Бинарный интегрированный урок география+биология по теме "Байкал - бесценный дар природы"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Бинарный урок разработан в соответствии требованиями государственного образовательного стандарта. Для проведения урока необходим мобильный или компьютерный класс, урок проводится с использованием интернет-ресурсов. На всех этапах урока учителя выступают как организаторы и руководители процесса, а ученики выполняют роль самостоятельного исследователя. В уроке используется метод проектов с опережающими заданиями. Даны ссылки на поисковый материал в интернете. На предыдущем уроке учащимся было предложено поделиться на группы.
Основное содержание урока: географическое положение, общие сведения о озере Байкал, происхождение названия и история открытия, геологическая история, органический мир, экологические проблемы и пути решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baykal_-_bestsennyy_dar_prirody.docx | 189.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Байкал - бесценный дар природы.
Цель: раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал;
- разобрать с учащимися закономерности взаимосвязи компонентов природы и их распределение на примере Байкала;
- рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.
Развивающие:
- продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, делать логические выводы;
- продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы крупных природных регионов России.
Воспитательные:
- продолжить формировать у учащихся бережное отношение к природе;
- оценить степень изменения природы Байкала человеком;
- предложить свои варианты решения проблемы Байкала.
Оборудование: физическая карта России (настенная), учебник – Алексеев А.И., Николина В.В., Болысов С.И. и др./Под. ред. Алексеева А.И. География. Россия. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение. (Полярная звезда). 2011 г., атлас по географии 8-9 класс, контурная карта, пробковый стенд, рабочий лист на группу, лист самооценки, листы А3, школьные принадлежности, мобильный класс.
Тип урока: интегрированный (проблемный урок), время урока – 90 мин.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый.
Подготовка к уроку: индивидуальные задания по желанию учащихся, классу предложено поделиться на 4 группы.
Основное содержание: географическое положение, общие сведения о озере Байкал, происхождение названия и история открытия, геологическая история, органический мир, экологические проблемы и пути решения.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент (5 мин.) | |
Приветствие. Настроить учащихся на изучение темы. На прошлом уроке вам было предложено поделиться на группы. По ходу урока вы заполняете рабочий лист группы и набираете накопительные рейтинговые баллы. В конце урока участники группы заполняют лист самооценки и распределяют рейтинговые баллы. | Рассаживаются по группам. |
Актуализация знаний учащихся через постановку проблемы (10 мин.) | |
Учитель зачитывает статью. «В 2006 году начато строительство нового нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). При его строительстве будут использоваться новейшие технологии, призванные обеспечить надежность его эксплуатации в условиях низких температур и вечной мерзлоты. Против прокладки трассы нефтепровода в непосредственной близости от озера Байкал возражали ученые-экологи»[1]. Как вы думаете почему? Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? Учитель называет тему урока. Сегодня на уроке 2 учителя и речь будет и о географии и о биологии и объединяет все это экология. | Дают свои варианты решения проблемы. Актуализация знаний об озере Байкал. Запись темы в рабочем листе группы. |
Изучение новой темы (60 мин.) | |
Сегодня на уроке мы будем работать по следующему плану. Учитель показывает на доске план урока (разбор плана – 3 мин.).
Географическое положение (10 мин.) Используя карту в атласе стр.48-49 «Восточная Сибирь и Дальний Восток», дайте характеристику географического положения озера Байкал. Определите, какие объекты окружают озеро Байкал. На контурную карту «Восточная Сибирь и Дальний Восток», нанесите озеро Байкал и прилегающие горы, на следующем уроке мы продолжим работать с этой картой. О любом объекте нужно давать статистические данные, где мы можем взять эту информацию? С помощью сайта в интернете (http://ru.wikipedia.orq), ссылка у вас прописана в рабочем листе заполните пункт рабочего листа «главные параметры озера». Проверка выполненного задания. Происхождение названия и история открытия (7 мин.) Вопрос для обсуждения этого пункта был дан ученику как опережающее домашнее задание на прошлом уроке. Геологическая история происхождения котловины озера (7 мин.) Учитель задает вопросы классу.
Анализ карты атласа «тектоника и минеральные ресурсы» стр. 16
Если другие озера со временем стареют и зарастают, то Байкал, наоборот, до сих пор сохраняет свою молодость – его водная площадь и глубина продолжают увеличиваться, а берега озера ежегодно расходятся на 2 см/год. Учитель задает вопросы классу. 1.Какие факторы вызывают такие процессы? 2.Какой вывод можно сделать? Органический мир (15 мин.) По данным Лимнологического института Сибирского отделения РАН, в Байкале обитает 2630 видов и разновидностей растений и животных, 2/3 которых являются эндемиками, то есть обитают только в этом водоёме. К таковым относятся около 1000 эндемичных видов, 96 родов, 11 семейств и подсемейств-эндемиков. 27 видов рыб Байкала нигде более не встречаются. Такое обилие живых организмов объясняется большим содержанием кислорода во всей толще байкальской воды. Учитель задает вопросы группе учащихся, которые получили опережающее домашнее задание на прошлом уроке.
Учитель предлагает с помощью сайта в интернете (http://www.minpriroda-rb.ru/burprirodnadzor/content/about_baikal.php?), выбрать рыб имеющие промысловое значение. Для сохранения органического мира созданы природоохранные территории. Используя сайт (http://www.kmechte.ru/baikaltour/baikal2.htm), выпишите названия и деятельность природоохранных территорий (пример заполнения приведен в рабочем листе). Экологические проблемы и пути их решения (18 мин.)
Учитель предлагает группам, свои работы представить на обсуждение. | Разбор плана. Работа с картой атласа стр. 48-49. Дают ответ на поставленное задание. Один ученик отвечает у настенной карты. Работа на контурной карте. Ответ на поставленный вопрос. Выход в интернет на сайт и заполнение таблицы рабочего листа. Главные параметры озера. Размеры 636 на 79,5 км Ответ учащихся. Ответ учащегося, заполнение рабочего листа Отвечают на поставленные вопросы, заполняют рабочий лист. Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры, т.е. имеет тектоническое происхождение. Очертание озера продолговатое, т.е. соответствует разлому. Причины большой глубины озера в его происхождении (тектонический разлом) Области байкальской и раннекаледонской складчатости. Выдвигают свои гипотезы. Тектонические движения (землетрясения), размывание берегов. Формирование котловины Байкала происходит до сегодняшних дней Ответ учащихся. Заполнение рабочего листа. Работа с сайтом (ссылка в рабочем листе), заполнение рабочего листа. Проверка выполненного задания. Работа с сайтом (ссылка в рабочем листе), заполнение рабочего листа. Проверка выполненного задания. Работа с сайтом в группе (ссылка в рабочем листе) Оформление работы на А3 Участник группы на пробковый стенд крепит работу группы. Защита работы. |
Закрепление (7 мин.) | |
В качестве закрепления учитель предлагает группам ответить на вопросы. Используя файл «решаем проблему» (на рабочем столе) обсудите в группе данные вопросы. - Прочитайте фрагмент газетной статьи.
| Открывают файл и отвечают на поставленные вопросы. - К каким изменениям в экосистеме озера Байкал может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трех изменений[2]. 1. К увеличению численности растительноядных организмов; 2. К уменьшению численности растений; 3. К последующему снижению численности растительноядных организмов вследствие нехватки корма, и распространению заболеваний «В 2006 году начато строительство нового нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). При его строительстве будут использоваться новейшие технологии, призванные обеспечить надежность его эксплуатации в условиях низких температур и вечной мерзлоты. Против прокладки трассы нефтепровода в непосредственной близости от озера Байкал возражали ученые-экологи, которые говорили о неизбежности экологической катастрофы в случае аварии на будущем нефтепроводе. Под их влиянием было принято решение об изменении трассы трубопровода». Какие особенности территории, по которой должен был пройти нефтепровод, заставляли ученых говорить о высокой степени вероятности аварии на нефтепроводе и неизбежном в этом случае загрязнении вод озера Байкал? Укажите две особенности[3]. Обсуждение данных вопросов. 1. Высокая сейсмическая активность территории; 2. Эта территория относится к водосборному бассейну озера Байкал или трасса нефтепровода пересекает реки, впадающие в Байкал. |
Рефлексия (3 мин.) | |
Оценивание работы учащихся с индивидуальными заданиями, сбор рабочих листов группы. На сегодняшнем уроке на группу дается 30 рейтинговых баллов, используя лист самооценки, распределите данные баллы между участниками группы. | Сдают рабочие листы группы. Распределяют баллы и заполняют лист самооценки. |
Домашнее задание (5 мин.) | |
§45 Учимся с «Полярной звездой». Работу можно выполнять в группе (максимум 3 человека), или индивидуально. | Запись домашнего задания в дневник |
[1], [3] – Единый государственный экзамен: география: контрол. измерит. материалы: 2009/Авт. сост. Т.С. Кузнецова.-М.: Просвещение; СПБ.: филиал издательства «Просвещение», 2009.-154 с.
[2] – Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011: Биология/Авт. сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова.- М.: АСТ: Астрель, 2011. – 158 с.
Приложение
Рабочий лист
Ученика(цы)______класса
Тема урока_______________________________________________________
Главные параметры озера (http://ru.wikipedia.orq).
Размеры | |
Площадь водной поверхности | |
Наибольшая глубина | |
Средняя глубина | |
Прозрачность | |
Длина береговой линии | |
Объем | |
Площадь водосбора | |
Впадающие реки | |
Вытекающие реки | |
Всемирное наследие Юнеско |
Происхождение названия и история открытия.
Буряты называют озеро Байкал ________________________________________________________________________________
Русские впервые появились на берегах озера ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто из ученых занимался изучением Байкала? ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Озеро имеет в настоящее время статус ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Геологическая история происхождения котловины озера. Очертание озера ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Причины большой глубины озера ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Озеро находится в пределах ________________________________________________________________________________
Органический мир.
Эндемики Байкала ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рыбы, имеющие промысловое значение (http://www.minpriroda-rb.ru/burprirodnadzor/content/about_baikal.php?)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Природоохранные территории (http://www.kmechte.ru/baikaltour/baikal2.htm):
1. Байкало-Ленский заповедник – сохранение важнейших природных комплексов
2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. ______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экологические проблемы и пути их решения (http://ru.wikipedia.orq),
Лист самооценки
Группа №______________________
Список группы | Рейтинговые баллы |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. |
Библиография использованных методических материалов:
- Алексеев А.И., Николина В.В., Болысов С.И. и др./Под. ред. Алексеева А.И. География. Россия. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение. (Полярная звезда). 2011 г.- 240 с.
- Атлас. География России. 8-9 класс. С комплектом контурных карт. Издательство: Новосибирская картографическая фабрика. 2011 г. – 54 с.
- География России. Природа. 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Бариновой/Авт.- сост. О.В. Антушева – Волгоград: Учитель, 2008.- 375 с.
- Единый государственный экзамен: география: контрол. измерит. материалы: 2009/Авт. сост. Т.С. Кузнецова.-М.: Просвещение; СПБ.: филиал издательства «Просвещение», 2009.-154 с.
- Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011: Биология/Авт. сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова.- М.: АСТ: Астрель, 2011. – 158 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок географии, биологии.
Формирование знаний о развитии сельского хозяйства в России; систематизация представлений учащихся о строении растений, их многообразии, значении для человека; закрепление навыка работы с ...
Интегрированный урок (география, биология, история) по теме: Материки на глобусе и карте полушарий
Необходимость постоянно совершенствовать обучение и воспитание учащихся с проблемами в развитии, повышать ее качественный уровень, изучение особенностей школьников в процессе обучения, намеченные пути...
"Изменение живых организмов в зависимости от среды обитания" интегрированный урок география - биология
Тема урока: Изменение живых организмов в зависимости от среды обитанияПродолжительность урока: 1 урок (45 минут)Класс: 9 классЦели урока: Выяснить, как изменяются живые организмы в зависим...
Интегрированный урок география, биология и математика
Урок можно использовать для обобщения материала в 8 классе...
Конспект интегрированного урока (география + биология) 9 класс "Легко ли живется биоиндикаторам?"
Знакомство с понятием "Биоиндикаторы", обеспечение формирования экологического сознания и воспитания любви к природе через ознакомление с организмами-биоиндикаторами...
Интегрированный урок география-биология
Интегрированный урок география - биология "Значение воды в жизни Земли" с презентацией. Урок разработали Чушева С.Н. - учитель георафии, Дроздова Л.А., учитель биологии....
Интегрированный урок географии, биологии, русского и литературы
"Мировой океан или 20000 лье под водой" 6 класс...