План работы с одаренными детьми по географии в 7 классе
методическая разработка по географии (7 класс) на тему
Наибольший интерес у обучающихся вызывает содержание курса географии материков в 7 классе.Именно в этот период., на мой взгляд ,у детей появляется особый страноведческий интерес к изучению предмета, к познанию мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План работы с одаренными детьми по географии в 7 классе | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе.
Пояснительная записка.
Настоящий вариант программы по географии материков разработан в соответствии с концепцией общего среднего образования и направлен на работу с одаренными детьми.
Обучение одаренных детей по данной программе идет синхронно с основной массой учащихся на уроке.
Главная задача курса – дать учащимся углубленные знания по географии материков: отразить целостность и дифференциацию природы Земли, населения и хозяйственной деятельности человека на материках и океанах.
Программа работы с одаренными учащимися включает в себя те же разделы, что и основная программа.
1 раздел. Главные особенности природы Земли.
2 раздел. География материков и отдельных стран.
3 раздел. Географическая оболочка.
Каждый раздел включает вопросы по 9 видам заданий.
- Задания на проведение сравнения.
- На проведение анализа с последующими выводами.
- Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.
- Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.
- Группировка связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.
- Задания на группировку объектов.
- Задания на узнавание объектов и явлений.
- Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.
- Задания на прогнозирование географических ситуаций.
Используя данную программу на уроках, возрастает активность учащихся, создается обстановка постоянного узнавания нового, стремление к творческому поиску.
Эта группа учащихся имеет дополнительные задания по изучаемым темам. Некоторые темы изучают опережающим методом, делают основные научные сообщения для всего класса.
Технология перспективно – опережающего обучения – одна из развивающих, её можно применять в средней и старшей школе. Уровень знаний повышает критерии стандарта и программы, позволяет учителю учитывать особенности учащихся, а учащимся возможность заниматься на более высоком уровне сложности.
Система заданий повышенной трудности. | Раздел І. Главные особенности природы Земли. |
1. На проведение сравнения. | Сравните материковую кору с океанической. Чем они отличаются, в чем сходство? Объясните с точки зрения происхождения земной коры и движения литосферных плит. |
2. На проведение анализа с последующими выводами. | Пользуясь картой «строение земной коры» покажите материк, где нет областей новой складчатости, нет землетрясений и вулканов? Чем это объясняется? |
3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей. | Что такое омоложение гор? Известно, что на месте древних платформ были в прошлом высокие горы. На платформах отсутствуют действующие вулканы и землетрясения, горные породы, слагающие платформы, не сминаются в складки. Создается впечатление, что цикл развития рельефа как бы заканчивается. Но известно также, что в Африке на платформах имеются действующие вулканы, происходят землетрясения. О чем свидетельствует этот факт? |
4. Задания по выявлению размещения географических объектов и явлений. | А) В пустынях мало рек. Почему? Б) Что является причиной размещения крупнейших равнин на Земном шаре? |
5. Группировка связей по их генезису. | Где на земной поверхности господствуют факторы, создающие такие ПТК, как тропические пустыни и полупустыни. |
6. Задания на группировку объектов. | А) Разделите предложенные объекты на группы, дайте название каждой группе: Лавразия, платформа, равнина, Северная Америка, Гондвана, Австралия, Африка, вулканы, сейсмические пояса, горы, выветривание. |
7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. | А) Где по – вашему мнению, в далеком будущем на Земле могут образоваться новые океаны, новые материки? |
8.Задания на прогнозирование географических объектов. | А) Подумайте, к каким последствиям приведет создание на месте Гибралтарского пролива сухопутного моста? Б) Представьте, что Средиземное море, отделившее Евразию от Африки, образовалось в районе экватора. Как бы это повлияло на климат и рельеф вновь образовавшихся материков? |
АФРИКА. | |
1. Задания на проведение сравнений. | Почему у пигмеев – жителей влажных экваториальных лесов, кожа боле светлая, чем у бушменов или кафров – жителей саванн. Сравните внешние особенности этих народов. |
2. Задания на проведение анализа с последующими выводами. | А) Соленость озер зависит от их стока. Почему озеро Чад является бессточным, но имеет пресную воду? Б) Для Африки характерно опустынивание, т.е. увеличение площади пустынь. С какими причинами это связано? Возможно ли предотвращение этого явления? |
3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей. | 1. Определите, какой климат в области, если там реки имеют следующие особенности: а) не замерзают, полноводны зимой, летом сильно мелеют; б) не замерзают, разливаются; в) круглый год полноводны и не замерзают; г) не имеют стока в океан, летом иногда пересыхают. 2. Составьте причинно – следственную цепочку из следующих утверждений: а) Африку почти посередине пересекает экватор; б) в Африке очень большая площадь пустынь; на севере Африки выпадает очень малое количество осадков; в) озеро Чад пересыхает. |
4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений. | а) Какие основные особенности циркуляции атмосферы нашли свое отражение в образовании и расположении климатических областей Африки? б) Пустыня – закономерность или аномалия на лице Земли? |
5. Группировка связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей. | а) Почвообразование в природной зоне протекает очень интенсивно весь год, и образуются красно – желтые ферраллитные почвы. Показать особенности рек и растительности этой зоны. б) Где на земной поверхности господствуют факторы, создающие такие ПТК, как тропические пустыни и полупустыни. |
6. Задания на группировку объектов. | Разделите предложенные объекты Африки на группы, дайте название каждой группе. Восточно – Африканское плоскогорье, Ливийская пустыня. Пустыня Намиб, Эфиопское нагорье, Нигер, Атлас, Капские горы, п - ов Сомали, Нил, Сахара, оз. Танганьика, Гвинейский залив. |
7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. | а)Покажите примерно на схеме как расположились бы климатические пояса в Африке, если бы она пересекалась экватором в северной части, в южной части? б) Где был бы самый влажный климат, где сухой? в) Где были бы пустыни, какова была бы их площадь? г) Где вдоль берегов Африки проходили бы теплые течения, а где холодные? |
8. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам. | Река течет на протяжении 6671 км почти строго с юга на север, имеет много притоков в верхнем течении, дельта этой реки была местом древнейшей цивилизации. |
9.Задания на прогнозирование географических ситуаций. | а) Предположите, какие экологические последствия могут произойти, если в саванне количество осадков уменьшится в 4 раза. б) Что было бы, если бы горы Атлас протянулись широкой полосой с запада на восток? |
Система заданий повышенной трудности. | АВСТРАЛИЯ. |
1.Задания на проведение сравнений. | а) Назовите черты сходства и различий в ГП Австралии и Африки. б) Сравните природные зоны субтропического пояса Австралии и Ю.Африки. |
2. На проведение анализа с последующими выводами. | По карте климатических поясов определите, какой климат в восточной части Австралии. Что общего в климате востока и запада. В чем различие климата этих территорий? |
3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей. | а) Какая зависимость существует между размерами материка и реками? б) Какая зависимость существует между рельефом и внутренними водами? в) Какая зависимость существует между климатом и внутренними водами на любой территории? |
4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений. | а) Австралия – единственный материк, на котором отсутствуют ледники и вулканы. Чем это объясняется? б) Как объяснить, что горы Австралии старые? |
5. Группировка связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей. | а) Почему важно учитывать закон целостности географической оболочки в хозяйственной деятельности людей? б) Как вы думаете, почему рельеф Австралии сравнительно прост? |
6. Задания на группировку объектов. | Разделите предложенные объекты Австралии на группы; дайте название каждой группе, групп должно быть как можно больше: Мурей, Дарлинг, Эйр, Песчаная пустыня, Виктория, Большой водораздельный хребет, Тасмания. |
7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. | Покажите примерно на схеме, как расположились бы климатические пояса и области в Австралии, если бы Большой Водораздельный хребет лежал на западе материка; на севере материка? |
8. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам. | Плато сильно изменено выветриванием, засыпано продуктами разрушения. Местами имеются выходы древних кристаллических пород – щиты, в пределах одного из них расположены горы Макдоннелл. Высота щитов колеблется от 800 до 900 метров. Центральная часть плато занята пустыней. Какой? |
9. Задания на прогнозирование географических ситуаций. | Каким бы был климат Австралии, если бы она почти соединялась с Антарктидой? |
А Н Т А Р К Т И Д А. | |
1. Задания на проведение сравнений. | а) В чем заключаются особенности антарктических пустынь? Сравните их с пустынями Африки. Какие более пустынны и почему? б) Чем отличаются оазисы Антарктиды от оазисов тропических пустынь в Африке. |
2. Задания на проведение анализа с последующими выводами. | Изучить легенду карты, определить ложе ледника Антарктиды, т.е. поверхность платформы, места лежащего выше и ниже уровня моря. Найти научные станции на карте и определить их положение по отношению к материкам. |
3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей. | Присутствие ледникового купола Антарктиды влияет на рельеф и животный мир. Приведите примеры влияния ледника на разные компоненты природного комплекса. Почему ледник связан с климатом не только прямой, но и обратной стрелкой. Присутствие ледникового купола. Животный мир Климат Воды суши Рельеф Почвенно – растительный покров. |
4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений. | а) В Антарктиде практически отсутствуют высшие растения. Чем в таких случаях питаются животные? б) Почему Антарктиду называют эталоном чистоты воздуха? |
5. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей. | Сравнить арктический и антарктический климатические пояса. В чем сходство, каковы причины. В чем состоит различие? Какими причинами оно обусловлено. К какой группе факторов относятся эти причины? |
6. Задания на группировку объектов. | Разделите предложенные объекты на группы, дайте название каждой группе: Эребус, Росса, Восток, Молодежная, морской лев, Адели, поморник, альбатрос, равнина Шмидта, Новолазаревская, равнина Берда. |
7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. | Изменилась бы высота ледникового покрова Антарктиды, если бы рельеф её был представлен плоской равниной? |
8. Задания на узнавание объектов, явлений по их признакам. | В основе большей части материка в её восточной половине лежит древняя плита. На этом материке находится 80% всех вод Земли. |
9. Задания на прогнозирование географических ситуаций. | Повлияло бы на экологическое состояние Антарктиды добыча полезных ископаемых на материке. |
Южная Америка. | |
1. Задания на сравнение. | Где в Австралии или Южной Америке большую площадь занимают пустыни, где меньшую и почему? |
2. Задания на проведение анализа с последующими выводами. | По карте климатических поясов и областей определить, какой климат образуется на востоке и на западе материка тропического климатического пояса. Что общего в климате востока и запада этих территорий? |
3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей. | Какая зависимость существует между очертаниями береговой линии и историей развития материка? Происходят ли изменения в рельефе этих материков в настоящее время. Что является доказательством этого? |
4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений. | В чем проявляется зависимость рельефа Южной Америки от строения земной коры. В чем различие рельефа Южной Америки и Австралии? Чем оно объясняется? |
5. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей. | Сравнить умеренные климатические пояса северного и южного полушария. В чем сходство? В чем состоит различие? Какими причинами они обусловлены? К какой группе факторов относятся эти причины? |
6. Задания на группировку объектов. | Разделите предложенные объекты Южной Америки на группы, дайте название каждой группе: Анды, Амазонка, Амазонская, Оринокская, Ла – Платская, Аконкагуа, Бразильское, Гвианское, Ориноко, Бразилия, Гвинея, Колумбия, майя, ацтеки. |
7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. | Каким был бы климат Южной Америки, если бы горы Анды находились на восточном побережье. |
8. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам. | Образуют самые длинные горные цепи на суше, хребты их то расходятся, то сближаются и образуют горные узлы с высочайшими пиками, среди которых много потухших и действующих вулканов. В тихих заводях и протоках растет кувшинка виктория регия с плавающими листьями диаметром до 2 – х метров. |
9. Задания на прогнозирование географических ситуаций. | Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека, в частности строительство трансамазонской дороги, на леса Амазонии. На какие оболочки повлияет вырубка лесов Амазонии. |
Система заданий повышенной трудности. Северная Америка. | |
1. Задания на проведение сравнений. | Какие типы морфоскульптурного рельефа вы знаете? Какие из них наиболее распространены на Земле? Сравните морфоскульптуры Северной и Южной Америки. Назовите причины различий. |
2. Задания на проведение анализа с последующими выводами. | В каком направлении природные зоны сменяют друг друга в северной и южной части материка? Чем это определяется? Береговые хребты Кордильер самые молодые по времени образования, однако, не самые высокие. Чем объясняется несоответствие между временем образования и высотой гор? |
3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей. | Север материка омывается водами Северного Ледовитого океана, и казалось бы, с океана должен приходить влажный воздух. Однако там осадков выпадает меньше, чем на внутренних плоскогорьях Кордильер. С чем это связано? Какая зависимость существует между размерами материка и реками? В чем проявляется эта зависимость в Северной Америке? |
4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений. | В чем проявляется зависимость рельефа Северной Америки от строения земной коры? В чем различие рельефа Южной и Северной Америки? Есть ли сходство? Чем это объясняется? |
5. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей. | Сравните тропические пояса Северной и Южной Америки. В чем сходство? Какова причина сходства? К какой группе факторов образования ПТК относятся эти причины? |
6. Задания на группировку объектов. | Разделите предложенные объекты Северной Америки на группы; групп должно быть как можно больше: Калифорнийский, Гудзонов, Флорида, Колорадо, Лабрадор, Центральные, Великие, Ниагара, Миссури, Эри, Онтарио. |
7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. | Покажите примерно на схеме, как расположились бы природные зоны Северной Америки, если бы горы Кордильеры и Аппалачи поменялись местами? Составьте вопросы на моделирование ситуаций и явлений и ответьте на них. |
8. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам. | Горы необычайно красивы. Они расчленены глубокими речными долинами, которые называются каньонами. Одна из самых длинных рек на Земле и самая водоносная река континента. Река пропилила холмистую возвышенность, сложенную известняками и соединила озера. |
9. Задания на прогнозирование географических ситуаций. | Какие районы Северной Америки наиболее благоприятны для жизни и хозяйственной деятельности человека? Сверьте ваш прогноз с картой плотности населения. Сделайте выводы. Как изменились бы природные зоны, если бы Аппалачи были такой же высоты как Кордильеры? |
Система заданий повышенной трудности. | Е В Р А З И Я |
1. Задания на проведение сравнений. | Сравните умеренный климатический пояс Северной Америки и Евразии, Евразии и Южной Америки. |
2. На проведение анализа с последующими выводами. | По карте климатических поясов и областей определить, какой климат образуется в восточной части умеренного и субтропического климатических поясов, а так же на юге Евразии. Определить направление ветров в январе и июле на этих территориях. Чем объясняются сезонное изменение ветров? Что общего в климате юга и востока ( умеренный и субтропический пояса) Евразии? В чем различие климата этих территорий? |
3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей. | Определите черты климата, вытекающие из таких особенностей материка:
Определите следствие следующих особенностей климата.
Указать какие особенности рек обусловлены следующими причинами. ( т.е. определить следствия, вытекающие из указанных причин):
Определить причины следующих особенностей внутренних вод:
|
4. Задания на выявление закономерностей размещения географических объектов и явлений. | Имея ввиду зависимость климата о географической широты, сделайте предположение о том, где в Евразии должны наблюдаться наиболее низкие температуры января. Проверьте свои предположения по климатической карте. Сделайте выводы. Почему вода в западной части озера Балхаш пресная, а в восточной соленая? |
5. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей. | 1. Почему на Западно – Сибирской равнине, а так же в районах среднего и нижнего течения рек Тигр и Евфрат имеются залежи нефти и природного газа? 2. Какие факторы влияют на формирование рельефа Евразии? 3. Чем вызваны сезонные изменения в зоне тайги? Чем они вызваны в зоне саванн и редколесий? |
6. Задания на группировку объектов. | Разделите предложенные объекты Евразии на группы, дайте названия каждой группе: Кавказ, Волга, Сена, Рим, Китай, Гималаи, Тигр, Обь, Альпы, Днепр, Апенинский, Аравийский, Каспийское, Байкал, Сахалин, Новая Земля. |
7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. | Как изменился бы климат, если бы Уральские горы были выше 5000 м, а Гималаи и Тибет ниже 2000 м? Какими бы были реки, берущие начало в горах? |
8. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам. | Определить какой это климат. Зима теплая, лето нежаркое. По всему небосклону медленно и беспрерывно передвигаются облака и их бледно – свинцовый цвет, их бесконечные ряды наводят на мысль о приближающемся дожде. С поверхности моря, рек, с напоенной сыростью земли непрерывно поднимается пар. Воздух влажен даже в ясные дни. |
9. Задания на прогнозирование географических ситуаций. | Как изменился бы климат, если бы горы Гималаи и Тибет были ниже 2000 м? Что было бы с реками, берущими начало в горах? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с одаренными детьми по географии и биологии
Документ поможет организовать работу с талантливыми учащимися. отражает специфику работы с ними....
План работы с одаренными детьми по географии и биологии
Здесь отражены основные моменты и направления по работе с детьми увлекающимися предметом география и биоогия...
План работы с одаренными детьми на уроках географии и биологии
В работе указаны отличительные особенности и принципы работы с одаренными детьми. Особое внимание уделяется формам и методам работы с данной категорией обучающихся....
План работы с одаренными детьми на уроках географии в 8 классе.
Курс физической географии России завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят знания, полученные в предыдущих классах. Тр...
План работы с одаренными детьми по географии
Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно о...
Программа работы с одаренными детьми по географии «Юный географ» в МОБУ СОШ с.Рощинский
ПРОГРАММАработы с одаренными детьми по географии «Юный географ»в МОБУ СОШ с.Рощинский...
Авторская программа работы с одаренными детьми по географии "Юный географ"
Программа нацелена на развитие способностей обучающихся. Это подготовка детей к конкурсам, олимпиадам....