Технология критического мышления в процессе экологического образования на уроках географии.
статья по географии на тему

Содержание

 

 

1.  Введение……………………………………………………………...4

2.  Глава 1.Технология « Развитие критического мышления»……….6

3.  1.1. Неизбежность появления новой технологии обучения...….....6

4.  1.2.  Содержание, цели и задачи технологии «Развитие крити-

ческого мышления»……………………………………………………..8

5.  1.3. Приёмы технологии «Развитие критического мышления»…14

6.  1.4. Организация урока с применением технологии РКМ……….23

7.  Глава 2. Использование технологии «Развития критического мышления» на уроках географии и биологии……………………….26

8.  Заключение………………………………………………………....29

9.  Приложения………………………………………………………...32

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 898_.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Технология критического мышления в процессе экологического образования на уроках географии.

   

    Из опыта работы учителя географии

      МБОУ СОШ №8с. Большесидоровское

      Жмакиной Т.М.

                       

                                      2017 год

Содержание

1.  Введение……………………………………………………………...4

2.  Глава 1.Технология « Развитие критического мышления»……….6

3.  1.1. Неизбежность появления новой технологии обучения...….....6

4.  1.2.  Содержание, цели и задачи технологии «Развитие крити-

ческого мышления»……………………………………………………..8

5.  1.3. Приёмы технологии «Развитие критического мышления»…14

6.  1.4. Организация урока с применением технологии РКМ……….23

7.  Глава 2. Использование технологии «Развития критического мышления» на уроках географии и биологии……………………….26

8.  Заключение………………………………………………………....29

9.  Приложения………………………………………………………...32

Моё педагогическое кредо " Я ничему не учу своих учеников, а только  создаю условия, в которых они сами учатся". Современный  урок  - это урок,  на котором  максимум ребёнка и минимум учителя, урок, на котором  больше работают дети,  а педагог только направляет их работу, урок, на котором нет обязаловки, нет стереотипов. Жан Жак  Руссо  когда-то  отметил: " Ребёнок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен того, чего хочет учитель. Поэтому педагогу так необходимо умело направлять ребёнка, чтобы он думал, что самостоятельно пришёл  до определённой основы, вывел формулу,  сформулировал тему урока".

Мой опыт позволяет утверждать, что ученик усваивает 10%  того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает,  и 90 -100% того, что  делает сам.  Поэтому для себя  я выделила  несколько определений современного урока. Во-первых, это урок взаимодействия учеников друг с другом - учитель же является координатором получения знаний. Во-вторых, это урок,  на котором каждый ученик учится  с интересом. В-третьих, это урок, который должен строиться не на послушании, имитации  и повторении, а на самостоятельном поиске  истины, на  анализе и  синтезе  разных точек зрения, собственных наблюдений и экспериментов. В-четвёртых, это урок, который должен быть ориентирован на развитии  творческих  способностей учащихся, на использовании современных технологий.

Всем этим определениям соответствует технология критического мышления. Эта технология заинтересовала меня тем, что она простыми и понятными методами позволяет сделать обучение интересным и осмысленным. К тому же в своей педагогической практике пришлось столкнуться с тем, что многие дети не хотят учиться. Возможно, это связано с тем, что объём учебного материала превышает возможности восприятия ребёнка, с тем, что у него развивается страх (получить плохую отметку и т.д.), который препятствует проявлению творчества. Эти проблемы можно решить с помощью  технологии развития критического мышления (ТРКМ). Она обеспечивает внутреннюю мотивацию познавательной деятельности учащихся, психологический комфорт на уроке. Считаю, что ТРКМ позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребёнка.

Главную ценность РКМ вижу в том, что она направлена на осмысленный подход к обучению и сохранению здоровья. Ученики задают себе вопросы: "Как это соотносится с тем, что я уже знаю?", "Как я могу использовать эту информацию?". Обучая школьников мыслить, таким образом, подталкиваю их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимой информации.

Разные приёмы развития критического мышления, которые вошли в содержание данной технологии, опробованы мной на протяжении нескольких лет и дали свои результаты. Уроки стали намного интереснее, успеваемость стала выше. На таких уроках нет монотонности, которая быстро утомляет ребят. На таких уроках редко бывают низкие результаты, тем самым снимается нервозность, а это немаловажно для сохранения здоровья.

В настоящее время экологическому воспитанию отводится немаловажная роль. Более глубокое экологическое образование призвана дать школа и, конечно же, школьный  предмет география. На уроках и внеклассных мероприятиях обучающиеся входят в мир наук о природе, постигают взаимосвязи  и взаимозависимости живых организмов между собой и с окружающей средой, накапливают экологические умения и навыки. Природа познаётся не только созерцательно, но и осмысленно, на основе знаний. Но одних знаний, умений и навыков недостаточно. Экологическое образование должно сочетаться с экологическим воспитанием. Основными целями обучения географии является усвоение фундаментальных знаний, в том числе и экологических. Технология ТРКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств  гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Особенно такая технология позволяет формировать у учащихся  экологическое  мировозрение. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности учащихся, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к информации. Почему теория критического мышления  наиболее результативна в экологическом образовании.

 Во-первых, критическое мышление позволяет учащимся быть самостоятельными. Когда  занятие по экологии  строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает нашу правоту. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. В процессе изучения окружающего мира учащиеся получают  массу информации об  экологическом состоянии окружающей среды.  Эта информация  создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.  В процессе обработки информации человек получает необходимые знания. Чтобы породить сложную мысль,  нужно переработать гору «сырья» –  фактов,  идей, текстов, теорий, данных, концепций. Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у старшеклассников, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. В процессе экологического образования учащиеся пытаются решать проблемы как локального характера, так и выявлять  глобальные проблемы человечества. Человеческие существа любопытны по своей природе. Мы замечаем что-то новое – и хотим узнать, что это такое. Мы видим некую достопримечательность – и нам уже хочется проникнуть внутрь. «Во всем животном мире, – отмечает химик и философ Микаел Поланый, – начиная от таких простейших форм, как черви и, возможно, даже амебы, мы наблюдаем вечное настороженное копошение, чисто исследовательскую активность, не связанную с прямым удовлетворением потребностей: стремление всякого живого существа к интеллектуальному контролю над своим окружением». Любопытство, таким образом, есть неотъемлемое свойство всего живого. Я больше наблюдаю это свойство у малышей, чем у старшеклассников, – увы, зачастую таково воздействие школьного образования на детские умы. Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей  . Сложность обучения критическому мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас проблем.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. На уроках экологии учащиеся  находят  собственное решение проблем и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Они также осознают, что возможны иные решения той же проблемы, и стараются доказать, что выбранное ими решение логичнее и рациональнее прочих.

И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Первичная социализация  детей – это семья. Следующий этап социализации – это школа. На уроках географии учащиеся выражают свои мысли.Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому, когда я начала работать  в русле критического мышления, всегда стараюсь  использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся.

        Поэтому, я  уделяю большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, мне удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.

  Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность,  коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

       Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

      Критическое мышление – это не негативность суждений или критика, а разумное рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на К.М предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в интерактивный процесс.

 Технология критического мышления предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках географии с целью решения актуальных экологических проблем. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам, включая экологию. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления у наших детей и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой "человек репродуцирующий" - понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая. Критичность ума - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.  Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. А жизнь каждого человека неразрывно связана с природой, а следовательно и с экологией. Экология обманчива кажущейся своей простотой. На деле она требует системного мышления. И здесь на помощь приходит технология критического мышления.

1.Приём ИНСЕРТ - интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

2.Приём « Мозговая атака» используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактами.

3.Групповая дискуссия – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями.                              Чтение с остановками – условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.

4.Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

5.Синквейн. Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

6.Продвинутая лекция. Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели вызов – осмысление – рефлексия. Учитель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению.

7.Эссе-жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса.

8.Приём – «Перепутанные логические цепочки».

9.Таблица «З-Х-У»( Знаю-Хочу знать-Узнал). Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

10.Приём - ключевые термины.

11.Взаимоопрос - один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.   

Заключение

   Я данную технологию изучаю с 2012года.

   В моём арсенале много приёмов технологии. Но, в силу обстоятельств, использовать и применять удаётся не все. Некоторые стратегии предполагают наличие большой группы ребят, а у нас классы небольшие – от 5 до 13 человек. Некоторые дети не приемлют отдельные приёмы. Не всегда нравятся приёмы, есть отрицательный опыт применения отдельных приёмов. В своей работе, на уроках географии  я, преимущественно, применяю технологию на уроках изучения новой темы. Большое разнообразие приёмов и стратегий даёт большое поле для деятельности и размышлений.

Приёмы, наиболее часто, используемые мной на уроках: различные виды таблиц (Т-таблица, концептуальная и др.), инсерт, ключевые слова, кластер, дерево предсказаний, лекция-визуализация, различные приёмы для прогнозирования материала, перепутанные логические цепочки, ассоциации. Некоторым детям нравится преподносить информацию творчески, по-новому. Поэтому приходится осуществлять дифференцированный подход и индивидуализацию. На уроках приходится дозировать «порции материала», так как не все дети могут работать в одном и том же темпе, не у всех одинаковая техника чтения. Некоторые приёмы технологии приходится адаптировать под свой контингент учащихся, что не возбраняется.

   Проанализировав свой опыт работы по технологии, я пришла к выводу, что есть плюсы (их больше) и затруднения в использовании технологии КМ.

   Плюсы в технологии КМ:

1. Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.

2. Делать выводы.

3. Принимать продуманные решения.

4. Технология даёт учащимся возможность размышлять.

5. Способствует активности учащихся в учебном процессе.

6. Активизирует мышление.

7. Учатся работать в группах и парах.

8. Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.

9. Повышается интерес к процессу обучения, к урокам, в целом к предмету.

10. Формируются навыки написания и составления текстов различных жанров.

11. Формируются коммуникативные навыки.

12. Развивается способность к информационной грамотности и самостоятельной аналитической деятельности.

Главную ценность РКМ вижу в том, что она направлена на осмысленный подход к обучению и сохранению здоровья. Ученики задают себе вопросы: «Как это соотносится с тем, что я уже знаю?», «Как я могу использовать эту информацию?». Обучая школьников мыслить, таким образом, подталкиваю их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимой информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационной технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках географии.

Выступление на семинаре "Применение инновационных технологий личностной ориентации в практической деятельности учителей школы" В ходе выступления была рассмотрена надпредметна...

Социокультурный подход с использованием технологии критического мышления в формировании экологических компетенций при обучении немецкому языку.

Мастер-класс для учителей немецкого языка и других предметов гуманитарного направления с целью ознакомления  с основными приемами обучающих технологий, которые можно  использую в обучен...

Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка

Некоторые выводы по использованию ТРКМЧП на уроках русского языка...

Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы как одной из ведущих технологий внедрения ФГОС.

Цель: Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления с целью повышения эффективности обучения и развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в уче...

Мастер-класс Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках географии

Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках географии...

Методическая разработка. "Теория развития критического мышления как средство формирования УУД на уроках географии".

Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем  восприятия , понимания, объективности подхода к окружающему его информаци...