рабочая программа 5 класс география
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Cанжиева Ирина Батомункуевна

Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по географии, базисного учебного плана и ориентирована на использование учебника И.И. Баринова, А. А. Плешаков, н. И. Сонин. Начальный курс географии. 5 класс – М.: Дрофа, 2012

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_5_kl._gotov.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель кафедры

_____________/___________/

ФИО

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МАОУ «Багдаринская СОШ»

_____________/______________/

ФИО

 «__»____________20___г.

«Согласовано»

Директор МАОУ «Багдаринская СОШ »

_____________/______________/

ФИО

Приказ № ___ от «__»____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Санжиевой Ирины Батомункуевны, I категории

Ф.И.О., категория

По географии 5 класс

Предмет, класс и т.п.

20_ - 20_  учебный год


Раздел 1.  «Пояснительная записка»

Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по географии, базисного учебного плана и ориентирована на использование учебника И.И. Баринова, А. А. Плешаков, н. И. Сонин. Начальный курс географии. 5 класс – М.: Дрофа, 2012

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3  ст.47; п.1 ч.1 ст.4
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Минобразования от 17.12.2010 №1897 изменения 31.05.2015)
  3. Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, приказ Министерства образования и науки РФ  от 31 марта  2014 №253 ( с изменениями на 26.01.2016)
  4. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  6. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных  учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189, с изменениями от  29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.)
  7. Программа основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5-9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин.
  8. Примерная основная образовательная программа организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  9. Учебный план МАОУ «Багдаринская СОШ» на 2017 - 2018 учебный год.
  10. Положение о рабочей программе МАОУ «Багдаринская СОШ»
  11. Федеральный список учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации на 2017-2018 учебный год.

УМК:  1. И.И. Баринова, А. А. Плешаков, н. И. Сонин. Начальный курс географии. 5 класс – М.: Дрофа, 2012

      Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

.

Место предмета в учебном плане

 На изучение географии в 5 классе отведен 1 ч в неделю (всего 35 ч с учетом 1 ч резервного времени). Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественнонаучного содержания.

Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся  получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации

Используемый учебно-методический комплект

1. И.И. Баринова, А. А. Плешаков, н. И. Сонин. Начальный курс географии. 5 класс – М.: Дрофа, 2012

2. Н. И. Сонон, С. В. Курчина. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2012.

3. Атлас. Физическая география, начальный курс. 5 класс.

Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные

• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской

Федерации, житель конкретного региона);

— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность

их исторических судеб;

— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

• гармонично развитые социальные чувства и качества:

— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

• образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их

применения в различных жизненных ситуациях.

.        

Метапредметные

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

.- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные

Предметными результатами освоения программы по географии являются:

  • понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций,

принципов, законов и базовых понятий);

• умение работать с разными источниками географической информации;

• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• картографическая грамотность;

• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных

характеристик компонентов географической среды;

• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и

антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к

условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы

жизнедеятельности;

• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Раздел 3. Содержание учебного предмета «география»

№ темы, раздела

Название темы

Содержание темы

Количество часов

Тема 1

Что изучает география

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии. Методы географических

исследований. Географическое

описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

.

5

Тема 2

Как люди открывали Землю

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия

Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие

Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение

Сибири.

5

Тема 3

Земля во Вселенной

Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления

древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю

Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении

Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и

Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета - Земля. Земля - планета

жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый

космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.

9

Тема 4

Виды изображений поверхности Земли

Практические работы № 3,2

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам.

Ориентирование по местным

признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая

4

Тема 5

Природа Земли

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,

И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.

Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве

беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на

природу. Как сберечь природу?

11

Резервные часы

1

35

Раздел 5. «Тематическое планирование уроков географии в 5 классе»

Тема урока

Кол-во час.

Дата

Планируемые результаты

Деятельность уч-ся

Вид контроля

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел 1. Что изучает география (5 ч.)

1

Мир, в котором мы живём.

1

2

Науки о природе

1

Умение объяснять:

  • специфику географии как науки;
  • специфики методов географических исследований.

Умение определять:

  • отличительные особенности географических методов исследования;
  • рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

  • Обладать – ответственным отношением к учебе;
  • Опытом участия в социально значимом труде;
  • Осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
  • Основами экологии.

Практические работы:

  1. Составление схемы наук о природе.
  2. Составление описания учебного кабинета географии.
  3. Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
  4. Организация наблюдений за погодой.

Ответить на вопросы раздела «Проверь свои знания» на с.10 учебника

3

География–наука о Земле

1

  • Называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками;
  • Объяснять, для чего изучают географию
  • Уметь ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • Работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • Выделять главное, существенные признаки понятий
  • Коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной и общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

Прочитать параграф 3

4

Методы географических исследований

1

Находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого прибора

Уметь ставить учебную задачу под руководством учителя;

Выделять главное, существенные признаки понятий;

Участвовать в совместной деятельности;

Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях

Обладать – ответственным отношением к учебе;

Опытом участия в социально значимом труде;

Осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

Работа с учебником и рабочей тетрадью

Прочитать параграф 5

5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

Проверочная работа

1

Знать основные понятия и термины раздела

Уметь ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность

Обладать – ответственным отношением к учебе;

Опытом участия в социально значимом труде;

Осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

Выполнение теста в рабочей

тетради

Подготовить сообщение и презентацию по темам

Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч.).

6

Географические открытия древности и Средневековья.

1

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • влияние путешествий на развитие географических знаний.

Умение определять:

  • причины и следствия географических путешествий и открытий;
  • маршруты путешествий

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Обладать – ответственным отношением к учебе;

Опытом участия в социально значимом труде;

Осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

Коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной и общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

Прочитать пар. 6  Подготовить сообщение и презентацию по темам

Нарисовать корабль, на котором плыли участники любой экспедиции

7

Важнейшие открытия древности и Средневековья.

1

Составить кроссворд «Великие географические открытия» Подготовить сообщение и презентацию по темам

8

Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1. Важнейшие географические открытия.(Работа с контурной картой, учебником, диском)

1

Подготовить сообщение и презентацию по темам

9

Открытия русских путешественников.

1

Подготовить сообщение и презентацию по темам

10

Открытия русских путешественников.

1

Подготовиться к контрольной работе

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю.

1

Раздел 3. Земля во Вселенной (9 ч.)

11

Как древние люди представляли себе Вселенную.

1

Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект презентации учителя

Уметь ставить учебную задачу под руководством учителя;

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Работать в соответствии с подставленной учебной задачи;

Работать в соответствии предложенным планом;

Выделять главное, существенные признаки

 понятий;

Участвовать в совместной деятельности;

Высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

Составлять описание объектов; составлять простой план;

Работать с текстов и не текстовыми компонентами;

Оценивать работу одноклассников;

Обладать – ответственным отношением к учебе;

Опытом участия в социально значимом труде;

Осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

Коммуникативной компетентностью в общении и

сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной и общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

 Прочитать пар.8. Выполнить задания №1,2,3 в РТ с.23

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

1

Прочитать пар.9. Выполнить задания №1-5 в РТ с.24, 25

13

Соседи Солнца.

1

Заполнение таблицы

Прочитать пар.10. Выполнить задания №1-4 в РТ с.26, 27

14

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

1

Заполнение таблицы

Прочитать пар.11. Выполнить задания №6 в РТ с.30

15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Проверочная работа

1

Прочитать пар.12. Выполнить задания №1, 2, 3 в РТ с.31

16

Мир звёзд.

1

Прочитать пар.13. Выполнить задания №1-6 в РТ с.34, 35

17

Уникальная планета – Земля.

1

Прочитать пар.14. Выполнить задания №1-6 в РТ с.36, 37

Подготовить сообщение и презентацию по темам

18

Современные исследования космоса.

1

Выполнить задания №1-5 в РТ с.38, 39

19

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

1

Игра «Брейн-ринг»

Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч.)

20

Стороны горизонта

1

Определять свое местоположение; ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу; читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков; научится строить план местности методом полярной сьемки местности

Уметь ставить учебную задачу под руководством учителя;

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Работать в соответствии с подставленной учебной задачи;

Работать в соответствии предложенным планом;

Участвовать в совместной деятельности;

Высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

Составлять описание объектов; составлять простой план;

Работать с текстов и не текстовыми компонентами;

Обладать – ответственным отношением к учебе;

Опытом участия в социально значимом труде;

Осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

Коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной и общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

Прочитать пар.16. Выполнить задания №2 в РТ с.41

21

Ориентирование

1

Прочитать пар.17. Выполнить задания №1,2 в РТ с.42

22

План местности и географическая карта.

1

Прочитать пар.18.

Выучить условные знаки плана местности

Выполнить задания №1, 5, 6 в РТ с.43, 45

23

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Практическая работа № 2. Ориентирование по плану и карте

1

Раздел 5. Природа Земли (11 ч.)

24

Как возникла Земля.

1

Понимать отличия гипотез возникновения Земли как планеты средневековых ученых и современных гипотез; устанавливать связь между строением Земли и горными породами; научиться обозначать объекты на контурной карте; различать материки по контурам и особенностям природы; подписывать реки на контурных картах, показывать на карте объекты гидросферы

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
  • Коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной и общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

Обладать – ответственным отношением к учебе;

Опытом участия в социально значимом труде;

Осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

Прочитать пар.19. Выполнить задания №1, 6, 7 в РТ с.48, 50

25

Внутреннее строение Земли.

1

Прочитать пар.20

Подготовить сообщения о горных породах и минералах

26

Землетрясения и вулканы.

1

Прочитать пар.21. Выполнить задания №1-5 в РТ с.54-56

Подготовить сообщения о землетрясениях или извержениях вулканов

27

Практическая работа №3.Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов.

1

28

Путешествие по материкам.

Практическая работа №4.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

1

Прочитать пар.22. Выполнить задания №5, 7 в РТ с.60-62

29

Вода на Земле.

1

Прочитать пар.23. Выполнить задания №1-4,6 в РТ с.63, 64

30

Воздушная одежда Земли.

1

Прочитать пар.24. Выполнить задания №7, 10,12 в РТ с.64, 65

Подготовить сообщение о В.И. Вернадском

31

Живая оболочка Земли.

1

Прочитать пар.25. Выполнить задания №1- 6, в РТ с.68, 69

32

Почва – особое природное тело.

1

Прочитать пар.26 Выполнить задания №1-6 в РТ с. 70

33

Человек и природа.

2

Прочитать пар.26. Выполнить задания в РТ с.71, 72

Подготовить проект на тему «Охрана природы»

35

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли».

1

36

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....