План работы с одаренными детьми на уроках географии в 8 классе.
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

 

Курс физической географии России завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят знания, полученные в предыдущих классах.

    Требованием времени является личностно-ориентированный подход в обучении. Данная программа составлена для работы с одаренными детьми. Работа по этой программе ведется параллельно с основной общеобразовательной программой на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti_1.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Сыресинская основная общеобразовательная школа»

Порецкого района Чувашской Республики

План работы

с одарёнными детьми

на уроках географии

 в 8 классе

Составитель: учитель геогрфии

      Муданова Светлана Александровна

                                              «Одаренность – есть  проявление творческого потенциала человека»
                                                                                                                                      А. М. Матюшкин

                                                            Пояснительная записка

Курс физической географии России завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят знания, полученные в предыдущих классах.

    Требованием времени является личностно-ориентированный подход в обучении. Данная программа составлена для работы с одаренными детьми. Работа по этой программе ведется параллельно с основной общеобразовательной программой на уроке.

     В программу включены такие разделы:

1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

2. Климат и климатические ресурсы.

3. Внутренние воды и водные ресурсы.

4. Почвенно-растительный покров. Животный мир.

5. Природное районирование. Природные зоны России.

6. Крупные природные районы.

     К каждому разделу подобрана система заданий повышенной трудности. Система заданий повышенной трудности позволит создать у школьников представление о системе географических характеристик территории, развить интерес к исследовательской деятельности, способность мыслить творчески, решать проблемные вопросы и ситуации. Задания повышенной трудности подобраны к каждому разделу программы.

1. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей и логических связей.

2.Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

3.Задания на разрешение проблемной ситуации.

4.Задание на моделирование географических ситуаций и явлений.

5.На поиск в литературных описаниях, каких-либо объектов и явлений природы.

6.Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях.

В данной программе к каждой теме подобраны вопросы и задания повышенной трудности регионального компонента. Работа по этой программе позволит на основе наблюдений, описаний, картирования, составлением профилей своей местности познакомить учащихся с экологическими проблемами, находить пути решения этих проблем, научит устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы своей местности. Обучение по этой программе позволит реализовать право одаренных детей на качественное и всестороннее развитие способностей.

Система заданий повышенной трудности

Тема: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

Региональная часть

1. Задания на поиск и раскрытие причинно-следственных и логических связей.

1. Восточно-Европейская равнина и Среднесибирское плоскогорье имеют разную высоту, несмотря на одинаковое время образования? Какова причина?

2. Почему Урал и Тянь-Шань имеют разную высоту в то время как складки обеих горных систем сформировались во время герцинского горообразования?

3. Какие причины вызывают непрерывные изменения и развитие природы Земли?

1. В чем проявляется связь между геологическим строением Чувашской Республики и её рельефом?

2. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

1. Докажите, что современные платформы – это бывшие геосинклинали?

2. Объясните для какого этапа развития геосинклинали типичен процесс метаморфизма и почему?

1. На территории Чувашии области много карстовых воронок. Какова причина их образования?

2. Под влиянием, каких факторов формируется рельеф вашей местности?

3. Задания на решение проблемной ситуации

1. Как можно объяснить многообразие горных пород и минералов?

2. Каковы причины разнообразного залегания горных пород.

1. Докажите, что территория нашего района покрывалась морями.

4. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

1. Как изменился бы рельеф Чувашии, если бы ледник дошел до Кавказа?

5. Задания на поиск в литературных произведениях описаний каких – либо объектов и явлений природы.

1. О какой равнине рассказывает Н. Михайлов: “Изгибы и сбросы покоробили равнину, но затем она была сглажена работой воды и расчленена широкими долинами рек. Но кроме того, по равнине трижды прополз ледник. А, растаяв, он все это бросил – и тяжелые глыбы, как та, что потом на катках притащена в Петербург, чтобы лечь под ноги Медному всаднику”?

1. Найдите описания природы и природных явлений в произведениях

 М.А. Шолохова.

6. Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях.

1. Образование горных систем является следствием азональных факторов, но высотная поясность в горах есть следствие не только азональных, но и зональных причин. Объясните.

1. Составьте физико – географический профиль по линии Мурманск – Петрозаводск – Москва – Липецк – Ростов – на – Дону.

2.Объясните особенности геологического строения Восточно – Европейской платформы.

Система заданий повышенной трудности.

Тема: Климат и климатические ресурсы.

Региональная часть

1. Задания на поиск и раскрытие причинно-следственных связей

1. Определить черты

( следствия) климата, вытекающие из таких особенностей (причин) материка:

а) Россия имеет большую протяженность с севера на юг, с запада на восток;

б) Зимой большая часть поверхности страны сильно охлаждается, а летом сильно нагревается;

в) поверхность представлена большими равнинами.

2. Определить следствия следующих особенностей климата (причин):

а) большая часть России находится в умеренном климате;

б) Уральские горы протянулись с севера на юг.

1. Какие из перечисленных ниже неблагоприятных климатических явлений происходят в Чувашии наиболее часто?

 Подчеркните их: гололёд, град, засуха, заморозки, ливневый дождь, пыльная буря, смерч, суховей, снегопад.


Как они влияют на человека, их причины.

2. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

3. Задания на решение проблемной ситуации

1. Почему в северном полушарии ветер отклоняется вправо, а циклоны приобретают вращательное движение против часовой стрелки? Иллюстрируйте свое решение схемой.

2. Какими мероприятиями можно уменьшить или приостановить ожидаемое глобальное потепление климата в 2015 году?

4. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений

1. Какие изменения в климате могут произойти в районе при создании в нем плотины гидроэлектростанции и крупного водохранилища?

1. Каким бы был климат Чувашии, ели бы она лежала на возвышенности 1000м?

2. Как изменился бы климат Чувашии, если бы суммарная солнечная радиация увеличилась до 125 – 130 ккал/см2?

5. Задания на поиск в литературных произведениях, каких – либо объектов и явлений природы.

6. Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях.

1. В конце марта и сентября угол падения солнечных лучей примерно одинаков, а значит величины солнечной радиации, получаемые территорией, сходны. Однако в сентябре значительно теплее, чем в марте. С чем это связано?

1.Какие неблагоприятные явления связаны в вашей местности с климатом? Укажите их причины, расскажите о мерах борьбы с этими явлениями.

Система заданий повышенной трудности.

Тема: Внутренние воды России. Реки.

Региональная часть.

1. Задания на поиск и раскрытие причинно-следственных и логических связей.

1.Озера чувствительно реагируют на изменение поступления в них азота и фосфора, вода начинает в них “цвести”, у неё появляется неприятный запах, цвет и.т.д. Перечислите причинно – следственные связи при превращении озера в болото.

2. Составьте схему развития речной долины в юную стадию. Покажите на схеме от причин к следствию: поднятие местности, скорость течения и.т.д.

1. В годы отсутствия весеннего половодья в нашей местности меньше комаров и отсутствует мошкара. Почему?

2. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей

1. Используя предложенные факты, выведите теорию образования и распространения многолетней мерзлоты на территории России:

а) на западе страны выпадает больше осадков, чем на востоке;

б) лед плохо проводит тепло;

в) на востоке больше распространена многолетняя мерзлота, её граница смещена к югу;

г) на западе страны в ледниковый период имелось покровное оледенение;

д) на востоке более суровые зимы, ниже январские температуры.

1. На примере своей местной реки докажите, что её водность, падение, расход, годовой сток, режим определяется воздействием на неё рельефа и климата

3. Задания на разрешение проблемной ситуации.

1. Почему европейская часть России, несмотря на большое количество осадков, беднее внутренними водами по сравнению с азиатской частью?

2. Представьте, что перед вами зарастающее озеро. Какие мысли возникают у вас при виде его? Видится ли вам в таком озере какая-либо проблема. Что бы вы предприняли для ее решения?

1. В нашей местности много карстовых воронок. Заполнены ли они водой? Являются ли озерами?

4. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

1. Как повлиял бы климат на реки России, если бы солнечная радиация составила 130 Ккал/см2 на широте 40 – 50°?

5. Задания на поиск в литературных произведениях описаний, каких-либо объектов и явлений природы.

1. Какое литературное произведение указывает на характер течения реки, протекающей по нашей местности? Кто автор этого произведения?

6. Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях.

1.Совершить воображаемое плавание по реке Волга. Какие водохранилища, каналы, города вы посетите? Что нового узнаете из этого путешествия?

1. Совершить путешествие из Суры к берегам океана.

2. Начертите поперечный профиль ближайшей речной долины и примыкающих к ней водоразделов. Как человек использует долины и водоразделы в хозяйственной деятельности.

Система заданий повышенной трудности.

Тема: Почвенно-растительный покров. Животный мир.

Региональная часть.

1. Задания на поиск и раскрытие причинно-следственных и логических связей.

1. Почему дикие животные пространств (степей), как правило живут стаями, а лесные животные в одиночку.

2. В лесной зоне значительно больше опад, чем степях. Однако почвы степей (чернозем) значительно плодороднее лесных (дерново-подзолистых) почв. Какими причинами это объясняется?

1. Объясните причины образования песчаной почвы на территории Порецкого района.

2. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

1. Каково влияние почвенного покрова на климат. Имеются ли основания говорить о таком влиянии? Изобразите это влияние графически.

Кислород - > почвы - > углекислый газ.

3. Задания на разрешение проблемной ситуации.

1. Почему почвы тундр, несмотря на большее количество растительных остатков, содержат также мало гумуса, как и почвы пустынь?

1. Почему на территории Чувашии много оврагов?

4. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений

1.Можно ли создать искусственную почву? Какой материал для этого взять, какие условия создать? Предложите свой вариант.

1. К чему может привести чрезмерная вырубка лесов в пойме Суры?

5.Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях.

1. Используя карту растительности, определите, какие растительные сообщества встречаются на территории России. Какие из них занимают самую большую площадь, с чем это связано? Почему в азиатской части России наблюдается меньшее разнообразие растительности, чем в европейской?

1. Естественный растительный покров степи – злаковая растительность (ковыль, типчак, тонконог) и разнотравье. В каком заповеднике Ростовской области он сохранен? В каком районе Ростовской области он находится?

Система заданий повышенной трудности.

Тема: Природное районирование. Природные зоны России.

Региональная часть.

1. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных и логических связей.

1. Как выдумаете, было ли на Русской равнине в ледниковый период суше, чем сейчас? Обоснуйте свою точку зрения. Было ли холоднее? На основании, каких данных вы сделали свой вывод.

1. Из фауны Чувашской Республики исчезают некоторые виды млекопитающих. Отсутствие какого жизненного фактора приводит их к исчезновению? В чем дополнительная причина их исчезновения?

2. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей

1.Кустарниковые растения тундр имеют небольшую листовую платину, как и растения засушливых мест обитания. Чем это можно объяснить, ведь влаги в тундре достаточно?

3. Задания на разрешение проблемной ситуации.

1. Выявите самостоятельно проблему во взаимодействии оросительных каналов и животного мира полупустынь.

1. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на природный комплекс.

4. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений

1. Предположим, что в степной зоне количество осадков увеличилось в два раза. Какие изменения произойдут в рельефе, почвах, растительности, животном мире, водах? Что произойдет с природным комплексом?

5.Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях

1. Какие негативные изменения наступают в природном комплексе после уничтожения лесов, какое значение имеет лесная растительность?

1. Какое значение имеют хвойные леса вблизи населенных пунктов нашей республики?

Система заданий повышенной трудности.

2. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей

1. В Западной Сибири годовая сумма осадков ниже, чем на Восточно – Европейской равнине. Объясните почему, при этом:

а) в Западной Сибири выше заболоченность;

б) там больше высота снежного покрова;

2. Как вы считаете, на чем был основан прогноз на месторождения нефти и газа в Западной Сибири, И.М. Губкиным?

3. Задания на разрешение проблемной ситуации.

1. Как решить проблемы снабжения населения Дальнего Востока всем необходимым для жизни, если учесть, что численность населения будет расти?

2. Какие проблемы возникают в полосе Черноморского побережья Кавказа при использовании его как зоны отдыха?

3. Какими причинами объясняется разнообразие природы Восточно – Европейской равнины?

4. Есть ли признаки потепления климата на Юге Сибири?

4. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

1. Как изменился бы климат Западной Сибири, если бы Уральские горы были выше 5000 метров?

2. Как изменилась бы Русская равнина, если бы Уральские горы протянулись с востока на запад по 65 параллели?

3. Оказало бы влияние на климат Восточной Сибири расположение хребтов Черского, Енисейского кряжа не с севера на юг, а с запада на восток?

4. Какие изменения в природе гор Южной Сибири произошли бы, если бы они стали на 1500 метров ниже?

5.Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях.

1. Какое влияние оказывает Байкал на окружающую его территорию?

2. Сравните северные и южные реки Восточно – Европейской равнины по строению речных долин, особенностям питания и режима. Объясните сходства и различия.

3. Какие сложности в освоении природных богатств имеются на территории Западной Сибири, как они преодолеваются?

4. В чем выражается омоложенность рельефа гор Южной Сибири? Почему процесс омолаживания протекает здесь интенсивнее, чем на Урале?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми на уроках географии и биологии

В работе указаны отличительные особенности и  принципы работы с одаренными детьми. Особое внимание уделяется формам и методам работы с данной категорией обучающихся....

Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке с...

Система работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности

Выступление на Педагогических чтениях в октябре 2012 года...

Доклад на тему :«Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенност...

Работа с одаренными детьми на уроках географии

Если школьник подготовлен к тому,что он должен учиться создавать, придумывать,находить оригинальные решения,то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального про...

Работа с одаренными детьми на уроках географии

Работа с одаренными детьми на уроках географии...


 

Комментарии

Орлова Елена Алексеевна

Светлана Александровна!Спасибо за интересную работу! У Вас идёт отдельная оплата за работу с одарёнными или это собственно на бесплатных началах?