Мастер класс
материал по географии (7 класс) на тему
"У природы нет плохой погоды" и "Не думай о минутах свысока"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс по географии «У природы нет плохой погоды».
- Здравствуйте, уважаемые коллеги, ребята!
Сегодня мы будем говорить о том, с чем сталкиваемся каждый день. Ее мир очень богат, ее гармония, красота раскрываются в произведениях многих музыкантов, художников, писателей и поэтов.
У вас на партах лежат отрывки из произведений известных вам людей и рисунки учеников нашей школы, те, и другие хотели отразить то, о чем мы будем говорить сегодня. Рассмотрите рисунки, прочитайте стихи, подумайте, о чем они и сделайте вывод о теме нашего разговора
Итак, о чём сегодня пойдёт речь ( о погоде)
Действительно, говорить мы будем о погоде и тема сегодняшнего фрагмента урока «У природы нет плохой погоды».
А так ли это на самом деле?
Прежде чем мы дадим ответ на этот вопрос, вспомним понятие «погода»?
Для этого я дам вам несколько подсказок.
Итак, подсказка № 1.
Многие поэты описывали в своих произведениях атмосферные явления.
Александр Сергеевич Пушкин писал:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...
У Николая Михайловича Рубцова мы читаем:
Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом,
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады над нашим домом...
И вновь Александр Сергеевич Пушкин
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит
А в стихотворении «Бесы» А.С. Пушкин пишет:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна…
Скажите, пожалуйста, о какой оболочке Земли идёт речь?
А в каком слое атмосферы происходят явления описанные в стихотворениях поэтов? (самый нижний слой, наиболее изученный слой, его толщина около 18км, именно в этом слое образуются облака и выпадают осадки, это слой в котором существует жизнь –тропосфера) Достаточно ли знать только это? (нет)
Подсказка № 2.
Сводка из Интернета: на сегодня в Красноярске — -3 °С,
в Москве 0°С, а в Сочи — +14 °С, т. е. в данном месте (здесь!). А сейчас понятие полное? (нет)
Подсказка № 3
00 00
Прогноз погоды с 9 - 15 был следующим? О чем говорит данная подсказка? (в данное время)
Так что же такое погода?
(Погода — это состояние тропосферы в определенном месте и в определенное время.)
Назовите, элементы, которые характеризуют погоду?
-Температура
-Облачность
-Ветер
-Осадки
-Давление
-Влажность
А теперь приборы, с помощью которых их можно измерить:
-Температура - термометр
-Облачность - нефоскоп
-Ветер – флюгер, анемометр
-Осадки - осадкомер
-Давление - барометр
-Влажность - гигрометр
Уважаемые коллеги и ребята. Я предлагаю Вам поработать в мини-лабораториях - синоптиками и метеорологами.
Метеоролог – специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений
Синоптики – это метеорологи, специализирующиеся на анализе атмосферных процессов и предсказаниях будущего состояния погоды.
Группа синоптиков подготовит характеристику погоды, основываясь на произведения великих поэтов, а группа метеорологов даст нам метеорологическую сводку о состоянии погоды в нашем классе (наши гости)
Мини-исследование в группах.
Уважаемые синоптики, перед вами отрывки из стихотворений. В течении 3 минут, вы составляете прогноз погоды на основе характеристик, из предложенных репродукций выбираете те, которые соответствуют вашему прогнозу, и предоставляете отчёт по следующему плану:
1. Прочитайте стихотворения с выражением.
2. Назовите время года, явление, описанное в стихотворении.
3. Объявите Ваш прогноз погоды.
Выступать может один учащийся или вся группа
Предложенные отрывки:
Булат Окуджава
Весна (отрывок)
Небо синее, как на картинке
Утро майское.
Солнце. Покой.
Улыбается жук на тростинке,
Словно он именинник, какой.
Сергей Есенин
Поет зима, аукает (отрывок)
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна
Выступать может или один учащийся или вся группа
Отчет 1 группы выглядит следующим образом:
Выразительное чтение стихотворения
Время года - весна
Прогноз по стихотворению Булата Окуджавы (отрывок).
Примерный ответ: Сегодня температура воздуха + , безветренно, ясно, осадков не ожидается.
Отчет 2 группы выглядит следующим образом
Выразительное чтение стихотворения
Время года - зима
Прогноз по стихотворению Сергея Есенина (отрывок).
Примерный ответ: Сегодня температура воздуха -,холодно, ветрено, сильные порывы ветра, или порывистый ветер, осадки в виде снега
Оказывается можно составить прогноз погоды, используя произведения поэтов и картины художников, что и делали наши синоптики.
Спасибо, ребята!
Часто мы слышим, как слово погода употребляется ещё в одном значении, когда мы характеризуем атмосферу, сложившуюся в отношениях между людьми, мы говорим «погода в доме», «в коллективе».
Прежде, чем вернемся к нашему вопросу « У природы нет плохой погоды?» предлагаю вам небольшой видеоматериал
После просмотра видеролика на экране возникает вопрос
« У природы нет плохой погоды?» Так ли это? А может быть не согласны?
Я хотела бы услышать ваше мнение! Согласны ли вы с тем, что у природы нет плохой погоды?
(Результаты голосования.)
Действительно у погоды всё - таки разный характер: и погода очень переменчива, ясный день может смениться бурей , но независимо от этого в нашем классе благоприятный климат, и это хорошо!
Скажите, пожалуйста, а от чего зависит восприятие вами погоды за окном? ( от настроения, погода в душе, в доме). Прекрасно!
Нет разницы, какое время года
-Июль горячий, солнечный апрель.
Какая надвигается погода
-Холодный дождик, хмурая метель.
Нет разницы какое время года,
Какое время суток - всё равно!
Когда в душе хорошая погода,
То все стихии с нами заодно!
Звучит музыка «Главней всего погода в доме».
Мастер класс по географии « Не думай о минутах свысока...»
Покидаем города,
Очаги с горящим светом.
Что-то тянет нас туда,
Где туманы спорят с ветром.
Что-то тянет нас в моря,
На озёра, на просторы,
К неизведанным полям,
За холмы, в ущелья, в горы.
-О чем говорится в этом стихотворении: / о путешествиях/
Совершали ли вы когда-нибудь путешествие? На чем можно путешествовать? А теперь представьте, что вы живете в 16 веке в одной из приморских стран, например, в Испании, которая расположена на побережье Атлантического океана. На чем вы бы совершили путешествие?
Предполагаемые ответы учащихся. На корабле.
Чтобы увидеть всю Землю, все страны, какое путешествие надо совершить?
Предполагаемые ответы обучающихся. Кругосветное.
Давайте вспомним, кто совершил первое кругосветное путешествие и когда?
Подсказка
С КОЛЬ ДОЛОГ МАГЕЛЛАНА ПУТЬ
К МОЛУККСКИМ ОСТРОВАМ!
ЭСКАДРА ПОДСТАВЛЯЕТ ГРУДЬ
РАССЕРЖЕННЫМ ВОЛНАМ.
ТУДА СТРЕМИТ ЭСКАДРА БЕГ,
ГДЕ В НЕБЕ – ЮЖНЫЙ КРЕСТ.
ПОЧТИ ТРИ СОТНИ ЧЕЛОВЕК –
ГОНЦЫ С НЕЗДЕШНИХ МЕСТ.
УДАЧУ ЛОВЯТ В ПАРУСА
И ПРОБУЮТ КОМПАС,
И ЖДУТ, КАКИЕ ЧУДЕСА
ИМ ОКЕАН ПРИПАС.
КУДА ВЕДЕШЬ ТЫ КОРАБЛИ,
СУРОВЫЙ БОРОДАЧ,
ВЕДЬ ДАЖЕ ПРИЗНАКА ЗЕМЛИ
НЕЛЬЗЯ УВИДЕТЬ С МАЧТ?
НЕ ПО НАИВНОЙ ПРОСТОТЕ
ЛЕЛЕЕШЬ СВОЙ ПОХОД:
УВЕРЕН – В ЮЖНОЙ ШИРОТЕ
К МОЛУККАМ ЕСТЬ ПРОХОД!
ДАВНО ОТКРЫТЫЙ НОВЫЙ СВЕТ –
КОЛУМБОВА СТРАНА –
ВОЗМОЖНО, ДАСТ ТЕБЕ ОТВЕТ
НА ТВОЙ ВОПРОС СПОЛНА!
Ребята, ваш ответ? Кто совершил первое кругосветное путешествие и когда?
Первое кругосветное путешествие организовал испанский мореплаватель, по происхождению португалец, Фернанд Магеллан. Путешествие началось 20 сентября 1519 года и продолжалось три года.
Путешествия приводили порой к неожиданным открытиям. Одно из них, совершённое экспедицией Ф. Магеллана, описывает в своём романе Стефан Цвейг. Завершившие 1 кругосветное плавание моряки, «отправленные на берег для покупки съестных припасов, возвращаются с поразившей их вестью: на суше четверг, тогда как на корабле их уверяли, что сегодня среда. Неуклонно плывшие на запад моряки каким-то образом выронили из календаря один день, и рассказ о столь странном явлении ошеломляет всех образованных людей. Обнаружена тайна, о существовании которой не подозревали».
Постановка проблемы: Почему исчез один день?, а правильнее (сутки).
Решение этой проблемы: научиться пользоваться ??? чем
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
Вчера было,
Сегодня есть,
И завтра будет.
А возвратить его нельзя? Время
Решение этой проблемы научиться пользоваться временем.
«Что такое время?»
Время нельзя увидеть, услышать, потрогать. И все же оно есть. Ведь все события в окружающем нас мире протекают во времени!
Время всегда находится в движении. Оно не останавливается ни на один миг! Причем "течет" время всегда только в одном направлении — от прошлого к будущему. Время нельзя повернуть назад, задержать или остановить.
Древние греки считали, что рядом с людьми струится невидимая река, которая навсегда уносит дни, недели, месяцы и годы. Они назвали эту реку Летой — рекой времени
1 .Что мы знаем о существующем времени?
Выберите: с каким временем знакомы?
Местное время (астрономическое) – это время на меридиане данной местности ( т.е. у каждого своё местное время, пользоваться неудобно, ввели поясное время )
Поясное время – это время во всех точках одного часового пояса
(часовой пояс – это ограниченная двумя меридианами часть земного шара, в пределах которой время суток одинаково.
Сколько часовых поясов на Земном шаре? - 24пояса
Сколько часовых поясов на территории России? – 11поясов)
Поясное время в данном часовом поясе отличается от времени в соседнем поясе на сколько? на 1 час
Счёт часовых поясов идёт??? с запада на восток
Декретное время - это особая система определения времени, принятая в России с 1930 года. Она заключается в том, что к поясному исчислению прибавляется еще шестьдесят минут. Такой проект был принят Советом народных комиссаров для полноценной работы в светлое время суток и экономии электроэнергии. Декретное время было отменено в феврале 1991 года, но потом опять вступило в силу в январе 1992 года. В очередной раз оно было отменено в марте 2011 года
Летнее время - система отсчета времени, сдвинутая на один час вперед относительно поясного времени; вводится в летний период с целью экономии электроэнергии на освещение. В зимний период отсчет времени переводят на час назад, таким образом, зимнее время должно совпадать со стандартным временем часового пояса.
В 2011 году было принято решение об отмене в России перевода стрелок часов, по доводам ученых о вреде постоянного подкручивания стрелок. Врачи и исследователи привели данные об ухудшении самочувствия людей в дни, когда переводили час, особенно весной.
Московское время - это главный часовой пояс, стандартное время России. Другие часовые пояса отсчитываются от него.
В России система отсчёта времени менялась несколько раз, сейчас в нашей стране установлено 11часовых зон, для удобства, так как Россия расположена в 11 часовых поясах. Дело в том, что в нашей стране стрелки часов были переведены на 1 час вперёд во всех поясах, таким образом, часы в наших домах показывают зональное время, которое на 1 час больше поясного
Вернёмся к проблеме - Где потерянные сутки Магеллана?
Где начинаются новые сутки?
(по 180 меридиану - линия перемены дат)
При пересечении линии перемены дат с В на 3 прибавляют одни сутки, пересекая её с 3 на В убавляют сутки из счёта времени.
Так как в 1520 году, когда экспедиция Магеллана пересекала 180 меридиан с В на 3, не было линии перемены дат, то сутки и были потеряны.
Интересные задачи в качестве закрепления и раздача памяток.
«Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы...
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце»
1.Когда в Калининграде 1-й часовой пояс -15 ч., в Москве-2-й часовой пояс -? (16часов)
2.Определите разницу между городами Магадан и Иркутск. (10-7=3)
3.Если в Костроме полдень, то в Санкт- Петербурге он наступает на час раньше или позже? (на час позже)
4.Если пересечь линию перемены дат с востока на запад, то сутки теряются или приобретаются? (теряются)
5.Когда в Якутске 22 часа , в Москве-? (16 часов)
6. На 30° в.д. среда, 1 января, 18 час местного времени. Какой день недели, число и время на 180 меридиане?
Решение:
1.Находим разницу в градусах и во времени между 30° в.д. и 180 – градусным меридианом:
180°- 30°в.д = 150°: 15°/час = 10 часов (это разница во времени).
Так как 180 меридиан распложен восточнее 30° в.д., то к местному времени 30° в.д. (18 часов) нужно прибавить разницу во времени т.е. 10 часов:
18 час+10 час = 28 час (1 сутки и 4 часа).
Значит, на 180 меридиане будут новые сутки, т.е. 2 января.
Ответ:На 180 меридиане будет 2 января, четверг, 4 часа утра.
7. Из Владивостока в 13 часов 20 минут по местному времени была отправлена телеграмма в Москву и доставлена адресату в 9 часов 15 минут по московскому времени. Сколько времени шла телеграмма?
Ответ: Если во Владивостоке 13 часов 20 минут, а разница во времени с Москвой составляет 7 часов, то в Москве 6 часов 20 минут. Так как телеграмму доставили в 9 часов 15 минут, тогда в пути она была 2 часа 55 минут (9ч 15м - 6 ч 20м = 8ч 75м - 6ч 20м =2ч 55м).
8..Расположите регионы страны в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
A) Челябинская область
Б) Тверская область
B)Красноярский край
Ответ: ВАБ. Земля вращается на восток. Поэтому Новый год приходит с востока.
9. Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
В последний день зимы!
А какой это месяц? - февраль
Как вы думаете, какое наибольшее число воскресений может быть в самом коротком месяце года?
Ответ: Если этот вопрос задать человеку, постоянно живущему на одном месте, то он будет рассуждать так. Возьмем максимально возможное количество дней в феврале, которое бывает в високосные годы, - 29. Если первое число такого февраля приходится на воскресенье, то 8, 15, 22 и 29 февраля будут тоже воскресеньями. Отсюда один ответ; наибольшее число воскресений в феврале - пять. Если же ответ дает капитан корабля, который регулярно, один раз в неделю, совершает плавание по Берингову проливу от Чукотки до Аляски, то он может сказать следующее. Корабль покидает Чукотку каждое воскресенье. В этот же день корабль пересекает линию перемены даты. Поскольку он движется с запада на восток, то следующий день для него снова будет воскресенье. И так каждую неделю. Следовательно, для экипажа корабля наибольшее число воскресений в феврале
может быть в два раза больше, чем для всех остальных жителей Земли, а именно -десять.
(Памятка о времени )
-Время идёт только вперёд. Потерянного времени не вернёшь. Надо уметь ценить своё время и время других людей, взрослых и своих товарищей.
-Выполняй режим дня: вовремя ложись спать и вставай, в одни и те же часы садись за уроки, знай время для прогулки, для развлечений, для занятий спортом.
-Никуда и никогда не опаздывай, всегда приходи в назначенный час, береги время других.
-Из дома надо выходить так, чтобы прийти в школу за 10-15 минут до начала урока.
-Нельзя опаздывать к началу театрального представления или киносеанса, на внеклассное мероприятие. Рассчитывай так, чтобы прийти вовремя.
-Приходи в гости к назначенному сроку. Не заставляй себя ждать. Если ты почему-либо не можешь быть, сообщи заранее хозяевам.
-Если обещал кому-нибудь прийти к определённому часу, возвратить книгу, тетрадь, игру в определённый срок, обязательно выполняй обещанное. Если что-то случилось, и ты не можешь выполнить обещанное, сообщи об этом.
-Если к тебе кто-то обещал прийти к определённому времени, жди его, так организуй своё время, чтобы у тебя в этот момент не было других дел.
Береги своё время и время других!
С Будущим яростно спорило Прошлое:
"Для человека - всего Я главней!
Он научился, познал все хорошее,
Вырос, окреп, стал намного умней.
Вера его на меня опирается,
С Прошлом - спокойно, уютно всегда.
Время когда ничего не меняется,
Мало-помалу проходят года."
"С Будущем - есть перспектива развития,
Можно учиться по новой, мечтать,
Можно стремиться к великим открытиям,
Что-то иное - в себе открывать."
Спорили долго, пока не услышало
Их Настоящее, тихо сказав:
"Нет вас, друзья, существуете в мыслях вы,
Есть только Я и так было в веках.
В Прошлом и Будущем люди лишь изредка,
Только Сегодня живет человек.
Вспомните старую добрую присказку:
Жизнь течет там, где есть времени бег!"
Не думай о минутах свысока. Потерянного времени не вернёшь. Цените своё время и время других людей, взрослых и своих товарищей.
Спасибо, Всем за работу!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...
Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...
- Мне нравится (1)