -Как река обозначена на карте. Почему именно так? Приведите каждый примеры рек.
С помощью схемы расскажите, из каких частей состоит река? - Русло – главная часть реки, которая располагается на дне речной долины.
- Речная долина – более широкое понижение в рельефе.
- Пойма – часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек.
Где рождается река? Найдите реки: Дон… Ангару….Терек. Где они берут свое начало: свои первые воды? Как же называется то место откуда начинается река. (работа с учебником стр 87) Вот отсюда, именно отсюда, Из глубин лесного родника Выбегает голубое чудо _ Русская великая река. Н.Палькин. Небольшое хвощовое болотце, окруженное с трех сторон густым еловым лесом, со дна болота бьют родники, дающие первые струйки волжской воды. Над самим волжским родником построена резная избушка, к которой ведет помост. На арке надпись: «Исток великой русской реки Волга». Работа со схемой Какой тип истока не показан на схеме?
Куда несет свои воды река? Приведите примеры.
Найдите в тексте учебника, как называется то место, где река впадает в море. – Какими бывают типы устьев рек? • Эстуарий – воронкообразное устье реки. • Дельта – устье реки с протоками; Работа со схемой Реки, впадающие в другие реки, называются притоками. Они могут быть левые и правые. – Как определить, где у реки левые или правые притоки? • Речная система – это главная река со всеми притоками; • Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны; Бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку
Самая протяженная река мира – Нил (6671 км), самая полноводная река мира – Амазонка. К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Найдите и правильно покажите их на карте полушарий (реки показывают от истока до устья). Работа в паре. | Объясняют условный знак, находят реки на карте, запоминают их названия.
Проводят анализ схемы, одновременно рисуют схему себе в тетрадь
Определяют начало реки – исток.
Знакомятся с определением в тексте учебника.
Определяют, что отсутствует исток- подземные воды, делают добавление в схему. Дети называют море или океан.
Запись определения в тетрадь.
Анализируют схему путем комментирования вслух.
Отрабатывают умение работать с картой | Индивидуальная работа с атласом, парная работа со схемой | Умение распознавать, находить необходимые объекты.
|
6. Моделирование. Цель: изучить практическую значимость модели. | Практическое задание. В контурных картах р/тетрадей подпишите реки, обозначенные цифрами Проблемное задание: Все ли реки одинаковы? Почему они разные? Как бы вы классифицировали реки исходя из того, по какому рельефу они протекают? Вывод: По тому, в какой местности протекает река, все реки делятся на два вида равнинные и горные. Работа в группах (дети разбиваются на 2 группы) Задание: Выбрать из перечисленных характеристик те, что относятся к 1-я группа – к равнинной реке 2-я группа – к горной реке. Результаты работы отразить на доске у своей реки. (прикрепить таблички) Привести 3 примера на карте. Равнинные реки имеют: • плавное и спокойное течение, • русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины, • разрушительная работа направлена вширь – на размыв берегов, • русло занимает только часть плоского и широкого днища долины, развитое судоходство.
Горные реки имеют: • бурное и стремительное течение, • относительно прямые русла, • речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь, • дно почти все занято руслом, • неблагоприятные условия для судоходства. • Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения. – При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия? Формируются понятия порог – каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле и водопады – крутые отвесные уступы твердых пород. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты. Водопад Анхель – самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем. Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.
Расскажите об использовании рек человеком | Закрепляют картографические навыки Дети предполагают, что все текут по разным территориям, с разным рельефом. Высказывают свою точку зрения Работают в группах. Сообщают результаты
обобщают, делают вывод.
Анализ схем | Умение высказать своё предположение | Осуществление контроля в процессе своей деятельности, корректировка своих действий. |
7. Переход к этапу решения частных задач. Цель: первичный контроль за правильностью выполнения способа действий. (3 мин) | Работа в парах за партой Дать описание географического положения реки (Дон, Обь, Енисей, Лена) по плану на слайде. Результат занести в тетрадь.
| Умение давать описание географического положения по предложенному плану.
| Работают в парах, умение находить общее решение при выполнении работы | Самоконтроль |
8. Контроль на этапе окончания учебной темы. Цель: Коррекция отработки способа действия и контроль (5мин) | Предлагает учащимся выполнить тест 1. Поток воды, текущей в углублении называемом руслом: А. Родник В. Озеро Б. Река Г. Водопад 2. Самая длинная река мира: А. Волга В. Нил Б. Енисей Г. Муррей 3. Какое питание имеют реки, текущие по равнинам нашей страны: А . Дождевое В. Ледниковое Б . Снеговое Г. Смешанное 4. Самая полноводная река мира: А. Амазонка В. Муррей Б. Волга Г. Обь 5. Кратковременный подъем уровня воды в реке, связанный с обильным выпадение осадков: А. Паводок В. Режим Б. Половодье Г. Порог 6. Самый высокий водопад: А. Ниагарский В. Игуасу Б. Анхель Г. Виктория Проверка теста по готовым ответам слайда презентации.
| Умение применить полученные знания при выполнение теста. | Индивидуальное выполнение теста. | Взаимоконтроль при проверке ответов теста. |
9. Домашнее задание Цель: Закрепление знаний.
| Запишите домашнее задание пар. 30, стр 87-94, составить кроссворд по данной теме
| Записывают домашнее задание
| Спрашивают, уточняют, кому что не понятно по Д/З |
|
10. Рефлексия | А теперь я попрошу поднять руку тех, кто доволен ответом своего соседа по парте. А чтобы оценить, свою работу на уроке, возьмите карточки того цвета в руки, которая соответствует вашей оценке на уроке (карточки располагаются на партах и красная карточка – «5», зеленая «4», Синяя «3». Просит выборочно аргументировать учащихся, выставленные ими отметки Откройте дневники поставьте сами себе оценку за урок, оставив дневники открытыми. Музыкальная пауза: давайте немного отдохнем закроем глазки и представим себе, что вы белое, пушистое облако, которое медленно и плавно плывет по небу (звучит музыка) (Учитель в это время ставит роспись в дневниках) | Оценивают ответы друг друга.
Оценивают свою работу на уроке.
. | Умение аргументоровать предложенную отметку | Взаимооценивание, самооценивание. |