Урок географии в 9 классе по теме "Состав и значение сферы услуг"
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Козлова Галина Александровна

Урок географии для обучающихся 9-х классов по теме "Состав и значение сферы услуг".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_v_9_klasse.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 9 классе по  теме «Состав и значение сферы услуг»

Цели:

Обучающие должны иметь представления о составе и роли третичного сектора в экономике страны.

Задачи:


  • Развивать мышление обучающихся, привлекая к анализу таблиц, обобщению материала и формулировке выводов. 

  • Развивать эмоциональную сферу личности и познавательные интересы школьников путем изложения дополнительного материала по проблемам развития инфраструктурного комплекса России.

  • Воспитывать организованность, внимание учащихся, стремление рационально использовать время.

  • Создать условия для организации внутригруппового сотрудничества и делового общения; совместной выработки решений; публичного выступления, презентации результатов работы;

Планируемые результаты:

Предметные: определять состав и значение сферы услуг; раскрывать зависимость развития сферы услуг от экономического освоения территории.

Метапредметные: поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков. 

Личностные: сформирование ответственного отношения к учению, готовность к саморазвитию; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; выполнять самоанализ полученных знаний.


Ход урока.

1.Организационный момент.

     2. Актуализация знаний.

Учитель: Продолжаем знакомство с особенностями развития хозяйства России. Прежде чем перейти к изучению новой темы. 


  • Вспомним, что называется хозяйством страны?
     (Хозяйство - совокупность предприятий и учреждений, удовлетворяющие потребности населения)

  • Синоним слова хозяйство
     (ЭКОНОМИКА)

  • Какие проблемы стоят перед экономикой любого государства
    ?(что, как и для кого)

  • Пожалуйста, сформулируйте главную задачу хозяйства страны? (
    обеспечение населения благами)

  • главные субъекты экономической деятельности: 
    это люди, фирмы, предприятия, учреждения.


Они объединяются в отрасли, сферы, межотраслевые комплексы и сектора.


  • Вспомним, какие сектора выделяют по видам хозяйственной деятельности в экономике нашей страны. 
    (Первичный и вторичный)

  • УчительКак еще называют этот первичный сектор?

  • Ученик: Его называют добывающим. 

  • Учитель: Главная задача этого сектора?

  • Ученик: Добыча полезных ископаемых и сырья.

  • Учитель: Следующий сектор хозяйственной деятельности.

  • Ученик: Вторичный сектор. 

  • Учитель: Чем он занимается?(переработкой)


Задания. 1ученик. Из предложенного перечня отраслей выбрать, те которые относятся к первичному сектору экономики: горнодобывающая промышленность , химическая промышленность, машиностроение, лесная промышленность, сельское хозяйство.

2 ученик. Из предложенного перечня отраслей выбрать, те которые относятся к вторичному сектору экономики: электроэнергетика, горнодобывающая промышленность, машиностроение, рыбная промышленность, легкая промышленность.

Учитель: Кроме первичного и вторичного сектора в экономике нашей страны есть еще один сектор?

Этот сектор называется - третичный.

III. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня мы переходим к изучению Третичного сектора - отрасли, которого производят услуги. И как звучит тема нашего урока? Запишите тему урока в тетрадь «Состав и значение сферы услуг».

Обратите внимание, что его еще называют инфраструктурным комплексом. Термин инфраструктурный комплекс появился совсем недавно, в 40 годах 20 века. Это географическое понятие нам не известно. Но есть ребята в нашем классе, которые должны были найти определение понятия «Инфраструктура».
Ученики: Это понятие означает

1.Инфраструктура от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение.

Инфраструктура- это Термин для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство.

2. Инфраструктура - отрасли экономики, научно-технических знаний, социальной жизни, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы и условия жизнедеятельности общества (Словарь Ожегова)

3. Инфраструктура – это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения 

Учитель: Как видим определений много, но в тетрадь мы запишем только одно из них. 

Третичный сектор или инфраструктурный комплекс стал преобладающей отраслью в экономике ведущих стран мира. Обратите внимание на таблицу 9 стр.63 учебника,  которая показывает долю сферы услуг в экономике отдельных государств.  Проанализируйте таблицу и сделайте вывод о тенденциях развития сферы услуг в США, Великобритании, ФРГ и России.

Ученик: Мы видим, что доля третичного сектора в экономике США, Великобритании и ФРГ очень высокая,  она составляет более 70%, а в России 55% ,можно сделать вывод, что развитие инфраструктурного сектора в нашей стране значительно отстает от ведущих стран мира.

Учитель: Почему такое отставание? Ведь наша страна имеет огромную территорию, богатый природно - ресурсный потенциал? Возникает проблема? Связаны ли между собой экономическое развитие страны и развитие третичного сектора? Мы можем решить эту проблему?

Ученик: Нам не хватает знаний по этой теме.

Учитель: Следовательно, чтобы решить проблему , что мы должны узнать и понять сегодня на уроке. 

Ученик: 1. Чем занимается инфраструктурный комплекс, какую продукцию он производит.

2.Установить его отраслевой состав.

3.Рассмотреть особенности развития на территории России.

4.Показать роль в экономике.

5.Выявить проблемы развития комплекса.

6.Установить взаимосвязь между экономическим развитием страны и развитием инфраструктурного комплекса. 

Учитель: Этот жизненно важный комплекс состоит из двух взаимосвязанных групп отраслей: коммуникационной системы и сферы обслуживания. 

Рассмотрим 1 часть инфраструктурного комплекса- сферу обслуживания. Слайд6

Подумаем, какую продукцию производить инфраструктурный комплекс? И чем эта продукция отличается от продукции первичного и вторичного сектора.

Ученик: Инфраструктурный комплекс производит услуги.

Учитель: Что такое услуга? 

Ученик: Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. ( запишем в тетрадь) 

Учитель: Какие виды услуг вы знаете, и являетесь ли вы их потребителями?

Ученик: Я считаю, что являюсь потребителем услуг потому, что каждый день хожу в магазин, езжу на автобусе в школу, а сейчас я получаю образовательные услуги

Ученик: Есть еще медицинские услуги, электроснабжения, теплоснабжения.

Учитель: Если бы вам предложили составить классификацию услуг, какие бы признаки, вы бы положили в основу классификации. Найдите интересующую нас информацию в таблицах учебника стр.61-62, таб 7-8. И сделайте выводы.

Ученик: 1. Анализируя таблицу, я пришла к выводу, что услуг очень много. Я считаю , что их можно разделить по характеру , периодичности потребления и по широте круга потребителей.

По характеру услуги бывают материальные и нематериальные. К материальным относятся такие как торговля, общественное питание, транспорт, связь. К нематериальным образование культура, здравоохранение, оборона, государственное управление. 

2.Ученик: продолжает По периодичности получения все услуги можно с группировать в две группы. Первая группа – постоянные к ним относятся жилищное обслуживание, покупка продуктов, транспортное обслуживание и нужные иногда - парикмахерские, больницы, автосервис, ремонтные службы. Еще одна большая группа по кругу потребителей:  нужные всем -  покупка продуктов, многим- транспортные услуги,  нужные немногим - атосервис.

Учитель: А теперь, ребята, проведем небольшую игру по этим таблицам, чтобы лучше запомнить классификацию услуг. У вас на партах лежат карточки с профессиями. Наша задача определить к каким отраслям, оказывающим услуги относятся эти профессии и какие виды услуг по характеру и периодичности они производят.

Начну я, вы внимательно следите. 
Я - учитель. Моя профессия относится к отрасли - образование. Значит моя услуга по характеру - нематериальная, по периодичности потребления – постоянная, по широте круга потребителей – нужная немногим.

  Парикмахер. Твоя профессия, к какой отрасли относится? (бытовое обслуживание)
Значит твоя услуга по характеру, какая? Материальная. По периодичности? Нужная иногда. По широте потребителей? Нужная всем.
- Водитель автобуса. Моя профессия относится к отрасли транспорт. (По характеру - материальная, по периодичности получения- постоянная, по кругу потребителей –нужна многим

 Врач. Моя профессия относится к отрасли здравоохранение. По характеру – нематериальная, по периодичности – нужные иногда, по кругу потребителей - нужные немногим

Учитель: Все эти отрасли объединяются в очень важную группу отраслей, которая называется сфера обслуживания. 
Самостоятельная работа.

Задание1. Составить перечень предприятий по отраслям производящим услуги и заполнить таблицу: 


п/п


Название отрасли


Предприятия, производящие услуги


1.


Образование



2.


Здравоохранение



3.


Рекреационное хозяйство



4.


Культура и искусство



5.


Физкультура и спорт



6.


Торговля



7.


Общественное питание



8.


Бытовое обслуживание



9.


Коммунальное обслуживание



10.


Государственное управление.




Задание2. Составить перечень предприятий сферы услуг на территории Прохоровского района и выразить свое отношение к проблеме развития комплекса на территории района. 

Предполагаемый ответ: На территории нашего района есть много предприятий , которые оказывают услуги населению -это школы, детские сады, библиотеки,  множество магазинов, рынок , дом культуры .

Нам бы хотелось, чтобы было больше спортивных площадок во дворах, чтобы в нашем районе был хороший парк отдыха. 
Задание 3 Используя статистические материалы, сделайте сравнительный анализ занятости инфраструктурой территории Центрального района и Дальнего Востока.


№ п/п


Название района


Доля инфраструктуры в территории в%


1.


Центральный


10


2.


Дальневосточный


0,5



Предполагаемый ответ. Анализируя, развитие инфраструктуры. Я пришла к выводу, что чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений: дорог, линий электропередач, водопроводов, зданий, сооружений, жилья. Например: в наиболее развитом районе страны - Центральном – инфраструктурой занято10% территории, а на Дальнем Востоке – только 0,5% .Это можно объяснить тем, что в Центральном районе проживает больше людей, выше плотность населения и лучше развито хозяйство, чем на Дальнем Востоке.
Учитель: Действительного развитие отраслей сферы услуг во многом зависит от заселенности и экономического освоения территории. Одна из проблем в России- это слабое развитие инфраструктурного комплекса. 

И сейчас это приоритетная задача перед нашим государством. 


ФИЗМИНУТКА


Учитель: Обратите Внимание на рис 23 стр 63, что кроме сферы обслуживание в инфраструктурный комплекс входит еще одна группа отраслей. Что это за группа как она называется, чем занимается, какие отрасли включает? 

Ученик: Это коммуникационная система. Коммуникация - это путь сообщения, связь одного места с другим. Охватывает транспорт и связь. И главная задача доставка грузов и пассажиров и передача информации.

Учитель: Какие виды транспорта и связи вы знаете?

Ученик: Транспорт бывает автомобильный, железнодорожный, речной, морской, авиационный, трубопроводный, электронный. Связь бывает почтовая, телеграф, телефон, сотовая, Интернет. 

Учитель: Транспорт России-коммуникационная сфера хозяйства по перемещению в пространстве людей и грузов. 

Подведение итогов. 

Итак, решили ли мы проблему, поставленную в начале урока.

Учитель: Мы можем ответить на вопрос, какую роль играет третичный сектор в экономике? Связаны ли между собой экономическое развитие страны и развитие третичного сектора? 

Ученики: Я считаю, что третичный сектор играет ключевую роль  в развитии экономики государств. Мы убедились, чем выше уровень развития третичного сектора, тем лучше экономическое развитие, тем выше уровень жизни в стране. Если представить, что экономика единый организм, то Он является – основой фундаментом. Это скелет, кровеносная система хозяйства.

Учитель: Может ли сфера обслуживания и другие отрасли экономики обойтись без транспорта и связи?

Ученик: Я думаю, что не может обойтись без транспорта и связи. Например, наша школа не может обойтись без автомобильного транспорта, он доставляет продукты в столовую, не может она существовать и без связи: телефона, Интернета. 

Все цели были достигнуты?

1. Чем занимается инфраструктурный комплекс, какую продукцию он производит.

2.Установить его отраслевой состав.

3.Рассмотреть особенности развития на территории России.

4.Показать роль в экономике.

5.Выявить проблемы развития комплекса.

6.Установить взаимосвязь между экономическим развитием страны и развитием инфраструктурного комплекса.

Обучающиеся:


  • Инфраструктурный комплекс- жизненно важная группа отраслей современного хозяйства. От его развития зависит экономическая мощь страны.

  • Долгое время комплекс считался второстепенным подразделением хозяйства. Поэтому доля его в экономике страны на много ниже, чем в развитых странах.

  • Становление инфраструктурного комплекса - приоритетное направление современного экономического развития


Учитель: Вот почему ведущие страны мира вкладывают много сил и средств в развитие третичного сектора. Вот почему правительство России считает этот инфраструктурный комплекс самым проблемным в хозяйстве страны и его развитие станет приоритетным направление на ближайшие десятилетия. 

IV. Закрепление. Тестирование. 

1.Установите соответствие:

Частота спроса Вид услуг

1.Повседневные А. Химчистка, прачечная, парикмахерская

2.Эпизодические Б. Покупка мебели, бытовой техники

3.Периодические. В.Покупка продуктов

2. Выберите лишнее:

Сфера услуг включает отрасли: образование, пищевую промышленность, культуру, спорт, сельское хозяйство, транспорт, коммунальное обслуживание, искусство.

3.Дополните: Совокупность сооружений, систем, служб, обеспечивающих условия для нормальной работы населения это__________________________________ .

Домашнее задание: п.13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии 7 класс "Индивидуальное развитие животных" УМК "Сферы"

Урок по биологии 7 класс УМК "Сферы"  Применение педагогической технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: использование технологии проблемного обучения...

презентация к уроку биологии 9 класс "Высшая нервная деятельность" УМК "Сферы"

Презентация к уроку биологии в 9 классе "Высшая нервная деятельность" УМК "Сферы". В презентации названы имена отечественных ученых , которые внесли вклад в развитие физиологии: Сеченов, Павлов, ...

Презентация к уроку географии 9 класс по теме "Западная Сибирь" УМК "Сферы"

Презентация к 1 уроку по теме "Западная Сибирь" 9 класс....

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...

Разработка урока в 8 классе по теме "Мир профессий. Сфера обслуживания"

“The world of jobs.The sphere of service”. « Мир профессий. Сфера обслуживания»...

Конспект урока географии 6 класс Тема: «Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы»

Тема «Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы»Тип урока: урок открытия нового знанияКласс: 6Цель урока: формирование представления об атмосфере как одной из...