Конспект урока Рельеф Земли. Горы.
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМА. Рельеф Земли. Горы
Тип урока: комбинированный.
Работа в группах (класс делится на группы по 4 человека)
Цели урока: сформировать понятие «горы», выяснить, как различаются горы по высоте, сформировать представление об условиях жизни и хозяйственной деятельности людей в горах, продолжать формирование коммуникативных УУД
Оборудование и материалы к уроку: физическая карта полушарий, физическая карта России, атласы, картины, учебник.
. Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников:
а) когнитивный компонент урока включает понятия -горная страна, горные хребты, межгорная долина , перевал.
б)деятельностный компонент урока- уметь по карте показывать горы, определять по карте определять количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли.
. Главная проблема урока: Какие силы Земли могли создать горных исполинов?
А какие силы могут разрушить их?
Этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой времени
Организационный этап. (2 мин)
Введение в тему урока, объявление целей урока, формы урока.
Эпиграф урока: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал» (В. Высоцкий)
Изучение нового материала(25 мин)
Виды деятельности учеников:
1) Ответы на вопросы учителя
2) Решение эвристических задач
3) Решение проблемных задач
4) Представление индивидуального опережающего задания,
Задания при изучении нового материала:
1)Вы знаете, какие формы рельефа относятся к равнинам. А теперь предположите, какие участки земной поверхности будут называться горами?
После обсуждения ответов учитель предлагает проверить правильность высказывания учащихся по учебнику.
2)Учитель: Горы устроены непросто! Посмотрите на доску и зарисуйте в тетрадь строение гор.
(входят такие понятия как вершина, склон, подошва)
3) Учитель: прочитайте текст «Заспорили между собой Уральские , Скандинавские горы и Альпы. Урал говорит: «Я выше всех гор, потому что я уже старый, покрыт лесом!». «Нет,- отвечают горы Альпы,- мы выше всех. Мы носим снежные шапки, склоны наши крутые и снежные лавины сползают!». «Не спорьте,- вмешались Скандинавские горы- мы выше всех поднимаемся над уровнем моря!». Кто прав?
Используя рис 57 учебника стр. 85 и карты атласа составьте схему или таблицу или рисунок «Виды гор по абсолютной высоте» . Внесите в схему или таблицу или рисунок примеры гор , самую высокую точку их, подпишите названия самых высоких точек гор.
4) найдите на карте показываемые на слайдах горы, определите к какому виду по высоте они относятся.
Слайд №1 Анды, Кордильеры
Учителль: Молодые горы, Кордильеры!
Весело толпясь вокруг меня,
Вы полны непримиримой веры,
озорного буйного огня.
Ваша лава пламенем клокочет,
Огнедышит, плещет через край,
Будто что-то переделать хочет,
В жизнь людей вторгаясь то и знай. (М. Алигер)
Слайд №2 Гималаи, Джомолунгма
Выступление учащегося с опережающим заданием
Высочайшая вершина мира имеет несколько названий. Джомолунгма- «Богиня- мать мира» или «Мать богов Земли» называют ее тибетцы; Сагарматха- «Властелин мира»- непальцы. Абсолютная высота вершины 8848м была определена в 1852 г. В честь руководителя индийской топографической службы англичанина Джорджа Эвереста ей дали еще одно название- Эверест. Первый покоритель Эвереста Норгей Тенцинг писал: «Подлинное значение Эвереста- он высочайшая не одной какой-то страны, а всего мира. Он был взят людьми Востока и Запада вместе. Он принадлежит нам всем»
Слайд №3 Альпы
Слайд №4 Кавказские
Учитель: Став гордым теменем- понтийских волн пределом
И в Каспий врезавшись своим прекрасным телом,
Суровый Голиаф меж двух морей возник-
Кавказ, величием исполненный тайник!
Слайд№5 Уральские горы
Слайд №6 Хибины
5) Подумайте , какие силы Земли могли создать таких исполинов?
Прочитайте отрывок. « Задача разрушительных сил- полное уничтожение гор. Снести эти зубчатые гребни, острые вершины , крутые утесы, стереть с лица Земли, выровнять до основания_ вот к чему стремятся эти силы, И рано или поздно, в зависимости от высоты гор и твердости горных пород, разрушители выполняют свою задачу, и красивые горы исчезают с лица Земли. Но пока над равниной возвышается хоть один холм, торчит хоть один камень- они не могут успокоится, прекратить свою работу»- писал В.А. Обручев , геолог и писатель. О каких «разрушительных силах» идет речь?
(процессы выветривания. Солнце, ветер, вода,растения)
Учитель: «С умом ли, Капля, ты? Меня пробить взялась!
Меня, гранитную!Ты .право, стоишь смеха».
Но Капля молча все кап, кап…и пробралась.-
Настойчивость -залог успеха.
6) Прочитайте статью учебника «Как живут люди в горах» и составьте план ответа в тетради.
Предполагаемые результаты выполнения заданий учениками .
Продуктивность работы в группе, оригинальность выполненных заданий, графическое отражение выполнения задания, умение представить результат выполненного задания. Доминируют коммуникативные и креативные УУД.
7.Культурно-исторические аналоги по рассматриваемой проблеме.
Издавна люди стремились покорить горы. Стоянки и наскальные рисунки обнаружении археологами в горах на высоте 3ооом. Жители гор одомашнивали овец и коз, а в Андах- лам. На горных склонах, на искусственных террасах издавна выращивали многие, ныне хорошо распространенные в мире культуры: жители Кавказа- рожь и виноград, Гималаев- рис, а индейцы Анд- бобы, томаты, маниок (дикий картофель) На доске схема «Различие гор по абсолютной высоте» , рисунок «Составные части гор»
Задание ученикам по рефлексии их деятельности:
Заполните таблицу «Рельеф Земли. Горы», поставив любой значок в колонки. Вложите таблицу в тетрадь. Используйте ее для подготовки домашнего задания
Строение гор | Различие гор по высоте | Разрушение гор | Как живут люди в горах | |
Усвоил(а) хорошо | ||||
Не понял (а) | ||||
Нужно обратить внимание при подготовке дом. задания | ||||
Прочитать дополнительную литературу | ||||
Посмотреть в интернете | ||||
2. Формы контроля и оценки результатов урока.
выполнить задания 2,3,5,6,7 по тренажеру учебника стр.87
2.1. Задания на дом : изучить параграф 25, уметь показывать горы по карте, выделенные в параграфе.
По желанию написать сочинение-миниатюру, обратившись к четверостишию:
Что видели они- горы,
Немые свидетели времени?
Что слышали они -горы,
В гулком марше веков? (Е.К.Мархинин, вулканолог)
. Рекомендуемые ученикам материалы : хрестоматия по физической географии
2.2. Список литературы и других источников, использованных учителем для подготовки к уроку:
А.Г.Асмолов «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли» система заданий» М; Прсвещение 2011
О.А.Бахчиева «Начальный курс географии. Методическое пособие» М: Дрофа 2004
О.В.Крылова учебник для 6 класса «Физическая география. Начальный курс» М:Просвещение 2001
В.В.Николина «География.Поурочные разработки» М:Просвещение 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии с учетом формирования УУД в условиях реализации ФГОС ТЕМА. Рельеф Земли. Горы. 5 класс ( линия учебников «Полярная звезда»)
Цели данного урока: сформировать понятие «горы», выяснить, как различаются горы по высоте, представление об условиях жизни и хозяйственной деятельности людей в горах, продолжить форм...
Технологическая карта на тему "Рельеф Земли.Горы," ФГОС 5класс.
Предлагаю технологическую карту урока в 5 классе по учебнику "Полярная Звезда"....
Конспект урока "Рельеф суши.Горы".
1. Тип урока: урок –практикум с применением ИКТ.2. Цели урока: сформировать знания о горах как о форме земной поверхности.3....
Открытый урок "Рельеф Земли. Горы"
Тема: «Рельеф Земли. Горы». 5-й класс.Тип урока: урок-путешествие.Цели урока: Образовательные. 1. Углубить понятие о рельефе Земли.2. Сформировать понятие «горы».3. Выяснить как различаются горы по вы...
Урок географии с учетом формирования УУД в условиях реализации ФГОС ТЕМА. Рельеф Земли. Горы. 5 класс ( линия учебников «Полярная звезда»)
План-конспект разработан по линии учебников "Полярная звезда"....
Конспект урока "Рельеф Земли" 7 класс
план урока...
Технологическая карта урока . География 5 класс.Тема урока: Рельеф Земли. Горы .
Сформировать первичные представления о горах, горных хребтах, горных системах, типах гор по высоте.Умение самостоятельно находить нужную информацию по учебнику....