Образовательные технологии
статья по географии (7 класс) на тему

Семиошкина Ольга Александровна

Образовательные технологии - важная часть образовательного процесса обучения. Здесь описаны различные технологии , применяемые на уроках геогафии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_geo.docx19.85 КБ
Файл komp_teh_na_geo.docx21.05 КБ
Файл igra_na_geo.docx29.78 КБ
Файл prob_teh_na_ur_geo.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГОРКИ-X»

143032, Московская область, Одинцовский район, поселок Горки-10, д. 15 Б

ИНН 5032036104, КПП 503201001, ОГРН 1035006471500

Тел/факс: 495-634 25 08/495-634 25 06

ГРУППОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ


ГРУППОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ


Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой и изменение целей современного образования. Задача современной школы – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

На мой взгляд, наиболее благоприятным условием для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.

Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы (5-6 учащихся) для совместного выполнения учебного задания.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

  1. Подготовка к выполнению группового задания:

·       постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

·       инструктаж о последовательности работы;

·       раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

·       знакомство с материалом, планирование работы в группе;

·       распределение заданий внутри группы;

·       индивидуальное выполнение задания;

·       обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

·       обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

·       подведение итогов группового задания.

3.Заключительная часть.

·       сообщение о результатах работы в группах;

·       анализ познавательной задачи, рефлексия;

·       общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.(Прекрасный помощник при организации групповой работы – книга Г.А. Цукерман и др. “Введение в школьную жизнь”)

Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Следует подчеркнуть, то, что организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, а является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Также в групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Преимущества групповой работы:

  • формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
  • в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;
  • учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
  • у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);
  • для решения большинства задач необходима работа всей группы;
  • какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;
  • улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
  • вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;
  • совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.

Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны, но ее нельзя противопоставлять другим формам. Подводя итог, можно с уверенностью говорить, что опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным.

Примеры из опыта работы

Качество знаний по географии предполагает не только знание теоретического материала, но и знание карты. На первых порах учащиеся боятся карты, они отказываются выходить к доске. Некоторые задания можно повторить в течение года, меняя состав групп. При этом усложнять задания, в начале года работать с использованием атласов, в конце года работать по память, не используя атласы.

Знаешь ли ты карту? Группы получают конверты с небольшими фрагментами картосхем. Задача, назвать все географические объекты, изображенные на картосхеме.

Ты уверен! Группы получают картосхемы, на которых цифрами обозначены географические объекты. В обозначениях умышленно допущены ошибки. Задача, найти допущенные ошибки и дать правильное решение.

Расположение субъектов РФ или стран на политической карте. Группа получает конверты с заданиями. По фрагменту картосхемы определить субъекты РФ, стран относительно географических объектов (реки, моря, горной системы).

Еще одно развивающее задание –  составление «синквейнов», выступает как симбиоз географии и русского языка и  способствует развитию речи, творческих способностей и расширению географического кругозора.

Например: 1существительное; 2глагола; 3 прилагательных; предложение

Пример «синквейна»Машиностроение

Автоматизирует, механизирует

Наукоемкое, металлоемкое, трудоемкое

Обеспечивает общество новыми машинами.

Мы уже знаем. Учитель выдает ключевое слово изучаемой темы и предлагает каждой группе за определенное время написать как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием.

Каждая группа поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.

В результате на доске формируется кластер, отражающий знания по данной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки класса, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

Своя опора. После объяснения нового материала учитель предлагает каждой группе создать по данной теме опорную схему. Ребята в ходе совместного обсуждения устанавливают и графически изображают логические связи между звеньями схемы. Затем каждая группа по очереди представляет и объясняет свою схему. Под руководством учителя проходит анализ схем и при необходимости их доработка, корректировка.

Логическая цепочка – проводится как закрепление темы. Н-р, «Индия расположена на полуострове Индостан и занимает удобное ЭГП». Любой ученик продолжает:«ЭГП Индии удобно, так как страна омывается водами Индийского океана, что способствует развитию внешнеэкономических связей и торговле с соседними странами». Следующий ученик начинает свою фразу с последних слов своего одноклассника: «Соседями Индии являются….». Начало ответа каждого ученика – это конец фразы предыдущего. Упражнение сложно тем, что нужно хорошо знать тему, поэтому учитель должен выступать как связующее звено, если вдруг «цепочка» разрывается и кто-то затрудняется в формулировке материала.

 

Литература

1. Байкова Л.А. Методика самоопределения учащихся // Завуч. – 2003. – № 2.

2. Групповая работа как эффективная форма организации урока [Электронный ресурс] // Межшкольный центр ИКТ. URL: http://sclsadovoe.org.ru/2011/11/групповая-работа-как-эффективная-фор/

3. Немов Р.С. Психология. Учебник. Психология образования. – М., 1995.

4. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003. — 128 с. — (Психологическая работа с детьми.)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГОРКИ-X»

143032, Московская область, Одинцовский район, поселок Горки-10, д. 15 Б

ИНН 5032036104, КПП 503201001, ОГРН 1035006471500

Тел/факс: 495-634 25 08/495-634 25 06

Компьютерные  (новые информационные) технологии обучения на уроках географии

Компьютерные  (новые информационные) технологии обучения на уроках георафии

Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средства¬ми принято называть «новыми информационными технологиями в образовании». В последние годы обучение с помощью информационных технологий получило название информатизации, использование которой «повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе». Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе.


Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Учитель, один раз подготовив компьютерный урок, уже не сможет от него отказаться, так как данный урок имеет несомненные достоинства:

  • обогащает обратную связь между всеми участниками образовательного процесса;
  • способствует дифференциации и индивидуализации обучения;
  • мотивирует учебную деятельность учащихся;
  • освобождает от субъективных оценок;
  • способствует развитию самообразования;
  • делает учебный материал более доступным;
  • облегчает решение многих дидактических задач.

Слайды с фотографиями, информационным материалом, видеоролики, анимации способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, формированию географической картины мира.

В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии.

Весь курс географии кратко изложен в электронных мультимедиа изданиях, предназначенных для использования в преподавание географии:

  • «География. Начальный курс. 6 класс»
  • «Материки, океаны, народы и страны. 7 класс»
  • «География России. Природа и население. 8 класс»
  • «География России. Хозяйство и регионы. 9 класс»
  • «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»

Данные мультиа-учебники разработаны республиканским мультимедиа центром Министерства образования РФ «Современная универсальная российская энциклопедия Кирилла и Мефодия».

Данный продукт сочетает в себе комплексные компьютерные программы:

  • учебные и демонстрационные (ориентированы на усвоение новых знаний);
  • тренажёры (предназначены для формирования и закрепления знаний, умений и навыков);
  • контролирующие (предназначены для контроля ЗУНов);
  • информационно-справочные (предназначены для получения дополнительной информации по теме).

Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе географии и биологии, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не может наблюдаться учащимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико. Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и представления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения. Компактность хранения информации позволит разместить на одном диске огромное количество научных и художественных текстов, звуковых фрагментов, высококачественных изображений, эпизодов видеофильмов и телепередач. Используя базу данных, учитель может подготовить раздаточный материал, создать мультимедийную учебную презентацию. Технические возможности ИКТ-технологий могут быть оптимально реализованы и решены если правильно:

  • определить цель, время и место использования данного пособия на конкретном уроке;
  • разработать сценарий, структуру изложения учебного материала;
  • отобрать и обработать информативный или тестовый материалы так, чтобы не допустить перегруженности;
  • продумать простое композиционное решение отдельных слайдов;
  • заранее составить и записать дикторский текст;
  • определить место и длительность звучания музыкального сопровождения, звуков живой и неживой природы;
  • продумать предшествующую показу и последующую работу учащихся.

Мультимедийная презентация при объяснении учителя выполняет иллюстративную функцию. Использование крупных, красочных изображений, географических карт, фрагментов учебных кино-видеофильмов и телепередач, окажет положительное влияние на формирование более четких представлений об изучаемых географических объектах.

Современный учащийся должен не только использовать существующие информационные ресурсы, но и научиться создавать собственные ресурсы. Учащиеся должны самостоятельно представлять и выражать свои знания.

Проект компьютерного урока, который учащиеся готовят сами, позволяет закрепить и углубить знания, повысить уровень овладения умениями и навыками.
Важную роль в индивидуальной работе с учащимися играет электронная почта:

  • обмен творческими работами, заданиями между учителем и учеником, между учащимися;
  • обмен информацией в телекоммуникационных проектах.

Участие учителя и учащихся в телеконференциях помогает решить ряд общеобразовательных и познавательных задач в режиме on-line. Таким образом можно выделить главные плюсы компьютеризации в образовании:

  1. Компьютер даёт возможность повысить самостоятельность обучения, в первую очередь при выполнении домашних заданий с необходимыми компонентами проверки правильности их выполнения.
  2. Повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса. С использованием информационно-компьютерных технологий расширяется возможность и для преподавателей и для учащихся осуществлять оперативный доступ к различной информации, её накопление, тиражирование.
  3. С внедрением информационно-компьютерных технологий изменилась сама суть дистанционного образования. Если раньше оно обеспечивалось рассылкой учебников и заданий, а потом проверкой последних, то сейчас оно может осуществляться в реальном масштабе времени, что обеспечивает активное участие в обучении людей, доступ которых к образованию частично или практически ограничен.
  4. Повышаются возможности индивидуализации обучения – за счёт подбора темпа предъявления заданий, последовательности освоения знаний для конкретного учащегося.
  5. Компьютер выступает как средство повышения объективности оценки знаний. В отличие от преподавателя компьютер оценивает лишь знания и умения учащегося в конкретной предметной области, а не его послушность, привлекательность или какие-то иные качества.

Как показывает опыт, применение информационных средств в обучении способствует повышению эффективности учебного процесса, оптимизации деятельности учащихся. Использование Интернет увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. С внедрением в образовательный процесс ИКТ появляется новая возможность создания и использования картографического материала, когда карта моделируется прямо на уроке. Карта развивает географическое мышление. Её нельзя заменить ни текстом, ни живым словом. Многие географические исследования начинаются и заканчиваются картой. Благодаря применению компьютерных технологий, учитываются индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы. Работа с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения

Используемая литература:

1. Баранов, А.С. О возможностях использования средств MS Offise в обучении географии. «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 7, 2003г.;с.64–65.
2. Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе.–М.:АСТ–Астрель, 2002
3.Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс»,№5,2004г,с.48.
4. Таможня Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс»,№4,2004г,с.46.
5. Филатова, Н.Б. Компьютер на уроке географии. « География в школе», М.: «Школа-пресс», № 2, 2001г.; с. 51 – 53.
 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГОРКИ-X»

143032, Московская область, Одинцовский район, поселок Горки-10, д. 15 Б

ИНН 5032036104, КПП 503201001, ОГРН 1035006471500

Тел/факс: 495-634 25 08/495-634 25 06

Игровая технология как средство обучения на уроках географии в условиях реализации ФГОС.

 Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

Следовательно, педагогическая технология:

1. Разрабатывается в соответствии с конкретными целями и задачами учителя, опирающимися на его ценностные ориентации.

2. Разрабатывается с целью достижения вполне определённого ожидаемого результата.

4. Предполагает последовательность педагогических действий, и, если речь идёт о технологии обучения, гарантирует прочное усвоение знаний.

5. Предусматривает взаимодействие учителя и учащихся, с учётом принципов индивидуализации.

6. Доступна к воспроизведению любым квалифицированным учителем, с поправкой на его личностные особенности, педагогический стиль.

7. Непременно включает в себя диагностику, в том числе критерии, показатели и средства измерения результатов деятельности.

Все обучающие действия при этом осуществляются в заданной последовательности, и их выполнение в такой последовательности предполагает получение ожидаемого конечного результата.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием. В нее включаются последовательно игры и задания, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их.

Игровые технологии всегда находились в поле активного зрения всех участников образовательного процесса, являясь комплексным носителем информации формой, помогающей вспомнить, осмыслить материал за короткий промежуток времени, пережить имеющийся личный опыт в новых ситуациях, тем самым организовать его, ориентировать в реальной жизни.                

В современной практике обучения географии большую популярность

получили игровые технологии.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве  технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы  более обширной технологии;

- в качестве урока  или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Учебная игра как современная образовательная технология

Игра – одна из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры  повышают эффективность преподавания географии. Они могут быть проведены на уроках, семинарах, факультативах, в кружках. Игры разнообразны по содержанию, целям проведения, организации. Учащееся  6-9 классов любят игры обучающего характера с творческим подходом: ребусы, кроссворды, КВН,Поле чудес, и др, на уроках экономической  и  физической географии. Игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. В них присутствует элемент соперничества (кто быстрее, кто больше знает, кто правильнее ответит). В результате школьники учатся быстро и логично рассуждать. В этих играх закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться научно-популярной литературой, географической картой, Интернет-ресурсами. С целью активизации учебно- познавательной деятельности в учебном процессе всё чаще используют учебные игры в обучении географии.

Для ребенка игра – увлекательное  занятие. Этим она привлекает и учителей.

В игре все равны. Она по силам даже слабым ученикам.  Слабый ученик

может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь

оказывается порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства,

атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это

дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно

сказывается на результатах обучения. В своей практике я использую такие

типы уроков: урок-соревнование, урок – экспедиция, КВН, урок – викторина

и др. Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Это усиливает

развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект.

Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства

сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.

Необходимость таких уроков уже доказана, я хочу подчеркнуть, что они

особенно нужны не только на начальном этапе изучения географии. Азарт и

желание ставит детей перед необходимостью многое вспомнить, осмыслить

за короткий промежуток времени. Ни для кого не секрет, что современные

школьники, имея компьютеры в своем распоряжении, пользуясь им,

«скачивают» информацию, порой не задумываются, а тем более не

запоминают и не пытаются проникнуть суть предложенного задания.

Выучить, вникнуть в материал можно только заинтересовав ученика. В игре,

в соревновании учащиеся сплачиваются в коллектив, у которого одна задача

- победить. Причем побеждает та команда, которая дружнее, активнее.

Интеллектуально развитые дети помогают своей команде, обучая отстающих,

ведь слово сверстника имеет больший вес для подростка, чем слово учителя,

а правильно обучать учащихся – это значит развивать в них способность

понимать, а не заполнять головы учеников готовой информацией. Поэтому

на уроке – игре они должны: использовать полученную информацию из

домашнего задания, обсудить непонятные явления, обобщить результаты,

сформулировать выводы.

Игры по целевым  ориентациям:

1.Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие географических умений и навыков; развитие трудовых навыков.

2.Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

3.Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

4.Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Использование игр в обучении географии решает множество задач одновременно:

1.игры способствуют становлению творческой личности ученика;

2.формирование умения выделять проблемы;

3.принимать решения;

4.развивают познавательный интерес к предмету;

5.оказывают сильное воздействие на учащихся;

6.формируют черты характера.

В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации. Игра же предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Соперничество в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся, формируют интерес к предмету.

Функции игры:

  1. Обучающая- развитие общих географических умений и навыков (память, внимание, восприятие);
  2. Развлекательная- создание благоприятной обстановки на уроке, превратить урок в увлекательное приключение;
  3. Коммуникативная- формирует навыки общения, объединяет учеников и учителя;
  4. Релаксирующая- создание позитивного состояния от проделанной работы;
  5. Функция самовыражения- стремление ребёнка;

В процессе игровой деятельности происходит формирование всех четырёх компонентов содержания образования: ЗУН, опыта творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру и к себе.

Значение игровой деятельности в формировании знаний и умений:

  1. в процессе игры выявляются уровень знаний и умений;

          2) наличие элемента состязательности, эмоциональности деятельности приводят к повышению качества учебного процесса (в ходе игры усваивается до 90% учебного материала);

  3) проблемное содержание в игре активизирует мыслительную деятельность школьников;

      4) учащиеся ощущают практическую значимость знаний основ географической науки;

Значение игровой деятельности в усвоении опыта творческой деятельности:

  1. происходит приобщение к исследовательской деятельности;
  2. раскрываются и развиваются творческие способности личности;
  3. ученики получают возможности применять воображение, развивать ораторские способности;

Значение игровой деятельности в приобретении опыта эмоционально- ценностного отношения к миру, к деятельности, друг к другу:

  1. игра отражает различные мотивы поведения;
  2. происходит раскрепощение личности: преодолеваются неуверенность в себе, застенчивость, робость и развиваются такие качества личности, как самостоятельность, коммуникабельность, контактность;
  3. эмоциональные переживания в ходе игры оказывают влияние на формирование мировоззрения;
  4. расширяются кругозор и общая культура;
  5. формируется нестандартное, критическое отношение к действительности.

Недостатки и достоинства игровой деятельности на уроках географии:

 Достоинства

 Недостатки

1. Повышение интереса

1. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной

2. Активизация учащихся

2. Занимают много времени

3. Лучшее усвоение

3. Не для любого материала

4. Объединение коллектива

4. Требуют много подготовки

5. Развитие мышления

5. Сложности в оценке учащихся

6. Разрядка напряжения, смена

деятельности

6. Не позволяет формировать систему знаний

7. Соревновательность, доступность

7. Работа одних и тех же учащихся

8. Развитие творческих способностей

9. Формирование ответственности

10. Хороший способ закрепления

Классификация географических игр.

По месту проведения игры: урочные и внеурочные

По дидактической цели- игры на изучение нового материала, проверку знаний и умений, закрепление и обобщение.

По форме организации учебной деятельности- индивидуальные и коллективные.

Ролевые игры (путешествий, экспедиции и др.) требуют от учителя специального обучения учащихся, их специальной подготовки к исполнению ролей.

Наиболее известны следующие виды ролей:

  1. Представления в лицах (инсценировка) идеи какой- либо истории, описанной в литературе, в печати.
  2. Роль- выдумка ситуации. Например, разработка ситуации связанной с глобальным потеплением на Земле;
  3. Действия за другого: попытка понять действия другого человека (например, директора завода и т.п.) через принятие в игре его установок  и перемещение себя в обстоятельства его деятельности.
  4. Перенос в современную ситуацию. Например, пресс- конференция, по вопросам  землетрясения в Бурятии;
  5. Имитационная игра, или разыгрывание действия по определённому сценарию;
  6. Непосредственное изучение социальных ситуаций, таких, как «жители города загрязняют водоёмы, в частности те, из которых пьют воду»
  7. Тренировка в исполнении роли. Например, действия Христофора Колумба в поиске пути в Америку.

Ролевые игры рассчитаны не столько на улучшение предметных знаний, сколько на приобретение способностей самовыражения, понимание обучаемым самого себя и позиций других людей. Здесь обучение происходит через возможность «сыграть» роль, взятую из реальной жизни.

Для создания  ролевой ситуации необходимо помнить о некоторых  важных моментах.

Во-первых – исключить порицание и критику;

Во- вторых- учитель тоже должен  участвовать в разыгрывании ситуации, он и участник в игре  и  объективный наблюдатель в ходе игры;

 Этапы содержания ролевых игр:

  1. Этап- подготовительный. Установка целей; выбор ситуации; разделение игры на фрагменты; определение целей, приёмов и действий; разработка правил игры и определение ролей для каждого участника и т.д.
  2. Этап- организация игры. Выбор ведущих
  3. Этап –проведение игры.
  4. Этап- анализ результатов игры.

Деловая игра частный, более структурированный вариант исполнения ролей. Весьма перспективная и эффективная форма группового обучения навыкам действий в сложных ситуациях. Действие участников по особому сценарию, моделирующие какие-либо аспекты социальной действительности, что позволяет имитировать многие перипетии общественной жизни в учебной аудитории. Отдельные игроки не могут достичь цели, действуя в одиночку. Требует объединения усилий, ресурсов отдельных участников для достижения значимых целей. Актуально проводить в 9-10 классах.

Деловая игра является сильным стимулятором активной деятельности школьников. Достижение целей группы зависит от активности каждого участника, от умения планировать и осуществлять взаимодействие с другими и с преподавателем.

Этапы содержания деловой игры

  1. Этап- подготовительный планирование ролевой игры. Организатору необходимо:

1) отобрать материал, для проигрывания ситуации; подготовка раздаточного материала: описание игры, методические рекомендации и т.д.;

2) наметить роли и группы учеников;

3) подготовить реквизиты, справочные материалы;

4) решить и использовать результаты игры;

  1. Этап- Организационный
  2. Этап- Самостоятельная работа учащихся(деление на группы и подгруппы)
  3. Заключительный этап- межгрупповая дискуссия.

Подводя итог, можно выделить следующие особенности игровой технологии:

1.Активность- основной принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление интеллектуальных и душевных сил человека, начиная с подготовки к игре, в самом её процессе, а также в ходе обсуждения полученных результатов.

2.Открытость и доступность заключается в том, что любая игра должна быть проста и понятна.

3.Групповой характер игровой деятельности: между участниками существует зависимость в освоении нового материала, эта цель может быть достигнута только совместными усилиями.

4.Занимательность и эмоциональность

5.Целеустремлённость участника, совпадение его личных целей с целями группы.

6.Состязательность и соревнование побуждают к активной самостоятельной деятельности и мобилизуют весь потенциал физических, интеллектуальных и душевных сил школьника.

7.Проблемность: ход игры может включать в себя процессы планирования, организации и разрешения проблемных ситуаций.

8.Реализация профессиональной направленности школьников через моделирование профессиональной деятельности различных специалистов.

9.Индивидуальность: в процессе игры развиваются личностные качества школьников.

10.Символический характер игры позволяет участникам раскрепоститься, раскрыть свои способности.

       Успех работы учителя зависит главным образом от его мастерства. Оно проявляется в умении творчески решать вопросы обучения, вызывать у школьников живой интерес, любовь к своему предмету, заставлять их мыслить, активно работать, рассуждать.

Собственный незначительный опыт прохождения педагогической практики в школе, а так же посещение и анализ уроков других учителей дали мне возможность прийти к выводу, что применение игровой технологии в сочетании с другими методами ведёт к развитию интереса учащихся к предмету. Способствует проявлению инициативы и самостоятельности, обеспечивает полную занятость учащихся на уроке, заставляют их активно мыслить рассуждать.

Освоение географических знаний, овладение географическими умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих качеств личности учащегося, воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, формирование способности эффективно реализовывать полученные знания и умения в повседневной практике будут наиболее успешными, если учебная деятельность осуществляется в рамках игровой технологии и построена на принципах личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Список используемых источников и литературы:

  1. М.Е. Сергеева «Игровые технологии на уроках географии 5-9 классы» М.:-2007
  2. Г.В. Володина «Активные методы и формы обучения географии» Методическая рекомендация М.:-1988
  3. И.В. Душина, Е.А. Таможня «Методика и технология обучения географии» М.:-2004
  4. Теоретический и научно- методический журнал «География в школе»1-2008
  5. Теоретический и научно- методический журнал «География в школе» 4-2008



Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения на уроках географии

                 Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения.

               Проблемное обучение это не новое педагогическое явление. В настоящее время очень остро стала проблема активности учащихся на уроках географии, так как качество знаний резко ухудшилось. Становиться понятным, что некоторые методы обучения устарели, и результат их уже не может удовлетворить требованиям современного, постоянно развивающегося общества. Ведь ранее преобладали такие методы и типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащегося не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо других источников. Данный подход в обучении направлен на устранение данной проблемы путем самостоятельной добычи информации и вовлечения в процесс максимального количества учащихся. Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придает материалу особую привлекательность, но делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной.

           Таким образом, у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечивал бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Поэтому все активнее используются методы проблемного обучения. Основа проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет цель закрепить у учащихся умения использовать полученные ранее знания. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы и пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях. Создается проблемная ситуация – психологическое состояние умственного затруднения ученика при решении учебной проблемы или вопроса, поставленного учителем.

 Процесс обучения методами проблемного обучения состоит из четырех этапов:

1. Создание проблемной ситуации и осознание проблемы.

2. Формулирование гипотезы

. 3. Поиск решения и доказательство гипотезы.

4. Решение проблемы

К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований. Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся. Если до учащихся не дошел смысл задачи, дальнейшая работа над ней бесполезна. Вторым требованием является посильность выдвигаемой проблемы. Учащиеся должны самостоятельно решить данную проблему, иначе будет затрачено много времени в рамках урока, что является недопустимым и значит, данная проблема не будет иметь смысла Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся. Немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если учащихся специально предупредить, что будет решаться проблемная задача, это перестанет быть актуальным.  Для того чтобы заинтересовать учащихся, можно перед объяснением предложить им какое-либо занимательное задание.

Например, при изучении темы «Строение земной коры» в 7 классе: «На основе имеющихся у вас знаний о земной коре, о литосферных плитах составьте теорию движения литосферных плит. Ваша теория должна быть обоснована и иметь доказательства своей правдивости». В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.          

 Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот, но при изучении материка Африка, обучающиеся  узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32 С) выше, чем в экваториальном (+24 С). Этот факт противоречит с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»   Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией, обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении.   Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Об изменении климатов на Земле и другие, раскрывая эту гипотезу, учащимся необходимо высказать свои умозаключения по ней, обосновать ее научно-практическое значение.

 Или решить следующую задачу, в Австралии широко развита отрасль овцеводства, но опираясь на знания климатологии и анализ карт атласа природных зон, мы говорим о сухости материка, сети временно пересыхающих рек (крики) и недостатке пресной воды: как в условиях данной ситуации материк занимает лидирующую позицию в данной отрасли. Итогом анализа учебных материалов предложенных учителем в ходе урока и актуализацией полученных ранее знаний обучающиеся могут сделать вывод, что овцы – это животные неприхотливые которые могут питаться сухими травами и пить подсоленную воду которой на материке достаточно.       

    Задания-парадоксы, например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?»  Но ведь если мы подумаем, всегда ли учащийся сам выходит из создавшегося познавательного затруднения?

Из проблемной ситуации может быть 4 выхода:

1.Учитель сам ставит и решает проблему;

2.Учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;

3.Учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;

 4.Учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).

 Таким образом,  курс географии – один из самых интересных в школьной программе, эффективность обучения в этом курсе может быть достигнута, если учебный процесс будет направлен на развитие мышления учащихся, на формирование их познавательной самостоятельности, в том числе и с помощью проблемного обучения. Возможности для проблемного изложения на уроках географии весьма широки.

    В виду сложности изучаемых географией природных объектов, явлений и процессов рассмотрение каждого из них можно провести проблемно

 Список литературы

 1. Технология проблемного обучения на уроках географии http://festival.1september.ru/articles/618632/

 2. Проблемное обучение на уроках географии https://multiurok.ru/blog/probliemnoie-obuchieniie-na-urokakh-ghieoghrafii.html 

3. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе. –М.: Просвещение,1983.

4. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. –М.: Просвещение, 1991.

5. Кульневич С.В. Современный урок. Часть 1.:изд-во «Учитель», 2006.

6. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

7. Андреева Е.Ю. Проблемное обучение в географии // География в школе, 1999, № 7

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГОРКИ-X»

143032, Московская область, Одинцовский район, поселок Горки-10, д. 15 Б

ИНН 5032036104, КПП 503201001, ОГРН 1035006471500

Тел/факс: 495-634 25 08/495-634 25 06

Технология проблемного обучения

на уроках географии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

Методическая разработка "Применение инновационных образовательных технологий в Профессиональном лицее № 45. Учебный магазин как образовательная технология"

  В данноё методической разработке представлена инновационная педагогическая технология профессиональной школы, направленная на практико-ориентированное обучение студентов, - создание учеб...

Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

 Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...