Элективный курс "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека"
элективный курс по географии (9 класс) по теме
Программа элективного курса "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека" предназначкна для учащихся 9 класса.
Данный курс формирует общее представление о взаимодействии общества и природы, о влиянии природной среды на жизнь и здоровье человека, знакомит с медицинской географией, с теориттическим и практическим вкладом этой науки в улучшение здоровья человека, раскрывает одну из важнейших детерминант здоровья человека - условия жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_i_prirodnaya_sreda.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Ильевская средняя общеобразовательная школа
Калачевского района, Волгоградской области
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.
Программа элективного курса для учащихся 9 класса.
Автор: Емельянова И.А..,
учитель географии
Пятиморск,
2011
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека» предназначена для учащихся 9 класса.
Курс рассчитан на 18 часов.
Данный курс формирует общее представление о взаимодействии общества и природы, о влиянии природной среды на жизнь и здоровье человека, знакомит с медицинской географией, теоретическим и практическим вкладом этой науки в улучшение здоровья человека, раскрывает одну из важнейших детерминант здоровья человека – условия жизни.
В содержании современных школьных программ по географии на разных этапах обучения вопросы влияния природных условий на жизнь человека рассматриваются. Но на их изучение отводится мало времени и они не выделены в отдельные темы. Такой подход к изучению этих вопросов не создает у учащихся правильного представления о роли природных условий в жизни человека. Данный элективный курс дает возможность расставить правильные приоритеты влияния природных условий на жизнь и здоровье человека.
Цели программы:
1. Раскрыть отношение географии к проблемам здоровья человека, зависимость его состояния от качества окружающей среды
2. Показать роль природы в жизни человека, в быту, в хозяйственной деятельности населеия.
3. Научить учащихся определять степень комфортности природных условий, медико-географические условия проживания.
4. Сформировать у учащихся целостное представление о медицинской географии как новой, современной науки о здоровье человека
5. Создать условия для формирования у школьников индивидуального опыта творческой деятельности, развивать позитивные установки для решения экологических и социально-экономических проблем своей местности.
Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся со значительной долей самостоятельной работы: использование различных источников информации, знакомство с комплексным исследованием территории. Изучение курса должно способствовать обобщению межпредметных (география, биология, химия и др.) знаний по проблеме «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека», формированию практических умений и навыков по оценке состояния окружающей среды.
В ходе изучения курса учащиеся могут выполнить индивидуальную или групповую исследовательскую работу, с последующей презентацией и защитой своих проектов.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование разделов и тем курса | Всего часов | В том числе | Формы контроля | ||||
лекции | семинары | практика | ||||||
1 | Введение. Человек и окружающая среда | 1 1 | 1 | Фронтальная беседа | ||||
2 3 4 5 6 | Раздел I. Окружающая среда и быт человека. Природные условия и жилище человека. Природная среда и одежда человека. Зависимость рациона питания человека от природных условий. Быт человека в разных климатических поясах. Развитие сельского хозяйства в разных природных зонах. | 5 1 1 1 1 1 | 1 0,5 | 1 | 0,5 1 1 | Участие в семинарах, выполнение практических работ, тестирование | ||
7 8-9 10-11 12 13-14 | Раздел II. Природная среда и здоровье человека. Качество воздуха и воды и здоровье человека. Влияние климата на организм человека. Акклиматизация. Медицинская география. Развитие науки. Болезни характерные для разных природных территорий. Медико-географическая оценка населения и населенных пунктов. | 8 1 2 1 1 2 | 0,5 1 1 0,5 | 0,5 0,5 1 | 1 1 | Участие в семинарах, выполнение практических работ, тестирование | ||
15 16 17 | Раздел III. Лечебные рекреационные ресурсы. Значение рекреационных ресурсов в укреплении здоровья человека Рекреационные районы России. Курортные зоны. Рекреационное хозяйство Волгоградской области. | 3 1 1 1 | 1 | 1 | 1 | Участие в семинарах, выполнение практических работ, тестирование | ||
18 | Итоговое занятие. Защита проектов. -------------------------------- Итого 18 часов. | 1 | 1 | Защита проектов. |
Содержание программы курса.
Введение.
Понятие о географической (окружающей) среде. Взаимодействие общества и природы. Человек и окружающая среда. Природопользование. Антропогенные изменения в природе.
Раздел I. Окружающая среда и быт человека.
Влияние окружающей среды на здоровье, быт, хозяйственную деятельность человека. Особенности быта человека в разных природных условиях. Типы жилищ. Адаптация человека к жизни в различных географических условиях. Климатические условия и одежда человека. Влияние природных условий на моду. Потребности человеческого организма в разных питательных веществах и витаминах. Зависимость рациона питания от природных условий в которых живет человек. Влияние природных условий на занятия человека. Сельское хозяйство в разных природных зонах. Специализация сельского хозяйства.
Раздел II. Природная среда и здоровье человека.
Качество природных условий и их влияние на здоровье человека. Качество воздуха и воды, их безопасность для здоровья человека. Влияние климата на здоровье человека. Степень комфортности климата. Деление регионов России по степени комфортности климата. Экстремальные природные условия. Акклиматизация человека. Медицинская география, развитие, цели и задачи. География болезней. Медико-географическая оценка населения и населенных пунктов. Понятие о природном очаге болезни и природной очаговости. Влияние города на организм человека.
Раздел III. Лечебные рекреационные ресурсы.
Рекреационные ресурсы, их виды, их значение в укреплении здоровья человека. Рекреационные районы, требования предъявляемые к ним. Курортные зоны и города. Рекреационные районы России. Рекреационное хозяйство Волгоградской области, проблемы и перспективы развития.
Литература:
- Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. –М.: Мысль, 1988.
- Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. – М.: Прогресс-Пангея, 1993.
- Чаклин А.В. География здоровья. М.: Знание, 1986.
- Федоров В.И., Куролап С.А. Региональная оценка эколого-гигиенической комфортности территории в системе социально-гигиенического мониторинга. Воронеж: ВГУ, 1997.
- Прохоров Б.Б. медико-экологическое районирование и региональный прогноз здоровья населения России. М.: Изд-во МНЭПУ, 1996.
- Кучер Т.В., Колпащикова Н.Ф. «Медицинская география»: учебник для профильных школ. М.: Просвещение, 1997.
- Медицинская география и здоровье: Сб. науч. тр. Л.: Наука, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. 8 класс
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека....
Урок на тему "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека" в 8 классе (на татарском языке)
Урок на тему "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека" в 8 классе...
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.
Материалы к уроку Человек и природа....
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.
Материалы к уроку Человек и природа....
Урок географии в 8 классе "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека"
Тип урока: урок изучения нового материала с применением здоровьесберегающих технологийЦель:Сформировать и обобщить знания о взаимосвязи окружающей среды и здоровья населения. Показать примеры освоения...
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека
Цель урока:Обучающая:Сформировать знания о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека;Сформировать знания о проблемах взаимодействия человека и природы на территории России;Познакоми...
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека
Презентация к уроку географии 8 кл. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека...