"Система географических координат" конспект урока по ФГОС + презентация
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Примерный конспект урока (ФГОС) по географии в 6-м классе, по теме - "Система географических координат" + презентация. Учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, 2016 год, изд. Русское Слово.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_geograficheskih_koordinat_6_klass.doc | 92 КБ |
sistema_geograficheskih_koordinat_6_klass.ppt | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Завьялова М.Ю. МОУ Кременкульская СОШ 6 класс
Класс: 6
Авторы и название учебной программы: Учебник «Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: ООО Русское слово, 2017; Авторская программа Е.М. Домогацких, который подготовил ее в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.
Учебная тема (раздел): Земля как планета.
Название учебного занятия и количество часов (место в изучении всей темы):
Система географических координат, 1 час, по плану – 2 урок.
Педагогическая идея урока (эпиграф):
На карте – огромная планета Земля:
Реки и горы, равнины, моря.
Точка на карте зовётся «объект» -
Такое понятие ввёл человек.
Сегодня мы с вами узнаем о том,
Что каждая точка имеет свой дом,
Чтобы её отыскать в целом мире,
Ей указали этаж и квартиру.
Сложно найти этот адрес ребятам,
Если не следовать координатам.
Этаж называется широтой,
Номер квартиры – её долготой.
Как отыскать в дом заветный ключик?
Карта и глобус нас этому учат.
Нам остаётся припомнить немного,
Какие ведут к каждой точке дороги.
Как только дороги пересекутся,
Искомые точки сразу найдутся (беседа о сути стихотворения).
Цель урока: Сформировать умения определять географические координаты на глобусе и карте.
Задачи урока: Раскрывать значение терминов, сформировать у учащихся понятия «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты», применение знаний в практической деятельности, продолжить формирование умений работы с картой. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте
Планируемые образовательные результаты учебного занятия:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- давать определение понятиям параллель, меридиан, географическая широта, географическая долгота, в каких единицах они измеряются; - определять географические координаты | Познавательные: - находить нужную информацию в учебнике (как определить географические координаты), обобщить полученные знания (чтобы определить географические координаты, нужно определить широту и долготу объекта). Регулятивные: - оценивать цели и способы достижения цели (чтобы тебя спасли, нашли в бушующем море, нужно точно суметь передать свои географические координаты). Коммуникативные: - создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения (нахождение координат определённых объектов, нахождение объекта по координатам). | осознавать свои черты характера, интересы, цели. |
Тип учебного занятия: урок получения новых знаний.
Вид учебного занятия (формы организации деятельности учащихся): Комбинированное занятие.
Оборудование, УМК: Учебник «География» 6 класс, Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский , 2017г., «Русское слово», глобусы ученические масштаба 1:106 000 000 (15 штук), настенная карта полушарий, атласы по географии для 6 класса (изд-во Дрофа), ПК, мультимедиа проектор, презентация Power Point.
Ход урока:
Этапы учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно - деятельностного подхода, формируемые УУД |
1.Организационный момент Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | Приветственное слово учителя: Здравствуйте друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Сегодня на уроке мы отправимся в плавание. Занять свои места. Свистать всех наверх. Мы попали в шторм. Корабль терпит бедствие. Необходимо подать сигнал SOS. Как объяснить наше местонахождение? | Приветствуют учителя; Настраиваются на урок, психологически готовятся кобщению. Делают вывод о том, что нельзя определить «адрес» корабля в огромном океане | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные,познавательные, регулятивные. Цель –создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний | Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будет следующее стихотворение: На карте –огромная планета Земля: Реки и горы, равнины, моря. Точка на карте зовется «объект» - Такое понятие ввёл человек. - Сегодня мы с вами узнаем о том, Что каждая точка имеет свой дом, Чтобы её отыскать в целом мире, Ей указали этаж и квартиру. Сложно найти этот адрес ребятам, Если не следовать координатам. Этаж называется широтой, Номер квартиры –её долготой. Как отыскать в дом заветный ключик? Карта и глобус нас этому учат. Нам остается припомнить немного, Какие ведут к каждой точке дороги. Как только дороги пересекутся, Искомые точки сразу найдутся. (слайд1) | Слушают стихотворение. | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
3.Этап изучения новых знаний и способов действий Постановка учебной цели. Поиск информации. Физкультминут-ка | - Давайте, определим тему нашего урока. - Итак, тема нашего урока «Система географических координат». (слайд 1.2) - Откройте тетради и запишите тему урока. - Кто внимательно слушал стихотворение, тот наверное сможет сказать из чего складывается адрес любой точки на карте? Поэтому, сегодня на уроке мы с вами должны: Вспомнить! Что такое экватор? На какие полушария экватор делит Землю? Узнать! Что такое параллель и меридиан? Что такое долгота, широта? Что такое географические координаты? Научись делать! Определять географические координаты. Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания? Нам предстоит ответить на главный вопрос: Можно ли одинаково определять координаты на плоскости и на поверхности шара? Объясняет понятия: -Географические координаты - это географическая широта (северная и южная) и географическая долгота (восточная и западная) –это географический адрес объекта на глобусе или карте. - Первая часть адреса начинается с географической широты «географическая широта» это величина дуги меридиана от экватора к северу или к югу до заданной точки (или параллель, на которой расположен географический объект) -Вспомните, какая параллель находиться в центре? -На какие полушария она делит? Правило 1: Точки, расположенные к северу от экватора, находятся в северном полушарии, следовательно, имеют северную широту, которая сокращенно записывается – с.ш. -На основе этого сформулируйте правило для точек с южной широтой. Правило 2: Точки, расположенные к югу от экватора, находятся в южном полушарии, следовательно, имеют южную широту, которая сокращенно записывается – ю.ш. -Параллели, как Вы уже знаете, имеют величину в градусах. - Откуда начинается отсчет? ПОМНИТЕ! Отсчет всегда от экватора Ребята, давайте определим географическую широту Москвы. Как мы будем определять координаты точки? Задания по группам: (На карте полушарий найти город и определить широту: 1группа –Москва 2группа –Пекин 3 группа –Сидней 4 группа –Париж 5 группа –Бразилиа НРЭО: Для всех групп – определить широту г.Челябинска (55о с.ш) Ребята, а как вы считаете, зная только географическую широту можно определить координаты точки на местности. А почему? Вспомним рассказ Ж.Верна «Дети капитана Гранта» почему герои рассказа долго не могли найти капитана Гранта? - Вторая координата, которую необходимо найти, называется географической долготой. «Географическая долгота» это величина дуги параллели от нулевого меридиана к западу или к востоку до заданной точки (или меридиан, на которой расположен географический объект). - Как вы думаете, какой меридиан самый главный? -На какие полушария он делит? Правило 3: Точки, расположенные к запада от нулевого меридиана, находятся в западном полушарии, следовательно, имеют западную долготу, которая сокращенно записывается – з.д. -На основе этого сформулируйте правило для точек с восточной долготой. Правило 4: Точки, расположенные к востоку от нулевого меридиана, находятся в восточном полушарии, следовательно, имеют восточную долготу, которая сокращенно записывается – в.д. - Меридианы, как Вы уже знаете, имеют величину в градусах Откуда начинается отсчет? (от нулевого меридиана) ПОМНИТЕ! Отсчет всегда начинается от нулевого меридиана. - Для того чтобы определить долготу, необходимо выполнить следующие действия: ∙Найти географический объект на карте ∙Определить, в каком полушарии расположен объект. (Это определит западную или восточную долготу). ∙Найти меридиан, который проходит через объект. (Это и будет долгота) Задания по группам: (На карте полушарий найти город и определить долготу: 1группа –Москва 2группа –Пекин 3 группа –Сидней 4 группа –Париж 5 группа –Бразилиа НРЭО: Для вех групп – определить долготу г.Челябинска. (61ов.д.) Вот вы и определили географические координаты городов. А теперь давайте ответим на главный вопрос нашего урока. Можно ли одинаково определять координаты на плоскости и на поверхности шара? | Записывают тему в тетрадь. Целеполагание. Отвечают на вопросы. Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное Слушают учителя,работают с текстом учебника на стр. 14-15. делают записи в тетради, выполняют практическую работу по определению географических координат Отвечают на вопрос (экватор, северное и южное) Правило №1 записывают в тетради. - Формулируют правило для точек с южной широтой. - правило №2 записывают в тетради - отвечают на поставленный вопрос (от экватора) Составляют алгоритмдействий: 1. Найти точку на картеполушарий 2.Определить, в каком полушарии находиться точка 3. На какой параллелинаходиться точка Определяют координаты Москвы 56 с.ш. Работаютв группах, определяют широту. Нет, так как придется «обойти» всю параллель по окружности. Земля имеет форму шара, поэтому надо знать 2 координаты. Не знали вторые координаты -географическую долготу Пытаются ответить на вопрос( Нулевой меридиан или Гринвичский. -на западное и восточное). Правило №3 записывают в тетради Меридиан, который выделен жирной чертой
Правило № 4 записывают в тетради (от нулевого меридиана) Выполняют задания. | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения). познавательные: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. Выполнять логические операции самостоятельно. Коммуникативные Регулятивные УУД проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничесте. ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Коммуникативные, познавательные Регулятивные, коммуникативные, познавательные Регулятивные, коммуникативные, познавательные |
4. Этап информации о домашнем задании | П.2. вопр стр.17,определить координаты: г. Эверест, г. Вашингто, г.Рио-де-Жанейро, м. Игольный. | Записывают д/з. | |
5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации | С чего начался урок? – С сообщения капитана о бедствии корабля. Помогите составить капитану такой рассказ о своей беде, чтобы ему обязательно помогли. | Составляют рассказ | ЦЕЛЬ: закрепить знания. Личностные:формирование мотивации к учению Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном) Познавательные: анализ, синтез |
6.Этап подведения итогов | Выставление оценок за урок | ||
7.Этап рефлексии | сегодня я узнал... было интересно... было трудно... я приобрел... я научился... урок дал мне для жизни... мне захотелось... | Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях. | Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего «научения», свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СИСТЕМА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ Выполнила: учитель географии МОУ Кременкульской СОШ Завьялова Мария Юрьевна На карте –огромная планета Земля: Реки и горы, равнины, моря. Точка на карте зовется «объект» - Такое понятие ввёл человек. - Сегодня мы с вами узнаем о том, Что каждая точка имеет свой дом, Чтобы её отыскать в целом мире, Ей указали этаж и квартиру. Сложно найти этот адрес ребятам, Если не следовать координатам. Этаж называется широтой, Номер квартиры –её долготой. Как отыскать в дом заветный ключик? Карта и глобус нас этому учат. Нам остается припомнить немного, Какие ведут к каждой точке дороги. Как только дороги пересекутся, Искомые точки сразу найдутся
ЦЕЛИ УРОКА Сформировать умения определять географические координаты на глобусе и карте.
Вспомним! Что такое экватор? На какие полушария экватор делит Землю? Узнаем! Что такое параллель и меридиан? Что такое долгота, широта? Что такое географические координаты? Научимся делать! Определять географические координаты.
Градусная сетка ЛИНИИ ПАРАЛЛЕЛЕЙ И МЕРИДИАНОВ НА ГЛОБУСЕ И КАРТЕ
величина дуги меридиана от экватора к северу или к югу до заданной точки ( или параллель, на которой расположен географический объект )
Широта бывает Северная – с.ш. Южная – ю.ш. С.П. – Северный полюс Ю.П. – Южный полюс
Правило 1 : Точки, расположенные к северу от экватора, находятся в северном полушарии, следовательно, имеют северную широту, которая сокращенно записывается – с.ш.
Правило 2: Точки, расположенные к югу от экватора, находятся в южном полушарии, следовательно, имеют южную широту, которая сокращенно записывается – ю.ш. ПОМНИТЕ! Отсчет всегда от экватора
Найти объект на карте. Определить в каком он полушарии? (Такая и будет широта: северная или южная) Определить, на какой параллели расположен объект? (такова его и широта)
Задания по группам: (На карте полушарий найти город и определить широту: 1группа –Москва 2группа –Пекин 3 группа –Сидней 4 группа –Париж 5 группа –Бразилиа
величина дуги параллели от нулевого меридиана к западу или к востоку до заданной точки ( или меридиан, на которой расположен географический объект ) 0° 180° 180° 0°
Долгота бывает: Западная - з.д. Восточная - в.д. 0 ° 180°
Правило 3: Точки, расположенные к запада от нулевого меридиана, находятся в западном полушарии, следовательно, имеют западную долготу, которая сокращенно записывается – з.д.
Правило 4: Точки, расположенные к востоку от нулевого меридиана, находятся в восточном полушарии, следовательно, имеют восточную долготу, которая сокращенно записывается – в.д ПОМНИТЕ! Отсчет всегда начинается от нулевого меридиана.
Найти географический объект на карте. Определить, в каком полушарии расположен объект. (Это определит западную или восточную долготу). Найти меридиан, который проходит через объект. (Это и будет долгота)
Задания по группам: На карте полушарий найти город и определить долготу: 1группа –Москва 2группа –Пекин 3 группа –Сидней 4 группа –Париж 5 группа –Бразилиа
Домашнее задание: П.2. вопр стр.17,определить координаты: г. Эверест, г. Вашингто, г.Рио-де-Жанейро, м. Игольный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии в 6 классе по теме "Система географических координат"
Конспект урока географии в 6 классе по теме "Система географических координат"...
Современный урок по ФГОС(презентация и выступление)
«Современный урок как способ повышения качества образования»Задачи: · Осознание основных критериев современного урок...
Урок географии по теме: «Географические карты» 5 кл.ФГОС, Лобжанидзе А.А
Конспект к уроку....
Открытый урок по теме "Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук"
Открытый урок по географии....
Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Центральная Россия. Географическое положение. Практическая работа № 4 . Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга".
Урок практикум. Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...
Система оценивания на уроках ИЗО. ФГОС
Система оценивания образовательных достижений на уроках ИЗО. ФГОС...
Конспект урока: "Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук"
Представление об экономической и социальной географии мира, определение ее задачи на современном этапе. Знакомство с основными уровнями изучения страноведческой региональной глобальной географии...