Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Цель урока:
Обучающая:
Сформировать знания о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека;
Сформировать знания о проблемах взаимодействия человека и природы на территории России;
Познакомить учащихся с разделами географии, изучающими влияние природных условий на жизнь и здоровье людей;
Сформировать представления о благоприятных, неблагоприятных и экстремальных условиях жизни людей;
Развивающая:
Совершенствование умений работы с различными источниками географической информации;
Развивать умение аргументировать высказываемую точку зрения;
Формировать умение вести диалог, находить и выделять главное, правильно, четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательная:
Воспитывать познавательный интерес к предмету;
Формировать культуру общения, коммуникативные качества;
Формировать бережное отношение к природе;
Тип урока: Урок формирования и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе: 8
Используемые учебники и методическая литература учителя: «География: Природа России. 8 кл. Автор: И.И. Баринова», «Дрофа» 2007г.
Используемое оборудование: презентация: «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека», учебник, физическая карта России, климатическая карта России, экологическая карта России, атласы.
Формы обучения: Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах
Межпредметные связи: Биология, экология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. 8 кл. | 32.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека»
8 класс.
(Гализина Е. В.)
Цель урока:
Обучающая:
Сформировать знания о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека;
Сформировать знания о проблемах взаимодействия человека и природы на территории России;
Познакомить учащихся с разделами географии, изучающими влияние природных условий на жизнь и здоровье людей;
Сформировать представления о благоприятных, неблагоприятных и экстремальных условиях жизни людей;
Развивающая:
Совершенствование умений работы с различными источниками географической информации;
Развивать умение аргументировать высказываемую точку зрения;
Формировать умение вести диалог, находить и выделять главное, правильно, четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательная:
Воспитывать познавательный интерес к предмету;
Формировать культуру общения, коммуникативные качества;
Формировать бережное отношение к природе;
Тип урока: Урок формирования и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе: 8
Используемые учебники и методическая литература учителя: «География: Природа России. 8 кл. Автор: И.И. Баринова», «Дрофа» 2007г.
Используемое оборудование: презентация: «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека», учебник, физическая карта России, климатическая карта России, экологическая карта России, атласы.
Формы обучения: Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах
Межпредметные связи: Биология, экология.
Ход урока:
- Организационный момент:
Здравствуйте, проверьте все ли у вас готово к уроку, присаживайтесь.
- Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам посмотреть видеоролик, и самостоятельно определить чему посвящается тема и цель нашего сегодняшнего урока.
Видеоролик «Природа и человек»
Варианты ответов детей.
- Молодцы ребята, все верно! Тема и цель нашего урока посвящены ВЛИЯНИЮ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. (слайд 1)
Человек –часть природы и вне ее жить не может. Вы согласны?
Природа географической оболочки является для человека СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ, так как потребность в пище, воде, одежде, жилье и духовном развитии человек удовлетворяет за счет разнообразных предметов и свойств природы.
- Природа –источник существования человека. Часть природы, с которой человечество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности
- Актуализация знаний:
В каких районах нашей страны проживает наибольшее количество долгожителей?
С чем это связано?(работа с атласами) (юг страны(курортные зоны)).(Слайд 2)
Замечено, что положительное воздействие на человека оказывают красивые пейзажи: море, горы, поля, лес, степь, озера, реки и т. д. Лучшим доказательством этого является отдых и лечение людей на курортах, а также широкое распространение такой формы отдыха, как туризм.
Какие районы нашей страны отличаются наибольшей плотностью населения?(работа с атласами) (Северный Кавказ и Юго-запад Европейской части России,Центральные районы Восточно-Европейской равнины, Юг Западной Сибири, подножие гор Южной Сибири, крайнего Юга Средней Сибири и Дальнего Востока).(Работа с картой)
- Изучение нового материала: Мотивация и целеполагание:
Какие факторы влияют на характер размещения населения? (Природные условия, ресурсы:
- Температура и влажность воздуха. Атмосферное давление
- Близость или удаленность от водоёмов, качество питьевой воды;
- Состояние ландшафтов и санитарное состояние почв, на которых выращиваются употребляемые в пищу овощи и фрукты
- Красота окружающих пейзажей и т.д.)(Слайд 3)
Природные ресурсы- компоненты природы и их свойства, которые используются или могут использоваться в хозяйственной деятельности человека.
Природные условия- свойства и особенности природы, оказывающие непосредственное влияние на расселение людей, их жизнь и здоровье.
Природные условия бывают благоприятные и неблагоприятные. Охарактеризуйте:
(Благоприятные - оказывают положительное воздействие на организм человека.Пример, это достаточно теплое, солнечное лето, умеренная холодная зима и достаточное количество осадков.
Неблагоприятные- оказывают отрицательное воздействие на организм человека). Пример,это те условия природы, которые воздействует на организм человека плохо. К ним относят низкие температуры зимы и высокие температуры лета, повышенную влажность и сильные ветры.
Посмотрите на карту – стр.245 учебника и объясните, где в нашей стране расположены территории с благоприятными условиями, где – снеблагоприятными(экстремальными)? В каких условиях проживаем мы с вами? (слайд 4)
На территории России преобладают неблагоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения. Россия - самая холодная страна планеты (кроме материка Антарктида).
Территория с благоприятными условиями для проживания людей занимают в России лишь 1/3 её площади. Самые экстремальные условия на севере.
-Почему же люди живут в трудных природных условиях Севера? (слайд 5) Ведь часто экстремальные условия опасны для жизни и здоровья?(там находятся богатые природные ресурсы).
- А почему коренным жителям севера живется сравнительно легко, в отличие от пришлых? (Благодаря адаптации). Что такое адаптация? Сколько нужно времени, чтобы организм адаптировался в изменившимся условиям?(Адапта́ция— процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. В среднем 6 месяцев)
Может ли человек полностью освободиться от влияния природной среды на его жизнь и деятельность? (Человек не может полностью освободиться от влияния природной среды, но он адаптируется, приспосабливается к тем условиям, в которых живёт и занимается хозяйственной деятельностью).
- Что мы можем ещё отнести к экстремальным условиям? (Стихийные природные явления).
- Приведите примеры? (Лавины, смерчи, засухи и т.д.)
Какие меры борьбы с ними предпринимаются? (Работа с текстом учебника-стр.248-249)
Работа с учебником.(стр. 244)
Человек приспосабливается к условиям жизни. Природные условия оказывают большое влияние на жизнь и здоровье человека. Связь между природными условиями и здоровьем человека очевидна.
Существует специальная отрасль науки – МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ и РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ–я попрошу вас открыть учебники на стр …. Найдите в учебнике определение и запишите их в тетрадь..
И так, каковы же определения ….
МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ, изучающая закономерности распространения заболеваний человека.
РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ – наука о территории организации отдыха людей.
ФИЗМИНУТКА (слайд 7)
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
А теперь выполним практическую работу в парах: «Степень комфортности территорий для жизни людей» стр.249(слайд 8)
Территория | Где распо- ложена | Климатические условия | ||
tлета,зимы | Осадки | Ветер | ||
С комфортными условиями | ||||
С дискомфортными условиями |
- Выражение решения применение нового знания:
(Вывод: на территории России преобладают неблагоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения.Сложные природные условия создают большие трудности при освоении территорий, требуют значительные материальные затраты на строительство и поддержание определенного уровня жизни и т.д.).
Индивидуальная работа: попробуйте определить степень своего воздействия на природу и оценить его. Для этого каждый в центе тетради напишите своё имя и стрелочками в разные стороны напишите или нарисуйте то, что вы делаете в природе, для природы.(Опрос 2-3х учеников) Примеры на слайде. (Слайд 9) А теперь запишите то, что на ваш взгляд должны делать все, и вы в том числе, чтобы сделать экологическую ситуацию нашей страны лучше. (Опрос 2-3х учеников).
Работа в группах:напишите, как вы представляете себе образ жизни одного из этих народов?
- 1 группа - таежники
- 2 группа - степняки
Объясните, почему вы так думаете. Используйте план ответа.
а. Занятия населения.
б. Основы ремесла.
в. Из чего делают одежду?
г. Из чего строят жилища?
д. Где и как размещаются жилища?
е. Какие используют средства передвижения?
- Дифференцированное домашнее задание:(Слайд № 10)
- Подведение итогов урока (Самооценка, взаимооценка). (Слайд №11)
- Список используемой литературы
- Учебник: Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс. М.: Дрофа, 2014г..
- http://realty-tuapse.ru/upload/iblock/961/961647c8b226d0e55585ca22930087cd.JPG Туапсе;
- http://touristik.uz/img/hGallery/Russia/Sochi/15Pansionat_Vesna/post-76-1290684321.jpg Адлер;
- http://www.kuzrab.ru/upload/medialibrary/8ca/zetfesivj_pabwi,_jxphwi.jpeg Анапа;
- http://www.amfora-travel.ru/data/gelendzik/vid.jpg Геленджик;
- http://thekievtimes.ua/uploads/posts/2012-12/1355507802_17401.jpg Западные Саяны;
- http://os1.i.ua/1/9/578019.jpg природа России;
- http://svcadr.barabashovo.ua/cp/6001/img/6001_63683_1442563663.jpg природа России;
- http://idffmedia.ru/upload/iblock/e31/e3107c312772a2c50a0ae9f8dd3ed8f5.jpg медицинская география;
- http://www.abctranslation.ru/data/images/07_medicina.jpg медицинская география;
- http://irkipedia.ru/sites/default/files/50_2_2.jpg районирование;
- http://ysia.ru/wp-content/uploads/2016/02/1442412276_korennye_narody_severa_regjpg_normal.jpg жители севера;
- http://zszem.ru/assets/images/novosti/2014/MAY/may19-4.png жители севера;
- http://www.magput.ru/pics/large/54559.jpg юрта;
- http://blog.bnkomi.ru/content/post/5207/%D1%87%D1%83%D0%BC.jpg чум.
Приложение к уроку.
Работа в группах:напишите, как вы представляете себе образ жизни одного из этих народов?
- 1 группа - таежники
- 2 группа - степняки
Объясните, почему вы так думаете. Используйте план ответа.
а. Занятия населения.
б. Основы ремесла.
в. Из чего делают одежду?
г. Из чего строят жилища?
д. Где и как размещаются жилища?
е. Какие используют средства передвижения?
А теперь выполним практическую работу в парах: «Степень комфортности территорий для жизни людей» стр.249.
Территория | Где распо- Ложена | Климатические условия | + и - | Как осваивается | ||
tлета,зимы | Осадки | Ветер | ||||
С комфортными условиями | ||||||
С дискомфортными условиями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека"
Программа элективного курса "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека" предназначкна для учащихся 9 класса.Данный курс формирует общее представление о взаимодействии общества и природы, ...
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. 8 класс
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека....
Урок на тему "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека" в 8 классе (на татарском языке)
Урок на тему "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека" в 8 классе...
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.
Материалы к уроку Человек и природа....
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.
Материалы к уроку Человек и природа....
Урок географии в 8 классе "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека"
Тип урока: урок изучения нового материала с применением здоровьесберегающих технологийЦель:Сформировать и обобщить знания о взаимосвязи окружающей среды и здоровья населения. Показать примеры освоения...
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека
Презентация к уроку географии 8 кл. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека...