урок по теме: "Река"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Реки. Части реки. Речная система».
Цели:
Образовательные:
- познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами, определениями.
- начать формировать у учащихся представление о реке и ее частях.
Развивающие:
- продолжить формировать умения работать с географической картой
- развивать умения применять знания на практике.
- развивать умения делать выводы и обобщения.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
- воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование:
физическая карта полушарий, физическая карта России, атласы, картины с изображением рек, карточки с названием частей реки, рабочий лист ученика, компьютер, полоски цветной бумаги.
Тип урока:
урок изучения нового материала.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Презентация: http://yadi.sk/d/rkHM71O83aucg
Вода – одно из начал существования всего живого на Земле. «Вода! У тебя нет
ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не
понимая, что ты такое», - писал Антуан де Сент–Экзюпери, известный
французский писатель.
-Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок:
Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
Между гор, между дол
Бежит белый конь.
- Вы уже поняли, что тема урока …(Реки) Слайд №1-2
- Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки (показ фрагментов картин А.М.Васнецова «Северный край», И.И.Левитана «Большая вода», Н.М. Ремезова «Река царевна» и др.).
- Не только художники, но и писатели посвящали свои произведения рекам. Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра…».
- Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк им посвятили они. (Творческое задание. Чтение учащимися стихотворений о реках ).
А.Твардовский «За далью даль»
Семь тысяч рек, ни в чем не равных:
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных
Текущих в даль – семь тысяч рек
Она со всех концов собрала –
Больших и малых – до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздила шар земной.
(стихотворение посвящается Волге)
Н.А.Некрасов «На Волге»
О, Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь
Все тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов…
«…О, Волга, колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зорям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке…»
Каковы же условия образования реки?Слайд 3
3. Изучение нового материала
- Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река? (Дети дают свои определения).
- Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.
Река – поток воды, текущий в выработанном им углублении. Это углубление называется руслом реки. Слайд №4 (определение реки и русла)
- Обычно русло находится на дне более широкого понижения в рельефе, называемого речной долиной. Слайд №5 (река и речная долина)
Это относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление в земной поверхности. Долины образуются обычно в результате размыва рекой горных пород. В речных долинах выделяют русло и пойму. Работа с учебником рис.62. «Равнинная река и поперечный профиль ее долины».
- Из каких частей состоит речная долина? Покажите склоны долины, дно, русло равнинной реки.
- Совершим мысленно путешествие по реке на лодках. (Учитель чертит схему на
доске, а ученики в тетрадях). Слайд №6 ( путешествия)
Найдем место, где начинается река. Это исток. Истоком может быть родник. Слайд №7 (исток реки Волги)
- Работа с картой. Найдите исток реки Волги на карте (Валдайская возвышенность)
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.
(Н. Палькин)
- Найдите Ладожское озеро, которое является истоком реки Нева. Слайд №8
( исток реки Нева)
Нева всю ночь рвалася к морю …
И спорить стало ей невмочь…
Но силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива
И затопляла острова
(А.С.Пушкин)
- Найдите Кавказские горы. Какие реки берут начало с Кавказских гор? (Терек, Кубань и др.). Слайд №9-10(реки Кавказа)
Терек воет, дик и злобен
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Виды истоков Слайд 11
Принимая притоки, река становится шире и полноводнее. Притоки – это водотоки, впадающие в главную реку. Притоки могут быть левыми и правыми. А кто знает, как можно определить по карте, где левые притоки, а где правые? (Если встать лицом вниз по течению, то справа будет – правый берег реки, а слева – левый. На правом берегу в реку впадают правые притоки, на левом – левые).
На судоходных реках вдоль правого берега устанавливаются – красные бакены, а вдоль левого берега – белые. Найдите на карте левые и правые притоки Волги (Ока и Кама ). Слайд №12 (впадение Оки в Волгу).
В долине реки выделяется пойма. Это часть долины, которая заливается водой во время половодья. В русле реки встречаются перекаты – мелководные участки русла. Скорость течения реки на перекатах увеличивается. Более глубокие участки русла между двумя перекатами называются плесами. На таких участках река течет медленно.Слайд13-14
Мы заканчиваем наше путешествие по реке. Подплываем к устью.Слайд 15-16
Это место, где река впадает в другую реку, озеро или море. Расстояние от истока до устья – длина реки. ( На карте реки надо показывать от истока до устья).
Существуют различные виды устьев.
Эстуарии - воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря.
Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-отливными течениями, а прилегающая часть моря достаточно глубока, так что накопление наносов не происходит.
слайд 17 Дельта – форма устья реки с протоками, на которое делится главное русло. Дельты по форме разных типов, чаще имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря (озера) при впадении реки, несущей большое количество наносов.
- Откройте в атласах физическую карту России, карту полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии.
Запись в тетради делается в виде схемы
Главная река со всеми своими притоками образует речную систему. Слайд №18
( речная система Волги)
Пользуясь картой полушарий, сравните речную систему Нила и Амазонки.
Речную систему обычно называют по названию главной реки (система Волги, система Дона, система Енисея).
Физминутка: звучит легкая музыка.
Представьте себе вы находитесь на берегу реки. Лето. Температура воздуха около 30?. Вы входите в реку (дети шагают). Вода прохладная. Вы сжимаетесь, приседаете, поднимаетесь, снова приседаете… (дети приседают). Тело разогрелось. Вы плывете (руки в стороны), поворачиваетесь (повороты) влево, вправо, качаетесь на волнах (движение маятника), выходите на берег, делаете пробежку (бег на месте), потягиваетесь и движетесь в тень.
4. Заключительный этап урока.
1.Выполнение практической работы
| Исток | Устье | Притоки | |
правые | левые | |||
1 вариант |
|
|
|
|
2 вариант |
|
|
|
|
2.Конкурс знатоков.
а) Я – сибирская река
Широка и глубока
Букву «е» на «у» смени –
Стану спутником земли.
(Лена – Луна)
б) Ты, меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина – герой,
Но если «я» на «н» сменяешь,
Сибирской стану я рекой.
(Елисей – Енисей)
в) В Африке известная река,
К ней прибавьте срочно букву «к»
Слово все наоборот прочтите,
Город в Подмосковье отыщите.
(Нил + к = Клин)
г) - Название какой реки состоит из предлога и цифры?
(Припять)
- Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога?
(Яна)
- Название какой реки у тебя во рту?
(Десна)
- Какую реку можно срезать ножом?
(Прут)
- Какой приток Дона носит название дерева?
(Сосна)
- Какая река Западной Сибири носит название посуды?
(Таз)
5. Итог урока.
1) Домашнее задание: §41 (пункт 1), обозначить в контурных картах реки,
сообщения о реках.
2) Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Изобразите при помощи цветных полосок свое настроение.
- радостное (красные полоски).
- равнодушное (зеленые полоски).
- грустное (черные полоски).
На память о сегодняшнем уроке можно подарить голубые ленточки, которые будут напоминать о реках. Реки – голубые артерии Земли. Их не более 2% от площади Мирового океана. Но без них не возможна жизнь на Земле. Будь другом рек, не загрязняй их и не позволяй другим загрязнять!
Только так мы можем сохранить реки для будущих поколений.
Дополнительный материал к уроку:
Самые длинные реки
По одним данным, самой длинной в СНГ рекой является Амур – 4444 километра (при площади бассейна 1855 тысяч квадратных километров). При этом, однако, в длину Амура включается длина начального участка, являющегося самостоятельной рекой Аргунь.
По другим данным, «самая длинная река» - Обь (протекает в Западной Сибири). Ее протяженность с притоком Иртыш и Обской губой составляет 5410 километров.
Сложение, прямо скажем, некорректное, поскольку берется часть Оби и весь Иртыш.
Сама Обь имеет длину всего 3650 километров.
В чистом виде рекордсменом среди рек нашей страны является Лена, длина которой (без притоков!) составляет 4400 километров
Самая короткая река
Река длиной всего несколько метров находится на Черноморском побережье
Кавказа в Гагре. Вытекая из подножья горы, она пересекает широким потоком полосу пляжа. Тем не менее, у реки есть свое имя – Рейроа – и законное место на географических картах.
Самая извилистая
Самая «извилистая» река – это, пожалуй, река Пьяна, протекающая по юго-востоку Нижегородской области. Исток реки отдален от ее устья всего на три десятка километров. А между тем длина Пьяны составляет 436 километров. По всему своему течению она делает массу поворотов, изгибов, петель, колен, направляясь то вперед, то назад, и, наконец, описав большой круг, вливается в реку Суру, совсем недалеко от своего же истока. За все это и дал ей народ столь меткое имя.
Самое широкое устье
Самое широкое в мире устье руки – у Оби. Его ширина достигает 80 километров.
Река меняет направление
«Не потечет река вспять», - говорят в народе. На самом деле повороты течения рек вспять в природе наблюдаются. Одна из таких рек – Шуя, вытекающая из Укш-озера (Карелия). Она 15-20 раз в году меняет направление своего течения и в конце концов бежит обратно в Укш-озеро. Это удивительное явление объясняется периодическим действием ключей, питающих Укш-озеро и реку Шую.
Самая длинная река мира (6671 км) – Нил, начинающий свое течение на Восточно-Африканском плоскогорье (Африка).
Самый большой речной бассейн мира у Амазонки. Площадь бассейна реки равна всей Австралии.
Крупнейшие реки мира
| Название | Длина, км |
1 | Нил с Кагерой (Африка) | 6671 |
табл. № 1 «Крупнейшие реки мира».
Крупнейшие реки (по площади водосборного бассейна)
| Название | Площадь водосборного бассейна (тыс.км?) |
1 | Амазонка (Южная Америка) | 7180 |
табл. № 2 Крупнейшие реки по площади водосборного бассейна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме "Реки"
Крупные реки мира Что такое реки? Части рек. Речная система. Речной Бассейн Питание и режим рек. Пороги и водопады. Значение рек....
Урок по теме "Реки" в 6 классе
Урок в 6 классе по теме "Реки в природе и на географических картах"...
урок по теме: "Реки Ростовской области"
Разработка урока географии по теме: "Реки Ростовской области" (региональный компонент), с приложением, рабочей тетрадью (задания по водным ресурсам Ростовской области)...
Урок на тему: «Реки – артерии Земли».
Урок 22 в 6 классе «Реки- артерии Земли».По учебнику «Начальный курс географии» под редакцией - Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. Цели урока: • сформировать представление о реке, ее частях, речной сис...
Методическая разработка блока уроков по теме « Река Нева».
Методическая разработка блока уроков по теме « Река Нева»....
урок по теме "Река Волга"
Данная презентация подготовлена для урока географии, в 8 классе при изучении природного комплекса Восточно-европейской равнины. Презентация сопровождается музыкальным сопровождение...
Разработка урока по теме «Реки Хабаровского края. Амур — главная артерия края»
Разработка урока по теме «Реки Хабаровского края. Амур — главная артерия края»...