Урок географии для 5 класса "Мир, в котором мы живем " по ФГОС
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Золотарева Ирина Геннадьевна

В материале представлена технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_5_klass_mir_v_kotorom_my_zhivem.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по географии 5 класс.

Тема урока

Мир, в котором мы живём

Дата урока

Тип урока

урок формирования новых знаний и умений

Цель урока

Сформировать понятия: «живая природа», «неживая природа», «явления природы».

Сформировать представления о мире, в котором мы живем, об уникальной планете Земля и о науке географии.

 Развивать познавательный интерес к предмету.

Образовательные 
ресурсы

Проектор, экран, атласы, компасы, блюдечко с водой, иголка, магнит, листочек бумаги а виде листика, спил дерева.

План урока

1. Мир живой и неживой природы.

2. Явления природы.

3. Человек на Земле

Технологии

проблемное обучение, информационно-коммуникативная, групповая, здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве, исследовательская.

Методы и формы 
обучения

Методы: Объяснительно- иллюстративный, эвристическая беседа

Формы: индивидуальная, групповая

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций. Называть характерные черты живой природы, приводить примеры тел живой и неживой природы.

Объяснять значение понятий: «природа», «явления природы».

уметь ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников.

обладать – ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культуры.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

I. Мотивация 
к учебной деятельности. Формулирование темы урока, постановка цели

Я вам предлагаю послушать стихотворение и озаглавить его («Русская природа» Всеволод Рождественский)

Ты у моей стояла колыбели,
Твои я песни слышал в полусне,
Ты ласточек дарила мне в апреле,
Сквозь дождик солнцем улыбалась мне.

Когда порою изменяли силы
И обжигала сердце горечь слез,
Со мною, как сестра, ты говорила
Неторопливым шелестом берез.

Не ты ль под бурями беды наносной
Меня учила (помнишь те года?)
Врастать в родную землю, словно сосны,
Стоять и не сгибаться никогда?

Гляжусь в твое лицо — и все былое,
Все будущее вижу наяву,
Тебя в нежданной буре и в покое,
Как сердце материнское, зову.

И знаю — в этой колосистой шири,
В лесных просторах и разливах рек —
Источник сил и все, что в этом мире
Еще свершит мой вдохновенный век!

Подумайте, чему будет посвящён наш первый урок по географии

 Слушают стихотворение

Выполняют задание

Отвечают на вопрос

II. Актуализация знаний

Мы с вами будем знакомится с природой нашей планеты Земля.

1. Мир живой и неживой природы.

2. Явления природы.

3. Человек на Земле

III. Изучение нового материала

Земля-это уникальная планета. В чём её уникальность, как вы думаете?

Правильно, уникальность её в том, что только на планете Земля есть жизнь.

На нашей планете есть все условия для жизни. Какие?

-воздух с кислородом

-вода

- Посмотрите на картинки стр. 5 учебника. Изображённые объекты относятся к природе?

- Посмотрите внимательно и попробуйте классифицировать (разделить на группы) изображённые объекты природы.

ПРИРОДА

         ЖИВАЯ                                                                             НЕЖИВАЯ

- Какие объекты живой природы приведены на картинке? Чем они отличаются? (размерами, строением)

- Живые организмы разные. Но что же их объединяет? Что у них у всех общего? ( они дышат, питаются размножаются, растут).

- Что относится к неживой природе. Приведите примеры. (Реки, горы, воздух, почва, океаны.)

Задание: выполните задание № 2, 3 в РТПО (рабочая тетрадь с печатной основой) стр. 3 ( Проверка )

– Как связаны между собой живая и неживая природа?

Задание: Прочитайте текст учебника на стр. 6-7. И устно выполните задание № 4 в РТПО

(Вывод. Объекты неживой природы являются средой обитания для живой природы.)

Окружающая нас природа изменяется или находится в неизменном виде?

Природа постоянно меняется в результате происходящих в ней процессов. Что же это за процессы?

Задание: Прочитайте определение на стр. 8 и запишем определение в задании № 5 в РТПО

– Какие изменения могут происходить в неживой природе? (Дождь, ветер, смена дня и ночи…)

– Как называются такие явления? (Физические.)

– Какие изменения могут происходить в живой природе?

(Листопад, изменение окраски меха у некоторых животных…) – Как называются такие явления? (Биологические.)

Задание: Чтобы ответить на эти вопросы, прочитайте текст на стр. 8 2 абзаца и выполните задание № 6 в РТПО

Человек тоже относится к природе. Значит и он оказывает влияние на природу.

– Какое влияние на природу оказывает человек? Он может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на природу. Приведите примеры каждого влияния человека на природу. Рассмотрите рис. на стр. 9 учебника. Как влияет на природу человек?

Задание: прочитайте текст на стр. 10 первый абзац.

-Какая наука поможет ответить на эти вопросы? (география, нам нужны знания о Земле, о природе, о связи человека и природы.)

Отвечают на вопрос, выполняют задания учителя.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного.

-Давайте с вами сделаем вывод по уроку. Что мы сегодня узнали на уроке.

Сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр. 10.

V.Итоги урока. Рефлексия

  • Что узнали на уроке?
  • Чему научились?
  • В чем испытали затруднения?

VI. Домашнее задание

  1. §1, стр. 4 – 10
  2. Знать определение понятия «явления природы»
  3. Подберите загадки к явлениям природы, картинки к ним или рисунки.
  4. Подготовьте сообщения о великих естествоиспытателях.
  5. * подумайте. Какие методы научного исследования мы сегодня использовали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике "Район, в котором я живу"

На уроках математики, я стараюсь привлечь внимание учащихся к теме благоустройства нашей среды обитания. Мною был разработан и проведен  открытый урок «Район, в котором я живу», в котором ма...

Урок природоведения. Тема: Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город).

Урок природоведения 5 класс в школе  VIII вида. Раздел I Окружающий нас мир. Тема: Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, де¬ревня (село, город)...

Методическая разработка урока по теме: "Край, в котором я живу".

конспект урока для учащихся 5 класса о родном крае, посвещённый юбилею Тайшетского района...

Урок географии с учетом формирования УУД в условиях реализации ФГОС ТЕМА. Рельеф Земли. Горы. 5 класс ( линия учебников «Полярная звезда»)

Цели данного урока: сформировать понятие «горы», выяснить, как различаются горы по высоте, представление об условиях жизни   и хозяйственной деятельности людей в горах,  продолжить форм...

Интегрированный урок географии и литературы "Топонимика в «Словаре живого Великорусского языка» В.И.Даля"

Цель урока: формирование лингвистического анализа публицистического текста через работу с топонимами; способствовать развитию умений работы с картой  и со словарями в системе он-лайн; развивать ...

Технологическая карта урока по теме "Посёлок, в котором я живу"

Технологическая карта урока по теме "Посёлок, в котором я живу" в рамках раздела "Путешествие по городам" может быть использована на уроке английского языка для  формирования ...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС»

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГ...