Разработка урока географии 9 класс ТЭК, его значения и проблемы
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Трубилина Инна Николаевна

Презентация содержит структуру ТЭК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tek_ego_znachenie_i_problemy.pptx71.24 КБ
Файл tek_urok.docx17.29 КБ
Microsoft Office document icon testtek.doc23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его значение и проблемы .

Слайд 2

Хозяйство страны I сектор I I сектор III сектор Отрасли, деятельность которых связана с эксплуатацией природы (добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, рыболовство) Отрасли, перерабатывающие сырье, получаемое I сектором (металлургия, химическая, легкая промышленность и др.) Сфера услуг (транспорт, связь, наука, образование и др.)

Слайд 3

Топливно-энергетический комплекс – совокупность отраслей, связанных с производством и распределением энергии в ее различных видах и формах.

Слайд 4

ПОТРЕБИТЕЛИ ЭНЕРГИИ И ТЕПЛА ТРАНСПОРТ ТОПЛИВА И ТЕПЛА ТРАНСПОРТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ угольная промышленность сланцевая, торфяная промышленность нефтяная промышленность газовая промышленность ДОБЫЧА ТОПЛИВА электроэнергетика ТЭС, ТЭЦ ГЭС, ГАЭС, ПЭС АЭС, АТЭЦ, АСТ Ветровые, солнечные, приливные и др. ЭС ЭНЕРГИЯ ВОДЫ Добыча и подготовка ядерного топлива Использование нетрадиционных видов энергии ТОПЛИВНО – ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Слайд 5

Топливно-энергетический баланс- соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии (приходная часть) и их использования в хозяйстве (расходная часть). Для составления ТЭБ различные виды топлива переводят в условное топливо, теплота сгорания которого равна 7000 ккал. Топливный коэффициент: нефти и газа – 1.5; каменного угля – 1; торфа – 0.5. Электроэнергия, вырабатываемая на ГЭС и АЭС, пересчитывается в условное топливо из расчета 1 т у.т . =2-3 тыс. кВт *ч электроэнергии (в зависимости от КПД электростанции)



Предварительный просмотр:

Конспект урока географии по теме: " Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность (нефтяная, газовая)",


Цели: Показать значение ТЭК, сформировать представление о размещении месторождений нефти и газа. Дать понятие о топливно-энергетическом балансе. Познакомить с проблемами ТЭК. Развивать умение работать с экономическими картами, со статистическим материалом.
Оборудование: Карта топливной промышленности, коллекция «Нефть и продукты ее переработки», атласы, картины.
                                                                                 Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
- Сегодня мы начинаем знакомство с межотраслевыми комплексами и отраслями, их составляющими.
План изучения межотраслевого комплекса:
- Значение МОК в хозяйстве.
- Состав комплекса и роль отраслей, входящих в него.
- Факторы размещения отраслей.
- Районы размещения производства (базы).
- Перспективы и проблемы развития комплекса.

- Первый межотраслевой комплекс, который мы будем изучать - топливно-энергетический - ТЭК. Поскольку 40% экспорта России составляет топливо (нефть,газ, уголь), то изучение мы начнем с «первого этажа» экономики, который базируется на природных ресурсах.
Экономику России - страны с холодной зимой, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Задача ТЭК состоит в добыче топлива, производстве электроэнергии и передаче их (транспортировке) потребителю.
Демонстрируется слайд, а дети в тетрадях выполняют схему:

ТЭК(топливно-энергетический комплекс)
топливная промышленность, электроэнергетика, орфяная, угольная, нефтяная, газовая электростанции
(тепловые, атомные, приливные, гидростанции и пр.)

- Рассмотрим состав ТЭК:

Топливная промышленность - занимается добычей топлива (угля, газа, нефти, сланцев, торфа).
Электроэнергетика - производством энергии на электростанциях. Энергоресурсами являются - топливо, энергия воды, энергия ядерного топлива, нетрадиционные виды энергии (ветер, приливы, энергия Солнца и др.).
Транспортировка топлива и электроэнергии.
Ежегодно в стране составляется топливно-энергетический баланс - это соотношение добычи топлива и произведенной энергии (приход) и их использование в хозяйстве страны (расход).

Задание:
- Определите ( с. 113, рис. 40.) из чего складывается приход и расход
топлива и энергии? (Приход - составляет добыча и производство топлива, остатки на конец года и импорт. Расход - на производственные нужды, преобразование в другие виды энергии и экспорт.)

Задание проверяется на слайдах презентации.
- Задачами ТЭК является не только увеличение добычи топлива и производства
электроэнергии, но и экономия энергии, т. к., во-первых, новые месторождения расположены в необжитых, труднодоступных для освоения, районах Севера России; во-вторых, добыча и транспортировка топлива постоянно дорожает; и в-третьих, топливная промышленность и энергетика оказывают отрицательное воздействие на природу.
Вопрос к классу: Как можно экономить энергию каждому жителю России? Как учащиеся школ могут помочь в этом?


Укажите направления, по которым осуществляется транспортировка нефти. (I. Нефтепровод «Дружба»: от г. Альметьевска (Татарстан) - до г. Бреста и через границу Белоруссии в страны Европы; 2. Альметьевск  - Кириши - Санкт-Петербург; 3. Альметьевск - Новороссийск.)

Найдите центры нефтепереработки (города, где имеются НПЗ). (Кириши, Ярославль, Пермь, Уфа, Рязань и др.)
Газовая промышленность
Газ - дешевое и экологически чистое высококалорийное топливо.
По запасам и добыче газа Россия занимает 1 место в мире. В России разведано более 700 месторождений природного газа. Добыча газа стабильна и приносит большие доходы.
1. Основные районы добычи газа
Россия богата месторождениями природного газа, но его добыча зачастую происходит в суровых природных условиях: полярная ночь, вечная мерзлота, сильные ветры при низких температурах воздуха зимой.
На Западно-Сибирской базе добывается 92% всей добычи газа в стране. Это месторождения - Уренгойское, Ямбургское, Медвежье и др. Оренбургско-Астраханская база(6% добычи); Тимано-Печорская база(1% добычи),
Работа с картой:
- Найдите на карте основные месторождения природного газа.
2. Транспортировка газа
Газ доставляется потребителю по газопроводам. Крупнейшие из них построены Уренгоя и Оренбурга (Уренгой - Помары - Ужгород). Новые газопроводы «Ямал-Европа» и «Голубой поток» проложены через Черное море в Турцию.
Задания:
Отметить на контурной карте месторождения нефти и газа, а также основные направления нефте- и газопроводов.
Нанесите на карту 10 НПЗ и нефтеэкспортные порты.
III. Закрепление.
- Какие отрасли входят в состав топливно-энергетического комплекса?
- Какой вид топлива стоит на первом месте в структуре первичных энергоресурсов? (Газ.)
- Что такое топливно-энергетический баланс?
- Назовите способы добычи нефти. Какой из способов дешевле? (Фонтанный и насосный. Дешевле фонтанный.)
- Назовите основные нефтяные базы России. (Западно-Сибирская, Волго-Уральская.)
- Почему НПЗ строят не в районах добычи нефти, а в районах потребления? (Для транспортировки нефти нужно построить один нефтепровод, а для транспортировки продуктов ее переработки несколько (бензопровод, керосинопровод и т. д.)
- Почему в 90-х годах произошло снижение добычи нефти? (Истощение запасов нефти, изношенность оборудования скважин, низкие темпы разведки и освоения новых месторождений.)
- В каком направлении транспортируются нефть и газ по трубопроводам? (На запад в европейскую часть России, к западной границе и к морским нефтеэкспортирующим портам.)
Домашнее задание
§2, вопросы после параграфа.  На контурную карту нанести месторождения нефти и газа.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ «ТЭК».

  1. Самые крупные запасы угля имеет бассейн:

а) Кузнецкий;        б) Печорский;        

в) Тунгусский;        г) Донецкий.

2. Первое место в России по добыче угля занимает бассейн:

а) Кузнецкий;        б) Печорский;        

в) Южно-Якутский.

3. Самый дешевый уголь добывают в бассейне:

а) Печорском;        б) Донецком;                

в) Канско-Ачинском.

4. Самый дешевый способ добычи угля:

а) подземный;        б) открытый;                

в) фонтанный;        г) насосный.

 5. Только подземным способом уголь добывают в бассейне:

а) Кузнецком;        б) Печорском;

в) Канско-Ачинском.

     

 6. Бурые угли добывают в бассейне:

        а) Донецком;                б) Канско-Ачинском;

        в) Кузнецком.

     

       7. Добыча угля в 90-х годах:

        а) упала;                б) возросла.

       

8. К неисчерпаемым источникам энергии относятся:

        а) энергия ветра;        б) энергия Солнца;

        в) природный газ;        г) нефть.

     

 9. Крупнейшие ГЭС России построены на реке:

        а) Волге;        б) Ангаре;        в) Енисее;        г) Оби.

   

 10. Наибольшая доля энергии вырабатывается на:

        а) ТЭС;        б) ГЭС;        г) АЭС.

   

 11. Самая дешевая энергия производится на:

        а) АЭС;        б) ТЭС;        в) ГЭС.  

8. 70% нефти страны добывается в… (название базы.)

9. Самый дешевый способ добычи нефти …

10. По запасам нефти Россия занимает …

11. По добыче газа Россия занимает …

12. В каком направлении транспортируется нефть и газ по трубопроводам?

13. Почему в 90-х гг. произошло снижение добычи нефти?

14. ЛЭП - …

15. ТЭЦ - …

16. ГТЭС - …

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии 11 класс "Глобальные проблемы человечества"

Урок географии 11 класс Глобальные проблемы человечества", использование технологии критического мышления...

Разработка урока географии в 11 классе по теме "Экономика Китая: достижения и проблемы"

Урок географии в 11 классе по теме"Экономика Китая: достижения и проблемы"проводился на районном семенаре заместителей директоров по УВРпо теме "Новые технологии в профильном обучении"с применением эл...

разработка урока истории "Причины, цена и значение Великой Победы" 11 класс.

Представлена разработка урока, презентация, документы....

Методическая разработка урока "Цветок, его строение и значение" 6 класс

Методическая разработка урока соответствует ФГОС....

Методическая разработка урока географии в 8 классе " «Экологические проблемы и охрана природы Тульской области».

Предложенная методическая разработка  урока географии в 8 классе по теме: «Экологические проблемы и охрана природы Тульской области» построена в форме научно-практической конференции с учёт...

Методическая разработка урока географии в 10 классе по теме: «Актуальные проблемы развития горнодобывающей промышленности»

Методическая разработка урока географии в 10 классе, проведенного в форме семинара по теме: «Актуальные проблемы развития горнодобывающей промышленности»...

Разработка урока географии по теме: «Экологические проблемы и ситуации в России» Урок-конференция.

Цели урока: 1.Систематизировать знания об антропогенном воздействии на природную среду.2.Показать важность решения экологических проблем в России3. Расширить знания о мониторинге4.Совершенствоват...