"Изменение живых организмов в зависимости от среды обитания" интегрированный урок география - биология
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему
Тема урока: Изменение живых организмов в зависимости от среды обитания
Продолжительность урока: 1 урок (45 минут)
Класс: 9 класс
Цели урока:
- Выяснить, как изменяются живые организмы в зависимости от среды обитания.
- Выяснить, какие географические причины приводят к изменению живых организмов.
- Продолжить закрепление навыка работы с программой «Google. Земля».
- Продолжить закрепление навыка работы с поисковыми интернет - системами.
- Показать взаимосвязь биологии и географии.
- Продолжить формирование познавательного интереса и трудолюбия.
Используемые методики:
- Эвристическая беседа с использованием презентации.
- Практическая работа с использованием программы «Google. Земля» и поисковых интернет – систем.
Оборудование:
компьютерный класс, проектор, экран, учительский компьютер, подключение к интернету, программа «Google. Земля», презентация в MSoffice, карточки и инструкции для практической работы.
Аннотация:
тема изучается по биологии в 9 классе. Интеграция с географией материков позволяет учащимся более четко представить себе причины изменения живых организмов, взаимосвязь всех компонентов природы. Работа с программой «Google. Земля» и интернет – ресурсами дает возможность наглядно увидеть взаимосвязь компонентов природы, а так же взаимосвязь биологии и географии.Использование мультимедийной презентацииповышает мотивацию учения и позволяет значительно экономить время на уроке.
В ходе урока рассматриваются не только виды изменений живых организмов, но и причины этих изменений. Подчеркивается взаимосвязь всех компонентов природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 22.71 КБ |
prezentaciya.pptx | 1015.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока биология – география.
Тема урока: Изменение живых организмов в зависимости от среды обитания
Продолжительность урока: 1 урок (45 минут)
Класс: 9 класс
Цели урока:
- Выяснить, как изменяются живые организмы в зависимости от среды обитания.
- Выяснить, какие географические причины приводят к изменению живых организмов.
- Продолжить закрепление навыка работы с программой «Google. Земля».
- Продолжить закрепление навыка работы с поисковыми интернет - системами.
- Показать взаимосвязь биологии и географии.
- Продолжить формирование познавательного интереса и трудолюбия.
Используемые методики:
- Эвристическая беседа с использованием презентации.
- Практическая работа с использованием программы «Google. Земля» и поисковых интернет – систем.
Оборудование: компьютерный класс, проектор, экран, учительский компьютер, подключение к интернету, программа «Google. Земля», презентация в MS office, карточки и инструкции для практической работы.
Аннотация: тема изучается по биологии в 9 классе. Интеграция с географией материков позволяет учащимся более четко представить себе причины изменения живых организмов, взаимосвязь всех компонентов природы. Работа с программой «Google. Земля» и интернет – ресурсами дает возможность наглядно увидеть взаимосвязь компонентов природы, а так же взаимосвязь биологии и географии. Использование мультимедийной презентации повышает мотивацию учения и позволяет значительно экономить время на уроке.
В ходе урока рассматриваются не только виды изменений живых организмов, но и причины этих изменений. Подчеркивается взаимосвязь всех компонентов природы.
Ход урока:
Организационный момент
Учитель биологии: Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня у нас не обычный урок. Изучать новую тему по биологии мы будем при помощи географии.
Учитель географии: И для этого мы будем вспоминать компоненты природы, и работать с географическими картами в программе «Google. Земля».
Учитель биологии: Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату и тему урока (слайд 1)
Объяснение новой темы
Учитель биологии: Ребята, посмотрите внимательно на доску (слайд 1) и скажите, что вы видите? (разнообразные растения и животные, живущие в разных условиях)
Учитель биологии: А как вы это поняли? (по внешнему виду: белый медведь - белый снег, колючки кактуса – из-за нехватки воды в пустыне…)
Учитель биологии: Правильно. Определенные типы строения живых организмов, возникшие как приспособления к экологическим условиям местообитания, называют жизненными формами организмов. ( слайд 2) Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос: Почему происходит изменения во внешнем строении организмов?
Учитель биологии: Наиболее наглядными можно считать приспособления (адаптации), проявляющиеся в особенностях внешнего строения растений и животных Их называют морфологическими (от греческого «морфе» – форма). Давайте рассмотрим какие адаптации происходят у растений и животных и с чем они связаны. (слайд 3)
Учитель биологии: Посмотрите, как приспосабливаются растения к условиям среды обитания. (слайд 4)
Учитель географии: Какие приспособления к условиям среды обитания вы видите? И в каких природных зонах произрастают эти растения? (колючки кактуса – пустыня, лианы – тропические леса, сосновый стланик – тундра)
Учитель биологии: Теперь давайте рассмотрим приспособления животных (слайд 5). Их можно разделить на две группы. 1 группа – по месту обитания.
Учитель географии: Посмотрите на слайд: какое приспособление вы видите? И почему оно появилось? (мех белого цвета у медведя и песца, т.к. живут среди вечных снегов)
Учитель биологии: Правильно. Теперь 2 группу – по типу передвижения. Скажите, пожалуйста, чем внешне похожи тушканчик и кенгуру? (строением задних конечностей). Хорошо. А почему появилась эта приспособленность (потому, что и тушканчик и кенгуру передвигаются с помощью прыжков)
Учитель географии: А можем мы определить, в какой местности обитают эти животные по их конечностям? ( да, равнинные районы)
Учитель географии: Все верно. Тушканчик живет в азиатских пустынях, а кенгуру на равнинах Австралии.
Учитель биологии: Теперь давайте рассмотрим приспособления птиц. (слайд 6). Их тоже можно разделить на 2 группы: по месту обитания и по типу питания.
Учитель географии: Посмотрите на слайд: вы видите попугаев и тукана. Где могут обитать эти птицы? (в тропических лесах). А почему вы так решили? (яркое оперение, чтобы легче прятаться среди яркой листвы и цветов)
Учитель биологии: Теперь посмотрите на орла и стервятника. Орел – хищник, а стервятник – падальщик. Какие у них появились приспособления? (орел: сильный клюв, острое зрение, сильные когти, сильные крылья; стервятник – голова без оперения, сильный клюв, хорошее зрение, сильное обоняние, сильные крылья.)
Учитель биологии: Все верно. Теперь мы можем ответить на наш главный вопрос (слайд 7)? (да, из-за различных природных условий обитания изменяется внешний вид организмов.)
Учитель биологии: Верно. То есть мы можем сделать вывод, что сходство между живыми организмами разных видов, живущих в одной среде обитания, испытывающих влияние одинаковых климатических условий, географического положения места и т.д., затрагивают преимущественно те органы, которые непосредственно контактируют с внешней средой, и гораздо слабее проявляются в строении внутренних систем.
Учитель географии: Скажите, так от каких географических причин зависит изменение внешнего вида живых организмов? (географическое положение, климатические факторы, особенности почвы, близость внутренних вод). Молодцы, все верно.
Учитель биологии: А теперь закрепим полученные знания с помощью практической работы. Но сначала запишем домашнее задание ( доделать работу в карточке). Пройдите, пожалуйста, за компьютеры.
Учитель географии: но для начала давайте вспомним, как работать в программе «Google.Земля» Кто начнет первый?( учащиеся рассказывают о координатах местности, метках, измерении расстояний, как убрать нанесенную информацию с помощью слайдов 9 – 17). Молодцы. Я надеюсь, что теперь вы вспомнили как работать с этой программой, но на всякий случай около каждого компьютера лежит вспомогательная инструкция.
Учитель биологии: Рядом с инструкцией лежат карточки с практической работай. Посмотрите внимательно: часть заданий вы будете выполнять на картах программы «Google. Земля», а часть в самой карточке. Не забудьте карточку подписать. Если возникнут вопросы по ходу практической работы – поднимайте руку, и мы обязательно к вам подойдем. Удачи вам.(начинается практическая часть).
Итог урока
Учитель географии: до звонка осталось 2 минуты. Итак, скажите, причины влияют на изменение внешнего вида животных и растений? (географические).
Учитель биологии: А какие примеры вы можете привести? (белый медведь – ледяные пустыни, кенгуру – равнины, кактус – пустыни…). Молодцы, все правильно. Спасибо за урок. До свидания.
_____________________________________________________________________________
Инструкция для работы в программе «Google. Земля»
1. Нахождение географического объекта:
- Написать название географического объекта в строке поиска (левая панель).
- ОК
На основной карте будет показана территория.
2. Приближение и удаление объекта:
- Поворачивая колесико мышки, приблизить или удалить объект на карте.
3. Перемещение по карте:
- Навести мышку на карту.
- Нажать левую кнопку мышку (курсор будет в виде кулачка).
- Не отпуская кнопку, передвинуть мышку.
4. Установка меток на карте:
- Нажать иконку «метка» на верхней панели.
- В появившемся окне написать название объекта.
- Перенести курсором «метку» в нужное место.
- Если нужно сделать описание или пометку – сделать это в окне «пометка».
- Если нужно изменить вид или цвет иконки – открыть в окне вкладки «цвет» и «стиль» и выбрать то, что нам нужно.
- Нажать ОК в окне.
Около географического объекта появится подписанная «метка».
5. Измерение расстояния:
- Найти объекты, между которыми будет происходить измерение.
- Нажать на верхней панели иконку «линейка».
- Провести курсором от одного объекта до другого (на карте появится линия).
В окне «линейка» появится число, показывающее расстояние.
- Рисование линии на карте:
- Нажать иконку «добавить путь» на верхней панели.
- В появившемся окне написать название объекта.
- Провести курсором линию между объектами.
- Если нужно сделать описание или пометку – сделать это в окне «пометка».
- Если нужно изменить вид или цвет иконки – открыть в окне вкладки «цвет» и «стиль» и выбрать то, что нам нужно.
- Нажать ОК в окне.
7. Убрать метки:
- На левой панели найти название метки.
- Убрать «галочку» около этого названия.
Метка исчезнет, но её можно восстановить, поставив около названия «галочку».
или:
- Нажать правую кнопку мыши.
- В раскрывшемся меню выбрать «удалить».
- Нажать ОК.
Метка исчезнет, но восстановить её будет уже нельзя.
_____________________________________________________________________________
Карточка для практической работы:
Ф.И., класс____________________________________________________________________
Дата______________________
- На карте Мурманской области в программе «Google. Земля» с помощью меток отметить местообитания следующих А) животных: белый медведь, северный олень, бурый медведь; Б) растений: карликовая береза, Береза повислая, луговые растения.
- Для одного животного и одного растения с помощью поисковых систем интернета найдите описание внешнего вида. Вставьте его в описание соответствующей метки карты «Google. Земля».
- Измерьте и запишите на каком расстоянии друг от друга живут белый и бурый медведи. Расстояние______________________________________________________________ объясните, как и почему они отличаются внешне.
- Сделайте вывод, от чего зависит внешний вид живых организмов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определенные типы строения живых организмов, возникшие как приспособления к экологическим условиям местообитания, называют жизненными формами организмов. Почему происходит изменения во внешнем строении организмов? ?
Наиболее наглядными можно считать приспособления ( адаптации ), проявляющиеся в особенностях внешнего строения растений и животных Их называют морфологическими (от греческого «морфе» – форма)
Приспособления растений к условиям среды обитания Суккуленты (засушливый климат) Лианы (недостаток света) Стланики (низкие температуры, сухость, сильные ветра) Какие приспособления к условиям среды обитания вы видите?
Приспособления животных А) по типу местообитания ? Б) по типу передвижения ?
Приспособления птиц А) По местообитанию ? Б) По типу питания ?
Почему происходит изменения во внешнем строении организмов? ?
Вывод: сходство между живыми организмами разных видов, живущих в одной среде обитания, испытывающих влияние одинаковых климатических условий, географического положения места и т.д., затрагивают преимущественно те органы, которые непосредственно контактируют с внешней средой , и гораздо слабее проявляются в строении внутренних систем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок географии, биологии.
Формирование знаний о развитии сельского хозяйства в России; систематизация представлений учащихся о строении растений, их многообразии, значении для человека; закрепление навыка работы с ...
Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?
презентация -сопровождение урока природоведения 5 класс по учебнику Сухова т.А., Строганов В.И....
Презентация к уроку биологии 5 класс "Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?"
Презентация к уроку биологии 5 класс "Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?" Учебник Т.С. Сухова, В.И. Строганов...
Использование ИКТ как один из факторов формирования информационно – коммуникационной образовательной среды на уроках географии
Возникшая потребность большинства членов современного общества интенсивно познавать и реализовывать возможности информационных и коммуникационных технологий для повышения своего общекультурного ...
"Движение животных в водной среде".Дистанционный урок по биологии в 6 классе
Цели урока: Раскрыть особенности движения животных в водной среде;Выявить черты приспособленности животных к движению в водной среде;Продолжать формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять ...
Доклад "Информационная среда на уроках географии
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой». А это, прежде всего, означает то, что новыми мир...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме «Проектирование современного урока географии, биологии и химии в соответствии с ФГОС ОО»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТАслушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме«Проектирование современного урока географии,...