План работы с одаренными детьми на уроках географии в 8 классе.
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Курс физической географии России завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят знания, полученные в предыдущих классах.
Требованием времени является личностно-ориентированный подход в обучении. Данная программа составлена для работы с одаренными детьми. Работа по этой программе ведется параллельно с основной общеобразовательной программой на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti_1.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Сыресинская основная общеобразовательная школа»
Порецкого района Чувашской Республики
План работы
с одарёнными детьми
на уроках географии
в 8 классе
Составитель: учитель геогрфии
Муданова Светлана Александровна
«Одаренность – есть проявление творческого потенциала человека»
А. М. Матюшкин
Пояснительная записка
Курс физической географии России завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят знания, полученные в предыдущих классах.
Требованием времени является личностно-ориентированный подход в обучении. Данная программа составлена для работы с одаренными детьми. Работа по этой программе ведется параллельно с основной общеобразовательной программой на уроке.
В программу включены такие разделы:
1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.
2. Климат и климатические ресурсы.
3. Внутренние воды и водные ресурсы.
4. Почвенно-растительный покров. Животный мир.
5. Природное районирование. Природные зоны России.
6. Крупные природные районы.
К каждому разделу подобрана система заданий повышенной трудности. Система заданий повышенной трудности позволит создать у школьников представление о системе географических характеристик территории, развить интерес к исследовательской деятельности, способность мыслить творчески, решать проблемные вопросы и ситуации. Задания повышенной трудности подобраны к каждому разделу программы.
1. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей и логических связей.
2.Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.
3.Задания на разрешение проблемной ситуации.
4.Задание на моделирование географических ситуаций и явлений.
5.На поиск в литературных описаниях, каких-либо объектов и явлений природы.
6.Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях.
В данной программе к каждой теме подобраны вопросы и задания повышенной трудности регионального компонента. Работа по этой программе позволит на основе наблюдений, описаний, картирования, составлением профилей своей местности познакомить учащихся с экологическими проблемами, находить пути решения этих проблем, научит устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы своей местности. Обучение по этой программе позволит реализовать право одаренных детей на качественное и всестороннее развитие способностей.
Система заданий повышенной трудности | Тема: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые | Региональная часть |
1. Задания на поиск и раскрытие причинно-следственных и логических связей. | 1. Восточно-Европейская равнина и Среднесибирское плоскогорье имеют разную высоту, несмотря на одинаковое время образования? Какова причина? 2. Почему Урал и Тянь-Шань имеют разную высоту в то время как складки обеих горных систем сформировались во время герцинского горообразования? 3. Какие причины вызывают непрерывные изменения и развитие природы Земли? | 1. В чем проявляется связь между геологическим строением Чувашской Республики и её рельефом? |
2. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей. | 1. Докажите, что современные платформы – это бывшие геосинклинали? 2. Объясните для какого этапа развития геосинклинали типичен процесс метаморфизма и почему? | 1. На территории Чувашии области много карстовых воронок. Какова причина их образования? 2. Под влиянием, каких факторов формируется рельеф вашей местности? |
3. Задания на решение проблемной ситуации | 1. Как можно объяснить многообразие горных пород и минералов? 2. Каковы причины разнообразного залегания горных пород. | 1. Докажите, что территория нашего района покрывалась морями. |
4. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. | 1. Как изменился бы рельеф Чувашии, если бы ледник дошел до Кавказа? |
5. Задания на поиск в литературных произведениях описаний каких – либо объектов и явлений природы. | 1. О какой равнине рассказывает Н. Михайлов: “Изгибы и сбросы покоробили равнину, но затем она была сглажена работой воды и расчленена широкими долинами рек. Но кроме того, по равнине трижды прополз ледник. А, растаяв, он все это бросил – и тяжелые глыбы, как та, что потом на катках притащена в Петербург, чтобы лечь под ноги Медному всаднику”? | 1. Найдите описания природы и природных явлений в произведениях М.А. Шолохова. |
6. Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях. | 1. Образование горных систем является следствием азональных факторов, но высотная поясность в горах есть следствие не только азональных, но и зональных причин. Объясните. | 1. Составьте физико – географический профиль по линии Мурманск – Петрозаводск – Москва – Липецк – Ростов – на – Дону. 2.Объясните особенности геологического строения Восточно – Европейской платформы. |
Система заданий повышенной трудности. | Тема: Климат и климатические ресурсы. | Региональная часть |
1. Задания на поиск и раскрытие причинно-следственных связей | 1. Определить черты ( следствия) климата, вытекающие из таких особенностей (причин) материка: а) Россия имеет большую протяженность с севера на юг, с запада на восток; б) Зимой большая часть поверхности страны сильно охлаждается, а летом сильно нагревается; в) поверхность представлена большими равнинами. 2. Определить следствия следующих особенностей климата (причин): а) большая часть России находится в умеренном климате; б) Уральские горы протянулись с севера на юг. | 1. Какие из перечисленных ниже неблагоприятных климатических явлений происходят в Чувашии наиболее часто? Подчеркните их: гололёд, град, засуха, заморозки, ливневый дождь, пыльная буря, смерч, суховей, снегопад. Как они влияют на человека, их причины. |
2. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей. |
3. Задания на решение проблемной ситуации | 1. Почему в северном полушарии ветер отклоняется вправо, а циклоны приобретают вращательное движение против часовой стрелки? Иллюстрируйте свое решение схемой. 2. Какими мероприятиями можно уменьшить или приостановить ожидаемое глобальное потепление климата в 2015 году? |
4. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений | 1. Какие изменения в климате могут произойти в районе при создании в нем плотины гидроэлектростанции и крупного водохранилища? | 1. Каким бы был климат Чувашии, ели бы она лежала на возвышенности 1000м? 2. Как изменился бы климат Чувашии, если бы суммарная солнечная радиация увеличилась до 125 – 130 ккал/см2? |
5. Задания на поиск в литературных произведениях, каких – либо объектов и явлений природы. |
6. Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях. | 1. В конце марта и сентября угол падения солнечных лучей примерно одинаков, а значит величины солнечной радиации, получаемые территорией, сходны. Однако в сентябре значительно теплее, чем в марте. С чем это связано? | 1.Какие неблагоприятные явления связаны в вашей местности с климатом? Укажите их причины, расскажите о мерах борьбы с этими явлениями. |
Система заданий повышенной трудности. | Тема: Внутренние воды России. Реки. | Региональная часть. |
1. Задания на поиск и раскрытие причинно-следственных и логических связей. | 1.Озера чувствительно реагируют на изменение поступления в них азота и фосфора, вода начинает в них “цвести”, у неё появляется неприятный запах, цвет и.т.д. Перечислите причинно – следственные связи при превращении озера в болото. 2. Составьте схему развития речной долины в юную стадию. Покажите на схеме от причин к следствию: поднятие местности, скорость течения и.т.д. | 1. В годы отсутствия весеннего половодья в нашей местности меньше комаров и отсутствует мошкара. Почему? |
2. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей | 1. Используя предложенные факты, выведите теорию образования и распространения многолетней мерзлоты на территории России: а) на западе страны выпадает больше осадков, чем на востоке; б) лед плохо проводит тепло; в) на востоке больше распространена многолетняя мерзлота, её граница смещена к югу; г) на западе страны в ледниковый период имелось покровное оледенение; д) на востоке более суровые зимы, ниже январские температуры. | 1. На примере своей местной реки докажите, что её водность, падение, расход, годовой сток, режим определяется воздействием на неё рельефа и климата |
3. Задания на разрешение проблемной ситуации. | 1. Почему европейская часть России, несмотря на большое количество осадков, беднее внутренними водами по сравнению с азиатской частью? 2. Представьте, что перед вами зарастающее озеро. Какие мысли возникают у вас при виде его? Видится ли вам в таком озере какая-либо проблема. Что бы вы предприняли для ее решения? | 1. В нашей местности много карстовых воронок. Заполнены ли они водой? Являются ли озерами? |
4. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. | 1. Как повлиял бы климат на реки России, если бы солнечная радиация составила 130 Ккал/см2 на широте 40 – 50°? |
5. Задания на поиск в литературных произведениях описаний, каких-либо объектов и явлений природы. | 1. Какое литературное произведение указывает на характер течения реки, протекающей по нашей местности? Кто автор этого произведения? |
6. Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях. | 1.Совершить воображаемое плавание по реке Волга. Какие водохранилища, каналы, города вы посетите? Что нового узнаете из этого путешествия? | 1. Совершить путешествие из Суры к берегам океана. 2. Начертите поперечный профиль ближайшей речной долины и примыкающих к ней водоразделов. Как человек использует долины и водоразделы в хозяйственной деятельности. |
Система заданий повышенной трудности. | Тема: Почвенно-растительный покров. Животный мир. | Региональная часть. |
1. Задания на поиск и раскрытие причинно-следственных и логических связей. | 1. Почему дикие животные пространств (степей), как правило живут стаями, а лесные животные в одиночку. 2. В лесной зоне значительно больше опад, чем степях. Однако почвы степей (чернозем) значительно плодороднее лесных (дерново-подзолистых) почв. Какими причинами это объясняется? | 1. Объясните причины образования песчаной почвы на территории Порецкого района. |
2. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей. | 1. Каково влияние почвенного покрова на климат. Имеются ли основания говорить о таком влиянии? Изобразите это влияние графически. Кислород - > почвы - > углекислый газ. |
3. Задания на разрешение проблемной ситуации. | 1. Почему почвы тундр, несмотря на большее количество растительных остатков, содержат также мало гумуса, как и почвы пустынь? | 1. Почему на территории Чувашии много оврагов? |
4. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений | 1.Можно ли создать искусственную почву? Какой материал для этого взять, какие условия создать? Предложите свой вариант. | 1. К чему может привести чрезмерная вырубка лесов в пойме Суры? |
5.Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях. | 1. Используя карту растительности, определите, какие растительные сообщества встречаются на территории России. Какие из них занимают самую большую площадь, с чем это связано? Почему в азиатской части России наблюдается меньшее разнообразие растительности, чем в европейской? | 1. Естественный растительный покров степи – злаковая растительность (ковыль, типчак, тонконог) и разнотравье. В каком заповеднике Ростовской области он сохранен? В каком районе Ростовской области он находится? |
Система заданий повышенной трудности. | Тема: Природное районирование. Природные зоны России. | Региональная часть. |
1. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных и логических связей. | 1. Как выдумаете, было ли на Русской равнине в ледниковый период суше, чем сейчас? Обоснуйте свою точку зрения. Было ли холоднее? На основании, каких данных вы сделали свой вывод. | 1. Из фауны Чувашской Республики исчезают некоторые виды млекопитающих. Отсутствие какого жизненного фактора приводит их к исчезновению? В чем дополнительная причина их исчезновения? |
2. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей | 1.Кустарниковые растения тундр имеют небольшую листовую платину, как и растения засушливых мест обитания. Чем это можно объяснить, ведь влаги в тундре достаточно? |
3. Задания на разрешение проблемной ситуации. | 1. Выявите самостоятельно проблему во взаимодействии оросительных каналов и животного мира полупустынь. | 1. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на природный комплекс. |
4. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений | 1. Предположим, что в степной зоне количество осадков увеличилось в два раза. Какие изменения произойдут в рельефе, почвах, растительности, животном мире, водах? Что произойдет с природным комплексом? |
5.Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях | 1. Какие негативные изменения наступают в природном комплексе после уничтожения лесов, какое значение имеет лесная растительность? | 1. Какое значение имеют хвойные леса вблизи населенных пунктов нашей республики? |
Система заданий повышенной трудности. |
2. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей | 1. В Западной Сибири годовая сумма осадков ниже, чем на Восточно – Европейской равнине. Объясните почему, при этом: а) в Западной Сибири выше заболоченность; б) там больше высота снежного покрова; 2. Как вы считаете, на чем был основан прогноз на месторождения нефти и газа в Западной Сибири, И.М. Губкиным? |
3. Задания на разрешение проблемной ситуации. | 1. Как решить проблемы снабжения населения Дальнего Востока всем необходимым для жизни, если учесть, что численность населения будет расти? 2. Какие проблемы возникают в полосе Черноморского побережья Кавказа при использовании его как зоны отдыха? 3. Какими причинами объясняется разнообразие природы Восточно – Европейской равнины? 4. Есть ли признаки потепления климата на Юге Сибири? |
4. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений. | 1. Как изменился бы климат Западной Сибири, если бы Уральские горы были выше 5000 метров? 2. Как изменилась бы Русская равнина, если бы Уральские горы протянулись с востока на запад по 65 параллели? 3. Оказало бы влияние на климат Восточной Сибири расположение хребтов Черского, Енисейского кряжа не с севера на юг, а с запада на восток? 4. Какие изменения в природе гор Южной Сибири произошли бы, если бы они стали на 1500 метров ниже? |
5.Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях. | 1. Какое влияние оказывает Байкал на окружающую его территорию? 2. Сравните северные и южные реки Восточно – Европейской равнины по строению речных долин, особенностям питания и режима. Объясните сходства и различия. 3. Какие сложности в освоении природных богатств имеются на территории Западной Сибири, как они преодолеваются? 4. В чем выражается омоложенность рельефа гор Южной Сибири? Почему процесс омолаживания протекает здесь интенсивнее, чем на Урале? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: " Личностноориентированное развивающее и опережающее обучение – технология работы с одаренными детьми на уроках географии".
Плохой учитель преподносит истину, ...
План работы с одаренными детьми на уроках географии и биологии
В работе указаны отличительные особенности и принципы работы с одаренными детьми. Особое внимание уделяется формам и методам работы с данной категорией обучающихся....
Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности
Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке с...
Система работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности
Выступление на Педагогических чтениях в октябре 2012 года...
Доклад на тему :«Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенност...
Работа с одаренными детьми на уроках географии
Если школьник подготовлен к тому,что он должен учиться создавать, придумывать,находить оригинальные решения,то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального про...
Работа с одаренными детьми на уроках географии
Работа с одаренными детьми на уроках географии...
Комментарии
Одарённые!
Светлана Александровна!Спасибо за интересную работу! У Вас идёт отдельная оплата за работу с одарёнными или это собственно на бесплатных началах?